Передо мной явилась ТЫ...

"... Передо мной явилась ты,
 Как мимолетное виденье,
 Как гений чистой красоты. "

     Вы это кому, Александр Сергеевич? "Петра творенью"? ("Петра твореньем" учащиеся нередко называют Анну Петровну Керн). Сами же скабрезно шутили в письмах:  "у дамы Керны  ноги скверны" (а как же! эксперт в сфере женских ножек:"В России вряд ли вы найдёте две пары стройных женских ног). Вы ведь называли её "вавилонской блудницей" и отказывали ей в наличии ума...
     И действительно, в неполных семнадцать - замужем за комендантом Рижской крепости героем Отечественной войны 1812 года Ермолаем Фёдоровичем Керном (не сама выбирала - выдали замуж с разницей в возрасте в 35 лет:"Его невозможно любить, мне даже не дано утешения уважать его, скажу прямо - я почти ненавижу его..."), в девятнадцать уличена в различных любовных похождениях со знакомыми и друзьями Пушкина, и эталонной красотой не блистала: «Вечер провел у некой мадам Виноградской (фамилия Анны в последнем браке) , в которую когда-то был влюблен Пушкин. Он написал в честь ее много стихотворений, признанных одними из лучших в нашей литературе. В молодости, должно быть, она была очень хороша собой и теперь еще при всем своем добродушии (она не умна) сохранила повадки женщины, привыкшей нравиться. Письма, которые писал ей Пушкин, она хранит как святыню. Мне она показала полувыцветшую пастель, изображающую ее в 28 лет - беленькая, белокурая, с кротким личиком, с наивной грацией, с удивительным простодушием во взгляде и улыбке... немного смахивает на русскую горничную а-ля Параша. На месте Пушкина я бы не писал ей стихов...» (И. С. Тургенев)
     Наверное, так и было. Могла ли такая женщина быть возлюбленной поэта? Любовницей - да, но не возлюбленной. Какое уж тут "гений чистой красоты" и "мимолетное виденье"!
     И вся эта история с листком, на котором было написано стихотворение! Просто так получилось...
    ... Прощаясь в Тригорском с Анной, поэт решил подарить ей экземпляр только что написанной второй главы романа в стихах "Евгений Онегин". А между страничек оказался листок со стихотворением. Пушкин попытался забрать его, но у него просто не получилось этого сделать. Он даже не прочитал стихотворение ей. Анна оставила стихотворение себе, а вскоре без согласия Пушкина послала Антону Дельвигу,который опубликовал его в альманахе "Северные цветы".
     Тогда кто же эта "ты" из "чудного мгновенья" ? Говорят, что Александр Сергеевич с юности был влюблен, боготворил Елизавету, супругу Александра 1. Так, наверное, и было. Простая, земная, доступная женщина вряд ли была источником вдохновения для создания этого поэтического шедевра.
     Вот как отзывались об императрица её современники:
"Обладает чрезвычайно нежным голосом, который проникает вам в душу. Это сирена";
"Черты лица её очень хороши...физиономия пресчастливая, она имеет величественную приятность, рост большой. Все её движения, привычки имеют нечто особо привлекательное...в ней виден разум, скромность, пристойность во всём её поведении, доброта души ея написана в глазах";
"Она едва касалась земли, воздух играл ее волосами... её ангельское лицо, стройная грациозная фигура, лёгкая поступь заставляли каждый раз восхищаться;
"Она не только хороша собой, но во всей её фигуре есть особая привлекательность, которая способна возбудить любовь к ней. Она чаруют обходительностью и чистосердечием";
а Адам Чарторыжский сказал Александру I о Елизавете Алексеевне: -"Богинь не целуют, им поклоняются"...
Очень похоже, что "ты" - это она, Елизавета Алексеевна. И все же...
Всё же... Замужняя дама, возраст. А тут "гений ЧИСТОЙ красоты"!
     Тогда Анна Оленина!  Олениной было всего одиннадцать лет, когда она "явилась" поэту на балу  в Петербурге в 1819 году. Во-первых, она была «эталонно» красива, а во-вторых, она была непорочна, чиста в прямом смысле этого слова. Замечу, что уже тогда одиннадцатилетняя Оленина поразила А.С. Пушкина своей необычной красотой и, особенно, своими красивыми глазами. О, эти глаза! ("вот придумал Господь игрушку - женские глаза..." М. Б.):

"Но сам признайся -
То ли дело глаза
Олениной моей!"

