19. Что имеем, храним ли? Наследие Веры Холодной..

19.  Что имеем, храним ли? Наследие Веры Холодной...


     Фильмы с Верой Холодной 1915-1919 годы…
В Одессе в 1918 году, по хронологии с её участием, было снято всего четыре полнометражных фильма… По одесскому наследию, в том числе, народной молвы, Вера массово снималась в рекламных фильмах и лентах модельного направления на за рубеж. Веяния женской моды (образцы, виды, формы), доставлялись из-за границы. Не мода империи, или зарождения времени Советской власти, её просто не было, была одна сплошная война.

Популярность, красота артистки, облачённая в иноземные меха, красивые платья, вычурных видов шляпок, занималась киногруппа бизнесмена Харитонова. Деньги, главное, получение сверх прибылей.  На износ физические и духовные возможности актрисы мало кого интересовали. Режиссёры тоже были в бешенной гонке заработать быстро и много, жили одним днём, кругом война.
В группе «немого» кино, специальные люди из местных… Помощники подзаработать себе, в том числе.

«Связующая деталь… Василия Навроцкого и Веры Холодной… через сына издателя. Был известен в кинематографических кругах «немого» одесского кино, как молодой предприимчивый организатор, связной с зарубежьем. Прославление актрисы, влиятельной в то время обширной греческой диаспоры города, связь с частными зарубежными студиями кино, киностудии Харитонова… Занимался он.

Вера изнуряющими съёмками, рекламировала на износ. Коммерческие ролики распространялись сотнями за рубеж.
1919 год, Вера Холодная умирает от «испанки», студия Харитонова разваливается, многие от после революционной разрухи уезжают за границу. Эмигрирует в Париж, 1920 год и сын знаменитого отца, редактора «Одесский листок». Это и о нём в справочниках, он в группе покинувших страну, кто имел отношение к «немому» кино в Одессе. Фильмы с Верой Холодной вывезены за рубеж, судьба не известна, утеряны(?)».

     … Много определяющая деталь судьбы наследия Великой «немой», в
КОПИЯХ  снятых фильмов. Кино с её участием по всему миру, в российских кинотеатрах, приспособленных помещениях для показа, нужны были копии и много. Качество плёнки, аппаратов (рвалась, тянулась, как резина…). Составляли картину по кускам из нескольких и это было.
Изобрели синематограф и тут же одновременно, копирование киноплёнки.
Немедленно появился кино бандитизм, кино терроризм. Самодельное копирование, выкачка денег. Плёнок мало…

Операция копирования несложная, доступная, но копировальные иностранные станки, приспособления баснословной цены. Курьеры и были, как сын Навроцкого, организатор копирования фильмов студии Харитонова, где несравненная Вера Холодная. Связь его с зарубежьем, свои гонцы-работники, мастерские-студии копий, то есть, зарождение киноиндустрии.

Контактная фото (кино) печать. «Исходная и новая пленки, прижатые эмульсия к эмульсии, экспонируются, двигаясь мимо освещенной щели. После проявки получается негативное и зеркальное по отношению к исходному изображение. Чтобы не изнашивать оригинал, с него изготавливают не прокатные копии, а мастер-позитив, с которого делают десятки дубль-негативов, а с них — прокатные позитивные фильмокопии.
Копии получаются зеркальными, но это исправляется тем, что при съемке пленка повернута эмульсией к объективу камеры, а при демонстрации — от объектива проектора».

     Начало 80-х прошлого века, писатель, актёр Леонид Филатов в Одессе, поиски могилы Веры Холодной. Каких то следов, от тайны актрисы, участие её в 1918 году в защите вывоза из страны древнего наследия Византии, «Библии Византии», (Библ Византии), позднее название «Библиотека Ивана Грозного». Участницы событий (реакция народа города), от известия о смерти царя Николая II. Проверка слухов, кои о ней слагали посмертно журналисты, писатели, шокирующих бреднях её посмертной судьбы…

Одно из главных… Именно в Одессе, Леонид Филатов искал копии фильмов. Многих фильмов и не одесского периода, так как копирование на зарубеж, основное, было налажено через местных киношников, где незаурядным специалистом по связям, был сын Навроцкого.
Через воспоминания ветеранов, Филатов и журналисты «Вечерней Одессы», по поручению главного редактора Деревянко Б.Ф., проверяли места возможного клада… Киноплёнки студии Харитонова!

По энциклопедиям запись, «Фильмы с Верой Холодной вывезены за рубеж, судьба не известна…», возможно правильная, касалась оригинала фильма, «первая» плёнка… С первых и делались копии.
Архив Харитонова по легенде, не мог быть вывезен из тогдашней военной Одессы. Он был спрятан до поры до времени где-то в городе…
Частично что-то взяли режиссёры, сотрудники студии.

