Раскрывая сюжеты храмовых росписей. Часть 7

               

                Лепта вдовы

Евангельский эпизод, рассказанный Марком и Лукой. Вначале надо сказать, что лепта – это мелкая монета. Она считалась символом бедности. Теперь послушаем евангелиста Марка.

Спаситель продолжал учить в храме в городе Иерусалиме. Он сел напротив сокровищницы и смотрел, как народ кладёт деньги в неё. Многие богатые люди клали много денег. Среди них была и одна бедная вдова, которая положила только две лепты.

Спаситель подозвал своих  учеников и сказал им: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание своё».

Евангелие от Марка, глава 12 (41:44)

Богословы трактуют поступок этой женщины как внесение скромного вклада в общее дело, отдав последнее. Этим и восхитился Спаситель.

Изображение находится:
Тверская область, Бежецкий район, село Сукромны. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери (1777-1785 гг.), роспись начала XX века.

Московская область, г. Лосино-Петровский, ул. Нагорная, д. 10. Церковь Николая Чудотворца (1820-1822 гг.), масляная настенная живопись второй половины XIX века. 

Тверская область, Сонковский район, село Кой. Церковь Троицы Живоначальной  (1717-1731 гг.), остатки академической живописи (некоторые сюжеты выполнены по гравюрам Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда) конца 19-го века. (Если присмотреться в росписи, то можно увидеть многочисленные следы пулевых отверстий). 


                Воскрешение Лазаря

Этот евангельский эпизод описан только у Иоанна. По отношению к другим рассказам, эпизод про воскрешение Лазаря большой. И довольно редко встречается на стенах наших церквей в виде живописи. Хотя очень-таки интересен и поучителен. Обратимся к евангелисту Иоанну.

В Вифании, на склоне Елеонской горы, где жили сёстры Мария и Марфа, был болен некий Лазарь. Сёстры послали гонца передать Иисусу, что вот тот, кого Он любит, болен. Услышав это, Спаситель сказал, что это совсем не болезнь, и она не к смерти ведёт. Она ведёт к славе Божией, и через это состояние Лазарь прославится как сын Божий.
 
Спаситель с учениками, придя в Вифанию, нашли, что Лазарь уже четыре дня лежал в гробу. Иисус же, внутренне скорбя, пришёл ко гробу. Перед пещерой, являвшейся погребением Лазаря, лежал камень. Спаситель попросил отодвинуть камень, поднял глаза к небу и сказал: «Отче! благодарю тебя, что услышал меня!» Это Иисус сказал для людей, которые стояли вокруг него, чтобы поверили, что Он обратился к Богу и Он услышал Его.

Сказав это, Спаситель провозгласил громко: «Лазарь! иди вон!»
И на этот призыв вышел умерший, обвитый погребальными пеленами по рукам и ногам, лицо его было обвязано платком. Иисус попросил людей, чтобы они освободили его от пелён и отправили домой. И тогда многие из людей, пришедшие вместе с Марией и всё это видевшие, уверовали в Него. А кто-то поспешил к фарисеям, чтобы рассказать им, что сделал Иисус.

Евангелие от Иоанна, 11 глава (1:46)

Много чудес сотворил Спаситель над народом Иудеи. Но самое замечательное и большее из всех было воскрешение Лазаря. Спаситель сделал людей простыми очевидцами этого чуда. Они и камень отодвинули, и увидели умершего, которого уже тронул тлен за четыре дня (отсюда и прозвище – Четверодневный), и своими ушами услышали приказ воскреснуть, и сами развязали вышедшего из пещеры живого Лазаря.
Богословы прямо говорят о том, что в воскрешении Лазаря Спаситель чётко показал черты всеобщего Воскресения, этого великого и страшного таинства.

Многие европейские знаменитые мастера обращались к теме воскрешения Лазаря. Впечатляет картина Рембрандта ван Рейна «Воскрешение Лазаря», написанная в 1630-1632 гг. Есть этот сюжет и у Доре, и у Юлиуса Карольсфельда. К этой теме обращался и Ван Гог, в своей особой манере. У русских художников интересен сюжет Михаила Нестерова (1900 г.).

Изображение находится: Московская область, го Коломна, село Черкизово. Церковь Николая Чудотворца (1759-1763 гг.), масляная настенная живопись конца XIX века.

Корректура М. Зуйкова

Русавкино, август 2023 г.


Рецензии