Как я работаю над книгой. Ч. 1

КАК Я РАБОТАЮ НАД КНИГОЙ. ЧАСТЬ 1


Весь представленный ниже текст размещён в начале неоконченной пока ещё, но во многом сформированной книги "Наследие ботаников в Казанском университете. Т. 4. Марковы: по страницам истории, биографо-библиографический комплекс / редактор С. В. Федорова. Казань: Казанский университет".


ЭПИГРАФЫ

«Друзья мои! Мы живём в суровое, великое время. Оно настолько необычайно и неповторимо, что каждая правдиво написанная строка сегодня принадлежит истории. Будем честны. Позор и презрение тому подлецу, кто сфальшивит, кто вздумает кривить душой! Будем честны перед своей совестью, ибо совесть наша отныне есть совесть свидетелей на суде, к которым будут обращаться грядущие люди»
Э. М. Капиев, 1942 г. (ИЗ КНИГИ:  Капиев Э. М. Избранное в 2-х томах. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1971. Т. 2. С. 31–32.)

 «Забота или опекунство над историей интеллектуальному сообществу дано природой и совершается неосознанно, и это способствует прогрессу. Наоборот, где забывается прошлое – люди и дела предшественников – трудно ожидать прогресса. Между тем, есть и такие, я это понял впоследствии, которые историческим личностям если и отводят место, то где-нибудь на задворках и чердаках прошлого. Жизнь таких людей, так или иначе, справедливо наказывает»
В. В. Туганаев, 2011 г. (ИЗ КНИГИ: Туганаев В. В. Моя вселенная. Ижевск: Удмуртский университет, 2011. С. 59.)


ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

1.

Большая часть произведений включённых в эту книгу является результатом моего научного исследования. Пришлось немало времени и усилий потратить на сбор фактов для формирования исторических летописей на различные тематики. Я воздержалась от оценок событий попавших в летописи.

Процесс составления летописи существенно отличается от привычного для меня научно-исследовательского процесса в области ботаники и популяционной экологии растений.

Там всё не так.

Медленнее получается, но всё более-менее предсказуемо, и каждое следующее исследование открывает новое знание для понимания структуры и организации растительных сообществ, а также позволяет усовершенствовать методологию исследования для повышения эффективности получения нового научного знания.

Там нужно поставить эксперимент, охарактеризовав начальные факторы среды, подготовив почву и высадив растения или ограничить часть природного местообитания растения. С этого момента и на весь период проведения эксперимента необходимо наблюдать за изменениями климатического фактора (самостоятельно составлять климатические сводки с суточными температурами и количеством выпавших осадков или позже воспользоваться таковыми от профессионалов). Дождаться, когда растения проявят признаки ростовой активности. После этого с определённой периодичностью проводить наблюдения за фенологическими фазами развития растений и метрическими показателями контрольных экземпляров, имея в виду то, что наибольшую ценность имеют многолетние экспериментальные наблюдения. Оформить полевые дневники. Бесконечные ряды данных из полевых дневников подвергнуть математически-статистической обработке. Разработать структуру представления полученных результатов для реализации задуманной концепции. Провести апробацию полученных результатов на различных научных мероприятиях и на страницах научных изданий.

Или, вместо эксперимента нужно отправиться в экспедицию на обширные необследованные по интересующему аспекту территории. Распланировать маршрут для проведения контрольных геоботанических описаний, провести бесконечное количество таких описаний с указанием обилия каждого из видов растения встреченных по маршруту, сделать сборы контрольных образцов растений. Помимо своих ярких впечатлений, накопленных за период экспедиции, и полевых дневников нужно ухитриться доставить сборы растений в неповреждённом виде на исследовательскую базу, например на кафедру ботаники в Казанский университет. Помимо этих моментов, нужно: 1) мириться с капризами природы, бытовыми неудобствами, отсутствием регулярного и полноценного питания; 2) выстраивать отношения с самыми разными людьми (с коллегами, с представителями органов власти, с местными жителями разных национальностей и разных традиций); 3) соблюдать осторожность и деликатность в отношениях с природными объектами и незнакомыми людьми; 4) иметь навыки пространственного ориентирования на незнакомой территории; 5) владеть различными навыками походной жизни и оказания первой медицинской помощи; 6) иметь выносливость, ловкость, находчивость и жизнерадостный характер; 7) иметь острый ум и отвагу для стремительного принятия решений.

