Юрий Мамлеев с цитатами и комментариями

Изо:голова за деревом - закутанная в её сторону старается даже не смотреть


Мамлеев

"Что-то в ней есть такое глубокое и хорошее, но повернутое не в ту сторону и превратившееся в свою противоположность." - да, полно зла из самых лучших побуждений, из заблуждений, которые тебе вбили в голову - или ты их сама себе в башку втемяшила...

"И «метафизические» как раз отвечали его тайне. «Кроме них никого убивать нету, — улыбаясь в себя, бормотал Федор, — остальные и так мертвые...»" - в совке да, полно было желающих всех умных убивать, в дурацкой жизни они были слишком неуместны и вызывающи, слишком большой контраст создавали злобным идиотам, своим присутствием резали глаза...

"- Но ответь мне наконец, ответь, что тебя, ... так отдаляет от Бога!?
- Если Бог - нечто, что вне "я", то отвечу тебе: бездонная любовь к себе..." - дебил, бог в нас. (Но этот дебилизм взялся не с потолка, а из религий, которые сто раз скажут про бога вне и лишь один - про бога в нас)

В общем, очередной гуманист, просто со страшными сказками - совок их легко порождает, и именно в гуманистах, именно им страшнее всего...

"Ни жить, ни умирать не хотелось. Хотелось другого, невиданного." - в совке умирать не хотелось, жить не моглось - мне это тоже знакомо. И я тоже придумал невиданное... И разумеется, мрак легко может вернуться - и даже обязательно будет возвращаться (уже?!)

"Люди казались ему не живыми загадками, которых надо убивать, чтобы в некотором роде разгадать их тайну, а наоборот, уже готовыми светящимися трупами, без всяких тайн. «Сколько мертвецов», — подумал Федор на вокзальной площади, заполненной двигающимися толпами. Два раза он, ради детского любопытства приподнимая голову, явственно видел внутри живого, закопченного воздухом, человечьего мяса светящиеся синим пламенем скелеты." - такой живописи было полно - рисовали уродов и ходячих мертвецов на все лады. Разумеется, к этому были и есть все основания, но мне всё равно не нравится. От такого отношения к людям и самому удавиться недолго. Особенно, если деньги не получаешь за такую "творческую продукцию"... Наверняка море и удавилось, спилось, скололось и скурвилось...

"— Вот он: русский эзотеризм за водочкой! — проговорил кто-то под конец." - сам "эзотеризм" - водочка... Этой мерзкой сивухой до сих пор тысячи увлекаются. Жрут колбасу, водочку и "эзотеризм"... Может, "эзотеризм" - это соленый огурчик?!

"Аннушка вообще страсть как любила отдаваться мужчинам, которые отличались наиболее бредовыми представлениями о загробном мире." - и не только о загробном. Бабы обожают дурней, с ними можно расслабиться, не думать о собственной дурости; на фоне иных дураков легко даже за умную сойти...

"«Ты у нас метафизическая куртизанка», — говорил ей нередко Падов." - прямо с реальности списано - вокруг художничков, поэтиков именно такого посыла ****и крутятся, с таким самообольщением и ветром в голове...

"То, что все иллюзорно, это хорошо, — думал он, судорожно попивая пивко и со злобой поглядывая на толстые задницы официанток и солнышко, виднеющееся в окне. — Но то что я сам иллюзия, это уже слишком…" - да, то, что я сам  иллюзия - это уже слишком... Но если для тебя всё иллюзорно, то иначе и быть не может, видимо... Я в совке тоже слишком отдалился от всех... Хотя к "толстым задницам" и сейчас возвращаться не хочется!

"Отец мой был простой человек, юрковатый, но по сердцу суровай. Без топора на людях минуты не проводил. Так то…" - таких "суворовцев" в русском народе завсегда было хоть отбавляй, только нынешнее поколение сплошь состоит из ботаников...

"— Вообще, — продолжала Анна, — если забыть некоторые прежние атрибуты Бога, особенно такие, как милосердие, благость, и тому подобные, и поставить на их место другие, жуткие, взятые из нашей теперешней жизни, то есть из реального действия Бога, то может получиться такой Бог... с которым интересно было бы как-то встретиться на том свете... Может быть нечто грандиозное, чудовищное... Совсем иной Бог, который если и снился нашим прежним искателям истины, то только в кошмарных снах." - витиевато, но суть та, что атеисты и религии  породили кошмарных богов и кошмарную жизнь...  Но добро можно сжать как пружину, но отнюдь не уничтожить - и душа и добро бессмертны... Не случайно на удивление быстро эта пружина дала обратный ход в путинское время...

