Как экипаж побывал за поход на трех субмаринах

Правильно говорят, что бывших подводников не бывает. Особенно среди тех, кто плавал не на современных атомных подводных лодках, где всего в достатке – свежего воздуха, пресной воды, пространства, а тех, кому довелось плавать на дизель-электрических субмаринах, где все это было в дефиците, и к тому же неистребимый запах дизельного топлива и тонкого маслянистого слоя на всем, к чему прикасаются руки подводника – к кремальерам межотсечных дверей, ручками, вентилям, рычагам и т.п.

Именно на такой субмарине постройки первых послевоенных лет три года прослужил я. Нет, я не был матросом или старшиной, должность начальника медицинской службы подводной лодки была мне предоставлена как выпускнику  гражданского вуза – Хабаровского медицинского института, где была военно-морская военная кафедра.  Поэтому я попал служить на флот, и этим горжусь, потому что именно служба на субмарине сделала из вчерашнего студента настоящего мужчину, умеющего ценить каждый прожитый день, каждый глоток свежего воздуха, каждый лучик солнца.

Уверен, что все, кто служил в подплаве и прошел суровую школу жизни в длительных походах, рассуждают как я. И многие интересуются всем, что происходит в современном военно-морском флоте, а так же историей развития подводных лодок от деревянного «потаенного судна» крестьянина Никонова и  металлических корпусов Джевецкого до настоящих монстров, бороздящих океанские просторы и по много дней могущих не всплывать на поверхность.

Почему я так думаю? Да просто на просторах интернета я нахожу много авторов, которые пишут о службе на подводных лодках и еще больше таких, которые пишут об истории подводного флота. Одним из таких является блогер, который публикует свои материалы под ником «Места, не столь отдаленные». Именно на основании его заметок я и пишу свои материалы, у которых есть свои читатели.  Сегодня будет рассказ об экипаже немецкой подводной лодки, который за один поход побывал на борту трех немецких субмарин и в конце концов оказался на борту американского авианосца.

На допросах взятых в плен моряков с этой лодки всплыли некоторые удивительные подробности об их офицерах, в частности командире. С него и начнём. Капитан-лейтенант Хорст Хёльтринг, по словам своих подчинённых, был в некотором смысле сумасшедшим

Будучи амбициозным и смелым, он имел две страсти - алкоголь и оружие. По словам выживших, он никогда не расставался с револьвером. Однажды, ещё до войны, валяясь поддатым в койке на береговой квартире в Готтенхафене, он увидел большой палец своей ноги, торчащий из-под одеяла. Далее в протоколе допроса пишется: he drew bead on his big toe and shot it off. Я затрудняюсь понять, отстрелил ли он себе палец или эту самую bead, у которой куча значений, в любом случае, за это Дёниц якобы задержал присвоение ему звание капитан- лейтенанта.

Но в войну он всё-таки вступил каплеем и уже 27 июня 1941 года, командуя U-149, потопил двумя торпедами нашу М-99 под командованием старшего лейтенанта Б.М. Попова. Все двадцать советских моряков погибли.

8 января 1942 он вступил в командование U-604 серии VIIC. Пленные рассказали, что им постоянно было не по себе под командованием Хёльтринга, особенно после того, как лодка была серьезно повреждена во время последнего патрулирования, когда он стал чрезвычайно нервным.

Вахтенные офицеры у него менялись чуть ли не в каждом патруле. О последнем, первом вахтенном офицере оберлейтенанте Франке Ашманне ничего не пишется, но из описания гибели лодки понятно, что, будучи на верхней вахте, он здорово лопухнулся. Второй вахтенный офицер, лейтенант фон Ботмер был большой педант и любитель играть на флейте. Немецкие моряки обычно не любили плохо отзываться о своих офицерах, однако несколько членов команды с готовностью выразили свою неприязнь к фон Ботмеру, нередко оскорблявшего подчинённых.

Фон Ботмер поступил на флот в 1932 году. Он оставил службу фенрихом, чтобы продолжить, по его словам, свои исторические исследования. Позже он получил степень доктора в Берлинском университете. Утверждалось, что фон Ботмер впоследствии стал офицером СС. Он вернулся на флот после начала войны, заявив, что решил пойти на подводные лодки не только из-за личных предпочтений, но и потому, что его отец был командиром подводной лодки во время последней войны.