Здесь же. Не требуется специальная физическая подготовка, есть независимость от природных факторов, возможность соблюдения режима труда и отдыха и режима питания, комфортные рабочие условия. На сбор материалов не требуются годы. Эпоха электронных коммуникаций открыла новые возможности для составления документально-подтверждённых тематических летописей. Но, за каждым выбранным для летописи фактом можно обнаружить ещё с десяток, и как распорядиться этой бесконечной информацией?

Для меня вполне сложился алгоритм составления летописей: 1) определить персоны, относительно которых будет строиться реконструкция исторических событий; 2) составить биографическую справку для каждой из персон на основе исторических документов и произведений; 3) определить исторические линии, связывающие факты биографий с историческими событиями; 4) определить наиболее информативные формы представления фактов; 5) составить летопись внутри каждой исторической линии, продублировав даты до реформы календаря от 26 января 1918 г. (первая дата юлианского календаря, вторая – григорианского в соответствии с программой «Конвертор дат»).

Сама по себе летопись, как перечень событий не даёт возможность прочувствовать атмосферу ушедшей эпохи. И только наполнение этого впечатлениями современников и описаниями событий их участников позволяет во всех красках представить тот мир, в котором проживали персоны. Документально-мемуарная летопись – ключ к пониманию психологического портрета персоны, реконструированного по фактам биографии.

Реализация такой концепции представления наследия выдающегося ботаника ХХ века профессора Казанского университета Михаила Васильевича Маркова привела меня к целесообразности включения в книгу произведений разных авторов, описывающих личные впечатления в разные периоды Отечественной Истории.

1. Мемуары Г. А. Мейрера «Война на Волге. 1918 год». Автор – Георгий (Генрих) Александрович – активный участник гражданской войны со стороны белого движения, эмигрант, проживающий с 1922 г. в США . Биографическая справка об авторе представлена в книге на обратной стороне внутренней обложки произведения;

(СПРАВКА. Произведение впервые опубликовано на русском языке в 1939 г. В ХХI веке было издано на исторической родине автора в России. Ряд сборников включает это:
С берегов Америки: Юбилейный исторический сборник Общества русских офицеров в Америке 1923–1928 / редакторы С. В. Гладков, Ю. К. Дворжицкий. Нью-Йорк, 1939. 356 с.
Флот в белой борьбе. Раздел 4. Мейрер Г. А. Война на Волге. 1918 год / Составление, научная редакция, предисловие, комментарий доктор исторических наук С. В. Волков // Россия забытая и неизвестная. Белое движение. Москва: Центрполиграф, 2002. С. 406–424.
URL: https://rt-online.ru/p-rubr-obsh-37580/;
Мейрер. Г. Гражданская война в России: Борьба за Поволжье. Москва: ACT: Транзиткнига; Санкт-Петербург: Terra Fantastica, 2005.
URL: http://militera.lib.ru/h/sb_civil_war_povolzhie/11.html)

2. Отрывок из исторического очерка И. М. Ионенко «Университет в годы Великой Отечественной войны (1941–1945)» . Автор – Иван Михайлович – профессор, доктор исторических наук ветеран Великой Отечественной войны, работал в Казанском государственном университете им. В. И. Ульянова-Ленина. Биографическая справка об авторе представлена в книге на обратной стороне внутренней обложки произведения;

(ИСТОЧНИК. Ионенко И. М. Университет в годы Великой Отечественной войны (1941–1945) // Казанский университет (исторические очерки). Казань: Казанский университет, 1979. С. 145–160.)

3. Фрагменты из автобиографической повести В. В. Туганаева «Моя вселенная». Автор – Виктор Васильевич – аспирант профессора М. В. Маркова (1967–1969 гг.), доктор биологических наук, профессор. Работал в Ижевском государственном университете. Фрагменты, касающиеся воспоминаний о профессоре М. В. Маркове, его сотрудниках и соратниках объединены, и представлены в качестве отдельного произведения автора под названием «Из личных впечатлений» в 3 части книги. Биографическая справка об авторе представлена в разделе «Краткие сведения об учениках профессора М. В. Маркова».

