Непристойный поэт Иван Барков

XVIII веке, в век пристойности и морали, в Петербурге разразился настоящий скандал. Вышел сборник стихов поэта Ивана Баркова «Девичья игрушка». О поэте и его творчестве корифеи русской литературы отзывались весьма пренебрежительно. Еще меньше уважения Барков заслужил после смерти. Лев Толстой писал о нем, как о человеке без вкуса и стыда. Кто же такой был этот Иван Барков?

Иван Барков – поэт, о котором «приличному» обществу, возможно, и неизвестно. Кажется, родился он не то в Петербурге, не то в недалекой провинции. Отчество до наших дней не дошло. Но очевидно, отец был из родовитых, потому что двенадцатилетнего оболтуса отправили в Александро-Невскую семинарию. Юному дарованию предстояло пополнить ряды священнослужителей и нести слово Божие в массы. Но ближе к шестнадцати годам к Ивану пришло понимание того, что священником ему не быть. Слишком уж он любил кутежи и веселые компании.

В 1748 из семинарии Иван уходит. Но совсем без образования остаться не желает, потому поступает в Университет при Петербургской академии наук. Но и там оказывается много соблазнительного. Новый студент уходит в настоящий загул. Он пьянствует, встречается с женщинами сомнительной репутации, и что еще хуже, не стесняясь, приводит своих подруг в общежитие, показывая товарищам дурной пример.

С легкой руки его в преподавательском туалете появляются непристойные стихи, а студенты начинают соревноваться в том, кто громче пукнет. Он откровенно хамит преподавателям и устраивает всякие, не всегда безобидные проказы. Так, однажды в башмаке одного из нелюбимых им учителей появляется человеческое дерьмо. Досталось и ректору. Степан Крашенинников лицезрел своего студента пьяным у себя дома. При попытке выставить его, Иван на всю улицу заголосил о том, что к нему якобы слишком строго относятся.

Интересно, что проказы оставались без должного наказания. Из Университета Ивана выгнали. Но права на образование не лишили, по общему мнению ученых мужей, парень был все же способным и в науках преуспевающим. Поэтому ему дали место копииста при Академии наук. Впоследствии это позволило Ивану Баркову стать помощником и секретарем самого умного и известного человека своего времени и не только.

Работа с Ломоносовым была Баркову интересна, кроме того, она не была обременительной. Большую часть дня поэт проводил за тем, что дописывал Ломоносовские оды своими стихами, надо сказать, не всегда приличными. Также он, не стесняясь, шутил над патроном. Однажды, привел к нему актера, который по просьбе Баркова и за немалую плату, изображал полуглухого поэта из глубинки. Ломоносов вынужден был не только слушать этого человека, но и в течение целого часа говорить намного громче обычного. В конечном итоге Ломоносов охрип от своих речей, а Барков от смеха.

Розыгрыш, однако, не означал, что Барков не уважал Ломоносова. Так, придя к Александру Сумарокову и обильно у него пообедав, Барков, ранее назвавший Сумарокова первым среди русских поэтов, сказал, что пошутил. Первым является он, вторым – Ломоносов, а Сумарокову придется быть лишь третьим.
Но очевидно, шутки над поэтами проходили для Баркова даром. На него никто особо не обижался. Любую же возникшую обиду литераторы разбирали за бутылкой хорошего вина. К тому же Барков обладал поистине выдающимся умом. Ему принадлежит исторический труд «Краткая российская история». Он же написал биографию поэта Кантемира, перевел на русский греческих и римских поэтов.

Но все это меркло перед сборником стихотворений «Девичья игрушка». В этом сборнике все стихи мало того, что содержали матерные слова, так еще и рассказывали о том, о чем обычно в приличном обществе не говорят, например, о том, что происходит за дверьми спальни. В одном из стихотворений Барков описывал половой акт между императрицей и ее любовником Орловым. Кстати, Ломоносов ничего против такой поэзии не имел, говорят, лично ее редактировал. Не обиделась и Екатерина Великая. По легенде она пригласила Баркова к себе, чтобы задать взбучку, но отпустила только спустя несколько дней. Слишком умелым любовником он был, чтобы отдавать его голову плахе. Легенда, которую, скорее всего, распустил сам стихотворец, снискала ему небывалую славу среди петербуржцев, особенно среди обитательниц местных борделей.

Иван Барков никогда не был в опале и вообще, его все любили. Но смерть нашел свою рано. В одном из публичных домов его встретил конкурент за сердце красотки. Началась драка. В ней он и подучил смертельное ранение. Эта версия кажется наиболее благородной. Есть еще две. По одной поэт утонул в туалете публичного дома, а по второй покончил жизнь самоубийством, засунув голову в газовую печь. Произошло это в 1768 г., что не позволило поэту стать автором самой известной из эротических поэм своего времени. Назвалась она «Лука Мудищев» и долгое время считалась принадлежащей перу Баркова.
Иван Барков – вне сомнений самый интересный и неоднозначный поэт после Ломоносова. Хотя сам он считал, что, конечно же, перед. Первый среди всех.


Рецензии