П.С.:
"Есть лишь два писателя, которые могут довести до сумасшествия. И вы, конечно, догадываетесь, кто: Достоевский и Есенин" - не особо согласен; мне, например, Достоевский наоборот подарил мозги... (Вообще, сумасшествием является прежде всего кумиропочитание... И от Достоевского сходят с ума только потому, что делают из него кумира. Но и от Иисуса так же сходят... (А могут и с Киркорова сойти! Между нами: все бабы - явные сумасшедшие, а все их подкаблучники - тихие; из здравого им оставлена только зона работы. Типа, хочешь остаться в своем уме и человеком? - ну, так работай, отрабатывай такую благодать и привилегию...)

"Да ведь мы не злые, мы просто потусторонние" - да, технари, фантасты, любители эзотерики, политики, искусства - чего угодно, но не самой жизни...

"К обеду он опять так ослаб, что прослезился. И начал вспоминать и жалеть всех несчастных, какие только приходили ему на ум; "надо любить, любить людей", - повторял он, относясь с любовью к другим, он забывал о себе - и как бы снимал с себя бремя существования и бездонность любви к себе; ведь страшно было бы дрожать все время за себя - так или иначе "обреченного" - и любовь к людям убаюкивала его, отвлекала и погружала сознание в сладкий туман; к тому же она была почти безопасна - ведь гибель этих любимых внутренне людей вполне переносилась, не то что приближение собственного конца" - критика псевдохристианства. Любовь не появляется от самовнушения, призывов и лозунгов. Человек не меняется в сладком дурмане хоть религий, хоть искусств...

"Андрею как раз в этот момент показалось, что он видит лицо брата, но он отшатнулся — вместо Стасика на него смотрело чужое лицо, на котором пучнели извращенные страхом неживые глаза.
— Может, заглянете еще на женскую половину? — прошушукал рядом смрадный и тихий голосок.
— Вы уберете или нет этого некрофила?! — закричал Андрей, указывая на Соколова. Начальник чуть-чуть остолбенел. — Тело пропало, и вы за это ответите, милейший!
— На что нам тело? — вырвалось у начальника морга.
— На что?! — заревел Андрей. — Да кто вас знает, бандиты проклятые! Отдайте брата! У вас тут, может быть, целый гадюшник некрофилов зазмеился! Вы на харю этого Соколова поглядите — и все станет ясно." - даже не совсем понял, о чём речь; вижу только, что он недостаточно разнообразен и злоупотребляет некрофилией. Его подход всё же слишком литературен, условен. Фильмы ужасов всё равно страшнее и при том правдоподобнее. У русских какой-то закруглённый, недостаточно острый ум, прямо, без прибауток (или без идеологии!) на жизнь почти никогда не смотрят, всё время норовят сказку рассказать...

"«Все бред, но лучше уж метафизика, чем ординарщина, глобализация и супермаркет», — говаривал он." - сказочный, "национальный " бред не лучше глобализации и интернационализма; хрен редьки не слаще.

"В автобусе было тихо, словно там собрались гномы" - автобус перемещается по пространству и потому все пассажиры в нём находятся в прострации...

"В конце концов, она счастлива, оттого что жива. Чего ещё надо? Нет, надо много, много. Чего? Жизни - огромной, всё заполняющей, полубессмертной." - огромную жизнь только у Достоевского описывать получалось (где глубина, там и объем, а где объем, там и огромные размеры... А иначе приходится увеличивать плоскость, но большую плоскость невозможно запомнить, всю обозреть и её к себе не приклеишь...)

"Но потом вот что меня заедать стало: гляжу на покойника и думаю: куда ж человек то делся, а?.. Куда ж человек то делся?!" - да, покойник на человека на самом деле совсем не похож, а значит, он, человек явно куда-то выходит...