(ИСТОЧНИК. Туганаев В. В. «Моя вселенная». Ижевск: Удмуртский университет, 2011. 151 с.)

В книгу включены истории, рассказанные лично мне моими замечательными коллегами-аксакалами, которые когда-то были студентами биолого-почвенного факультета Казанского государственного университета им. В. И. Ульянова-Ленина. Рассказы разных авторов представлены как отдельные произведения под одинаковым названием «Из личных впечатлений»:

1. Рассказ, записанный со слов студента 1947–1952 гг. осенью 2021 г. Автор – Валериан Иванович Гаранин – Заслуженный работник Казанского университета, кандидат биологических наук по специальности зоология, доцент, мой коллега;

2. Рассказ, записанный со слов студента 1949–1953 гг. осенью 2021 г. Автор – Евгений Леонидович Любарский – Заслуженный профессор Казанского университета, доктор биологических наук по специальности ботаника, коллега профессора М. В. Маркова, его ученик, и его преемник, мой коллега. Скончался 1 декабря 2021 г. Похоронен на Арском кладбище в г. Казань;

3. Рассказ, записанный со слов студента 1959–1964 гг. в декабре 2021 г. Автор – Анатолий Иванович Голубев – Кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством II степени», Заслуженный профессор Казанского университета, доктор биологических наук по специальности зоология, мой коллега.

В книгу включены присланные мне в ходе личной переписки рассказы более поздних студентов биолого-почвенного факультета Казанского государственного университета им. В. И. Ульянова-Ленина, которые работают в вузах за пределами г. Казань также представление как отдельные произведения под названием «Из личных впечатлений»:

1. Автор – Татьяна Александровна Терёхина – студентка (1966–1971 гг.), аспирантка профессора М. В. Маркова (1971–1974 гг.), профессор, доктор биологических наук по специальности ботаника, Почётный профессор Алтайского государственного университета;

2. Автор –  Михаил Витальевич Марков – студент (1968–1973 гг.), внук профессора М. В Маркова, доктор биологических наук по специальности ботаника, профессор. В настоящее время работает в  Институте биологии и химии Московского педагогического государственного университета.

Юмористические нотки, характерны для каждого из авторов.

Какой необычный набор авторов мне посчастливилось объединить на страницах этой книги! Я благодарна каждому автору!! Гордость переполняет меня!!!

2.

Центральные персоны книги – профессор Казанского государственного университета им. В. И. Ульянова-Ленина Михаил Васильевич Марков и его соратница Серафима Александровна (Парфёнова) Маркова – верная супруга и ангел-хранитель. Сведения о Василии Алексеевиче и Надежде Прокопьевне Марковых, подаривших миру выдающегося учёного, также представлены.

Книга состоялась благодаря документам и фото из личного архива профессоров Евгения Леонидовича Любарского, Татьяны Александровны Терехиной и особенно Михаила Витальевича Маркова.

Методология представления наследия профессора М. В. Маркова была отработана мной ранее на примере профессора Е. Л. Любарского.

Методология представления ключей к биографии – инновация, разработанная мной в ходе работы над данной книгой.

Изначально был запланирован раздел «Иллюстрации» по аналогии с тем, как это было сделано ранее. Однако, не смотря на то, что и там и там представлены визуальные документальные материалы (сканы и фото документов, электронные фото из личных архивов и фото доступные в сети Internert), их функция в контексте книг различна. Ранее данные материалы были использованы для иллюстраций представленного в готовом произведении текста, сейчас же в качестве источника для исторической реконструкции.

(ИСТОЧНИК. Федорова С. В. Евгений Леонидович Любарский: биография и профессиональная деятельность //Наследие ботаников в Казанском университете / редактор С. В. Федорова. Казань: Казанский университет, 2021. Т. 2. Евгений Леонидович Любарский: биографо-библиографический комплекс. С. 25–64.
Федорова С. В. Иллюстрации // Наследие ботаников в Казанском университете / редактор С. В. Федорова. Казань: Казанский университет, 2021. Т. 3. Евгений Леонидович Любарский: по страницам биографии. С. 171–200.)

