О способностях

               

             Много разговоров о потребностях, но почему-то мало кто рассматривает способности.
       Прежде всего определим, что такое способности.  Это понятие относительное,
         Зависит от того, кто оценивает.

             Обычное определение способности — это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Но следует иметь ввиду, что способности в состоянии развиваться даже от полного отсутствия до совершенства. 
      Универсальных способностей не бывает. Ребенок уже рождается с задатками в разных областях деятельности, с течением времени эти задатки развиваются неравномерно, смотря по обстоятельствам жизни.   Входя  во взрослый возраст,  человек выбирает область деятельности, но может и ошибиться. Задача руководителя определить наибольшие способности человека и  его стремления, найти для него дело, в котором то и другое для него совпадают. Тогда и только тогда можно надеяться на развитие способностей на максимальное их использование, .главное, чтобы у него  не было никаких разочарований в его работе.

              Можно ли получить от каждого по способностям?

            Для того, чтобы люди максимально использовали свои способности, нужны две вещи: совпадение работы с желанием и способностями работника плюс зависимость удовлетворения потребностей от количества и качества труда.  Немалое значение имеет моральный настрой и отношение окружающих к человеку и его работе. Иногда помогает возникающий «эффект спортивной команды». Человек оценивает свой вклад в общее дело и, понимая его значение, ощущает моральное удовлетворение и самоуважение.
            Но «бытие определяет сознание» и пока  условия работы на предприятии будут мешать развитию энтузиазма нельзя надеяться на полную реализацию способностей.
          Не могут в полной мере проявляться способности по приказу, или иному принуждению, экономическому, или должностному.  Наемный труд, особенно если он не совпадает с желаниями и надеждами индивидуума отвращает его от принужденной деятельности, даже если у него имелись задатки способностей

                Свободный труд и способности
         Лучше всего способности развиваются в свободном труде. Свободный труд осуществляется по желанию, а это главное для развития способностей.
        Дополнительно  воздействует системность свободного труда. она заключается в широте выбора профессии и соответственно этому выбору возможности получения образования и трудовых навыков в широком диапазоне профессий. Такие обстоятельства лучше всего подходят для выявления способностей и освоения наиболее подходящих профессий,
         Обстоятельства свободного труда состоят в том, что человек проводит своё свободное время, занимаясь любимым делом. Творческая атмосфера способствует стремлению достичь совершенства, а поскольку  недостатки образования мешают этому, то возникает желание повысить свой уровень подготовки. Организаторы свободного труда должны его поддерживать и обеспечивать его реализацию.


                Конституция  свободного труда.
           Один из лозунгов коммунизма: « Каждому по потребности». Главная потребность человека, это потребность в труде. Без труда человек теряет свои человеческие качества, деградирует. Частная собственность на средства производства  искажает побудительные мотивы труда. Наемный труд вызывает отвращение к трудовому принуждению, и это отвращение переносится и на труд вообще. Труд становится чужим для человека, а человек, обезличенной рабочей силой.   
         В коммунистическом обществе общенародная собственность поддерживается ответственностью,  отсутствием ТДО и свободным трудом.
           Рассмотрим законодательную инициативу по введению свободного труда.
Что такое гражданство? Это принятие человеком прав и обязанностей члена общества.  Общество формирует комплекс законов, обеспечивающих получение прав и исполнение обязанностей. Свободный труд также должен иметь конституционные законы, обеспечивающие его существование и развитие.

1. Каждый гражданин имеет право на занятие свободным трудом, не нарушающим права других граждан.
2. Свободный труд, это труд человека передающего результаты своего труда в дар обществу.
3. Каждый гражданин имеет право выбирать специальность свободного труда.
4. Администрация города, поселка или предприятия  обязана предоставить возможности свободного труда в нерабочее время в соответствии со специальностями предприятия.
5. Администрация региона, города обязана организовать участки свободного труда для пенсионеров и инвалидов по согласованию с пенсионным фондом.
6. На свободный труд распространяются все законы охраны труда и обеспечения его безопасности.
7. Государственное обеспечение потребностей свободного труда осуществляется в рамках государственного бюджета.
8. Свободный труд преподавателей и наставников имеет особую ценность.

Распределение результатов свободного труда происходит через общественные фонды и используется для повышения уровня жизни участников свободного труда, а также в содействии ликвидаций стихийных бедствий.

При расширении сферы свободного труда он должен вытеснить наемный.
        Свободный труд является важным фактором повышения образовательного уровня работников. Стремление к обучению неизбежно возникает с желанием лучше выполнить свою работу.
        Свободный труд имеет еще и воспитательный результат, . Он развивает коллективизм, самоконтроль, помогает найти и оценить необходимость, результаты и значение своего труда.

                Роль распределительных фондов
        Все положительные черты воспитательного воздействия могут быть смазаны, неправильным распределением. Фонды должны работать так, чтобы человек чувствовал непосредственное влияние качества своего труда на уровень жизни свой и своих товарищей. Публичная отчетность фонда должна показывать роль свободного труда в успехах и вознаграждениях трудового коллектива, а отчетность администрации должна показывать 

                Роль родителей и школы  в развитии способностей
     Малые дети очень способные человечки с многочисленными природными задатками. Роль родителей в раскрытии этих задатков. А задатки раскрываются с напряжением, с преодолением трудностей. Ребенок все время преодолевает трудности, и страх, и неуверенность в своих силах, и отсутствие опыта.
         Преодолевает он трудности с трудом и посредством посильного труда. Он постоянно сам  строит свой интеллект так,  как стоится здание. Родители предоставляют ему возможность преодолеть эти трудности и закрепить преодоление в играх.
           Наступает время учебы. Во время учебы выясняется степень подготовки ученика. Если ученик благодаря стараниям родителей обучился умственной работе  и элементарной логике, то ему легко в математике. Если он обучался рисованию, лепке, выступлениям перед родными и друзьями, то ему легко в искусстве и литературе, и т.п. Преподаватели  считают его способным учеником и не стесняются накладывать на него дополнительные требования, что способствует его дальнейшему развитию.
          Наша школа имеет много недостатков. Упомянем некоторые. 
          Во-первых, логика. Иногда в советское время она изучалась.  В царских гимназиях изучалась элементарная логика, а потом и формальная.  Сейчас – нигде. Продвинутые преподаватели в продвинутых школах стараются привить умение пользоваться логикой, что дает эффект для участия в ученических олимпиадах, но министерство образования не включает логику в перечень обязательных предметов. Да и у педагогов недостаточная логическая подготовка.
А без логики возрастают трудности в программировании и интернет-технологиях.
           Во-вторых,  трудовое воспитание. Оно должно приучать к пониманию процессов труда, а также знанию современных приспособлений и  орудий труда. Хорошо,что об этом сейчас задумались


Рецензии