Поэты ушедшего времени 4 Иван Бунин Часть 8
Итак,вновь обращаясь к творчеству Ивана Бунина..на сей раз я
продолжаю свой рассказ о его прозе.
В повести "Митина любовь" впервые опубликованной в парижском журнале
"Современные записки" (1925 год № 13 - 14)рассказ о любви студента Мити к
ученице частной театральной школы Кате - присутствуют автобиографические
мотивы.Они относятся не к сюжету,а к глубине чувств,испытанных юным героем,и
заставляют вспомнить о душевных терзаниях молодого поэта,потерявшего Варвару
Пащенко.Её черты - непостоянство чувств - угадываются в образе Кати.Как писала
Муромцева " нигде Иван Алексеевич не приоткрывает своих любовных переживаний,
как в "Митиной любви" тщательно закамуфлировав их".
Эта повесть,по стилистической наполненности - большое становление в прозе,
знаменует новый этап в творчестве Бунина.
До Бунина так о любви не писали.Бунинское новаторство состоит в том,
что современная смелость("модерность" как тогда говорили)в изображении чувств
героев сочетается с классической ясностью и совершенством словарной формы.
Переживания Мити,наделённого сверх обычной эмоциональностью,способного ощущать
непомерной остротой болью и блаженством пробуждение природы и самого себя..-
несомненно.
Анна Саакянц
Книга "Тёмные аллеи"(1943 - 1946 год)над которой писатель работал в
предвоенные и военные годы,вызвала неоднозначную реакцию среди коллег и
читателей Бунина.Если поэт Глеб Струве назвал произведения,включенные в
сборник,лучшими рассказами о любви - страсти в русской литературе,то Марк
Алданов сообщал автору в письмах,поступавших от "Нового журнала" который
напечатал несколько новелл.По словам Алданова,подписчики издания возмущались
избытком эротических сцен,а некий учёный прислал письмо с вопросом:Ну как же
можно? У меня жена".
В сборнике название которого было подсказано подсказкой писателю строчкой
Николая Огарёва "Кругом шиповник алый цвёл",/Стояли тёмных лип аллеи" вошли
рассказы "Руся","Поздний час","Холодная осень","Муза","Барышня Клара",
"Железная шерсть" и другие.
"ЖИЗНЬ АРСЕНЬЕВА"
**********************
Замысел романа "Жизнь Арсеньева" - книги,повлиявшей на решение Шведской
Академии о присуждении Нобелевской премии - появился у И.Бунина в октябре 1920
года,в канун его 50 - летнего юбилея.Несколько позже в 1921 году,писатель
сделал предварительные намётки,в которых попытался обозначить о взрослении и
становлении человека.Изначально его названия варьировались:"Книга моей жизни",
"У истока дней","Безымянные записки".Задумка формировалась несколько лет,а
непосредственная работа началась 27 июня 1927 года.Судя по воспоминаниям
Муромцевой всякий раз завершая очередную часть,Иван Алексеевич намеревался
прекратить работу - он утверждал,что жизнь человеческую написать нельзя".В
итоге поэт и писатель создал пять частей Алексея Арсеньева до двадцатилетнего
возраста.
Исследователи не пришли к единому мнению относительно жанра бунинского
романа.Литературовед Борис Аверин,изучавший творческую историю произведений
заметил,что ранние авторские рукописи,в которых отразился "ход памяти"
позволяет говорить о Жизни Арсеньева" как о мемуарной прозе.В то же время при
внесении правок Иван Алексеевич сознательно дистанцируется от героев
произведений - он поменял имена и удалил из текста те подробности,в которых бы
угадывались эпизоды его собственной биографии.По мнению литератора Анны
Саакянц "Жизнь Арсеньева" объединяет несколько жанров - в книге переплелись
художественная биография,мемуары,лирико - философская проза.
Литературовед Игорь Сухих писал,что в основе романа - поэтическое преображение
прошлого".Сам Бунин настоятельно просил не воспринимать историю Алексея
Арсеньева как историю автора,он пояснял,что жизнь Арсеньева - это
автобиографически вымышленные лица."
