Царь

Московский царь Алексей Михайлович Романов целый день 15 февраля 1654 года неистово молился. Его жена Мария Милославская рожала, роды шли тяжело.
- Господи! - просил он небеса. - Пошли ей благополучное разрешение от бремени.
В дверь комнаты, где царь стоял на коленях перед старинными образами постучали.
- Входи! - велел он, думая, что принесли весть о состоянии супруги. - Как Мария? Родила?
- Государь, - поклонился в пояс вошедший придворный. - Прибыл боярин Бутурлин с посольством из Украины.
Алексей Михайлович встал, отряхнул кафтан и сказал:
- Не вовремя… Но принять придётся, веди его в посольскую палату.
Пока его переодевали в парадное платье, в котором приличествовало встречать вернувшегося посла, он вспомнил предысторию вопроса:
- Когда в Речи Посполитой возникла очередная казацкая замятня, возглавляемая бывшим чигиринским сотником, неким Богданом-Зиновием Хмельницким, я относился к энтому осторожно. Казаки не раз бунтовали; но Наливайко, Павлюк, и другие казацкие вожди заканчивали на плахе.
Хмельницкий был избран гетманом и в начале 1648 года организовал антипольское восстание. Ему удалось заручиться поддержкой крымского хана, который направил казакам войско перекопского мурзы Тугай-бея.
- Польские войска терпели одно поражение за другим, - вспомнил царь. - В Корсунском сражении в татарский плен попали оба польских гетмана - коронный Николай Потоцкий и польный Мартин Калиновський. Была уничтожена двадцатитысячная коронная армия Польши. Однако Речь Посполитая смогла собрать новые силы. Следующие три года шла война поляков с Хмельницким и татарами. Вся Малороссия была залита кровью. Казаки расправлялись с поляками и евреями, поляки с казаками.
Гетман учёл ошибки предшественников. Разуверившись в мирном разрешения спора, начал искать иноземного союзника. Он обращался к крымскому хану, трансильванскому князю и шведской королеве.
- Турецкий султан обещал казакам золотые горы! - Алексей Михайлович усмехнулся. - Его предложения были конкретны: передать крепость Каменец-Подольский в османское управление. Выплачивать ежегодно дань в сумме 10 тысяч золотых и 10 тысяч голов скота; предоставлять воинские контингенты в войнах Османской империи. За это брал «страну казаков» под охрану, для войны с поляками высылал 10 тысяч воинов силистрийского паши.
В мае 1653 года в Чигирин от османов прибыло «великое посольство» во главе с Мехмед-агой, которое привезло гетману драгоценную шапку, саблю, булаву, бунчук и кафтан. После долгих споров на Раде он отписал султану:
- Города не могу дать, ни другой дани, не имею государства богатого… есть люди военные, если понадобятся султану, быть мне готовым на службу.
Хмельницкий направил посланцев в стольный град Москву.
- Но я не спешил оказать помощь казакам! - царь закончил приготовления к встрече и пошёл в приказ. - Со времён царя Ивана Грозного Мы трижды вступали в войну с Польшей, и трижды терпели поражение… 
Когда Хмельницкий намекнул, что Украина, в случае отказа, пойдёт под руку турецкого султана Мехмеда IV, Алексей Михайлович изменил мнение:
- Ибо турецкое подданство Украины не обещало нам  ничего хорошего!
Созванный Земский собор в октябре долго решал, как поступить. Боярский сын Василий Измайлов, сын воеводы Артемия кричал:
- Как противу такого великого монарха нашему московскому плюгавству биться?
После неудачной Ливонской войны Московское государство было отброшено от западных границ. Со времен Смутного времени Россия лишилась выхода к Балтийскому морю, у страны остался один морской порт международного значения Архангельск. В итоге приняли решение:
- Гетьмана Богдана Хмельницького и все Войсько Запорожское з городами и землями принять.
Направили к гетману великое посольство во главе с ближним боярином и наместником тверским Бутурлиным. В важный для царя день он вернулся в Москву с результатами поездки.
- Здравствуй, великий государь! - поклонился посол, когда он вошёл в парадную комнату.
Алексей Михайлович сел на трон, стоящий у окна и сказал:
- Здравствуй, боярин! Расскажи подробно как прошло посольство?
- Слава Богу, удачно! - начал он. - Правда, не обошлось без трудностей. В Путивле, на границе Московского государства оказалось, что царская хоругвь испорчена, а в посланной царем гетманской булаве пропало несколько драгоценных камней!
- Как так-то? - опешил царь.
- Злодеи украли… - пожал плечами Бутурлин. - Пришлось срочно заказывать хоругвь и вставить новые камни в булаву, что изрядно задержало посольскую миссию.
- Переходи к сути, - поморщился он, понимая намёк подданного на незапланированные траты. - С Хмельницким порешал?
Посол рассказал, что 18 января 1654 года состоялась Переяславская рада представителей казаков и мещан. После пламенных призывов гетмана казацкие старшина заявили:
- Хотим под царя московского православного!
Гетман и Бутурлин обменялись речами. Посол вручил Хмельницкому царский флаг, булаву и роскошную одежду. Произнёс особую речь, в которой подчеркнул:
