Курские купцы в развитии коммуникаций Восточной Кр

Почётные граждане города Курска – родные братья Тихон Иванович и Тит Иванович вместе с родственниками купцами Бочаровыми и Михайловыми, занимались поставками мяса и ездовых лошадей для русской армии (1). Такие купцы назывались в старину прасолами (2). Тихон Иванович в равных долях с Бочаровыми владел скобяной лавкой, расположенной по Ямскому тракту. В лавке продавалось всё, чем оснащали лошадей для езды верхом или в повозке.


Пассажирский вокзал, многочисленные грузовые склады и привокзальные запасные пути – гордость железнодорожного хозяйства губернского города Курска, были впервые отстроены и начали прирастать в начале 1870-х годов, вскоре после окончания Крымской, или как её тогда называли, Восточной войны. По итогам этой войны было написано стихотворение, несколько строк которого говорят о главном: «Невесёлую, братцы, я песню спою, а не хуже той песни победы, что певали отцы в Бородинском бою, что певали в Очакове деды…»

Многодневная осада Крыма английскими, французскими и турецкими войсками выявила, что одна из трудностей русской армии, сражающейся одновременно с несколькими государствами, состояла в нерегулярном подвозе оружия и боеприпасов на передовые позиции боевых действий. Необходимо также было снабжать по периметру границ Российской империи - Кавказский и Дунайский театры военных действий, Керченский пролив на подходе к Мариуполю через Азовское море, Камчатку, Дальний Восток и порты на Балтике.

Оружейные заводы крупных городов – Москвы, Тулы, Северо-Западных регионов страны, Урала - могли доставить свою продукцию только до Москвы и Петербурга, а дальше железная дорога заканчивалась. Официальное открытие дороги состоялось 1 ноября 1851 года. В то время Российская железная дорога была наиболее совершенной в техническом отношении и самой протяжённой двухпутной железной дорогой во всём мире (3).

Железнодорожная сеть при императоре Николае I имела протяжённость 629 вёрст. На магистрали было возведено 184 железнодорожных моста, 19 путепроводов, проложено 69 водопропускных труб, построены вокзалы и станции! (4).

Но на конечных станциях – Москва и Петербург - все грузы приходилось перегружать на подводы с лошадьми, которых требовалось огромное количество. Лошадей, разумеется, необходимо было ежедневно хорошо кормить для поддержания сил, вовремя подковывать, давать время для отдыха, следить за состоянием их здоровья. Особую заботу составляла исправность подвод, телег и конской сбруи. У каждой телеги должен был быть свой возница, который умел бы хорошо управлять лошадью, имел бы сноровку при любых обстоятельствах ремонтировать свой транспорт, движущийся по грунтовым дорогам, с тяжёлым грузом, в любую погоду. Лошадям предстоял длительный тысячекилометровый путь, под открытым небом, по горам, по лесам и полям. Двигаясь обратно, лошади везли телеги с ранеными защитниками Севастополя. На поле боя им могли оказать, прежде всего, первую помощь. Длительное движение по ухабам дорог также неблагоприятно сказывалось на здоровье раненых солдат.

 В это же время Османская империя предоставила свой черноморский порт Варну противникам России, англичанам и французам, откуда вооружение со всей Европы водным путём легко перевозилось прямо по морю до Севастополя и других городов Крыма. Только один-единственный корабль средней грузоподъёмности мог принять на свой борт вооружений больше, чем перевозил табун лошадей. Базы снабжения турок, союзников Англии и Франции, разумеется, располагались на принадлежащей им южной стороне Чёрного моря.

Ситуация немного смягчалась тем, что в 1853 году, когда турки первыми объявили войну России, адмиралу П. А. Нахимову (5) удалось разбить, всего за один день, почти весь турецкий флот в бухте Синоп на южной стороне Чёрного моря  (6). Таким образом, к началу Крымской войны, которую вскоре объявили России Англия и Франция под предлогом спора за «Святую Землю», их союзники из Турции практически утратили свой флот и ещё не могли успеть построить новые морские суда.