"Алла и Андрей прошли искать.
— Труп не иголка, не мотылек, найдете! — ободряюще крикнул им вслед один из санитаров" - вот этот кусочек остро написан... (Труп технически так оснащён, насыщен такой энергией  из нефти, газа, угля и атомных станций,  что живее всех живых, как говорится...)

"Навстречу им выполз обладатель смрадного, тихого голоска и елейно поздоровался. Оказался он как будто стареньким, но полоумно-жизнелюбивым, однако без истерики, в тишине, существом, похожим на человека" - много было в совке и таких, тихих сумасшедших (но сам Мамлеев так злоупотребляет некоторыми словами - "смрадный ", "полоумный" - что тоже не полностью в себе. Будь даже совсем нормальным старичок, он уже не поверит - и буквально заставит того сойти с ума своей недоверчивой улыбкой...)

"Потрепанная старушка уставилась в свой мешок с картошкой, чуть не падая в него лицом." - да, не любил людей, Мамлеев, не любил (но это не  русофобия, он  понимал, что это просто такое гнилое времечко, обратная сторона "коммунизма"...)

"Козел блеял, кошка металась, собака спала, звенел телефон на печке, к которому никто не подходил.
Из подпола доносился смех жены." - подпольный смех жены, апогей неверия, ведь обычно бабы любую реальность принимают за чистую монету...

"Федор брел по узкой, замороченной нелепо-безобразными домами улице" - или хрущёвки (серые, с нулём  архитектуры), или на каменных домах штукатурка облуплена и  балконы ржавые, или частный сектор в ситуации, когда и доски не купишь...

"«Теперь хорошо лечь на траву с пивом и попробовать понять корни моей тоски», — подумал он вдруг вполне разумно.
Но где взять пиво?" - ох, уж потом людишки до пива дорвались. А в совке и пиво было дефицитом; бутылочного, кажется, вовсе не было... (Если не привык лежать на траве, то будет не очень удобно, а если не очень удобно, совсем нет шансов поднять глубокие, корневые вопросы...)

"Шла машина грузовая, Раздавила Николая, И на Колю свысока Смотрит желтая луна." - травматизм на стройках и прочих тяжёлых производствах в совке зашкаливал...

"Разлили чай. Печенье отсутствовало." - а варенье? Карамельки? (Всегда не любил печенье на маргарине и карамельки... Варенье на этом фоне выделялось, но сейчас и его практически не ем...)

"Это ведь глобальное исчезновение, Алла. Ничего не поделаешь. Фундаментально Стасик исчез, а если вернется, то будет ли это Стасик?.." - да, фундаментально всё человеческое исчезало. И такие с людьми случались пертурбации, что их потом было не узнать... Глухие времена, полная темнота (в результате даже алкаш Ельцин показался лучом света в этом темном царстве - а Горбачев был не понят, как будто это инопланетянин; "не случайно же меченый!")

"Падов с радостью видел, что Федора не страшит ничто эмпирически-загробное, так как его потустороннее лежит по ту сторону нашего сознания, а не по ту сторону жизни. Кроме того, в какой-то степени он был потусторонен самому потустороннему" - чокнутый, короче, с такими завиральными идеями, что и собственную смерть проморгает (а уж чужие и вовсе не заметит)

"мир — сам по себе, но Россия — тоже сама по себе, и уходит она далеко за пределы мира, в чем-то даже не касаясь его…" - Россия такая огромная страна, что не может остаться совсем без специфики при любой  глобализации... Тем более, так было  в те времена, за железным занавесом... (Мелкие-то страны не хотят лишаться своей самости, а уж огромная... Попыталась Америка Россию потихоньку проглотить,  но подавилась, поперек горла встала - и в итоге спровоцировала обратный процесс...)

"Бывает так хорошо, что не хочется жить дальше." - да, остановись, мгновенье, ты прекрасно... Я знаю прекрасные места (и они совсем недалеко от дома)

"Сначала Алле снилась тьма. Потом она услышала во сне свой голос, точнее крик: что будет?! какими станут люди?!" - похоже на реальный сон, а не придумку (возможно, даже Аллы... - в страхе баба легко может закричать... типа, да что же это такое на свете деется...)