Как бы то ни было, но к моменту описываемых событий Хёльтринг уже потопил 7 кораблей и судов противника. 4 июня 1943 года лодка вышла из Бреста, а 22-го пересекала экватор. Перед этим событием по радио было получено указание от Дёница, чтобы церемония была проведена строго по правилам, видно, он помнил нрав Хёльтринга.

Так что ничего сверхординарного не произошло, новичков встретил Нептун, они были угощены бисквитами, состоявшими из горчицы, джема, соли, перца и других ингредиентов, после их кидали на кусок брезента и подбрасывали в воздух, а в заключение все получили сертификаты о пересечении экватора и угостились Кюммелем - крепкой тминной настойкой.

И вот наступил вечер 30 июня. Подводная лодка двигалась на поверхности при дневном свете, недалеко от Сан-Сальвадора, Бразилия. Ни РЛС, ни детектор радиолокационного облучения не были включены. В вахту на мостике входили первый офицер оберлейтенант Ашманн и боотсмаат Лурц. Офицер роты пропаганды оберлейтенант Кюн фотографировал на верхней палубе.

Внезапно из сектора 0-90 градусов, за который отвечал Ашманн, спикировал самолёт. Это был "Локхид Вентура PV-1" под командованием лейтенант-коммандера Томаса Д. Дэвиса, вылетевший из Байи в Бразилии для контроля пути очередного конвоя.

Ашманн не заметил его вовремя, и был тяжело ранен огнём с самолёта, ему оторвало правую часть челюсти. Лурц получил попадание в живот. Неизвестно, что делали остальные и пропагандист Кюн, но на мостик немедленно выскочил Хёльтринг и тут же получил ранения в левое плечо и грудь.

Лодка с опозданием открыла ответный огонь, но безрезультатно. Дэвис продолжал совершать налёты, было потрачено 800 12,7 мм боеприпасов и сброшены 4 бомбы Мк47. Раненых затащили в лодку, спрятались и артиллеристы

Лодка начала погружаться и скрылась. Потом её выбросило на поверхность кормой вперёд градусов под 60, но она снова погрузилась.

Не станем перечислять все её повреждения, они были ужасны. Лодка едва могла двигаться и очень медленно погружаться. После того, как Хёльтринг смог доложить в штаб подводных сил об обстановке, ему было приказано ждать помощи от других подводных лодок в этом районе.

Ночью лодка всплыла для пополнения запасов воздуха и зарядки батарей, а также похорон Ашманна и Лурца. Хёльтринг прочитал краткую похоронную речь по громкоговорящей связи лодки, пока команда стояла по стойке смирно. По команде «Тотен фон Борд» оба тела были сброшены за борт.

3 августа на нее снова напали самолеты, и она погрузилась. Один из выживших рассказал, что насчитал четыре взрыва бомб.

Ночью лодка была обстреляна надводным кораблём, видимо, по целеуказанию его радара. Хёльтринг выпустил несколько радиолокационных воздушных шаров-приманок и погрузился под воду. Ночью экипаж услышал «писк» Асдика, а затем многочисленные взрывы глубинных бомб. На следующее утро, 4 августа, U-604 всплыла, пробыв под водой около 20 часов. Один из выживших рассказал, что насчитал около 17 взрывов глубинных бомб. Лодка получила дополнительные повреждения, но всё же смогла двигаться после отчаянных усилий по ремонту.

Стало ясно, что U-604 не жилец и штаб приказал, что после передачи остатков запасов и перехода экипажа на U-185 и U-172 она должна быть затоплена. Непрерывное патрулирование самолётов не давало покоя и с U-185 капитан-лейтенанта Мауса удалось сблизиться только 11 августа.

Две подводные лодки зависли на расстоянии примерно 90 метров друг от друга, и экипаж U-604 немедленно начал переброску провизии, топлива и оборудования на U-185. Через несколько часов подошла и U-172 капитан-лейтенанта Эммермана. Работы были прерваны из-за нападения PBY-4 Liberator под командованием лейтенант-коммандера Б. Дж. Прюера, обстрелявшего лодки и сбросившего 4 бомбы. U-172 погрузилась, а U-185 открыла огонь, сбив самолёт после его второго захода.

Подготовка к затоплению U-604 продолжалась. Эммерман не всплывал, поэтому U-185 пришлось разместить весь экипаж U-604 у себя. Этим людям было приказано прыгнуть с борта и проплыть до U-185. Хёльтринга, чьи раны, полученные в результате авиационной атаки 30 июля, еще не зажили, переправили на резиновой лодке. Механик U-604 оберлейтенант Хельмут Юргенс приплыл последним. Выжившие рассказали, что он установил четыре заряда с выдержкой в 8 минут, и открыл клапаны вентиляции ещё целых балластных цистерн. Прежде чем он добрался до U-185, заряды взорвались, и U-604 затонула кормой.

