Козлов Иван Тимофеевич
Ваня поступил в начальную школу в своей деревне в 1939 году. Через два года началась Великая Отечественная война. Уже к осени деревня была оккупирована немецкими войсками. Школа стала платной. Родители Ивана не могли оплатить учебу и маленького ученика прямо во время урока, прилюдно выставили за неуплату денег из класса. Позже его папа вспоминал, что это было самое большое унижение в его жизни. Потом, правда, руководство школы учло успехи Вани в учёбе и его вернули в школу, которую он закончил с золотой медалью.
По совету своих преподавателей Иван поехал в Москву поступать в институт. Как золотому медалисту сдавать вступительные экзамены ему не надо было. Сначала он хотел поступать в Бауманский институт. Но в нём иногородним студентам предоставляли общежитие только со второго курса обучения. Платить за съёмное жильё у Ивана возможности не было. Поэтому он остановил свой выбор на Московском институте инженеров железнодорожного транспорта (МИИТе), где сразу предоставляли не только общежитие, но и бесплатный билет на поезд. Кроме того, студентам выдавали железнодорожную форму, что для Ивана в то время имело существенное значение. Ведь поступать в институт он приехал на поезде за свои деньги в байковом лыжном костюме «с начёсом». В результате Иван стал студентом факультета «Эксплуатация железных дорог».
Время было трудное – послевоенное. С самого начала учёбы и до её окончания Иван находился на полном самообеспечении. Стипендия была небольшая и поэтому, будучи студентом дневного факультета, Иван стремился подработать где только можно. Да ещё старался хоть что-нибудь отправить своим родным. То посылочку организует с подарками для своих братишек и сестрёнок (маме и папе, разуется, тоже), то хоть небольшой денежный перевод отошлёт. Жил он всё время обучения в общежитии. Жили ребята дружно. Как правило, в каждой комнате питание было организовано по принципу общего стола. Это значит – у кого что было, то всё выкладывалось на общий стол.
Практически с самого начала учёбы Иван подружился с однокурсником Борисом Козиным. Борис был несколько старше Ивана. Он был участником Великой Отечественной Войны и имел боевые награды. Эта дружба прошла практически через всю их жизнь.
Молодость берёт своё. Среди девочек своего потока Иван как-то сразу выделил одну девочку по имени Соня. Она ответила взаимностью. На четвёртом курсе Иван и Соня сыграли свадьбу. А когда они учились на пятом (последнем) курсе института, у них родилась дочурка, которую они назвали Танечкой. Забот, конечно, существенно прибавилось. Но молодость и любовь преодолевает все препятствия. Они были счастливы!
Учился Иван хорошо. Особенно легко ему давались дисциплины, связанные с математикой. Начиная с третьего курса обучения, он принимал непосредственное участие в научных исследованиях институтских преподавателей. Поэтому, после окончания МИИТа, Ивана и Соню направили на работу в только что организованный тогда Институт комплексных транспортных проблем при Академии наук СССР (позже он перешёл в ведение Госплана СССР). Туда же распределили и Бориса Козина.
В научно-исследовательском институте у Ивана, Сони и Бориса тоже складывалось всё успешно. Осмотревшись и ознакомившись с тематикой научных исследований, они стали самостоятельно вести научные разработки. Особенно им было интересно осваивать только появляющиеся тогда электронно-вычислительные машины. Это был принципиально новый инструмент, используемый для научных разработок. Специалистов в области программирования тогда было совсем немного. Нередко приходилось доходить до различных нюансов написания программ своим умом. Но время шло и опыт нарабатывался. Вот уже и свои научные исследования молодые сотрудники стали проводить с использованием ЭВМ, что было тогда новинкой и чрезвычайной редкостью.
Время шло. Иван Козлов и Борис Козин стали уже руководителями научных групп и переименовались в Ивана Тимофеевича и Бориса Сергеевича. Совместно они задумали и выполнили можно сказать революционное по тому времени исследование по выбору оптимальной этапности развития однопутных железнодорожных участков. Такое исследование предполагало применение солидного математического аппарата. В частности – использование метода динамического программирования и теории вероятностей. Выполнить такое исследование без применения ЭВМ было просто невозможно. По результатам этой работы ими были защищены кандидатские диссертации. Они написали и подготовили к изданию книгу, которая и сейчас является классикой научных исследований в области развития железных дорог. До сих пор, спрашивая в библиотеках эту книгу, читатели заказывают ее не по названию «Выбор схем этапного развития железнодорожных линий», а просят просто - «Козин-Козлов». И всем понятно о какой книге идёт речь.
