Цена

Из набега лихого
Возвращался Чолхан,
Много вёз дорогого
Из разграбленных стран,

Да все мало казалось...
И подумалось так:
"Пусть же город богатый
Мне подарит Азвяк!"

Этой мыслью отравлен
И от алчности пьян,
Со словами такими
Подступился Чолхан:

"О Азвяк многочтимый!
Слышал я о Твери.
Городок этот дивный
Мне отдай-подари,

Не раскаешься после,
Коль отдашь её, верь!
Да моей будет вечно
Тороватая Тверь!"

А Азвяк, всемогущий
Повелитель Орды,
Раздавал по заслугам
Дорогие дары:

От каменьев да злата
Распухает казна...
Да подумал однако:
"Тверь такая одна!

Но не сЕребро-злато,
Не снегА-жемчугА...
Не иконным окладом...
Чем она дорога?

Светлооких красавиц
Тут не считано. Тьма...
Да не страстью-обманом
Мне на сердце легла!

Что-то есть непростое -
Ни купить, ни продать,
Ни присвоить разбоем,
Сколь ни тужится тать,

Ни рублём, ни динаром,
Ни желанным таньга,
Ни богатым товаром...
Чем она дорога?

Обережные кольца
Да платок до бровей,
Покорилась как будто,
Да не стала моей,

Полонянка-славянка
Не рабыня-жена...
Тверь одна лишь такая,
Тверь такая одна!

Зачарована, может?
Что-то с нею не так...
Иль сиянием жарче
В Православных крестах?

Над водою живою,
Знать, недаром стоит.
На Москву золотую,
Будто равный, глядит

Городок этот славный,
Твердь над Волгой-рекой..."
- Нет, Чолхан, рассуди-ка,
Город сей непростой!

Эй, вассал ненасытный!
Ты ко мне подойди.
Назову тебе цену
Я богатой Твери.

Да подвинься поближе -
Я на ушко шепну,
Чтоб получше расслышал
Ты за город ценУ!

Крови жаркой-горячей
Ты отведай-прими
От младенца, от сына...
Да гляди, не срыгни!

Коли сможешь, пожалуй,
Навсегда будет твой
Этот город по праву.
Что ж, попробуй-изволь!

И младенца родного
Тот убил-загубил,
И ужасную чашу
Опрокинул-испил.

Не вино, не водица
По запястьям текла...
Будет чем загордиться -
Тверь такая одна!

...Город этот и ныне
Над рекою стоит,
Не сожжен, не разрушен,
В пыль не стерт, не убит.

Чаша крови горячей -
Дорогая цена!
И не будет иначе -
Тверь такая одна...



Чолхан - ордынский царевич
Азвяк - татарский царь
тороватый - богатый, щедрый
тьма - в прямом смысле "тысячи", "десять тысяч"
тать - вор, разбойник


Рецензии