3.

Профессор Евгений Леонидович Любарский, после того, как вышел второй том книжной серии «Наследие ботаников в Казанском университете», содержащий посвящённый ему биографо-библиографический комплекс, попросил сделать аналогичное, посвящённое его учителю – профессору Михаил Васильевич Марков. Я согласилась.

Материала не хватало на полноценный том. Только после того, как ко мне пришло осознание тех обстоятельств, которые предоставила жизнь за период 1900–1981 гг. этому человеку, я смогла выработать концепцию книги.

Меня раздражало, что я никак не могу окончательно оформить этот четвёртый том. Ведь предыдущие 3 тома я оформила за 1,5 месяца.

Задержка с оформлением сыграла определённую роль: позволила мне соединить людей, которые были дороги профессору М. В. Маркову и получить электронные копии страниц из документов, хранящихся в личном архиве профессора Михаила Витальевича Маркова. Я благодарю его за оказанное мне доверие.

Это же обстоятельство позволило мне получить представление о феномене профессора М. В. Маркова – он как магнит притягивал талантливых и деловитых учеников, которые имели решимость найти работу в различных регионах страны и практически с нуля собирали вокруг себя коллективы – основу будущих научных центров.

4.

Это случилось в апреле 2019 г. Я и моя подопечная в рамках проведения исследовательской работы со школьниками в Казанской женской гимназии № 12 с татарским языком обучения им. Ф. Г. Аитовой (в которой я так же работаю) – учащейся 10 класса Сабина Габдылвалиева были приглашены на Международный симпозиум «Экология и эволюция: новые горизонты, посвящённый 100-летию академика С. С. Шварца» в Институт Экологии растений и животных УРО РАН в г. Екатеринбург.

Нам с ней было позволено сделать два стендовых доклада на двоих и один устный доклад в рамках молодёжной конференции, приуроченной к симпозиуму.

(ИСТОЧНИК. Федорова С. В. Результаты эксперимента с Fragaria vesca L. (Rosaceae) в концепции «Полицентрическая модель растения» // Экология и эволюция: новые горизонты: материалы Международного симпозиума, посвящённого 100-летию академика С. С. Шварца (Екатеринбург, 1–5 апреля, 2019 г.). Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2019. С. 290–292.
Габдылвалиева С. И., Федорова С. В. Acer platanoides L. (Aceraceae): разработка формулы для расчёта площади проекции листовой пластинки // Экология: факты, гипотезы, модели. Материалы конференции молодых учёных (Екатеринбург, 1–5 апреля 2019 г.) / ИЭРиЖ УрО РАН, серия «Экология: факты, гипотезы, модели. Материалы конференции молодых учёных». Екатеринбург: «Реэкшен». С. 23–25.)

По-видимому, мы произвели особенное впечатление. Один из организаторов мероприятия, доктор биологических наук, профессор по специальности экология Алексей Геннадьевич Васильев , несколько раз поблагодарив меня за прекрасное выступление моей ученицы и сказал:

– Вам нужно писать книги.

– Занимательную ботанику? – переспросила я его, улыбаясь.

(СПРАВКА. Заведующий лабораторией  эволюционной экологией ИЭРиЖ УРО РАН)

Прошло 1,5 года. У меня опубликовано три книги из серии «Наследие ботаников в Казанском университете». Я не только автор произведений, но и инициатор, и редактор целой книжной серии. В процесс оформления книг никто не вмешивается, что позволяет донести все мои замыслы в тщательно продуманной форме.

Неожиданный результат! Не правда ли?

5.

Сейчас декабрь 2021 г. У меня во многом собран материал, проработана концепция представления текстов и я успела провести согласование с профессором Евгением Леонидовичем Любарским по поводу ряда следующих томов данной книжной серии.

