За что воевали казаки?

За что воевали казаки?

Не секрет, что казаки воевали с обеих сторон. Были конечно и идейные, которые сознательно становились на ту или иную сторону. Были и те, кого мобилизовали как белые, так и красные. Само собой были и те, кто хотел избежать выбора одной из сторон. Это всем известно и не об этом основная речь. В любом перевороте важны лозунги, ради которых народ пойдет решать проблемы организаторов переворота. До февраля 1917 года было все ясно - "За Веру, Царя и Отечество". Но до этого почти сто лет пытались протолкнуть лозунг - "свобода, равенство и братство". Если первый ясный и понятный и объединяющий народ, то второй полностью бессмысленный. "Свобода — это полная вседозволенность и от чего может быть свободным человек, если он зависим от своей физиологии, природных и климатических условий, традиций народа и семьи". "Равенство — это полный абсурд, все равны, но кто-то равнее других..." "Братство — это вообще полнейший абсурд". После свержения монархии (оригинала документа об отречении не существует в природе, да и сам текст не говорит, что была отменена монархия) не стало царя и рухнул первый лозунг, пошло расползаться отечество и уже стало не до веры. Страна шла в разнос и пришли вроде как те, кто обещал провести учредительное собрание, но большевики и их фанаты не любят вспоминать о их "кровавом воскресенье" 5 января 1918 года. Но и они же пришли к власти все с тем же лозунгом "свобода, равенство и братство". Но у них был свой взгляд на этот лозунг. И началась гражданская война. Само собой были среди противников большевизма понимающие, что без царя Россия погибнет. Но таких было не так-то и много. Что бы освободить царскую семью хватило бы взвода пластунов, но до такого что-то никто не додумался. Казаки храбро сражались против красной заразы, но за что они сражались? Повторюсь основную идею своих публикаций. Мои темы не для того, чтобы выяснять кто был тогда правее или левее. А сделать вывод о том, что без веры, царя и от отечества погибнет Россия, и в первую очередь казачество, как фундамент России.

Хотя более 80% бое¬способного казачьего населения поддержало в той или иной форме антибольшевистское движение, часть тру¬дового казачества, как правило, из числа бывших фронтовиков Первой мировой войны, сражалась в ря¬дах Красной Армии. Во второй половине 1918 г. на Южном фронте действовало 14 красных казачьих пол¬ков. Большую роль в мобилизации красных казаков сыграли большевики казачьего происхождения В.С. Ковалев, Д.В. и Я.В. Полуяны, Е.А и В.А. Трифоновы (судьба которых описана в повести Ю. Трифонова «Отблеск костра»). Казачий отдел ВЦИК Советов, способ¬ствовал формированию красных казачьих частей во главе с С.М. Буденным, П.В. Бахтуровым, М.Ф. Блиновым, Д.П. Жлобой, Б.М. Думенко, Н.Д. Кашириным, И.А. Кочу¬беем, Ф.К. Мироновым. После исправления грубейших просчетов, связанных с политикой террористического расказачивания, начался новый рост красноказачьих частей, которые насчитывали, по разным сведениям, от 30 до 40 тысяч человек. Донские казаки составили зна¬чительную часть кавалеристов знаменитой 1-й Конной армии, во главе которой находились на момент ее соз¬дания 19 ноября 1919 г. С.М. Буденный, Е.А. Щаденко и К.Е. Ворошилов, а также многих конных корпусов. 8 января 1920 г. части 1-й Конной армии и 8-й ар¬мии вошли в Ростов-на-Дону. Дальнейшее продвиже¬ние этих частей было более проблемным в связи с упорным сопротивлением белых под Батайском, одна¬ко остановить Красную армию уже было невозможно. В дальнейшем 1-я Конная сыграла большую роль в бо¬евых действиях против белополяков. В целом крупные кавалерийские соединения обеспечили победы Рабоче-крестьянской Красной Армии в гражданской вой¬не, имевшей элементы отечественной войны против интервенционистских армий 14 государств. В феврале 1920 г. состоялся I Всероссийский съезд трудового казачества, на ко¬тором присутствовал 131 делегат от Дона. В резолюции, принятой по докладу В.И. Ленина, было записано, что казачество составляет неотъемлемую часть русско¬го народа, и советская власть на казачьих территориях будет строиться на основах Конституции РСФСР. К апрелю 1920 г., когда было завершено освобождение Донской области от белых, только один казачий корпус (6 тысяч казаков) оставался в армии Врангеля. Однако среди высшего военно-политического руководства РСФСР все еще сохранялось недоверие к казачеству и, в том числе, к командирам из казаков. Так, по ложному обвинению в убийстве военного комиссара корпуса с ведома К.Е. Воро¬шилова был расстрелян талантливый, но своевольный ко¬мандир сводного корпуса Борис Мокиевич Думенко, кото¬рого многие историки считают фактическим организато¬ром 1-й Конной армии. Трагична судьба и другого красного военачальника -казака Филиппа Кузьмича Миронова. Связав свою судьбу с большевизмом с января 1918г. и став позднее команди¬ром кавалерийского корпуса, он, тем не менее, активно выступил против политики террористического расказачивания, проводимой военно-политическим руковод¬ством Красной армии и Донскими ревкомами. В августе 1919 г. за попытку самовольного выступле¬ния (фактически мятежа) он был арестован и приговорен трибуналом к расстрелу, но Ленин его помиловал. Миро¬нов был назначен сначала членом Донисполкома, а затем командующим 2-й Конной армии в Крыму, где сыграл выдающуюся роль в разгроме крымской армии Врангеля. За свои заслуги Ф.К. Миронов был награжден Почетным революционным оружием, орденом Красного Знамени и даже назначен инспектором кавалерии РККА. Однако в 1921 г. он был арестован и убит при невыясненных обсто¬ятельствах в Бутырской тюрьме в г. Москве. Существует предположение, что власти боялись огромного авторитета «колеблющихся» казачьих командиров среди рядового ка¬зачества и предпочли избавиться от них по принципу «ре¬волюционной целесообразности».


Рецензии