Научи меня прощать. Книга вторая. Глава 13

Начало повести: http://proza.ru/2020/02/28/1946
Предыдущая глава: http://proza.ru/2023/09/13/1567

Зина суетилась, перемещаясь по маленькой кухне, как балерина по сцене. Её крупное тело двигалось с неуловимой грацией.

Вера, уютно устроившись на мягком табурете, потягивала чай.

Графит, превратившийся за прошедшее время в солидного кота, лежал у неё на коленях и непрерывно тарахтел, жмурясь от удовольствия.

- Как ты вовремя, Веруня, - приговаривала Зина, выуживая из духовки очередной шедевр кулинарного искусства, - сейчас попробуешь мой новый рецепт!

- Мама Зина, а Яков Григорьевич скоро будет? – Вера с удовольствием втянула носом аромат свежей сдобы.

- В магазин пошёл, - Зина махнула полотенцем в сторону двери, - вот-вот должен быть. У нас сахар закончился, и чая совсем немного осталось, а Яков, кроме крупнолистового, другого не пьёт, капризничает.

Она улыбнулась.

- Кстати, тебе чая не нужно? – она распахнула дверцы навесного шкафчика, - Якову всё время какой-нибудь чай подарочный дарят, а всё не то. То зелёный, то мелкий…

- Если выделите по доброте душевной – не откажусь, - Вера вздохнула.

Последнее время она ни от чего не отказывалась, понимая, что вскоре им с Катей придётся нелегко.

- Может, расскажешь, что случилось, пока Яши нет? - Зина, вытащив пирог,  пристроила его на металлическую подставку, чтобы «дошёл» и накрыла полотенцем. - Что-то ты, девонька, сама не своя.

- Расскажу, - Вера кивнула, поставила на стол чашку, задумалась на мгновение, - я развожусь с Анатолием.

- Ого! – Зина присела на такой же табурет напротив и уставилась на Веру внимательными, понимающими глазами. – Всё-таки решилась, значит… Не думали мы, что тебя надолго хватит, но ты продержалась долго. Мы с Яковом давно подозревали, что дело закончится именно этим. Сложный он человек, Анатолий твой, да и вы с ним – совсем разные.

- Мама Зина, почему вы никогда не говорили мне этого? – Вера задумчиво посмотрела за окно, где кружились в танце пушистые снежинки.

Снег пошёл недавно, густой, мягкий, он накрыл город белой, матовой пеленой.

- Невооруженным взглядом было видно, что вы с Анатолием, как из двух разных миров, - заговорила Зина, осторожно подбирая слова, - а мы, Вера, кто такие, чтобы вмешиваться в чужую жизнь? Знаешь, есть такое присловье, что каждый человек, который встречается на пути – он не просто так, а для чего-то. Вот и ты подходи к ситуации с этой точки зрения. Значит, нужно тебе было эти годы  провести вместе с этим мужчиной. Для чего? Этого я не знаю. Может быть, для того, чтобы дочь у тебя появилась. А может быть, для того, чтобы ты сама в себе разобралась.

Вера молчала. Она уже слышала что-то подобное, только от кого? Вдруг вспомнилось, что так говорил отец Алексей: «В жизни нет ничего случайного».

- Анатолий-то знает, что ты задумала? – Зина посмотрела на притихшую Веру.

Та кивнула.

- Знает. Я уже вещи почти все собрала…

***

Когда она сообщила мужу о том, что написала заявление на развод, Анатолий как с ума сошёл.

Такого крика, какой он поднял в этот раз, Вера ещё не слышала.

- Я так и знал, что всё этим закончится, - орал мужчина, брызгая слюной, - это всё в этой церкви тебя научили! А ты повелась! Пошла на поводу у этих сектантов!

- Толя, уймись, – Вера пыталась урезонить мужа, - при чем тут церковь?

- Почем я знаю! - продолжал ругаться Анатолий, - как только ты туда попала, тебя словно подменили! Откуда я знаю, чем ты там занимаешься?!

- Это уже ни в какие ворота не лезет, - звенящим от напряжения голосом пыталась что-то объяснить мужу Вера, - я не раз тебя звала! Сходил бы один раз со мной, своими глазами увидел, чем я там занимаюсь! Работаю я там, понимаешь ты или нет?! Работаю! Сколько раз можно повторять? Если тебе мерещится всякое, пошёл бы сам и убедился. Но нет, ты голословно готов обвинить всех вокруг в своих проблемах, а сам прячешь голову в песок, как страус!

- Чегооооо?! Вот ты как заговорила? – орал мужчина.

- Именно так! – Вера стиснула кулаки. -  Я предупреждала тебя, что если будет угроза здоровью дочери, я ни на что не посмотрю! Я просила тебя исправить ситуацию – не раз, не два, даже не три. Что-то изменилось? Нет. Тебе всё равно! Ты равнодушен к собственному ребёнку. Я признаю, что так бывает. Только вот мириться с такой ситуацией я не собираюсь, поэтому я с тобой развожусь, Толя. Без нас с Катей ты будешь свободен, сможешь устроить свою жизнь, найдёшь другую женщину, которая будет понимать тебя лучше, чем я.