- Власть государя московского от Святого Владимира! Москва преемница Киева. 
Гетман потребовал, чтобы он дал присягу от имени царя не выдавать их польскому королю, сохранить права и вольности казацкие, грамотами подтвердить маетности старшины. 
- Но я присягу за тебя государь давать отказался, - уточнил Бутурлин. - Ибо московский царь самодержец, никому слова не даёт, а только оказывает милости!
- Правильно глаголешь! - одобрил Алексей Михайлович.
- Я напомнил гетману, что короли польские не самодержавцы, не хранят присяги своей, а твоё государское слово переменно не бывает!
- Жалую тебе сто золотых талеров! - воскликнул царь. - Воистину прав!
Хмельницкий получил устное заверение, что Переяславские договоренности царь утвердит. В Успенской соборной церкви, после некоторых колебаний, гетман, казацкая старшина и некоторые казаки принесли на Евангелии одностороннюю присягу на верность царю.
- Всего 284 человека… - сообщил посл. - На раде не было всех казацких полков и Запорожской Сечи, не участвовал киевский митрополит Косив.
Казаки составили петицию к новому сюзерену, начинающуюся со слов:
- Бьютъ челомъ великому государю царю и великому князю Алекс;ю Михайловичу, всеа Великія и Малыя Росіи самодержцу, и многихъ государствъ государю и обладателю, его царскаго величества подданные Богданъ Хмельницкой, гетманъ войска Запорожского …
Бутурлин подал царю бумагу, только он пробежал глазами текст, в комнату вбежал запыхавшийся слуга, бухнулся на колени и сказал:
- Не вели казнить великий государь, вели слово молвить!
- Говори.
- Царица благополучно родила мальчика!
Алексей Михайлович встал, размашисто перекрестился, облобызал боярина, поздравляющего с рождением наследника, и заявил:
- Великий день! Царство наше одновременно приобрело продолжение династии и надёжного союзника, что позволит с надеждою смотреть в будущее. 
Он сам был поздним ребёнком у родителей. У его царствующих родителей долго не было детей.
- Соловецкий монастырь святое место для всех, кто желает иметь наследника… - его отец Михаил Фёдорович Романов направил туда вторую жену, царицу Евдокию.
Монахи год молились, и она родила сына. Монастырь получил огромные дары от благодарных родителей. Поэтому Алексей Михайлович так обрадовался рождению наследника. Первенец царской четы Дмитрий умер в раннем возрасте.
- Нарекаю сына именем Алексей! - повелел царь.
Союз с Украиной утвердили, и началась война с Польшей. В Беларусь вторглись три армии московского царства общей численностью до ста тысяч воинов. Воеводы Трубецкой, Шереметьев и казачий атаман Золотаренко заняли города Витебск, Полоцк, Оршу, Кричев, Мстиславль, Гомель, Шклов.
- Казаки гарно воюют за Бога и царя! - радовался Алексей Михайлович.
Некоторые города отказались от капитуляции и мужественно защищались. По приказу царя их разрушили, а население перебили или увели в плен.
- Самая печальная судьба ожидала Мстиславль, - доложил царю Бутурлин. - Шляхты, литвы и иных служилых людей побито больше десяти тысяч.
В руины превратились Речица, Жлобин, Рогачев. В 1655 году занята Вильня. Пленных белорусов московские стрельцы продавали на астраханских рынках в персидское рабство по три рубля за душу. Царь следил за ходом боевых действий, но больше всего пёкся о благополучии царевича.
- Беречь наследника, как зеницу ока! - приказал дворне Алексей Михайлович.
С детских лет Алексей получал прекрасное образование. Его наставником был Симеон Полоцкий, духовный писатель и богослов. Он обучал престолонаследника латыни и польскому языку. Алексей читал много книг, прилежно учился, отличался склонностью к изучению различных наук. Наследник немало времени проводил в беседах с иностранцами.
- Царевич вельми умён и сообразителен! - радовались его родители.
В 1667 году Алексея представили народу как будущего царя.
- Вот законный преемник Алексея Михайловича! - огласил глашатай на Соборной площади Кремля.
Через три года царевич неожиданно умер, не дожив нескольких дней до шестнадцатилетия. Царь был безутешен, он всей душой верил:
- Алексей мог сменить меня на престоле, стать справедливым и мудрым правителем…
Тело Алексея Алексеевича было погребено в Архангельском соборе. Службу по усопшему провёл патриарх всея Руси и несколько восточных патриархов, находившихся в столице России.
- Алексей Михайлович убивается за сыном, - видели прихожане. - Как бы за ним скоро не последовал…
Ровно через шесть лет царь поехал на охоту и серьёзно заболел. По привычке не позвал медиков. Сгонял жар, заливал внутрь холодный квас и охлаждал тело колотым льдом.
- Издревле так лечились православные правители! - успокоил он жену.
29 января 1676 года к его постели допустили врачевателя Рейтенфельса, но поздно. Алексей Михайлович метался в горячечном бреду и лишь кратковременно приходил в себя.
- Настало время нашествия облака смертного... - записали монахи в летописи.

 


Рецензии