Пятая часть произведения изначально,именовавшаяся "Лика" названа
исследователем самой главной.Именно в ней происходит взросление героя,
переживание,первое острое чувство.Испытание любовью,рождение в нём художника и
поэта.Предположительно о том,что прототипом возлюбленной Алексея Арсеньева
является Варвара Пащенко,неоднократно опровергнутая Муромцевой.По её словам в
героине соединились черты тех женщин,которых в разные годы любил Бунин.К
примеру внешне героиня "Жизни Арсеньева" в большей степени напоминает первую
жену писателя - Анну Николаевну Цакни;отдельные эпизоды - воспроизведённые
детали отношения,складывающееся между Буниным и самой Муромцевой".Однако
чувство,испытываемое по отношению к Лике,во многом совпадает с переживанием
молодого Бунина.Финальные строки романа ("Недавно я видел её во сне..")-
близки признанию,которое прозвучало в одном из писем Ивана Алексеевича после
расставания с Пащенко: "Я видел тебя во сне - ты будто лежала,спала,одетая,на
правом боку"
В "Жизни Арсеньева" Иваном Буниным сделано то,о чём сам того не
понимая мечтал молодой Арсеньев,когда жаждал писать и не знал,что писать.
Здесь показано самое простое и самое глубокое,что может быть показано в
искусстве:прямое видение мира художника..не умствование о видимом,но самый
процесс видения,процесс умного зрения.
Владислав Ходасевич
ПУБЛИКАЦИИ,ДНЕВНИКИ,ВОСПОМИНАНИЯ
*************************************
В дореволюционный период многие современники писателя видели в нём лишь
холодноватого бытописателя с ностальгическими воспоминаниями об исчезновении
дворянских гнёзд.Появление его полемических заметок,статей и очерков,
посвящённых октябрьским событиям позволило читателю увидеть другого поэта,
писателя язвительного и едкого,воспринявшим революцию,как русский бунт,а его
участников - как действительных лиц из романа "Бесы".По словам литературоведа
Олега Михайлова многие статьи Ивана Алексеевича написанные в ту пору были
сродни монологам персон Достоевского.В эмиграционной прессе 1920 - ых годов
Иван Бунин выступал с публикациями,в которых с одной стороны настаивал на
отказе от компромисса с большевиками,с другой - давал высокие оценки лидерам
белого движения.
Генерала Деникина писатель знал лично,и отзывался о нём как о человеке
благородном и простом в общении.Адмирал Александр Колчак,по утверждению Ивана
Алексеевича,заслужил особое место в истории."Настанет время,когда золотыми
письменами..будет начертано его имя в летописи русской земли".
В 1925 году парижская эмигрантская газета "Возрождение" начала публиковать
отрывки из дневника поэта,получившего название "Окаянные дни".Исследователи
обращали внимание на то,что ежедневные записи,которые Иван Алексеевич вёл в
1918 - 1920 - ых годах отличались от дневника,представленного в книжном
варианте.Писатель подготовил к печати не столько календарный,сколько мозаичный
дневник,включающий множество разрозненных фрагментов.Первая часть "Окаянных
дней" состоит в основном из миниатюрных зарисовок,воссоздающих" общую
атмосферу в послереволюционной Москве:писатель фиксирует текст" уличных
плакатов,газетных заголовков,случайные реплики прохожих.Образ города создаётся
за счет выхваченных из толпы лиц,мелькающих с калейдоскопической скоростью,
как на моментальной фотографии.Во второй части повествования об Одессе 1919
года,преобладают короткие рассказы и заметки.
Был В.Катаев (молодой писатель).Цинизм нынешней молодёжи людей прямо
невероятен.Говорил:"За сто тысяч убью кого угодно.Я хочу хорошо есть,хочу
иметь хорошую шляпу,отличные ботинки.." Вышел с Катаевым,чтобы пройтись и
вдруг на минутку всем своим существом почувствовал очарование весны,чего в
нынешнем году(в первый раз в жизни)не чувствовал совсем.
И.А.Бунин "Окаянные дни"
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
************ ************
21.09.2023
Свидетельство о публикации №223092100952