Как написать детектив

Привет, друзья!

На ММКЯ-2023 мы, Литрес, провели 3 сюжетные лаборатории и вместе с гостями ярмарки написали рассказ. Готовы поделиться результатом!

У нас получился романтический детектив, действие которого происходит в деревне.

Кстати, о детективах! Подготовили для вас подборку актуальных новостей и полезных материалов.

Как написать детектив:

пошаговая инструкция и полезные советы, которые помогут создать хороший детектив

Как написать хороший детектив: инструкции и идеи

Как написать детектив, когда все самые изощренные загадки, уже, казалось бы, придуманы и разгаданы — модными авторами, голливудскими сценаристами, реальной криминальной хроникой? Эту тайну нам и предстоит раскрыть.

Главные элементы детектива
Криминальная история складывается из нескольких основных элементов:

Интрига
Присутствует в книгах и других жанров, но только в детективах сюжет целиком завязан на не, а иногда — на нескольких интригах разом.

Главный герой
Профессионал из криминального отдела, случайный свидетель, продавщица из «Пятерочки», обожающая детективные сериалы… Протагонистом может быть кто угодно — главное, чтобы у него был повод начать расследование.

Преступление
Одно или целая серия: однотипных, разноплановых, но главное — запоминающихся. Убийства, исчезновения, ограбления, похищения и прочие осквернения уголовного кодекса. Преступления могут казаться банальными, на первый взгляд, но вдруг оборачиваться чем-то большим. А могут сразу шокировать своей изощрённостью.

Первые подозреваемые
Соседская бабушка с плохим алиби, безутешный жених, обнаруживший труп невесты первым, родственник, только что отмотавший срок за вооруженное ограбление… Чаще всего оказываются не при чем и сразу списываются со счетов. Хотя бывает всякое.

Антагонист
Больше, чем подозреваемый. Это личный враг, омрачающий существование главного героя. Причём конфликт между ними, скорее всего, случился еще давно. Антагонист может быть наделен любыми чертами характера и репутацией, но на момент преступления у него есть крепкое алиби, в которое герой упорно не верит.

Виды детектива
Криминальный жанр определенно не стоял на месте со времен По и Чейза. Сегодня он подразделяется на такие виды:
Закрытый. Также известен как классический. Узкий круг персонажей, преступление совершается в ограниченных условиях или пространстве, следовательно подозреваются все.

Пример: Агата Кристи «10 негритят»

Исторический. Сюжет разворачивается в прошлом, известные исторические события и обстоятельства влияют на расследование прямо или косвенно.

Пример: Умберто Эко «Имя розы»

Психологический. Обстоятельства и последствия преступления настолько запутаны, что грозят свести с ума чуть ли не всех персонажей. Морок захватывает и самого читателя.

Пример: А. Дж. Финн «Женщина в окне»

Иронический. Может быть прямой сатирой, высмеивающей стереотипы жанра, а может — и вполне серьезной криминальной историей, просто написанной с обилием юмора.

Пример: Иоанна Хмелевская «Что сказал покойник»

Фантастический. Преступление совершается в мире будущего, вымышленной вселенной, на другой планете.

Пример: Станислав Лем «Расследование»

Полицейский. Сюжет фокусируется на работе профессиональных полицейских и их ежедневной рутине.

Пример: Александра Маринина «Настя Каменская» (серия книг)

Шпионский/конспирологический. Ведёт по следу шпионов, разведчиков, «спящих агентов». Действие может происходить и в военное, и в мирное время.

Пример: Борис Акунин (признан иноагентом) «Турецкий гамбит»

Политический. Убит президент, похищена британская герцогиня — каким бы ни было преступление, оно должно влиять на политику. Чаще всего мировую.

Пример: Фредерик Форсайт «День Шакала»

Персонажи и прочие жертвы
Персонажей можно и нужно делать неидеальными. Очаровашки и святоши редко вызывают интерес. Герой может наступать на одни и те же грабли и даже плясать на этих граблях; размышлять быстро или быть тугодумом; быть неисправимым крохобором — и все равно оставаться чем-то симпатичным. Разумеется, страницы детективов полны циничных подонков, женщин с сомнительной репутацией, двуличных стариков, жертв обстоятельств и других маргиналов.