Иван Тимофеевич чувствовал, что для дальнейшего углубления своих исследований ему не хватает знаний в области математики. Поэтому, вместе с некоторыми своими коллегами, он поступил и окончил заочно механико-математический факультет МГУ им. Ломоносова. Борис Сергеевич Козин тоже хотел поступить на этот факультет вместе с коллегами по работе, но он имел тогда возможности учиться. К тому времени его уже назначили начальником вновь созданного в институте отдела «Разработка и применение экономико-математических методов и моделей планирования транспорта». Эта работа требовала многих сил, энергии и временных затрат. Несколько позже Борис Сергеевич был назначен директором Института комплексных транспортных проблем (ИКТП) при Госрлане СССР. А на должность начальника руководимого им ранее отдела он пригласил Ивана Тимофеевича. Стоит отметить, что к тому времени и жена Ивана Тимофеевича - Софья Борисовна, тоже защитила кандидатскую диссертацию. Вот такой образовался творческо-любовный союз! Появилась у них и вторая дочка – Ниночка. Жизнь налаживалась!
Вот на этом этапе мне и выпал счастливый билет работать многие годы под непосредственным руководством Ивана Тимофеевича Козлова. Работать с ним было не просто интересно, а я бы сказал - очень увлекательно. Иван Тимофеевич легко продуцировал актуальные направления и темы исследований, которые было целесообразно разработать. Сам он работал над созданием автоматизированной системы плановых расчётов на транспорте. В рамках этой тематики было огромное множество «ответвлений», каждое из которых можно было разрабатывать в качестве самостоятельной диссертации. Одним из таких «разветвлений» с большим интересом многие годы занимался и я.
Сейчас я даже не могу точно сказать – сколько научных работ, выполненных под руководством Ивана Тимофеевича, оценены как кандидатские диссертации. Думаю, что где-то в районе не менее двух десятков.
Сам Иван Тимофеевич с блеском защитил докторскую диссертацию и получил звание профессора. Был действительным членом Высшей аттестационной комиссии (ВАК) СССР, членом многих Научных Советов по присуждению званий докторов и кандидатов наук по транспортной отрасли. Председательствовал на многих научных конкурсах и так далее, и так далее.
Приведу ещё несколько примеров мощного интеллекта Ивана Тимофеевича. Во второй половине 80-х годов на полгода он был командирован в Алжир для оказания научной помощи алжирским учёным в области развития транспортной инфраструктуры страны. За это время Иван Тимофеевич не только в полном объёме исполнял свои обязанности консультанта и руководителя научных исследований, но и выучил с нуля французский язык в такой степени, что даже сделал в Алжирском Комитете транспорта доклад о развитии транспортной сети Алжира на французском языке. Исследование иллюстрировалось результатами расчетов, сделанных с помощью программ, написанных Иваном Тимофеевичем самостоятельно. А ведь ему в это время было всё-таки уже за пятьдесят лет! И это на фоне намечающейся сердечно-сосудистой недостаточности, которая усугублялась жарким климатом.
Во время так называемой «Перестройки», Ивана Тимофеевича пригласили прочитать курс лекций в Берлинском университете. Эти лекции он читал на немецком языке. Темой была «Теория игр».
В жизни Иван Тимофеевич был абсолютно коммуникабельным, доброжелательным и отзывчивым человеком. Сотрудники тянулись к нему и считали за счастье работать под его руководством. Я тоже считаю, что годы работы под руководством Ивана Тимофеевича Козлова были самыми плодотворными, интересными и просто счастливыми годами моей жизни. Иван Тимофеевич обладал мощным зарядом положительных эмоций. Его энергетика уверенности в достижении поставленных целей распространялась и на сотрудников, и на учеников, и на собеседников. Это редкое человеческое качество.
Помню, Иван Тимофеевич в ходе разговора любил приводить некоторые народные изречения. Такие, например, как:
- Старайся делать всё как можно лучше, Плохо - само получится.
- Тот, кто умеет работать – тот работает. Тот, кто не умеет работать – тот учит как надо работать. А тот, кто не умеет учить как надо работать – тот пишет книжки о том, как надо учить как надо работать. - Надо работать!
«Надо работать!» - эту фразу, я думаю, можно считать фирменным стилем и девизом Ивана Тимофеевича Козлова.
Свидетельство о публикации №223092200129
И мне тоже повезло, когда я после учебы приехала работать на ВЦ завода "Тяжмаш". Меня окружали чудесные люди: программисты, руководитель отдела. Воспоминания на всю жизнь! И город Мариуполь.
Антонина Стрельникова -Воронова 11.09.2024 12:26 Заявить о нарушении
Как хорошо, когда первые самостоятельные шаги трудовой жизни начинаются в хорошем коллективе под руководством умного, доброжелательного руководителя.
Это многого стоит и определяет в значительной степени дальнейшую жизнь.
А Мариуполь - это душевная боль на долгие времена.
До новых встреч и Здоровья! Мира! Добра!
Виктор Ардашин 12.09.2024 07:03 Заявить о нарушении