Участник обороны Севастополя вспоминал, как ему приходилось по служебным делам добираться из Крыма в Москву и обратно, уже перед самым окончанием войны в декабре 1855 года, когда генерал Остроградский направил его из действующей армии курьером в Петербург со срочным донесением. В 12 часов ночи офицер Никифоров выехал из Симферополя в «натычанке», запряжённой четырьмя лошадьми: «Одет я был сверх сюртука в барашковое пальто, кавказскую бурку и большие охотничьи сапоги. Весь день и предшествующие ему шёл дождь. Дороги до того размякли, что почти на каждой версте мы должны были лопаткой очищать грязь с колёс; местами колёса уходили в мягкую грязь по самую ось «натычанки». 9 вёрст мы ехали 5 часов, и это называлось курьерской ездой. Только к ночи следующего дня доехал я до Береяславля.

Ночью я выехал, но здесь погода круто переменилась, ударил мороз, и все налитые в предшествующие дни лужи замёрзли. Поле превратилось в замёрзший пруд. Ямщик сбился с дороги, и мы проплутали всю ночь. Когда мы приехали на станцию, то я совсем не чувствовал ног. Намокшие сапоги оледенели, и при всём старании снять их с ног я не мог этого сделать…

За Новомосковском была уже прелестная зимняя дорога, и я летел стрелой, хотя сильно страдал отмороженными ногами. … В Москву приехал я рано утром и поехал прямо в комендантское управление, где объявил, что заболел и ехать далее не могу. На моё счастье, комендант оказался мой старый знакомый, бывший комендантом Севастополя. Он принял во мне участие. В Петербург поехал другой офицер, а мне позволили остаться и лечиться в Москве…

7 января тронулся обратно. До Харькова ехал по отличному зимнему пути. Здесь я встретил князя Горчакова (7), уезжавшего из Крыма в Варшаву. Чем больше приближался я к Крыму, тем дороги и лошади становились хуже. За Перекопом пошла весенняя распутица и езда шагом. За 40 вёрст до Симферополя на станции мне объявили, что лошадей нет и когда будут – неизвестно. Более десяти офицеров жили на станции в ожидании отправления и не знали, когда попадут в Симферополь. Несмотря на мою курьерскую подорожную, ни на усиленные мои просьбы, лошадей мне не дали» (8).

Поэтому одним из первых мероприятий, которое начало проводить российское правительство, когда немного воспрянуло после потерь войны, – это продолжение строительства железной дороги от Москвы до Тулы, Орла, Курска и дальше на юг, через Белгород, Харьков, Изюм, вдоль старинного «Изюмского шляха» – в Крым – до Феодосии, Севастополя и Симферополя. Этой дорогой, путешествуя из Крыма в Санкт-Петербург на лошадях, так как железных дорог тогда не существовало нигде в мире, проезжала в 1787 году императрица Екатерина Вторая. Она останавливалась в Курске, посещала Знаменский собор, участвовала в торжественном молебне пред Курской-Коренной иконою «Знамение».

Впервые, к прославлению уроженца города Курска о. Серафима Саровского в лике святых, в журнале «Нижегородские епархиальные ведомости» № 15 от 1 августа 1903 г. появилась статья «Преподобный Серафим Саровский, прозорливец», в которой рассказывалось: «Одним из даров, данных Владыкою мира Преподобному Серафиму, является его прозорливость, способность видеть будущее и прошедшее, при совершенном знании человеческого сердца, всех изгибов его, страстей и способов борьбы с ними. Этот дар он употреблял во благо ближним.

Когда верующие с детской верою спрашивали у него совета, Господь поднимал пред ним завесу будущего, и он получал возможность предостерегать спрашивающих от ожидающей их беды и подавать им благовременные и полезные советы… Преподобный Серафим Саровский читал в книге судеб Божиих грядущие события как из общественной жизни, так и из частной жизни отдельных личностей.

Он не раз предсказывал тяжёлые общественные события, как, например, войну, голод. Крымская кампания (1853–1856 гг.) более чем за двадцать лет была предсказана Преподобным Серафимом. Не раз о. Серафим в беседе с Алексеем Гурьевичем Воротиловым и другими указывал на эту войну.

 «НЕКОГДА НА РОССИЮ ВОССТАНУТ ТРИ ДЕРЖАВЫ И МНОГО ИЗНУРЯТ ЕЕ, – говорил он. НО ЗА ПРАВОСЛАВИЕ ГОСПОДЬ ПОМИЛУЕТ И СОХРАНИТ ЕЕ».

Не без основания и с уверенностью можно полагать, что под тремя державами Преподобный Серафим разумел Турцию, Англию и Францию, от которых Россия много потерпела в Крымскую войну вообще и при осаде Севастополя в особенности» (9).