- Ты сама слышишь, что городишь? – Анатолий перестал орать, теперь он говорил тихо, зло, слова отскакивали от него, как молот от наковальни, -  я не дам тебе развода, так и знай!

- Это глупо, - парировала Вера спокойно, - конечно, поскольку у нас есть ребёнок, нас не разведут сразу, а дадут время на размышление, но потом разведут всё равно. Ты же сам прекрасно понимаешь, что невозможно заставить человека жить с тем, с кем он жить не хочет. У нас не рабовладение, Толя, жёны не ущемлены в правах.

- Вот это зря! - прошипел мужчина, глядя на Веру, - только имей в виду, что тебе ничего не светит. Денег ты не получишь!

- Я разве требовала денег? – Вера покачала головой, - Толя, я не дура. Все эти годы я прекрасно понимала, что на семью ты тратишь едва ли половину своего настоящего заработка. Хотя в последнее время ты уже совсем обнаглел, если честно.

- Чтооооо?! – опять вскинулся Анатолий, но Вера усмехнулась.

- Что слышал, дорогой, - отрезала она, - думаешь, я не знаю, откуда у твоей матери появилась дача в два этажа в загородном поселке? Более того, я уверена, что у неё есть не только дача, но и счет в банке, куда ты отправляешь часть своих доходов, не говоря о том, что твои сестры на каждый праздник получают золотые побрякушки. Что ты подарил мне на новый год, Толя?

Мужчина вдруг замолк и нервно заморгал.

- Правильно. Ничего. – Вера опять усмехнулась. – Ты и сам ушёл из дома на эти праздники, когда я отказалась в очередной раз быть прислугой. Когда на день рождения муж презентует жене электрический чайник, жена имеет право обидеться. Я не обижалась. Чайник – дело хорошее, в хозяйстве пригодится. Мне всегда казалось, что ещё немного… и ты рассмотришь во мне нечто такое, что заставит тебя увидеть меня настоящую. Но тебе не хватило даже семи лет. А дольше ждать я не намерена, дочь мне дороже.

- Вот только не надо строить из себя белую и пушистую, - снова на повышенных тонах заговорил Анатолий, - ты ведь не любила меня никогда, зачем тогда пошла замуж? Думала, что нашла себе мужика при деньгах! Чем ты отличаешься от других?!

- Дурак ты, Толя… - Вера с сожалением покачала головой, - если бы я зарилась на твои деньги, ты бы за каждый электрический чайник по морде получал! Этим самым чайником. Образно, конечно... Кстати, и сёстры твои в уши не золото бы цепляли, а бижутерию, как я сейчас, и дача была бы записана на меня. Однако, я ведь ни разу не высказала тебе претензий, в денежном вопросе всё было именно так, как мы договорились «на берегу». Так что не имеешь ты никакого права меня обвинять в меркантильности, скорее уж наоборот, это ты меня обманывал.

- Да мне плевать, что ты там думаешь, - опять повторил Анатолий, и кулаки его сжались, – алиментов ты не получишь ни копейки!

- Ну, какую-никакую копейку получу… - Вера устало опустилась на Катин диванчик, - я написала в заявлении, что предпочитаю получать не фиксированную сумму, а двадцать пять процентов от твоего заработка.

- Ты, …,  и заявление успела накатать?! - из уст мужчины вырвалась нецензурная брань, - знаешь, кто ты, Верка? Тварь последняя!

- Да ты что? – Вера оставалась спокойной, хотя сильно побледнела, - пусть так.

Она кивнула.

- Только ничего это не изменит, Толя. Я не хочу с тобой жить, тем более, не желаю подвергать опасности здоровье дочери, поэтому нравится тебе это или нет, но мы с Катей уезжаем.

- Куда? – Анатолий зло захохотал, как помешанный, - я же знаю, что у тебя ничего нет! На что ты жить собралась, нищенка? На какие шиши? И где? Кто тебя, попрошайку, на порог пустит?

- Кто-нибудь определенно пустит, - Вера старалась говорить так, чтобы голос не дрожал, - надеюсь, ты не будешь против того, что я заберу свой письменный стол, комод и Катин диван, раз вся мебель, купленная на свадебные деньги, остаётся тебе.

- Забирай! – мужчина в ярости топнул ногой, - только чтобы завтра же духу твоего в моей квартире не было!

- Я помню, что это твоя квартира, - Вера оставила за собой последнее слово, направившись к шкафу.

Мысленно она порадовалась, что Катю оставила у родителей. Ни к чему было девочке присутствовать при этой безобразной сцене.

