Не превращайся в ментального капитошку, сынок

(Из цикла писем моему сыну)

Прекрасно скроено человеческое тело, сынок.
Кажется, тут подрежешь, там подровняешь, получится красота. Подрезали, подровняли, получился монстр. Тараканы и те отказываются соседствовать с такой «красотой».
Предусмотрительно скроено человеческое тело, сынок.
Всё в нём есть: и кости, и мышцы, и нервные окончания, и органы всякие разные. Кажется, много лишнего, но нет, - убрал что-то и тут же пожалел. Оказывается, не просто так оно сложено и сложено именно таким образом.
Прекрасно и предусмотрительно!
Но неужели нельзя было сложить его проще?
Нельзя, сынок.
Почему?
Потому что сложносоставное тело – для нас самое ближайшее учебное пособие.
Чему же мы должны научиться у собственного тела?
Тому, что в нем есть кости и мышцы, и нет в нём ничего лишнего.
Убери из человеческого тела мышцы, - получится обтянутый кожей бездвижный скелет. Убери из человеческого тела кости, - получится мясной капитошка.
Так и в душе, сынок, должны быть и «кости», и «мышцы». Должны быть… но сколько не ощупывай себя, их ты не найдёшь.
Что такое «мышцы» человеческой души? Это благие чувства. Что такое «кости» человеческой души? Это благие убеждения.
Отними у человеческой души благие чувства и получится ментальный бездвижный «скелет». Отними у человеческой души благие убеждения, и получится ментальный «капитошка».
Благие убеждения, сынок, являются «каркасом» для чувств. Без благих убеждений человек никогда не сможет привести в строй и порядок свои чувства, сформировать их правильным образом.
Кажется, что всё наоборот, что чувства находятся в глубине – в них основа и опора, а мысли как будто бы на поверхности. Но это оптическая иллюзия, сынок. А всё по причине трёх бед: во-первых, мы много болтаем, выворачивая недра своей души наружу, обесценивая тем самым мысль, во-вторых, мы посвящаем всю жизнь суете, наконец, в-третьих, мы усвоили себе ложное представление о том, что чувства являются чем-то внутренним, доступным только нам.
А на самом деле? А на самом деле, сынок, посмотри на человека и определи по его виду, в каком состоянии он находится: подавленном или радостном, охвачен ли он страхом или тревогой. Получилось? Отлично.
А теперь посмотри на человека и скажи мне, о чём он думает. Что же, ничего не вышло? Это закономерно.
Чувствами мы сопрягаемся с внешним миром, собственно, всю информацию об окружающем нас мире мы получаем через чувства: видим, слышим, обоняем, осязаем, определяем на вкус. И, что не менее важно, наше внутреннее состояние выходит наружу также через чувства. Правда, чтобы разглядеть это, необходима наблюдательность.
А мысль? А мысль, сыночек, - в самых недрах нашего существа. Нам только кажется, что она на поверхности, но это только потому, что мысль постоянно находится перед взорами нашего ума. Родив однажды мысль, ум постоянно продолжает рождать её.
То есть получается, что мысль важнее чувств? Нет, сыночек мой дорогой, всё в человеческой душе равноценно: и ум, и мысль, и чувства; и ум, и мысль, и чувства имеют одно естество, но разные свойства, так, что ум - не мысль и не чувства, и мысль – не ум и не чувства, и чувства – не ум и не мысль, хотя ум рождает мысль и изводит из себя единое ощущение, распадающееся впоследствии на множество чувств.
Мы говорим по обычаю: «Моя мысль».
Но разве мысль – вещь? Разве могу я себе представить себя без мысли? Даже, когда в моей голове нет отдельных помыслов, я мыслю, что их нет.
Мы говорим по обычаю: «Мои чувства».
Но разве чувства – вещь? Разве могу я себе представить себя без чувств? Даже, когда в дремоте я забываю о существовании тела, моё ощущение продолжает сопутствовать уму и никогда не перестаёт.
Может ли человеческий ум существовать без мысли? Нет! Может ли человеческий ум существовать без чувства? Нет!
Человек, являющийся единым существом, сотворён нераздельной троицей – в нём три самостоятельных и не переходящих друг в друга лица: ум, мысль и чувства.
И в продолжении жизни человеческий ум должен сформировать сперва «скелет» благих убеждений, а позже сформировать на этом «костяке» «мускулатуру» чувств. Выходит, без «скелета» душа человека не сможет сформировать «мускулатуру». А что это означает в практическом смысле? Это означает, что без «скелета» человеческая душа никогда не сможет развить силу.
И тот, кто не следит за чистотой своих убеждений, позволяет «гноить» «скелет» своей души. Тот же кто выбрасывает благие убеждения в попытке раскрепоститься, выбрасывает из своей души «кости», к которым должна крепиться «мускулатура» чувств его души.
Он думает, что он раскрепощается, но на самом деле он занят активной трансформацией в бесформенный и болезненный комок чувств. И пусть потом не удивляется, отчего душа болит и тошно жить на белом свете: человек сотворён человеком, а не капитошкой!
Возможно, человек думает, что без благих убеждений ему будет проще приспособиться и занять место под солнцем, но на деле оказывается, что его, раскрепостившегося, будут всю жизнь приспособлять, а место под солнцем займут те, кто потрудился себя сформировать.
Поэтому береги свои мысли, сынок. В первую очередь, относящиеся к духовной и нравственной сферам. Почему? Потому что формирование чувств не зависит от знания таблицы умножения. Оно в полном объеме зависит от убеждений в духовной и нравственной сферах. Никогда не сообразовывай свой внутренний мир с людьми бездуховными! Никогда не сообразовывай свой внутренний мир с людьми безнравственными.
Не позволяй гноить свои мысли, сынок, не позволяй превращать себя в ментального капитошку за котлету, зажатую между двумя булочками с кунжутом, и значок с надписью «В тренде» или с надписью «Просвещенный».
Не позволяй гноить, но и трудись над тем, чтобы сформировать «скелет» благих убеждений. Ведь как обычно бывает, придумает себе человек убеждения, задумается и тут же пойдёт натворит противоречащих им дел. А каково свойство подлинных убеждений? Человек никогда не сможет перешагнуть через них.
Так что трудись, сыночек мой дорогой.
И последнее, ты, наверное, обратил внимание на слово «благие». Правильно сделал. Не всякое убеждение обращается в «кость», но только благое, не всякое убеждение способно сформировать бесформенную материю чувств правильным образом, но только благое.
И где же нам научиться благим убеждениям? В Евангелии. И как же нам научиться его правильно понимать? Читать книги тех, кто осуществил Его своей жизнью.
Так что трудись, сыночек мой дорогой, не превращайся в ментального капитошку – оставайся человеком.


Рецензии