Информац. - творческая сфера. Творение информацией
Исследование информатики мысли
и нейрографики мышления
Сохранение живого произведения театрального искусства
и работа с информационно-творческой сферой
Заметка о творении информацией
в информационно-творческой сфере
Мыслительный, творческий процесс, жизнь и движение мысли - одна из самых захватывающий живых картин, если её воплотить или для начала визуализировать. В этой заметке объединённого исследования мысли и творчества я приглашаю вас объединить мышление и воображение для прочувствования незримой информационно-творческой сферы, с которой на самом деле мы постоянно работаем, начиная с нашего сознания, но представим этот информационный мир зримым.
Данную сферу можно также претворить и в информационных технологиях, и в настоящее время я преступила к долгосрочной разработке информационно-творческого пространства "проектор мыслей" [1]. Уже только начав разрабатывать техническую сторону, прочувствовала движение мысли и возникновение идей, которым посвящен сам "проектор мысли". К примеру, во время работы с разными проекторами в зависимости от их устройства возникали идеи для творчества: создания иллюзиона на основе многомерности пространства и проекций. И что поразительно, что давно мне снился сон о живописании, живом искусстве в самом прямом смысле слова: во сне в разных плоскостях пространства возникали картины, которые писались в процессе, расцветали будто цветы, буквально жили. И когда я рассматривала работу сферических проекторов, этот сон мне вспомнился - получался эффект живых картин из сна. Так одна задача может приводить к идеям в абсолютно другой сфере. Это был уже творческий эксперимент. Тут же я попробовала проекции на объёмных и движущихся объектах - так несколько лет назад я всё мечтала вывезти проектор на природу. Эти творческие эксперименты, возникшие в процессе рассмотрения технических возможностей, как раз демонстрируют то взаимодействие сознания с информационно-творческой сферой и рождение и движение мысли, которому посвящена сама разработка. И следующим этапом будет информационное обеспечение для проектора. Но в данной заметке я хочу обратить ваше внимание именно на саму природную информационно-творческую сферу, существующую объективно, а не только на её воплощение.
И лучше всего рассматривать работу информационно-творческой сферы на примере творческой деятельности, которая наглядно раскрывает суть творения информацией в действительности, как это делают программисты, исследователи, продолжающие наращивать систему знания, как это делаем мы в процессе мышления, так и писатели и деятели театра дают жизнь заложенной в произведении информации во многих её формах. И как осуществляется работа мысли - одно из направлений исследования информатики мышления и работы в информационно-творческой сфере.
Попытайтесь представить себе не привычное восприятие записей, электронных документов, в которых составляется план произведения, а информационное пространство как некую сферу с её формами и содержанием, и как с помощью ремарок выстраивается каркас произведения и как может меняться тот же рисунок роли, но именно представьте себе это визуально, как ниточка-связь от сказанного слова тянется к действию, или как меняется смысл от изменения места слов, интонаций, порядка событий, – так можно охватить умом это информационно-творческое пространство. Таким образом, текст драматического произведения благодаря тем же ремаркам имеет тот информационный потенциал творения, который помогает разворачивать эту модель ДНК пьесы в постановке – живом произведении театрального искусства. Работа с авторским текстом будто биоинженерия, а потому необходима и та ответственность, которую принимает на себя работающий с авторской задумкой произведения. От того, как раскрытие текста и наполнение содержанием заполняет информационно-творческое пространство, зависит жизнь этого новоявленного дитя – произведения театрального искусства. Так ещё в текстовой форме, оживлённой сознанием читающего, можно проследить на примере работы над постановкой пьесы «Отелло» [2], каким образом К.С. Станиславский дополняет текст ремарками, раскрывающими речь смыслами действительности, таким образом связывающими произведением с намечаемым реальным действием, – и вот полученный объединённый текст ждёт воплощения.
Каким образом может осуществляться работа с информационно-творческим пространством: в ментальной плоскости, в речевой форме, записях и действиях, и в информационно-технической области, представляющей программы визуализации. Примером, который может быть перенесён из записей в информационно-техническую плоскость, может являться работа с черновиками, в особенности наглядно демонстрирующими ход и жизнь мысли и множащиеся варианты и смысловые значения в связи с перестановкой даже одной фразы, применения другой интонации и т.п. Так в работе над постановкой пьесы «Чайка» ввиду трактовки роли заменено действие: у Чехова «зачёркивает», ремарка К.С. Станиславского «рвёт лист и бросает» [3]. Тонкая работа со смыслами, и если в той же химии можно точно знать необходимое количество реагента, то в информационно-творческой сфере сочетания как и в жизни бесконечны.