"— Хороший чай, лучше водки." - тоже из жизни фраза (сам такой не слышал, но чувствую)

"Послушайте, самый лучший подход: творить так, как будто никакой бюрократии не существует..." - а значит, и публикаций не будет. Но лучше пусть не будет - штамп смерти на всем, чего не коснется бюрократия, причем, абсолютно любая... (Иисус и Павел объясняли смертоносность законов;  бюрократы - это исполнители законов... Закон - это программа для механизма, человек не может исполнить законы, не превратившись в механизм...)

"Жизнь мерзка, а я всё равно её люблю..." - жизнь всегда прекрасна, но это как с травой, например - она прекрасна, но вот её залили, например, солярой...

"И Ротов задумался. Когда он задумывался, мыслей у него никаких не было, зато было в душе плавное течение того, что он не мог ни осознать, ни понять" - "задумываясь", человек не столько решает логические задачи, сколько пытается  осмыслить свои явные и смутные  ощущения...

"В небе ему виделось огромное, черное пятно, которое, как он полагал, было адекватно непознаваемому в его душе. Поэтому молодой человек так выл.
Извилистыми переулками через разбросанные помои он приближался к дому Сонновых, на ходу, мельком, всматриваясь в названия улиц.
В его кармане лежало письмо от Анны:
«Толя... приезжай сюда, ко мне... Здесь русское, кондовое, народно-дремучее мракобесие, которое я тут открыла, смешается с нашим, «интеллигентским» мистицизмом... Это будет великий синтез... Который ждали уже давно... Сюда, во тьму, подальше от наглого дыма видимости...»" -  Мамлеев был интеллигентом, но национально, народно ориентированным - однако, народ находился в ужасном состоянии, поэтому речь не шла о воспевании его и подражании ему - напротив, приходилось бичевать, показывать его истинный, без плакатной фальши образ...

"Петенька, правда отличался тем, что разводил на своем тощем, извилистом теле различные колонии грибков, лишаев и прыщей, а потом соскабливал их - и ел. Даже варил суп из них. И питался таким образом больше за счет себя. Иную пищу он почти не признавал. Недаром он был так худ, но жизнь все-таки держалась за себя в этой длинной, с прыщеватым лицом, фигуре." - ногти, по крайней мере, все грызли! И козявки ели... Вообще, нищета людей, как физическая, так и духовная, была неописуемая... - при том, что  и зарплата у всех была, и кроссворды, например, щелкали как орешки со своим-то всеобщим образованием (сами кроссворды - это нищета, и сама зарплата - это видимость. Помимо сатиновых трусов, на неё только водку покупать...)

"— Ваша ошибка в том, что вы принимаете мир за реальность. Но реально только то, что неизменно и вечно, а не то, что меняется и разрушается. Реальность — это вы сами, точнее, ваше вечное бессмертное Я внутри вас, чистое Сознание и Бытие, по ту сторону всяких мыслей и объектов. Когда вы найдете в себе это, отождествите себя с этим Я, вы познаете, что вы бессмертны. Потому что на самом деле вы –— и есть это вечное Я, а не тело, психика, ум и эго, мелкое, временное Я, с кем обычно человек себя отождествляет. Вы на самом деле не Павел или Егор, или Джон — а это чистое Я, вечно сознающее себя, самосветящееся. Какое тогда вам будет дело до прошлого, настоящего и будущего? Все это вторично, это ваши одежды, все это проходит, поток событий, пусть и принимающий иногда фантастические формы, чем это так уж отличается от потока сновидений? Вы пытаетесь понять вторичное, третьестепенное, которое имеет для вас самодовлеющее значение, между тем как оно – ничтожно. Вы мучаетесь, потому что пошли не в том направлении. Познайте исходное состояние, самого себя. Что для вас дороже – какое-то прошлое, или вы сами, ваше вечное Я? Чем это прошлое отличается от настоящего, которое также становится прошлым? Или вы не в состоянии выйти из этой игры? Но выйти можно, это дано человеку." - целая проповедь и программа. И в целом, всё верно, но видно, что Троицу по настоящему он всё же не понимает. Проповедует душу, но называет ее "я", не понимает, что "психика" - это тоже душа (и не понимает, что иллюзии и сны - это тоже реальность, просто другого типа) ...В таких вещах не надо переходить к пафосу и многословию - это же каркас, основа понимания жизни...