Выжившие с U-604 думали, что Эммерманн покинул их и хвалили действия Мауса, который сбил атакующий самолет. Хёльтринг приказал своим людям находиться на тех боевых постах U-185, на которых они служили на U-604 , сказав в своём стиле, что им придется «заслужить себе проезд».

Маус столкнулся с пугающей ситуацией, когда придётся пересекать Атлантику со 100 моряками на борту подводной лодки, предназначенной для обеспечения тесного «комфорта» всего лишь 54-м. Он ещё не знал, что жить его лодке оставалось считанные дни.

Итак, мы остановились на том, что U-185 оказалась практически с двойной командой, сидящей на головах друг у друга, а U-172 скрылась под водой, никого не взяв, что весьма не понравилось людям с взорванной U-604. Думаю, часть из них после благодарила провидение, что чуть позже оно всё-таки привело их на эту лодку, но давайте обо всём по порядку.

Командиром U-172 на тот момент был кавалер Рыцарского креста с Дубовыми листьями капитан-лейтенант Карл Эммерман. К моменту начала операции по спасению команды U-604 (11 августа 1943 года) на его счету было 26 потопленных судов противника общим водоизмещением 152 080 тонн.

Это был пятый патруль Эммермана на U-172. Выйдя 29 мая, первое вражеское судно, британца "Вернон Сити" он потопил 28 июня, а 4 июля была получена радиограмма: В благодарность за ваш героический труд в борьбе за будущее нашей нации вы награждаетесь Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту как 256-й солдат немецких вооруженных сил.
Адольф Гитлер.

Подтверждением того, что он достоин такой награды, было потопление в этом патруле ещё трёх судов.

Так мог ли этот ас просто трусливо скрыться от опасности, бросив команду U-604 на погибель? Вот записи из его вахтенного журнала от 11 августа:
18:40. Установлена линейная связь с U-604, приняты провиант и оборудование. Кроме того, я могу взять оставшиеся 9 кубометров топлива. Шланговое соединение установлено. Передача оборудования на лодку Мауса (U-185) уже завершена.
Хёльтринг (командир U-604) подозревает присутствие поблизости поисковой группы, вчера он слышал импульсы ASDIC.
20:04. Самолет на 210°, пикирующий с большой высоты из дымки, летящий на высоте 40 - 50 метров, приближающийся к двум соединенным лодкам с траверза влево.
Шесть авиабомб , четыре слева, одна между лодками и одна справа от «U-604». Открыли огонь из 20-мм пулеметов.
Очень сильные толчки, обе лодки исчезают в фонтанах воды. Бомбы упали на расстоянии 15 и 20 метров по обе стороны лодки. Дизельные двигатели работают на полную мощность, трубопроводы и шланговые соединения перерезаны.
Матр.Об.Гефр. Шиман убит попаданиями в сердце и шею при снятии дульной заглушки 105-мм палубной пушки на баке.
20:06. Второй заход. Лодка набирает скорость. Высота самолёта 20 метров, две глубинные бомбы, одна из них взрывается в 5 метрах за кормой, на глубине около 20 метров. Сильный обстрел. Лодка делает прыжок вперед.
Матр.Об.Гефр. Вагнер тяжело ранен попаданием в грудь и скользящим попаданием в руку, матр.об.гефр. Мейнер легко ранен осколками в глаз.
Несколько поломок. Руль направления заклинило влево под углом 10°.
Все лодки на полной скорости движутся зигзагами одна вокруг другой, защищая друг друга.
При этом я постоянно нахожусь в опасности быть протараненным U-185, которая не имеет ни малейшего понятия об отказе моего руля направления.
Оба пулемета выведены из строя. Главный механик сообщает, что лодка готова к погружению.
20:15. Срочное погружение, когда у самолета, очевидно, не осталось бомб. Учитывая состояние лодки, я не могу оказать помощь Хёльтрингу.
Ушёл на глубину 20 метров.
Повреждения устранены. Гирокомпас по-прежнему не работает. Магнитный компас временно вышел из строя. Несколько ячеек аккумуляторной батареи треснули.
23:00. Курс на север по магнитному компасу.