Вернёмся к жизненно важным для жанра персонажам и чуть расширим список. Нам потребуются:

Пострадавший. Мёртвый или живой, находящийся в заложниках или невинно попавший за решетку. Пусть не главный герой, но один из центральных персонажей, ведь вокруг него крутится интрига книги.
Главный герой. Иногда «звезда» произведения. А иногда автор делает его «ненадёжным рассказчиком», усиливая напряжение и сомнение в происходящем.
Преступник. Может быть как «мелкой» личностью, так и злым гением.
Ложный подозреваемый. Все указывает на него. Разумеется, он не при чём.
Персонажи второго плана. О них не стоит забывать, ведь второстепенные герои тоже вызывают читательский отклик.

Чтобы избежать плоских, картонных персонажей, прорабатывайте их по одному. Создавая нового героя, найдите ответы на несколько вопросов:


Чем он выделяется из толпы?
Как принимает решения, на что полагается?
Готов ли идти на риск?
Каковы его амбиции?
Как он общается с другими людьми?
Как его внутренние монологи отличаются от произнесенного вслух?
Чем он увлекается в свободное время?
Как он смотрит на мир, через призму каких убеждений?

План
Неважно, какой тип повествования вы выберете: классический линейный или запутанный, обманчиво-хаотичный. В любом случае вам понадобятся план и внутренняя структура.

Прежде чем оформлять первый черновик, составьте план. Мысленно разбейте свою историю на три акта:
1
Первый акт: суть преступления/тайны, знакомство с главным героем и второстепенными персонажами, появление первых подозреваемых и первых трудностей в расследовании. Сюда же можно ввести вторую линию сюжета (чаще всего, детали личной жизни протагониста).
2
Второй акт: новые детали расследования, снятие некоторых подозрений, усугубление ситуации. Вторую сюжетную линию можно развивать дальше.
3
Третий акт: доказательство невиновности подозреваемых в основном преступлении (это не значит, что они без греха, о чем также стоит написать), ложный финал, новый ход со стороны настоящего преступника, настоящее завершение расследования. Вторую линию тоже следует подвести к логическому итогу.
Разумеется, по ходу проработки сюжета вы сможете менять детали по своему желанию. Или даже следовать собственному новаторскому подходу. Подобный план все равно послужит хорошей отправной точкой.

Не забывайте про время и место действия. Эпоха, страна, менталитет и прочие детали сеттинга должны оказывать специфическое влияние на преступление и расследование. В богемном европейском пригороде, румынской деревеньке или вымышленной галактике события воспринимаются по-своему.
Ещё один совет: посвятите главной тайне отдельный черновик. Составьте несколько её версий: с точки зрения преступника, жертвы, главного героя, второстепенных персонажей.

Инструкция и подготовка
Лучший источник идей — реальная жизнь. За основу сюжета вполне можно взять настоящее нераскрытое преступление и представить «а что, если...».

Автору хорошей криминальной истории не обойтись без знаний, подкрепленных грамотными исследованиями. Перед тем как написать детектив, ознакомьтесь со спецификой профессий, местностей, эпох — всего, что вы хотите упомянуть.

Изучите литературу и документальные фильмы по судебной психиатрии, криминалистике, юриспруденции — любой нужной для сюжета области. Малейшая неточность может оттолкнуть читателей-знатоков. Даже если вы уже неплохо разбираетесь в теме, подготовка не повредит.

Создаём главного героя
Одно правило детективного жанра не менялось никогда: главный герой должен быть ярким. Не обязательно гением с синдромом Аспергера, но и не бледной молью. Второстепенные действующие лица тоже не должны быть картонными, пусть им и нельзя затмевать центрального героя.