Английская королева Виктория называла эту войну «справедливой и жизненно необходимой». Кардинал Сибур откровенно говорил с кафедры Парижской Нотр-Дам: «Война, в которую вступила Франция с Россией, не есть война политическая, но война священная,.. религиозная. Все другие основания, выставляемые кабинетами, в сущности, не более, как предлоги, а истинная причина, угодная Богу, есть необходимость отогнать ересь Фотия (10), укротить, сокрушить ее. Такова признанная цель этого нового крестового похода и такова же была скрытая цель всех прежних крестовых походов», – хотя участвовавшие в них и не признавались в этом (11).




Источники.

1 - Манифест о почётном гражданстве был подписан императором Николаем I в 1832 году.

2 - Прасолом назывался также у казаков сезонный лов рыбы в низовьях Дона.

3 - Первая железная дорога в мире была запущена в 1830 году между Ливерпулем и Манчестером в Англии.

4 - При императоре Александре II железнодорожная сеть увеличилась до 22 000 вёрст. Горнозаводская промышленность юга России за 1900–1915 гг. Вып. 3. Серия III. Харьков, 1922. – С. 215.

5 - Павел Степанович Нахимов (1802–1855 гг.) – русский флотоводец, адмирал (1855 г.). Окончил Морской кадетский корпус. Совершил кругосветное плавание на фрегате «Крейсер» под командование М. П. Лазарева. Отличился в 1827 г. в Наваринском сражении на корабле «Азов». Обнаружил, заблокировал и разгромил главные силы турецкого флота в 1853 г. в Синопе. Смертельно ранен на Малаховом кургане в Севастополе. Похоронен в склепе Владимирского собора, который был разграблен союзниками, когда русские оставили Севастополь.

6 - Отсутствие турецкого флота в Чёрном море и послужило одной из важных причин, по которой после победного Синопского сражения под командованием адмирала П. С. Нахимова и Англия, и Франция объявили войну России. Их поддержала, конечно, Турция, затем Австрия и Сардиния. Они не могли смириться ещё и с тем, что русские корабли после Синопа стали господствующими в Чёрном море.

7 - Александр Михайлович Горчаков (1798–1883 гг.) – глава русского внешнеполитического ведомства, канцлер Российской империи. Товарищ А. С. Пушкина по Царскосельскому лицею, где принимал экзамены сенатор Г. Р. Державин.

8 - Никифоров Д. И. Воспоминания из времён царствования императора Николая I. Кавказ и Севастополь. Гос. публ. ист. б-ка. – М., 2016. – С.136–138. – 157 с.

9 - Нижегородские епархиальные ведомости. – № 15. – Нижний Новгород, 1903.

10 - Фотий – Константинопольский патриарх (820–891 гг.). В 866 году, по свидетельству греческой хроники, «безбожных руси лодьи» появились у стен Константинополя. По приказу патриарха Фотия, с горячей мольбой о спасении, из Влахернского храма было поднята риза Пресвятой Богородицы, крестным ходом обнесена вокруг стен осаждённого города и погружена в воду. «Как только эта девственная риза была обнесена по стене, варвары принялись снимать осаду города, а мы избавились от ожидаемого плена и сподобились неожиданного спасения – свидетельствовал патриарх Фотий: «Богоматерь отвратила их набег. Поражение остановлено покаянием… Отточенные на нас мечи остановлены литиями и молениями!» Неожиданно поднялся сильный ветер, море заштормило, и корабли руссов начали тонуть. Вид православного крестного хода, с патриархом и духовенством в полном облачении, множество хоругвей, стройное пение и несомая впереди чудотворная риза настолько воздействовали на руссов, что они поспешно бросали работы по ведению приступа и спешили к своим ладьям, которые разметал ветер, после чего оставили город. Так, заступничеством Божией матери был чудесно спасён Константинополь. Это событие затем отмечалось в Византии как праздник «Покрова Пресвятой Богородицы». Аскольд и большое число ходивших с ним в набег на Царьград руссов убедились в неизбежном преимуществе христианской веры над языческой. Это событие вошло в историю также под названием «Фотиево Крещение Руси».

11 - Воейков Н. Церковная реформа Петра Великого и ея последствия // Библейский сборник в память 1000-летия Крещения Руси. 988–1988. – Джорданвилль: Типография преп. Иова Почаевского, 1988. – С. 133.

12 -


Рецензии