Особенно интересен поиск «черновой» материал всех коммерческих лент, сценарии, много чего попутного… В павильонах на Французском бульваре ничего не осталось.
Основной режиссёр Веры, Чардынин П. «Всего до 1917 года Чардынин успел поставить около 200 фильмов, из которых сохранились 34. Сохранились в основном фильмы периода 1909—1914 гг. (25 фильмов из 50). Наибольшей плодотворности Чардынин достиг в 1915 году, поставив 35 фильмов. Как правило, он являлся шефом-оператором всех своих фильмов. Отдельные картины он снимал сам.

В 1918 году на экраны вышел двухсерийный фильм-бенефис «Молчи, грусть… молчи…», (Вера Холодная обязательно), которым было ознаменовано десятилетие кинематографической деятельности Петра Чардынина. Он поставил фильм по собственному сценарию и блестяще сыграл в нём одну из ключевых ролей.

В 1934 году Пётр Иванович Чардынин умер от рака печени в Одессе. Похоронен там же на Втором христианском кладбище. На могиле кинорежиссёра был установлен кенотаф (символ, её там не было…) киноактрисе немого кино Вере Холодной».

По возможной версии старожилов на тот момент, то есть, начало 80-х, архив студии Харитонова, может быть в гробу Чардынина, был отвергнут. Были свидетели, живы, присутствовали, помнили похороны режиссёра…
Несколько ящиков уместить неумно под землю, значит, уничтожить.

     … 1982 год, конец года, премьера 2х серийного телефильма «Бой на перекрёстке», снят на Одесской киностудии. Краткий анонс, «Медсестра Юнна Ружич и поэт Лафар, ставшие чекистами, принимают активное участие в раскрытии контрреволюционного заговора в Москве в 1918 году».
На самом деле, многоплановые сюжетные линии времени 1918 года…
Фильм, ключ и к разгадке, какая основная причина расстрела поэта Николая Гумилёва в 1921 году? Из 18-го военного…
Продолжением будет моей публикации. «Одессит В. Лановой знал, почему погиб Гумилёв».

Деталь, поэт Лафар (следователь по банковским операциям), он и в Одессе, спасение династического наследия русских царей. Единые с Верой Холодной устремления, предотвратить вывоз сокровищ…
«Георгий Лафар (Делафар),
"… дама несколько инфантильна, но отзывчива и мила, по нашему мнению - обязательна. Что удивительно для русских, слава ей не вскружила голову. … Дама эта наша… О даме буду писать отдельно".  Это донесение датировано 27 января 1919 г».

Интерпретация навязывалась…сказанное Лафаром, «Дама это наша», всегда было, что, мол, как минимум, чекистка… Лафар  был поэтом, литературными метафорными мыслями владел. Фраза многими значениями от нашего духа и… означала, Вера была патриоткой наследственного по крови, греческого духа одесской многочисленной греческой диаспоры… Завещание о сокровищах Византии, наследницы Византии, гречанки Софьи Палеолог, ставшей русской царицей.

Фильм «Бой на перекрёстке», а в нём одна из главных ролей – Дзержинский Ф.Э., его играл Василий Лановой. Известный артист кино, одессит.
Лафар, его судьба, Вера Холодная, её судьба, потому что Лафар пересекался с Верой таинственным, невообразимой шумихой в Одессе,… кладом немыслимых сокровищ… Мировым розыском разведок мира, погоней за славянскими ценностями… Армия немцев, Антанты караулила…
Война за наследие, долг и честь.

И, розыск наследия студии Харитонова… Архива кинопродукции одесского периода. «Дмитрий Иванович Харитонов (26 октября [7 ноября] 1886, Харьков — 21 августа 1946, Париж) — российский купец, кинопромышленник,… В январе 1920 года Московская фабрика Харитонова была национализирована и отдана в ведение ВФКО. Последовавшее в том же году реквизирование кинофабрики в Одессе вынудили Харитонова эмигрировать из страны».

Розыск архива Харитонова между съёмками телефильма «Бой на перекрёстке» и был организован одесситом, актёром Василием Лановым. И до и после, не раз посещал город, «… эпизод в «Полосатом рейсе»… произнес фразу «Красиво плывут… Вон та группа в полосатых купальниках»… Приезжая в Одессу, обязательно иду на тот пятачок, где мы удирали от тигров. Это — традиция, страничка моей чисто одесской жизни». Он – одессит.

Конец 70-х, старшее поколение, артисты, на конференции Союза кинематографистов постановили: воссоздать прошлое кино с «немого», отдать дань заслугам актёров. Заслуженный артист Лановой Василий Семёнович, был одним из направленцев по Одесской киностудии. Его влияние, творческие успехи, авторитет, землячество – « уроженец села Стрымба Кодымского района Одесской области»,
Паралельно розыск – работа, поиск прошлого одесского кино, актёра Леонида Филатова, будущего секретаря Союза кинематографистов, звенья одной цепи.
Чуть позже 1982 года, Филатов в Одессе… Розыск прошлого: архива Харитонова, копий фильмов, могилы Холодной, наследного одесского «немого» кино.