"Жизнь между тем по-прежнему терзала меня, я уже почти не мог появляться на улице, редко выходил на кухню, в коридор, я чувствовал больное унижение, оттого что вынужден общаться с людьми, быть с ними в метро, просто стоять около них." - точно такие же настроения транслировали и  многие другие лучшие писатели того времени; жить в совке и не болеть душой могли только самые толстокожие... или ангажированные... (Конечно, чужая душа - потемки, но если взять тех же алкашей - разве они не тоску свою заливали?...)

"Анна созерцала эту картину из окна своей комнаты и внутренне хохотала. Наконец, она не выдержала и вдруг от охватившего ее внезапного, беспредметного страха, бросилась на кровать и заснула" - две тв-программы - как развлечься? Можно попробовать похохотать; и внутренне, и наружно... И поспать тоже хорошо... С теми же страхами,  опять же, как бороться? Только сном их можно аннулировать...

"Ребята — спасатели — были простые, веселые... И дело у них шло большое, широкое. Они людей топили" - в совке всё было наоборот; например, не товары производили, а переводили материалы. Всё человеческое топилось за вывеской больших, широких дел - и за любыми вывесками в любой стране поныне топится...

"В наше время не то что мертвых, но и живых не воскресишь..." - потому что живы они очень относительно...

"Пойдем смотреть узоры пустоты" - и пустоту узоров в наше время... (первый вариант то имеет преимущество, что вынужденно развивает воображение -  без темноты и пустоты я, например, писателем, философом, художником точно бы не стал, благополучие меня бы убаюкало... И нынешний - благополучный - молодняк, смотрю, ни разу не писатели-художники. Даже музыкантов нет. Есть только хохмачи - хохот остатки жизни добивает (уже добили - теперь нет и хохмачей, есть только игроманы...))

"Мудрый ты человек, потому что ничего человеческого в тебе как будто не осталось, кроме любви." - а иначе и быть не может: не станешь мудрым без любви, а любящим без мудрости...

"От тоски сердце переставало быть сердцем и весь он переставал быть человеком или даже существом, а становился неким сгустком непонятного начала" - доходил до невменяемости...

"Тоска — это не мрак, это путь" - это путь во мраке; и то, если есть что-то ещё, пусть пока и не названное (конечно, написание книжек было его путём, его способом не спится, не сойти с ума)

"Разъединит нас только жизнь, а не смерть" - страдания и опасности сплачивают (и даже совместная работа)

"На улице ему хотелось только одного: разрушать и разрушать. Еле сдерживался с помощью житейских атавизмов в мозгу" - многим тогда хотелось; и разрушали (в итоге, всю страну разрушили под чистую!)

"Не забуду один теологический спор. Окружённый тремя молодыми людьми (это была простая рабочая молодёжь), я что-то им рассказывал о бессмертии души. Они кивали головой, но вдруг один из них возьми и скажи:
— Бесссмертие души — оно, конечно хорошо, но скучно. Я думаю, что весело тогда, когда после смерти ничего нет. Так жить слаще, страшней и интересней. А то — опять где-то жить, провались всё пропадом. Надо жить, когда корабль тонет. Так круче...
Вот такие парни из рабочих были в России тогда."  - подобный пир во время чумы мало кого манил, а вот другое действительно на каждом шагу тростили: мол, скучен рай.  Меня этот натянутый бред всегда очень злил и бесил, даже хотелось стукнуть эдаких дурней (но они, как обычно, были слишком здоровые...)

"Им очень нравилось, что он рыл могилы хохоча" - а мне не нравится, хохотом Мамлеев тоже злоупотребляет -  это самый паскудный нигилизм, настолько не верить в человечество... Когда писатели - нигилисты, в жизни заводятся реальные беспредельщики..