"И можно с южными звездАми
Сравнить, особенно стихами,
Её черкесские глаза... "

"Опустит их с улыбкой Леля,
В них скромных граций торжество,
Поднимет - ангел Рафаэля
Так созерцает божество..."

Вообще, Оленина - это всегда глаза!
     Однако вернёмся к "Чудному мгновенью". Здесь ничего нет о глазах. Совсем ничего. Как будто бы их просто нет, или поэт их не замечает. Как так? Ни малейшего намёка. Значит, не о ней.
   Говорят, что поэт восхищался Екатериной Карамзиной и посвятил это стихотворение ей.
   Что больше всего он ценил во внешности женщин?
а) глаза
б) зубы
в) прелестные ручки
г) прелестные ножки
- именно в таком порядке (об этом он не единожды упоминал в личной переписке). Но вот мы снова обращаемся к   " Мгновенью", внимательно всматриваемся в текст... и что же? Ничего из перечисленного. Как это может быть? Более того, никаких намёков на то, что нравится поэту в объекте обожания, чем он восхищается. Ни "ходит маленькая ножка, вьется локон золотой", ни "лёгкий стан, движений стройность", ни "в ней все гармония, все диво" - совсем ничего. Ни ножки, ни золотого локона, ни лёгкого стана. Есть только какие-то расплывчатые "милые" и "небесные черты", "голос нежный".
    Александр Сергеевич был тонким ценителем женской красоты, а также женского ума. Во всяком случае, всегда отмечал его наличие:

И прекрасны вы некстати,
И умны Вы невпопад.
 
Тогда, может быть, поэт влюбился в интеллект Екатерины (а что, случается!) или в её душевные качества? ("Душу твою  люблю я ещё более лица твоего..." - о Наталье Гончаровой)  Ничуть не бывало! Про ум, про душу - тоже ничего.
     Посмотрите, как бестелесен, как бесплотен объект, воспеваемый в "Чудном мгновеньи"! И в то же время, как прекрасен, как необходим и незаменим, жизненно важен для поэта! Без него художнику слова нет жизни: "тянулись тихо дни мои, без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни..." Тогда, получается, может, стихотворение вообще не о женщине? А о ком или о чем?
    ... Во время своего заграничного путешествия поэт Василий Жуковский, которого Александр Сергеевич всегда почитал, считал своим учителем, хоть тот и признался в своём поражении, надписав книгу:"Победителю-ученику от побежденного учителя" (мой трижды респект Жуковскому!) познакомился с творчеством английского поэта Томаса Мура (того самого, который сочинил "Вечерний звон"). Особое впечатление на него произвела поэма «Лалла Рук» ("лепесток тюльпана","красавица") - ориентальная повесть о любви и поэзии, которая в то время была весьма популярна среди немецкой аристократии и считалась одним из наиболее ярких образцов романтизма. Жуковский прекрасно перевёл некоторые её части на русский язык. В числе прочего там есть такие строки:

Я смотрел - а призрак мимо
(Увлекая душу вслед)
Пролетал невозвратимо;
Я за ним - его уж нет!
.....................
Ах, не с нами обитает
ГЕНИЙ ЧИСТОЙ КРАСОТЫ,
Лишь порой он навещает
Нас с небесной высоты...
 
Здесь Жуковский хочет сказать, что стихи пишутся только тогда, когда поэта посещает "гений чистой красоты". "Гений" в своём прямом смысле  - "дух". Вот появится откуда-то этот дух, и на поэта снисходит вдохновение (слова даже однокоренные!) Является он "С НЕБЕСНОЙ высоты..." у Жуковского. У Пушкина: "твои НЕБЕСНЫЕ черты..." У Жуковского "взор УМИЛЬНЫЙ с высоты" - у Пушкина "И снились МИЛЫЕ черты".
  Ну, и кто же в таком случае истинный герой или героиня "Мгновенья"? Ну, конечно же это ОНА, стихиряне! Без неё и Стихиры бы не было! Прекрасная гостья "чудного мгновенья" ОТТУДА, явление которой невозможно предсказать. Она разбудит среди ночи, не даст рационально мыслить днем, найдёт вас в трамвае, троллейбусе, метро...  И вот уже:

"... жизнь висит на волоске,
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке!" - А. А.