Постройте героя из трёх главных компонентов:

1
Физика. Внешние данные, национальность, здоровье и т. п.
2
Социология. Социальное положение героя, общественная позиция, политические и религиозные взгляды.
3
Психология. Степень общительности, чувство юмора, воображение, психологические травмы, фобии, предубеждения, фантазии.
Главный герой детектива должен работать не просто в полную силу, а на пределе личных возможностей, раз уж он стал нашей надеждой и опорой в этой истории. Но не превращайте его в супермена: позволяйте ошибаться и набивать шишки. Например, если в драке один человек в легкую справится с десятью противниками, это вызовет ухмылку.

На что обратить внимание

Следите, чтобы в ваш детектив не пробрались распространённые ошибки. Не забывайте:

Любовная линия не порок, но перебарщивать с ней не стоит.

Не раскрывайте интригу с помощью потусторонних сил. Пусть даже ваша книга относится к мистическому поджанру, «оттуда» могут приходить намёки, но никак не прямые ответы.

Лучше, если преступников будет не больше двух. Зловещий культ или мафиозный синдикат могут присутствовать в сюжете, но не отвечать целиком за главную тайну.

Мотивация преступника должна быть личной. В отличие, кстати, от мотивации протагониста. Не всегда он занимается расследованием по личному желанию — по крайней мере, сначала.

Чистосердечное признание украсило только «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Но его не отнесёшь к детективному жанру.

Осторожно: штампы
Как написать детектив, который захочется прочесть до конца, — избегать штампов и клише.

Ходы, которые лучше исключить, чтобы никого не разочаровать:

«Убийца-дворецкий» — завистливый или мстительный наемный работник жертвы.
Главный герой — полицейский, которого отстраняет от дела придирчивое начальство. Или же главный герой — частный детектив, у которого давняя и стереотипная вражда с полицией.
Герою позвонили или написали, чтобы сообщить нечто важное при личной встрече, до которой информатор внезапно не доживает.
Проникновение на объект через систему вентиляции, замки, открываемые шпилькой, погони и перестрелки со взрывами, хакеры, взламывающие систему с полпинка.
Нелюбимый спутник жизни. Например, жена полицейского, то и дело причитающая: «У тебя совсем нет на меня времени!».

Исследователи детективного жанра иногда называют его еще одним видом спортивной игры. Писатель придумывает интересный ход, привлекает читателя… Звучит свисток рефери, и игра начинается. Но даже такие игры со временем трансформируются, требования к ним меняются, а ловкий игрок всегда сможет заставить их работать на себя. Помните об этом, если хотите создать гениальный детектив.

...

...

«Три дня Кондора» (англ. Three Days of the Condor) — кинофильм, шпионский триллер режиссёра Сидни Поллака, вышедший на экраны в 1975 году.Экранизация романа американского писателя Джеймса Грэйди «Шесть дней Кондора». Главные роли исполнили Роберт Редфорд, Фэй Данауэй, Макс фон Сюдов и Клифф Робертсон.

Ныне считается классикой шпионского жанра. В СССР фильм вышел в прокат в 1981 году и пользовался большим успехом. Фильм номинировался на премию «Оскар» в категории «Лучший монтаж».

Небольшая фирма в Нью-Йорке, состоящая из восьми сотрудников, занимается для ЦРУ сбором утечек информации в СМИ и в других открытых источниках о работе этой организации в различных регионах мира. Джо Тёрнер (служебный псевдоним — «Кондор»), сотрудник этой конторы, покидает офис на короткое время, чтобы купить сэндвичи для своих коллег во время обеденного перерыва. Из-за дождя он срезает путь и выходит из конторы через чёрный ход; это, в итоге, и спасает ему жизнь: вернувшись с обедами в контору, он обнаруживает, что все его сослуживцы кем-то хладнокровно и методично убиты — включая и девушку, которую он любил. Позже Тёрнер узнаёт, что был убит и тот сотрудник, который решил в этот день не выходить на работу — его убили дома, в постели…

Мотив этой бойни непонятен Кондору — он, хотя и был сотрудником ЦРУ, занимался, как и весь его отдел, сугубо бумажной работой и не имел дела с секретной документацией. Кондор связывается по телефону с начальством, докладывает о случившемся и просит встречу с представителями руководства. Руководство ЦРУ посылает на встречу с Кондором прилетевшего из Вашингтона агента Викса. Однако осторожный и осмотрительный Кондор уже при встрече внезапно понимает, что Викс на самом деле планирует устранить его как ненужного свидетеля, используя как приманку его близкого друга. Тем не менее, Тёрнеру удаётся уцелеть, но теперь он понимает, что не может доверять своим коллегам из ЦРУ. На Кондора начинает охоту киллер Жубер со своими помощниками.