"Должен сказать, что больше всего на свете я не терплю обыкновенных людей, каких 90 процентов на земле. Я готов биться об заклад, что любой убийца, дегенерат, алкоголик — лучше и возвышенней среднего человека… У преступника в душонке может быть и покаяние, и страх, и на лбу потик от чувствительности выступает, а вот у обычного человека даже этого ничего нет — он, говорящая машина, антидуховен, патологически туп и считается, что обладает здравым смыслом. Но по сравнению с ним любой олигофрен с субъективинкой — мыслитель. Посмотрите в глаза среднему человеку: что в нем увидишь? — навсегда замкнутый в своей звериной тупости цикл мыслей и полное отсутствие высших эмоций. Что является первым в иерархии ценностей для среднего человека: вещь, материя, деньги, а не мысль, и не чувство, и даже не гаденькое покаяньице…
А почему так? Да потому, что обыкновенный человек слишком туп, чтобы воспринимать духовное и чтобы утвердить себя, вынужден хвататься за внешнее и видеть высшую ценность в чем-либо вещественном или, что еще хуже, — в какой-нибудь умственной глупости, если обычный человек вдруг взялся за идеи." - не согласен; не видел он реальных мерзавцев, что ли?!  И далеко ли сам ушел от "среднего человека"? Я, например - недалеко. И любой - недалеко. Причем, и высшие люди, какие-нибудь академики или властители, при всех личных  достоинствах, может быть,  мерзавцам родня, потому как являются руководителями бюрократии, могучей мерзкой системы. Их вера в мир, в систему приносит не меньше зла, чем полный нигилизм простых и маленьких мерзавцев...

"Можно даже без преувеличений сказать (учитывая, например, состояние современного человечества), что самое худшее в русских — это то, что они — люди, а самое лучшее — то, что они русские" - сказанул!  Мечтает о русских сверхчеловеках... богатырях, наверное?! Вроде, нигде не упоминаются у него богатыри и воины, арийцы... Нет, если ты - человек, то это всегда самое лучшее, потому как настоящий человек - это бог душевный...

"Но почему в аду должно быть счастье? Кто-то из экспертов объяснял ему, что в этом регионе ада все счастливы, потому что обречены. В других регионах есть религия, есть надежда на достойный выход из ада, для региона счастливых каннибалов такого нет. Там нет религии, там нет надежды, там все становятся тенью самого себя. И нет выхода из ада. А когда рухнет ад, рухнут и они. Зато они счастливы. Это дано как компенсация за абсолютную обреченность." - я не каннибал, не знаю, как они себя чувствуют - но их счастью (если оно и есть) ни разу не завидую (но его нет и быть не может, придётся принимать наркотики...) Мужики счастливы от мужской жизни, от работы на природе - пусть даже это и война... Их счастье - это адреналин и кипящая, разогнанная  кровь...  Не надо приплетать мифическое "счастье без надежды" (он просто не знает, что такое "без надежды" ,  литератор...)

"Единственное, чего он не хотел теперь, – это смерти. А хотелось иметь домик посреди хаоса конца мира. Уютный домик" - опять недостоверно: и неуютный домик будет уютным посреди реального хаоса... (Сам же пишет: не хочу только смерти  - а теперь он, выходит, уже и домик себе выбирает... Быстро же он на обычный мещанский ("средний") лад перестроился...

"Ты, Боря, до сих пор не понимал, что мы в чуде живем. Пусть и в кошмарном, признаю. То, что мы по привычке принимаем за обыденность, ну там еда, движения, мысль, живот, алкоголь, баба, на самом деле есть форма скрытого кошмара и чуда. Просто все это повторяется, и мы это принимаем за обычное. А вот когда помрем или какой-нибудь там конец света случится, тогда завеса спадет и некоторые поймут. Да и так никакой обыденной жизни на самом деле нет." - всё есть и ничего нет - поэзия, философия, обыденность... Кошмары тоже - и есть и нет...  (А если ничего нет, кроме кошмара и чуда, то тебя просто разорвёт, ведь только прослойка обыденности, ничейной земли, позволяет существовать в одном теле и кошмару, и чуду, и богу и дьяволу....)

"Так сладко не знать, кто ты и где ты... Разве тебе не надоело знать, что ты человек, или кто ты?" - в совке расчеловечивание и прочая аннигиляция манили - отсюда и алкоголизм, и наркомания (и даже книгочейство, родственное пьянству) Особенно, если вспомнить, что в северной России люди по полгода живут в холодной и скользкой темноте...

"Решил криком заполнить неловкость" - или другой эксцентрикой (грубой шуткой, матерком и так далее)

"Такое впечатление, что этот кретин знает о жизни и смерти — все." - знатоков смерти было много... и разгульной жизни... (Жизнь под пыткой смерти выдавала свои тайны... жизнь разбалтывала свои тайны, приняв на грудь... Иногда казалось, что некоторые кретины только притворяются, а на самом деле знают всё...)