Ну, конечно же, о МУЗЕ!
    Это она "гений чистой красоты" - дух творчества. Посетил он тебя, стихи пишутся, нет его - и стихов нет.
     А ещё о творческом кризисе и о творческом взлёте! Поэту время, проведённое без музы, кажется годами, а жизнь тюрьмой:

Шли годы...
............
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои...

"Глушь", "тихо" - поэт не слышит "нежного" голоса музы.
     Признайтесь, ведь нечто подобное случалось и с вами, стихиряне? Жизнь без "божества", без "вдохновенья" ужасна. "Божество" здесь и есть "гений" - дух, который вызывает вдохновение.
   Зато каков поэтический экстаз, вызванный приходом этой гостьи:

И сердце бьётся в упоеньи,
И для него возникли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь!

...По поводу же Анны Петровны - произошло примерно следующее.
В своих записках она вспоминает, как приехала к Пушкину, и тот выскочил на порог со стихами в её честь. (Это так ей показалось). Анна взяла стихи, но Пушкин выхватил листок у неё из рук, не хотел ей отдавать. Анна проявила настойчивость, отдать пришлось. Так бывает, если завяжешь отношения с женщиной подобного рода. Посвящение, название "К***" она тоже приняла на свой счёт. Потом сделала очень многое, чтобы в общественном мнении утвердить эту мысль.
     Посвящены же стихи были на самом деле музе. Они представляют собой как бы продолжение диалога между Александром Пушкиным и Василием Жуковским, а темой как раз и является предмет присутствия или отсутствие "чудесной гостьи". А диалог между  двумя замечательными поэтами действительно был. Это был диалог-состязание, соревнование учителя и превзошедшего его гениального ученика.

...Явилась Александру Сергеевичу муза, сочинил он это стихотворение, а тут и любимая женщина приехала. Он ей возьми да прочитай стихотворение. А она возьми да прими на свой счёт! Даже отказалась назад вернуть. Не драться же с нею! Тем более, что это было свидание. Ожидание, так сказать, "мятежного наслаждения", "восторгов чувственных".
    Поэт, видимо, сомневался в том, какое название дать новому стиху. Возможно, "К музе". "Муза" была уже написана в 1821 году. Или "К Жуковскому". Почему - понятно. У Пушкина более пятидесяти стихотворений начинаются с "К". Посвящения самые разнообразные: людям, природным явления, предметам. "К моей чернильнице", например.
    ... Два удивительных поэта пообщались на тему прекрасного, на тему присутствия и отсутствия вдохновения, используя свой собственный язык, а народ, с подачи Анны, подумал и думает, что это опять про любовь. Ну и пусть! Беды особой в этом нет.
... А Анна Петровна умерла в свой срок 27 мая 1879  года в Москве. Она завещала похоронить себя рядом со своим последним и любимым мужем в Прямухино. Женщина как женщина, что уж  о ней так! Будучи уже совсем старой, она, говорят, любила потолковать о любви, о красоте природы, о том, как прекрасно поют птицы весной. Супруг Анны Петровны, Александр Васильевич Марков-Виноградский, который был младше ее на двадцать лет,тяжело и мучительно болел, скончался в январе 1879 года. Свинцовый гроб Анны Керн привезли по железной дороге в Торжок, но до Прямухина (где был похоронен ее муж) оставалось еще несколько верст по размытому дождями проселку.
Проехать туда было невозможно, и тело Анны Керн по желанию ее сына, губернского секретаря, было погребено 1 июня 1879 года на церковно-приходском кладбище погоста Прутня (ныне Торжокского района Тверской области) – то есть на погосте Львовых, рядом с могилой ее тети Татьяны Львовой. Считают, что точное место захоронения установить невозможно, однако на кладбище есть символическое надгробие… Да и само надгробие почему-то периодически передвигают с места на место. В последний раз это произошло лет пятнадцать тому назад.
     …Существует версия, что гроб Анны Керн повстречался с памятником Пушкину, который ввозили в Москву к Тверским воротам.
    Хорошо, что  надгробие вообще сохранилось. Народ приходит и вспоминает это шедевральное, надиктованное свыше: "Я помню... " и т. д. И, наверное, не важно по большому счету о чем оно и кому посвящено. Главное, что

На погосте - дождь и осень,
И робких туфелек следы:
Приносят, все ещё приносят,
Сюда от Пушкина цветы... (Ю. Щ.)


"гений" - первоначальное значение - "дух"


Рецензии