Неожиданная кончина этого человека в ночь на 1 декабря выбила меня из колеи. Мой организм почувствовала сильнейшее переутомление, вызванное интенсивным ритмом интеллектуальной нагрузки в течение всего последнего года. И дни и ночи, и праздники, и будни были посвящены реализации проекта «Наследие ботаников в Казанском университете» на сайте электронной библиотеки им. Н. И. Лобачевского

(ИСТОЧНИК. Наследие ботаников в Казанском университете // Казанский университет: историко-культурный ландшафт. Наука в Казанском университете. URL: https://repo.kpfu.ru/jspui/handle/net/16550)

Регулярно каждые 2–3 недели с октября 2020 г. я встречалась с Евгением Леонидовичем. Я перерыла весь его домашний архив. Я собрала его биографическую летопись по документам. Я сделала фото его документов и наград. Я перетаскала в библиотеку все его произведения, начиная со студенческих рефератов для изготовления качественных электронных копий. Большинство электронных копий представлены на сайте электронной библиотеки Казанского (Приволжского) федерального университета в коллекции «Наследие ботаников в Казанском университете» и в одноимённой книжной серии (кое-что осталось пока не представленным). Он был глубоко удовлетворён концепцией представления его наследия.

Он был в восторге от моего анализа его научно-практической деятельности. Он не видел себя настолько мощным, как представился сам себе после проведённого мной анализа на основе документов и его публикаций. Он стал для меня моделью в разработке инновационного методологического подхода представления наследия выдающегося учёного на основе современных технологий.

Я воспользовалась проблемой с его зрением и перечитала ему все мои последние опубликованные произведения, в которых были представлены другие мои инновационные методологические разработки, моделью для которых были растения, популяционные системы растений и растительные сообщества. Он был удивлён, что такая масштабная и глубокая работа прошла мимо него, но и глубоко удовлетворён, проделанной мной работой в области ботаники, популяционной экологии растений, интерьерного фито-дизайна.

Я помню его недоумение от того, что он сам не поинтересовался моими трудами. И ещё большее – от того, сколько всего уже есть на моём счету? Впрочем, ему просто нравился мой необычный для него самого ход мыслей, чёткость их выражения и перспектива применения моих разработок в разных областях науки и практики.

Я глубоко удовлетворена тем, что смогла ему донести мои ботанико-экологические мысли, рассказать о моих практических достижениях, выслушать его многочисленные комментарии и рассказы из его личной жизни, жизни его предков, жизни его коллег. Это непременно появиться на страницах этой книги и последующих томов книжной серии «Наследие ботаников в Казанском университете».

Общение с ним и соприкосновение с историческими предметами открывало во мне мощную энергию. Я стремительно реализовывала замыслы, и мой мозг рождал новые. Но, на протяжении года меня не покидало ощущение, что я всё делаю очень медленно и я всё время опаздываю. Куда?

На панихиде по Евгению Леонидовичу Любарскому его дочь Марина Евгеньевна Валиуллина, с которой он совместно проживал последние годы, сказала, что встречи со мной для отца были очень важными.

Утрата сказалась на понижении моей работоспособности. Гораздо медленнее, чем было при жизни профессора Е. Л. Любарского, но я продолжаю реализовывать план.

6.

Многочисленные домашние хлопоты в связи с Новогодними каникулами не позволили мне сосредоточиться на интеллектуальной работе. Но, вынужденный отдых способствовал структурированию мыслительного процесса.

В январе 2022 г. мне ясно представилась миссия этой книги – передать новому поколению учёных живописную словесную картину исторического периода, связанного с расцветом ботанической науки и подарившего миру плеяду выдающихся геоботаников.

Выработался стиль изложения, когда подробно описываются не только исторические события, но и современные переживания и ощущения авторов.

Я безжалостно избавляюсь от излишних слов и фраз, загромождающих мои тексты, добиваясь чёткости в описании сложнейшего периода Отечественной Истории.

Сопроводительные тексты я наполняю тем опытом, который сформировался за период активной научно-практической деятельности со студенческих лет до настоящего момента. В этом – преемственность поколений. В этом – Казанская геоботаническая традиция.

                Светлана Федорова, Казань, январь 2022 г.


Рецензии