"Человек с тихим смрадным голосом на этот раз только улыбался и молчал. Улыбался широкой, мертво-значимой улыбкой" - "мертвый", "смрадный"... - продолжает повторять одни и те же мертвые и смрадные слова... Конечно, кругом были алкаши, а они все мертвые и смрадные...

"Все мои книжные знания, Рене Генон и прочее, так и останутся книжными, не перешли они в другое качество..." - потому что все эти геноны тоже мертвые и смрадные и никакой жизни в них нет...

"Я читаю свой ум, как книгу" - а книгу как ум. Книжник он, с реальной жизнью всё-таки недостаточно связан...

"Жалко луны, хорошо, когда с луны души мертвых на нас глядят. У меня тогда на душе спокойно" - я тоже луну и звёзды часто в совковой время рассматривал, с ними резонировал... И долго после... всю свою несчастную взрослую жизнь... (сейчас совсем этого не делаю)

"Она безумно любила мужа, но пряталась от него куда возможно" - это было нормой, от пьяных мужей приходилось прятаться и выбора, кого любить, у баб не было - кругом были сплошные алкаши...

"Во мраке есть счастие. Но я и свет люблю. Мне везде хорошо — и в свете, и во тьме... Но скажу тебе на ушко: во мраке лучше. Мрак и есть счастие." - я тоже осенью приободрялся, находил поэзию. Сейчас одинаково не люблю обе крайности - и мрак, и приторную цивилизацию, ярко освещённую мертвым светом...

"И, обнявшись, они пошли в лес, ибо в Москве, несмотря на то что она город, можно найти лес" - при желании и парк - лес; а если нет леса, то можно лабиринтом воспользоваться и глухими закоулками, пустырями, тупиками, дворами...

"Тоска вела туда, где было больше всего тоски" - да, это такая родина... (Никакого желания, правда, нет в неё вернуться!)

"Дело надо делать, дело, а не думать" - думателей и сейчас хрен кто любит - видимо, жопой чуют, что нетрудно додуматься и понять, что все дела - ложь, ****еж и херня несусветная. Как страусы, засовывают голову в песок (в песок футбольных матчей, например)

"Смотри на жуть веселее" - а иначе её не пережить...

"Вообще свои жертвы Соннов делил на обычных, "раздражающих", которых он
убивал только из общих свойств своей души, и на "благословенных", которых он
к тому же еще любил, испытывая к ним, пока они были живы, сквозь свою
угрюмую и нездешнюю душу какое-то томное влечение.
Но уже убитых, ушедших "в пустое место" - обычных или благословенных -
Соннов любил всех, уже другой, ровной, сладостной, почти религиозной
любовью. Как только человек исчезал, убитый им, то из предмета раздражения и
загадок он постепенно превращался для Федора в тихое, святое, хоть и
непонятное существо.
Федор надеялся на его заступничество на том свете.
По всей Рассеи были разбросаны Федоровы "святые места", где на месте
убийства Федор воздвигал как бы невидимые храмы, часто молясь там за самого
себя. Да и в отсутствии, в дороге ли, в уединении Федор не раз с умилением
обращался к убиенным, просил их о помощи, земной или небесной" - вполне возможны и такие убийцы; вполне возможно, что он это где-то подсмотрел, прочёл и прочее... Люди бывают мрачно сумасшедшими и светло, оптимистично, позитивно сумасшедшими - но совсем не сумасшедшими им быть очень трудно, раз ум им не даётся, раз они все остаются дураками и во власти тех же дырявых и безумных  баб...

