В гости к памяти о великом человеке

                В гости к памяти о великом человеке
Это было в 70- е годы, когда отслужив в армии, я работал шофёром в небольшой швейной фабрике Липецка. По заданию руководства в разгар лета меня направляли в командировку в город Орёл, чтоб доставить с одного из заводов станок. Шофёрская работа тем и интересна, что можешь побывать в различных местах, увидеть то, что может быть доступно не каждому.
В эту командировку я ехал с необыкновенным желанием: в нескольких десятках километров от моего маршрута располагалась усадьба Л. Н. Толстого Ясная Поляна. Как такой случай можно пропустить! Оставалось только уговорить сопровождающего на небольшое нарушение- наверстаем в пути. Согласие было получено и мы в дороге.
К истории, к старине у меня слабость с раннего детства, даже из- за этого я должен был побывать в том месте. Но здесь было немножко другое дело. Влияние Толстого, как писателя, я на себе ощутил в раннем детстве, как только познакомился с его  детскими рассказами. Необыкновенная простота написания, доступность, правдивость текста рождали у нас, мальчишек чувство личного присутствия в описываемых событиях. Мы почти воочию видели спешащего по деревенской улице Филиппка, хотелось помочь ему отогнать собак с чужой улицы, плыли с матросами на корабле, где шалость мальчика, сына капитана, чуть не закончилась трагедией. Но больше всего переживали за судьбу простого солдата Жилина, попавшего с другом Костылиным в кавказский плен. А старинный аул горцев я по сей день мечтаю увидеть, но только таким, каким нам описал его в своём рассказе Лев Николаевич, и не забыть познакомиться с доброй девочкой Диной!
И вот все производственные вопросы решены, мы уже проезжаем город Мценск- опять же и тут хочется увидеть что- то особенное, что привлекало писателя Лескова. Всё здесь, рядом. И всё- таки главная цель не выходит из головы- впереди Ясная Поляна.
Да, я не увижу этого  мудрого бородатого старика, великого писателя, не постою, даже поодаль от него живого. Но я постою на той земле, где он ходил, думал, где рождались его великие произведения, которые будоражили не только нас, мальчишек, а и весь мир. Где он раскрыл страшную, реальную правду отличия войны от мира. Показал боль и переживания обманутого обществом человека, оставшегося в одиночестве, и что общество старалось не заметить. Раскрыл в своих книгах богатый внутренний мир обыкновенного человека.
Пролетали километры пути, встречные машины, попутные сёла, а из головы не выходили эти мысли. Спустя всего час и мы подъезжали к усадьбе.
И вот они, каменные башенки у бывших ворот, известный «пришпект», здание дома Волконских. Я понимал, с того времени, когда в этом парке, по этим аллеям  гулял Лев Николаевич многое изменилось, стало другим- те деревья давно состарились и их место заняли более молодые. Большой урон усадьбе нанесла фашистская оккупация во время Великой Отечественной войны. И всё же в тот момент я чувствовал единение с миром Великого писателя, Великого мыслителя. Особенно остро это чувствовалось, когда стоял у его  могилы. Я стоял рядом с вечностью.
В этот день в музее был выходной, поэтому внутрь здания попасть не получилось, к тому же у нас было мало времени. Но в какой- то мере это оказалось большим плюсом. Не надо было отвлекаться на детали, ведь удалось главное- ты стоишь на той земле, находишься рядом с ним, видишь то небо, тот  окружающий мир, что вдохновляли этого человека на великие произведения. Захотелось вновь перечитать им написанное, потому что его наследие в один момент стало более грандиозное, более эпичное, более значимое.
С того дня прошло много лет, а впечатления от того посещения я вижу и сейчас, как в раскрытой книге. Но оставалась ещё одна, трагическая страница в биографии Л. Н. Толстого, которая находилась недалеко, но до какого- то времени была для меня закрытой. Станция Астапово, а теперь районный центр нашей области, носящий имя Великого русского писателя, всего в какой- то сотне километров, но волею обстоятельств, я ещё не смог её посетить. Теперь я не могу вспомнить те обстоятельства, что привели меня в райцентр Лев Толстой, но прекрасно помню сам момент встречи с легендарной станцией, теперь известной всему культурному миру.
 Это были те же годы моей молодости. И вот я стою возле старинного вокзала, у комнаты начальника станции… Ощущение очень тяжелое. Ты почти воочию видишь всё то, что происходило в те далёкие дни- дни кончины гения русской литературы. Помогало создать впечатление того времени сохранённая обстановка помещения, где провёл последние дни писатель. Кажется, всё происходило только вчера… Потом приходилось посещать это место не раз, но всякий раз, как и в первое посещение, не покидает чувство потери.
Мы живём в иное время, нас загружают иные проблемы, даже, кажется, меняются понятия о самом необходимом в развитии человечества, о самом его существовании. Но всё это кажущиеся понятия и изменения. Человеческие пороки были и остаются всегда, иное дело, как к ним относится большинство человечества. А чтоб в этом разобраться, нужно ещё раз перечитать наследие Льва Николаевича Толстого, которое со временем не уменьшает своей актуальности. Учиться ни когда не поздно, тем более у такого Учителя.
12. 02. 2023 г.                Колесник А. В.


Рецензии