Кондор захватывает незнакомку по имени Кэти Хэйл и скрывается у неё в квартире, откуда он начинает самостоятельное расследование. В конце концов Тёрнер добирается до главы этого заговора и пытается выбить у него информацию. Ему удаётся выяснить, что его преследует тайная организация, созданная внутри ЦРУ, на чей след он, сам того не подозревая, напал в ходе своих изысканий в конторе. Но руководителя заговорщиков неожиданно убивает Жубер, у которого теперь новый работодатель. Жубер ничего не имеет против Кондора и предупреждает, что всё равно рано или поздно его убьют. «Подъедет машина, в которой будет сидеть твой лучший друг, тебя заманят внутрь и дело с концом».

Спустя некоторое время Тёрнер встречает своего начальника Хиггинса. Тёрнер говорит ему, что письмо с описанием этой истории попадёт в редакцию «Нью-Йорк Таймс», у офиса которого они и находятся. «А вы уверены, что они его напечатают?» — спрашивает его Хиггинс.

...

Операция «Кондор» (исп. Operaciоn Cоndor) — кампания по преследованию и уничтожению политической оппозиции (главным образом коммунистов и социалистов) в ряде стран Южной Америки в 1970—1980 годах. Проводилась диктаторскими режимами Чили, Аргентины, Уругвая, Бразилии, Парагвая, Боливии при поддержке спецслужб США.

Спецслужбы этих государств, действуя скоординировано, организовывали похищения, пытки и казни без суда и следствия представителей оппозиции (в частности, печально известные «полёты смерти»). Жертвами становились видные политики, дипломаты и общественные деятели. В общей сложности, по различным оценкам, жертвами террора тех лет стали от 40 до 60 тысяч человек: 30 тысяч аргентинцев, 3 тысячи перуанцев, более 3 тысяч чилийцев, 160 парагвайцев, 150 боливийцев, 140 уругвайцев и 6 эквадорцев.

В 1992 г. парагвайский правозащитник Мартин Альмада обнаружил архивы террора, хранящие досье, отчёты и прочую информацию, связанную с уничтожением диссидентов и оппозиционеров диктаторских режимов.

В 2001 году ряд правозащитных организаций предъявили иски к бывшему госсекретарю США Генри Киссинджеру, обвинив его в причастности к проведению операции «Кондор». Аргентинский судья, ведущий уголовное расследование, заявил, что Киссинджер является потенциальным подозреваемым и даже ответчиком. Киссинджер незамедлительно покинул Францию после вызова на допрос к следователю и отказался от поездки в Бразилию.

27 мая 2016 г. апелляционный суд в Буэнос-Айресе по делу об операции «Кондор» приговорил 15 бывших военных к тюремному заключению сроками от 8 до 25 лет за участие в убийствах и пытках. Последнего военного диктатора Аргентины, 88-летнего Рейнальдо Биньоне, приговорили к 20 годам лишения свободы. Аргентинский генерал Сантьяго Риверос и уругвайский полковник Мануэль Кордеро Пиацентини были приговорены к 25 годам тюрьмы.

8 июля 2019 г. апелляционный суд в Риме приговорил ещё 24 бывших военных из Боливии, Чили, Уругвая и Перу к пожизненному лишению свободы: все были признаны виновными в похищении и убийстве итальянских граждан. Из 24 человек 14 — граждане Уругвая, в том числе скрывавшийся в Италии от суда Хорхе Нестор Трокколи. В связи с тем, что многие из оставшихся осуждённых уже были приговорены судами других стран за преступления в ходе операции «Кондор», в Риме сторону обвиняемых представлял только Трокколи.


Рецензии