"Что касается водки и другой алкогольной субстанции, то Славик побаивался ее хотя бы чуть-чуть похлебать. А когда употреблял, то впадал в такое неописуемое веселие, что был опасен для самого себя. Глаза, даже после пятидесяти граммов водки, наливались кровью, а из уст вырывались всякие бессвязные поэмы. Выпив эти пятьдесят граммов, он мог легко выучить наизусть Гомера. И самое страшное было то, что он не знал, куда себя девать от распиравшей его тогда дикой радости. Двери открывал только ударом головы. Радость была такова, что тело становилось неуязвимым для таких ударов по нему, которые свалили бы любого чемпиона-атлета. В таком состоянии он любил целовать коров, если оказывался в деревне.
Но с женщинами было гораздо хуже, чем с алкоголем. Славик на них действовал как змея на муху. Они сами падали, когда он только приближался к ним в соответствующей обстановке. Сначала ничего, первые две-три минуты — звериный стон исходил от них, потом стон переходил в сумасшедший визг наслаждения, настолько сладострастный, что и чертям на том свете становилось тошно. Затем визг входил в безумный рев, но внезапно рев исчезал. Возникала жуткая тишина. И происходило самое главное: женщина превращалась в овощ. Глаза меркли, члены не двигались, прекрасные уста молчали, и такая безмолвная неподвижность продолжалась полчаса, час-другой после оргии. Славик мог хлопать ее по щекам, переносить, в принципе, мог бы и съесть — женщина была неподвижна, и если на нее как следует взглянуть со стороны — то она действительно всем своим неподвижным и стертым телом напоминала овощ" - в каких-то шалманах он всё-таки бывал... Не упомянул только, что баба была тоже пьяная, не только Славик был змеем, но и  тот же алкоголь...

"Сначала вскользь — для издевки — коснулись некоторых странных, даже комичных моментов послесмертной трансмиграции. Потом — насмеявшись и разгорячившись, упомянув о секте спасения Дьявола — вдруг перешли к учению Sophia Perenial. Холод и трансцендентное спокойствие сразу овладели всеми. А затем — о воплощении Логоса, о Веданте, о суффиях, об индуизме, обо всем, где рассыпаны бессмертные зерна эзотеризма. И о зияющей пропасти Абсолюта, о Его святой Тьме, по ту сторону любого бытия.
И наконец — после какой-то неожиданной истерики — о том, о чем говорить нельзя...
— Этого не надо, не надо касаться; мы погибнем! — в ужасе закричал Ремин.
Все сгорало в каком-то напряжении. Дальше идти было невозможно. Разговор приостановился.
— Вот он: русский эзотеризм за водочкой! — проговорил кто-то под конец." - кроме настоящего христианства, все остальные человеческие премудрости и веры - это тот же мрак и алкоголь, точнее , сивуха. Все они такие ущербные, кособокие и провальные, что действительно постоянно чего-то нельзя касаться - потому как иначе они сразу развалятся и этим нарушат теплую, мирную атмосферу совместной пьянки и болтовни, двойного, физического и духовного одновременно, самооглушения... Т.е. была лишь  фикция, иллюзия премудростей, понты и бубенцы - все эти "Абсолюты" и прочие большие  буквы ничего не весили , не стоили, за ними стояла лишь всё та же страсть к идолопоклонству... (Что не мешало всем собой гордиться - и тем, что "русские", и тем, что "эзотерики" - и даже водочкой гордиться...)

 "Он кричал о том, что можно не верить в Бога, но надо, по крайней мере, уважать любое живое существо, если у него есть глаза, которые смотрят и видят мир" - неужели так трудно бога наделить душой, глазами...

"Шел 1994 год. Зарплату в этом небольшом, но шумном учреждении выдавали гробами" - а что, товар был востребованный!

"Люди потайной Москвы нового столетия умудрялись жить так, как будто социально ничего не изменилось и волчьи законы дикого капитализма их не касаются. У кого-то от советских времен были квартиры или дачи — которые можно было хорошо использовать. Другие работали, но необременительно (переводы и тому подобное), третьим — помогали то ли родственники, то ли неизвестно кто (по разным скрытым связям). Кто-то умудрился даже быстро заработать путем «бизнеса» в девяностые годы и потом жить на это — и так далее, и так далее. При всем при том интерес к деньгам как таковым, естественно, не то что презирался: это было даже ниже уровня презрения. Не презирают же клопов" - ну, интеллигенты - существа герметично закупоренные, так что всё это естественно - кроме вот этого демонстративного презрения к деньгам; вот в него я совсем не верю, втирать мне про "клопов" не надо (всё это опять болтовня по пьяной лавочке, понты, фальшивая попытка отторжения того, что напирало и завладевало...)

Ладно, повспоминали и будя, картина, как будто, обрисована...


Рецензии