14 августа произошла вторая встреча с U-185.
11:30. U-185 видна в 350°Т. Обмен сигналами распознавания. Поскольку резиновой лодки нет, половина команды Хёльтринга добирается до нашей лодки вплавь.
2 офицера, 2 Оберфельдфебеля, 5 Унтерофицеров. и 13 рядовых экипажа U-604 взяты на борт.
12:00. Врач решил оставить тяжелораненого на борту.

Итак, Эммерман принял часть экипажа U-604 на борт и отправился на базу во Франции. Повезло ли этим людям? Можно сказать, что да. Они все добрались до места назначения и даже раненому стало значительно лучше ещё на лодке. Но смерть бродила совсем рядом.

25 августа Эммерман встретился с U-508 и U-847 капитан-лейтенанта Куппиша. Следовало получить топливо от выполнявшей в том походе роль "дойной коровы" лодки Куппиша и передать ему часть людей из команды U-604. Куппиш на тот момент был уже кавалером Рыцарского креста, но роль "дойных коров" была столь важна, что командовали ими опытные командиры.  Но весь опыт ему не помог. Всего через 2 дня после дозаправки U-172, "дойная корова" U-847 была потоплена вместе с ним и всеми его людьми.

И ведь снова повезло спасённым с U-604. По плану, часть из них должна была перейти к Куппишу или на U-508, всё-таки, лишних два десятка человек на U-172 было многовато. Но на лодке Эммермана разыгралась дизентерия, и для сохранения полноценных вахт он решил оставить их у себя, тем более, что еды хватало. По этому поводу пленный с этой лодки после её гибели в следующем патруле, показал: «На обратном пути около половины людей на борту заболели, по-видимому, кишечным расстройством, сопровождавшимся высокой температурой. Это длилось недолго, но причинило большие страдания и вывело из строя заболевших, пока продолжалось. Один человек, матросенобергефрайтер Кристиани, впал в бред, выскочил из своей койки, достал с камбуза большой нож и, бегая совершенно голый, полоснул инженера-офицера оберлейтенанта Фровайна по предплечью, крича: «Вот, я надеюсь, это научит вас - хватит бездельничать!»

Из множества подводных лодок, находившихся в то время у берегов Южной Америки, а их было, по разным оценкам, 7 или 9, лодка Эммермана была единственной, которая благополучно вернулась. Уклонившись от всех опасностей, Эммерман доставил их в Лориан 7 сентября. Все ли они остались в живых в дальнейшем - сказать трудно, война-то продолжалась. Но вот часть из оставшихся на U-185 погибла вместе с ней ещё 24 августа, даже не добравшись до лодки Куппиша.

Итак, U-185 капитан-лейтенанта Мауса, передав 14.08.43 г. половину команды потопленной U-604 Эммерману на U-172, с другой половиной отправилась на встречу с "дойной коровой" U-847 капитан-лейтенанта Куппиша. Налицо стройная немецкая организация, только зачастую союзники вносили в неё свои поправки, как и в этом случае.

Ровно через 10 дней ранним утром лодка всплыла на поверхность. Далее по словам пленных немцев вкратце произошло следующе:
Внезапно вахта на мостике заметила два приближающихся самолета: за истребителем следовал бомбардировщик.

Была объявлена тревога. Истребитель, обстреливая лодку, пролетел с кормы, ранив всю вахту мостика. Когда Маус поднялся наверх, его вахтенный офицер на мостике попытался что-то сказать ему, но был слишком тяжело ранен, чтобы говорить.
В этот момент бомбардировщик сбросил две глубинные бомбы:
Они предопределили гибель U-185 . Цистерны по левому борту были раздавлены, прочный корпус треснул. Аккумуляторная батарея №1 была повреждена. Когда Маус крикнул вниз, спрашивая, способна ли лодка погрузиться, офицер-механик оберлейтенант Герберт Акерманн крикнул в ответ: "Alles Кaput! Batterie….Chlor!" «Все разбито…. Батарея… хлор!» Газообразный хлор образовался быстро, когда морская вода хлынула в аккумуляторный отсек. Маус немедленно приказал экипажу надеть спасательные пояса и подняться наверх. Несколько человек погибли на своих боевых постах. На мостик поднялись все, кто смог.

