11. Разноцветные миражи для Венесуэлы

Январь 2019


Только ленивый не пишет сегодня о Венесуэле.


Я – не ленивый!


Южноамериканская страна с названием, звучащем одинаково завораживающе, пожалуй, на всех языках мира, стала притчей во языцех. Мир в одночасье разделился на тех, кто видит конституционную правоту президента Николаса Мадуро, и тех, кто считает справедливой претензии на лидерство председателя парламента этой страны Хуана Гуайдо.


Художники государственного департамента США быстро намалевали карту, распространяемую ныне в социальных сетях. Треть стран мира помечены на ней синим цветом. Это те государства, которые поддерживает переход президентской власти к левому популисту Гуайдо и отказывают во власти Мадуро. В их число входят США, Канада, страны Латинской Америки с право-популистскими режимами, Европейского Союза и, конечно же, Украина и Грузия.


Другая треть мира помечена красным. Она считает, что конституционным главой государства остается наследник Уго Чавеса — Мадуро. Здесь Китай, Россия, Турция, Беларусь, Мексика с новым левоцентристским правительством президента Лопеса Обрадора, Куба, Боливия, Уругвай, Суринам, ЮАР и другие.


Оставшаяся треть мира окраски не удосужилась.

 
Контуры этих стран теперь являются предметом самостоятельных действий пользователей и читателей: бери карандаш и крась сам в зависимости от того, что произойдёт далее.


Однако важно, что эта часть государств не считает для себя вправе вмешиваться в дела Венесуэлы и, тем более, поощрять в ней государственный переворот.
 

Кстати, большинство стран прилегающего к Венесуэле Карибского бассейна призывают к внутреннему диалогу и решению возникшей проблемы двоевластия на основе конституции, принятой ещё во время легендарного Чавеса. Её, эту конституцию, к слову сказать, боготворят сторонники обеих венесуэльских политиков – и Мадуро, и Гуайдо.


Представленная в таком виде Джоном Болтоном на брифинге в госдепе США трёхцветная карта должна была продемонстрировать триумфальное шествие признания Гуайдо в качестве временного президента Венесуэлы.


Но не тут-то было. Так, если на этой карте красный цвет соединить с белым, то получится, что две трети мира выступают против вмешательства в дела Венесуэлы.


В то же время у «синих» нет единого подхода в оценках ситуации в Венесуэле и её перспектив. Испания и Германия напуганы угрозой массового исхода беженцев из этой страны в Европу. Для Франции за беспокойством о страдающих от «режима Мадуро» венесуэльцах явно скрывается спасительная соломинка, способная хоть как-то отвлечь внимание французов от продолжающейся уже второй месяц подряд революции «жёлтых жилетов».


Правые популистские режимы, пришедшие к власти в Бразилии, Чили, Аргентине, Колумбии и др., вполне логично, рассчитывают на дешёвую нефть, которую, возможно, новый режим в Каракасе дарует им как награду за поддержку. Увы, популизм, имеет свойство быстро исчерпываться. А если не будет денег и преференций со стороны, «синие» режимы в Латинской Америке, как правило, быстро снова покраснеют. Пример той же Венесуэлы очень показателен.


В случае с представленной картой, самое большое, на первый взгляд, кажущееся противоречие связано с выбором цветовой гаммы, обозначающей глобальных сторонников и противников президента Николаса Мадуро.


Как известно, синий – это цвет демократической партии в США, красный – республиканцев. Выходит, что демократы как-бы поддерживают Гуайдо, а республиканский Белый дом – Мадуро?


И отчасти, даже несмотря на громыхания Майка Помпео в Совете Безопасности ООН и Джона Болтона на брифинге в госдепе США, это отчасти так.


Во-первых, потому что тиражируемый мировыми медиа кризис в Венесуэле выгоден Дональду Трампу, прежде всего, как наглядное подтверждение опасности нелегальной миграции в США от южноамериканских соседей.


Красный цвет на мировой карте объективно «помогает» Трампу сломить сопротивление демократического большинства в палате представителей американского конгресса и добиться выделения средств на строительство стены на границе с Мексикой.


3 миллиона венесуэльских беженцев, о которых якобы заботятся США, гораздо более страшнее мифического каравана мигрантов из Гондураса, которым так яростно пугали американских избирателей накануне прошедших в ноябре прошлого года промежуточных выборов в конгресс. Эта угроза сработала, Трамп оставил за собой контроль за сенатом, и не на много уступил демократам в палате представителей.


Во-вторых, администрация Белого дома перехватывает у демократов их конёк, гиперболизируя мнимую «российскую угрозу» в Венесуэле. В ход идут байки о русских частных военных компаниях, якобы единственных защитников Мадуро в этой стране. Москву обвиняют в стремлении «захватить» венесуэльскую углеводородные ресурсы, как будто-то бы в России мало своих нефти и газа.

 
Владимира Путина «уличают» в намерении создать под боком у США военную базу. При этом забывают, что Москва не так уж давно убрала своих военных из Кубы. Россия до сих пор не разместила новой военной базы на острове Свободы, хотя это гораздо ближе к американской Флориде, чем от венесуэльского архипелага Лос Рокес.