КОПИИ  всех фильмов студии Харитонова  ОСТАЛИСЬ  в Одессе! Где?
Возможно с разгадкой, где могила Великой «немой», Веры Холодной…
Или с разгадки…

     Сейчас в энциклопедиях такая запись,
«В некоторых произведениях, а также в записных книжках Владимира Маяковского упоминается некий «вальс» под названием «Тоска Макарова по Вере Холодной» (пьеса «Клоп», записная книжка 1924 года) и «Любовь Макарова к Вере Холодной» (киносценарий «Позабудь про камин»). Возможно, речь идёт о композиторе и музыканте Саше Макарове и его шлягере «Вы просите песен», который действительно имеет размер вальса (3/4). В самом ли деле эта песня посвящёна Вере Холодной, неизвестно».

Синонимы – танцы… Качаться, качели… Кружиться…
Понять Маяковского, есть трудный подтекст. Поэт для Веры Холодной, был кумиром, ровесником, родились в один год, 1893-й.
Вальс с таким названием выдумал Маяковский, но что-то было другое…
Критиковал, ёрничал над Макаровым, «Прославленный ныне гитарист господин Саша Макаров долгое время был просто любителем в мире музыке. Потомок знатного рода, имевшего резиденции в Петрограде и в Москве, он был вхож к императорскому двору, где его талант знали и ценили».

"Уроженец Тифлиса, сын миллионера. А.П.Макаров начал свою карьеру в Петербурге, где скоро сделался любимцем публики.  Макаров был неоднократно принимаем и покойным Государем, от которого имел ценнейшие подарки».
События 18-го года в Одессе от царской судьбы: убили, убили, якобы убили  ИСЧЕЗНОВЕНИЕМ!
Вера и одесской молвой  (позже по Паустовскому) сама ИМПЕРАТРИЦА, должна бы обожать Макарова? Ан, нет…

Маяковский и язвил над любимцем Николая II Макаровым… В том числе,
«Конечно,…  посмотреть могилу царя. Да и, собственно говоря, ничего там не видно. Ее даже трудно найти…».

Здесь кедр
-----
у корня,
под кедром,
дорога,
а в ней —
император зарыт.

«… стихотворное описание этого места помогло обнаружить место захоронения останков. Только вместо поэтического кедра… оказалась лиственница».
ЗАГАДКА  (умопомрачительная от Маяковского), умного, грамотного, словесника, знатока природы… Зачем поэту понадобился КЕДР  вместо  ЛИСТВЕННИЦЫ?!

Следователь А. Колчака,  Соколов, потому и обнаружил, останки костей коз да коров… Тоже  неразгаданная ЗАГАДКА  до сих пор, зачем и почему?
Написал тома расследования… мистификацию века…
Мистика, метафоры, аллегория,  ВАЛЬС…

     Судьба… И Маяковский, и Макаров умерли совпадением,  в один год –
1930-й.


Продолжение следует.

------------------------

Приложение. Что имеем – не храним?!
Конец 80-х прошлого века. Один из кооперативов района города Одессы, разбирает дворовые постройки, два аварийных кирпичных дома под снос. За «пару» одесских копеек, у рабочих можно прикупить кое какие строительные  материалы для дачи.

Двор, верхние постройки разобраны, водопровод повреждён, подвалы бывших владельцев затоплены водой. Один из подвалов необычный…
Бетонная широкая лестница полукругом уходит в тёмную глубину, явно был большой склад. Затоплено прозрачной голубоватого цвета водой до самого верха. Вода с резким запахом химикатов отпугивает, а как интересно!

На ступенях от верха до низу, вполовину лестницы, сложены подписки классиков мира, толстые журналы стопками, газеты и журналы. Богатство в то время дефицита на литературу. Ближе к верху… Архив Одесской киностудии: упакованные рулоны плёнки с пробами на фильмы, покадровая съёмка. Фотографии кинопроб, фото сцен разных фильмов. Множество папок с документацией, папки жизни студии, вне сомнения. Я был как то знаком с некоторыми студийцами, увидел знакомое…

С рабочими с трудом выловили одну из папок, запах мешал. Забита заявлениями, отчётами, постановлениями собраний. Плотный рулон ватмана, оказался стенгазетами студии, их было несколько тубусов.
На солнце бумага высыхала, от химикатов вспучивалась, очертания поздравлений, какие – то праздники, стихи Высоцкого были… испорчено.
Архив или коллекция кого – то из студийцев?

Обменялись с рабочими впечатлениями, жалко!
Пришлют трактор, экскаватор, всё сравняют бесследно, навечно.
Аллегории, однако…


Рецензии
Роскошная была женщина Вера Холодная. Спасибо за память. У Вас очень интересно на страничке

С уважением,

Олег Пуздок   23.09.2023 07:58     Заявить о нарушении