Сознание, замысел, цели, информация, с которой осуществляется работа, воплощение становятся образующими новое началами. Сам замысел, идею, также называют фундаментом [4]. Зерно произведения по К.С. Станиславскому – «характерная для данного автора творческая идея, … из которого, как из зерна, оно органически выросло» [5]. И из данного зерна, от идеи, начинается творческий процесс – изучение данной созидательной деятельности позволит охватить и самый смысл, всё полотно живого произведения театрального искусства. И всё соединяется сверхзадачей и сквозным действием [5]. И зерно, и фундамент – всё созидательные начала, как и сама информация, слово и дело. Тогда как дальнейшую работу со смыслом наиболее характеризует приведённое в пример В.А. Нелидовым запомнившееся ему меткое словосочетание Л.Н. Толстого об итоговой работе над произведением - «золото просеивать» [6]. Чтение произведения позволяет запустить все механизмы мышления и осмысления, и за ними – созидательные механизмы. О.Я. Ремез отмечает, что при чтении пьесы режиссёр имеет дело с завершённым самостоятельным произведением [4], что верно. Но далее следует творение нового произведения – живого произведения театрального искусства. И соединение смысла произведения с дальнейшей работой возможно через сознание автора, и его понимание также необходимо для отыскания того самого зерна пьесы, авторского замысла, тогда как воплощаемый режиссёрский замысел – сердце уже его произведения, того, которое творит он сам в работе с текстом.
Вот, к примеру, как работал Г. Товстоногов над постановками пьес Максима Горького «Варвары» и «Мещане», с постижением его авторского мышления, «глыбистости» [7] его творчества, фундаментальности тех категорий, которыми мыслит писатель. В этой работе Г.А. Товстоногов как раз описывает зарождение жанра трагикомедии, и этот творческий поиск ключа к постановке горьковских произведений во всей их жизненности и «непримиримости» [7] демонстрирует особенности работы с информационно-творческим пространством, каким образом открываются новые возможности и появляются новые идеи.
Видеть, чувствовать ту работу в информационно-творческой сфере, все связи в ней, также как затем видеть воплощённое произведение - результат той работы, - будто вы сами наблюдаете жизнь целых поколений мыслей, соединяющих сознания и творческую деятельность на пути к жизни этого произведения, и это ещё один подход к творчеству через информатику.
Далее см. продолжение заметки здесь
2023, Ксения Мира, исследования информатики мысли, нейрографики мышления, информационно-творческой сферы и сохранения живого произведения театрального искусства
Литература
[1] Проектор мысли. Проекты в сфере науки и искусства, посвящённые воплощению мыслей и идей, внутреннего мира сознания во внешнем мире, изучению смешанной реальности, виртуальной реальности фантазии и реальной действительности, разработке пространства для совместного творчества и информационной сфере. Ссылка на проект www.integrationofscienceandart.ru
[2] Станиславский К.С. Режиссёрский план «Отелло». Москва-Ленинград: Государственное издательство «Искусство», 1945. - 392 с.
[3] «Чайка» в постановке Московского художественного театра. Режиссёрская партитура К.С. Станиславского. Редакция и вступительная статья С.Д, Балухатого. Ленинград: Искусство, 1938. - 297 с.
[4] Мастерство режиссёра. I – V курсы. Учебное пособие / Редакторы-составители С.В Женовач, Н.А. Зверева, О.Л. Кудряшов. 3-е изд., испр. и дополн. – Москва: Российский институт театрального искусства – ГИТИС, 2016. – 392 с.
[5] К.С. Станиславский о сценическом творчестве : Идеи и смыслы: Учебное пособие / Сост. Л.Н. Кузнецова, М.: Российский институт театрального искусства – ГИТИС, 2017. 440 с.
[6] Нелидов В.А. Театральная Москва. Сорок лет московских театров. – М.: «Материк», 2002. – 376 с.: ил.
[7] Товстоногов Г.А. Классика и современность. Режиссёрский замысел. Записи репетиций. М.: Издательство «Советская Россия», 1975. – 126 с.
Свидетельство о публикации №223092200002