В-третьих, принципиальная позиция по Венесуэле, которую отстаивают глобальные лидеры «красных» — Китай и Россия, представляется Вашингтоном как явный «антиамериканский сговор», что опять-таки выгодно «красным» республиканцам уже в Америке.


В целом, получается примерно так: чем больше хаоса будет в Венесуэле, тем легче будет администрации Трампа решить свои насущные задачи внутри страны. Поддерживая демократическую оппозицию в Венесуэле, Белый дом получает шанс победить демократическую оппозицию в США.


Чем завершится конфликт в Венесуэле, предугадать сложно.


Но на военное вторжение в эту страну ни Вашингтон, ни Организация американских государств, вряд ли решатся. Сейчас, увы, уже даже не ХХ век!  В США понимают, что это мгновенно увеличит на несколько порядков антиамериканизм по всей Латинской Америке. Показательно, что инспирированная Джоном Болтоном «утечка» информации о якобы направляемых в Колумбию 5 тысяч американских солдат, тут же была дезавуирована официальной Боготой. Там хорошо понимают, насколько опасно для Колумбии идти в безоговорочном фарватере политики Вашингтона.


Последствия гражданской войны в этой стране хорошо помнят и не спешат сделать неверный шаг к её возможному возобновлению.


Провоцирование гражданской войны между различными силами в Венесуэле – более вероятный сценарий. Он может быть сопряжен с расколом в боливарианских вооруженных силах, если часть их командования удастся купить обещаниями амнистии и крупными денежными суммами.


Не исключен вариант и жесткого вмешательства военных в политический конфликт под предлогом предотвращения иностранной военной интервенции.

 
При этом верность боливарианской революции будет априори подчеркиваться при объяснении причин военного переворота. При таком раскладе оба противника, и Мадуро, и Гуайдо, вряд ли останутся на плаву.

 
О том, что интересы простых венесуэльцев мало волнуют глобальных кукловодов, говорит факт введения США новых санкций против Венесуэлы и её государственной нефтяной компании.

 
Не секрет, что экономическое бедствие в этой стране лишь отчасти спровоцировано политикой правящих социалистов-чавистов. Ведущую роль в этом сыграли ранее введённые санкции США и Запада против этой страны. При максимальном давлении на Каракас можно ожидать организации переговоров правительства и оппозиции.

 
В этом случае шансы на успех имеет Николас Мадуро, тем более что противостояние попыткам его свержения стало, буквально, главным смыслом его президентства. За 6 лет, прошедшие после смерти Уго Чавеса, на его преемника несколько раз покушались, его пытались свергнуть. Но он всегда выходил сухим из воды, продлевая политическую жизнь в качестве лидера Венесуэлы и даже укрепляя свои позиции.


Напряжение в Южной Америке способно создать другим глобальным игрокам, прежде всего Китаю и России, благоприятные условия для возвышения их роли в мировой политике.


Отвлечение внимания Вашингтона на Венесуэлу даст Пекину возможность, как минимум, «отыграться» на фронте мировой торговой войны. Максимум — Китай может предпринять попытки решения «тайваньского вопроса».


Венесуэльский кризис, объективно могущий перерасти некий аналог «второго карибского кризиса», предоставит России более благоприятную возможность для реализации различных вариантов решения в свою пользу конфликтной ситуации на Украине, закрепить успехи на Ближнем Востоке.


Всё же разноцветные миражи для Венесуэлы не предвещают ничего хорошего. Этой вздыбленной двадцатилетними социальными экспериментами правителей — чавистов, разрушенной в последние годы санкциями США и их союзников, стране, похоже, уготована судьба стать южноамериканской либо Ливией, либо Йеменом, либо Сирией, если конечно, ей чуть больше повезёт. Вот такая получается красочная картина.


Январь 2019


PS.
Не мог не дописать этих строк, готовя к публикации мою книгу.


В декабре 2022 года, США и страны ЕС очень тихо, без привлечения особого внимания мировой общественности объявили о том, что более не считают Гуайдо президентом Венесуэлы. В поисках нефти для своих экономик взамен российской, от которой якобы отказались в поддержку киевского режима, делегации этих стран обили пороги президентского дворца в Боготе.


Хозяином его по-прежнему является Николас Мадуро. Он, кстати, недавно призвал к созданию в Латинской Америке блока государств, поддерживающих Китай и Россию. Сегодня во всех крупных странах региона – Аргентине, Бразилии, Боливии, Мексике, Чили и даже Колумбии, к власти пришли левые партии и коалиции.


США и ЕС вынуждены были отменить ряд санкций против Каракаса, в надежде получить доступ к венесуэльской нефти. И это сразу же обернулось более чем 4-процентным ростом венесуэльской экономики в 2022 году.


Карту "всего мира" сегодня, однако, по-прежнему используют на Западе, рассказывая недалёким обывателям о якобы поддержке режима в другой стране.


Вот вам, господа, и «весь мир»!


19 января 2023 года.


Рецензии