Тем временем в носовом отсеке разыгрывалась следующая драма. Помните командира U-604 Хёльтринга, любителя пострелять из пистолета?
По словам выживших, Хёльтринг находился на своей койке в офицерской каюте с пистолетом, как всегда, под рукой, когда началось нападение. В носовом отсеке лежал член экипажа U-185 с пулевым ранением в ногу, полученным в предыдущем бою. Не имея возможности ходить, он оказался в ловушке из-за распространения газообразного хлора. Увидев, что Хёльтринг вбегает в отсек с пистолетом в руке, юноша крикнул Хёльтрингу, чтобы тот застрелил его. По словам выживших, Хёльтринг застрелил его, а затем выстрелил себе в голову.

На мостике Маус видел, как его лодка медленно тонет кормой. Крен на левый борт увеличивался. Прилетела вторая пара самолётов, обстреливая людей, собравшихся на мостике и вокруг боевой рубки. U-185 погружалась под воду.
Маус изо всех сил старался удержать своих людей рядом с собой в воде и в то же время кричал им, особенно с U-604 : "Мы все из одной лодки. И ни при каких обстоятельствах не признавайтесь, что вы с другой".

Несколько человек умерли от отравления хлором, плавая в спасательных поясах. Офицер-механик, который находился под воздействием газа всего лишь короткую минуту в лодке, прохрипел Маусу, что едва может дышать. Он и еще трое человек скончались от отравления газом уже после того, как их спасли.
Выжившим пришлось провести не менее 4 часов в воде, пока не подошёл эсминец U.S.S. Barker. В результате этой атаки погибли 29 человек с U-185 и 14 с U-604 , еще несколько из 33 выживших умерли на авианосце вследствие отравления хлором.

Давайте теперь немного об U-185 и её команде.
Лодка серии IXC/40 вошла в строй 13 июня 1942. Традиционно командир подводной лодки произносил короткую речь, после чего поднимался флаг. Вечером экипаж и представители верфи устраивали праздничную вечеринку.
Почетные гости герр и фрау Розефски позируют с Маусом и его командой. Фрау Розефски и ее муж владели рестораном «Ratskeller» в доме мэра Бремена. Ресторан посещали все офицеры подводных лодок во время пребывания в Бремене. Фрау Розефски была известна как U-Boots-Mutti (Мамочка подводных лодок).

Лодка погибла в третьем своём патруле, успев потопить 9 и повредить 1 судно, а также сбить один самолёт. 22 члена команды при этом выжили и до конца войны находились в плену.

Американцы отмечали, "что в основном они предпочитали помалкивать. Боевой дух был довольно высоким, как почти всегда было в случае с предыдущими пленными подводных лодок, чьи командиры были эффективными. Маус, несомненно, был отличным офицером. Единственной брешью в броне U-185 был коммунист, который помогал следователям.
Капитан-лейтенанту Августу Маусу на момент пленения было 28 лет

Маус — дружелюбный человек. В разговоре со следователями его манера общения была легкой. Он не выказывал нежелания говорить, но старался не раскрыть ничего важного. Когда следователи заявили ему, что знают, что он взял на борт экипаж U-604 , он просто сказал, что предпочитает не говорить об этом.

Экипаж Мауса описывал его как приверженца дисциплины, проницательного тактика и неустанного агрессивного бойца. Маус и его первый вахтенный офицер лейтенант Ханс Риве были единственными выжившими офицерами U-185 . Механик оберлейтенант Герберт Акерманн и корабельный врач оберассистенцарцт Георг Раммлер умерли от отравления газообразным хлором уже после того, как их спасли. 2-й вахтенный офицер лейтенант Лоос утонул вместе с лодкой после того, как был смертельно ранен на мостике пулеметным огнем самолетов, потопивших U-185" .
Кстати, Маус попал в плен 24 августа, а 21 сентября был награждён Рыцарским крестом. Наверно, в Берлине ещё не знали, что он попал в плен. Но оставаться в нём Маус решительно не хотел.

12 февраля 1944 года он был одним из пяти командиров подводных лодок, сбежавших из лагеря Папаго-Парк, штат Аризона, но он и его товарищ Фридрих Гуггенбергер были пойманы в Тусоне. Маус участвовал в рытье туннеля, через который в ночь с 23 на 24 декабря 1944 года сбежали 25 военнопленных, но его среди них не было: травма вынудила его остаться.

Позже Маус содержался в британской зоне оккупации Германии, прежде чем наконец был освобожден. Позже он стал успешным бизнесменом в Гамбурге. Умер в 1996 году, прожив 81 год.


Рецензии