Вера достала рулон с мешками для строительного мусора, который купила накануне, принялась снимать с плечиков и полок одежду, складывая её в один из развёрнутых мешков.

Анатолий молча наблюдал за этой картиной, потом снова смачно выругался, оделся и вышел из дома, громко хлопнув дверью…

***

Проблема с квартирой решилась как-то легко и сама собой.

Явившись на очередную службу, Вера принесла с собой газету, где просматривала объявления о съёме. Она приехала за полчаса до начала богослужения, поэтому, сидя в маленькой комнатке, примыкающей к алтарю, внимательно читала объявления, обводя нужные зелёным фломастером.

За этим занятием её и застала Жанна Андреевна.

- Ты без Катюши сегодня? - спросила она Веру, поздоровавшись.

- Сегодня одна, - Вера кивнула, снова углубившись в газету и размышляя, что по нескольким номерам нужно было позвонить прямо сегодня…

- Чем это ты занимаешься? – Жанна Андреевна с любопытством взглянула на газету и присела рядом.

- Ох, набегалась сегодня, - пожаловалась она, - дюже ноги гудят…

- Смотрю объявления о сдаче квартир, - пояснила Вера и вздохнула, -  срочно нужно.

- Кому? Тебе, что ли? Ты же вроде замужняя? – женщина повернулась к собеседнице.

- Замужняя, но это уже ненадолго, - Вера грустно усмехнулась, - нужно срочно искать жильё, но пока мало что попадается подходящее… Либо на другом конце города, либо дорого. Словом, всё не то.

- А сколько платить рассчитываешь? – снова полюбопытствовала Жанна Андреевна.

Вера назвала сумму.

- Больше не смогу, - покачала головой она, - мне нужно на что-то жить. Анатолий алименты платить будет по минимуму, я знаю его, всё сделает для того, чтобы копейка лишняя дочери не досталась. Придётся рассчитывать только на себя.

- А родители как же? – Жанна Андреевна сочувствующе смотрела на Веру.

- Отец категорически против моего развода, - призналась молодая женщина, - Катя сейчас у них, а я квартиру ищу. Чем раньше я её найду, тем будет лучше.

- Знаешь, возможно, у меня есть подходящий вариант, - вдруг сказала Жанна Андреевна и Вера с надеждой на неё посмотрела, - есть у меня подруга старинная, давно дружим, ещё с института. Она к дочери в Москву уехала, а ключи от квартиры своей мне оставила. Если хочешь, заезжай и живи, правда, там обременение есть… Квартира старая, без ремонта. Одна комната, маленькая, с хозяйскими вещами, подруга моя всё решить не может, продавать квартиру или нет. Покамест, решила не продавать, а мне уже надоело туда мотаться да проверять всё ли в порядке. Трубы там старые, проводка опять же… За любым жильём пригляд должен быть.

- Правда? – Вера обрадовано посмотрела на пожилую женщину.

- Почему же неправда? Правда. Но ты не дослушала, есть ещё кое-что. Во-первых, далеко это, в другом районе, ездить тебе придётся, время на дорогу тратить. Во-вторых, свет в квартире отключили за неуплату, долг по квартплате за полгода накопился. Начальница ТСЖ грозилась судом, но пока просто электричество отрезали. Я пару недель назад позвонила Зое, спросила, как быть, она говорит: «Если найдёшь какую надёжную жиличку, пусть заезжает и живёт, только вопросы с ТСЖ уладит. Пусть скажет, что она – моя родственница, будет жить в квартире и платить по счетам, а я им позвоню. Словом, сумеет договориться с начальством ТСЖ – пусть живёт».

Жанна Аркадьевна вопросительно посмотрела на Веру.

- Можно попросить постепенно долг погашать. ТСЖ невыгодно судиться, предпочтут согласиться на рассрочку. Зато недорого по нынешним временам, будешь только «коммуналку» оплачивать, долга там не так много, счетчики везде стоят, никто ничем не пользуется, пустая квартира-то… И не прописан никто, только собственник есть - пояснила Жанна Андреевна и погладила руками свои колени, - эх, и ноют… Видать, опять к снегу. Ну, что решила? Смотреть будешь? Сегодня подруге позвоню, а завтра съездим, поглядишь, что и как. Возвращаться Зоя сюда из Москвы не хочет, продавать это жильё - тоже… Одна морока.

Женщина махнула рукой.

- Конечно, поедем, спасибо вам большое! - Вера сияла. Этот вариант устраивал её как нельзя лучше.

- За что мне-то спасибо? – Жанна Андреевна улыбнулась, - ты Бога благодари. Если понравится квартира-то, закажи молебен благодарственный, вот и будет от тебя спасибо. А я что… Я только проводник…

***

Квартира, куда привезла Веру Жанна Андреевна, оказалась неплохой планировки, но, действительно - старой, пыльной и неухоженной. Сразу было видно, что тут давно никто не жил.

Вера вошла, огляделась, пощелкала выключателем у двери. Света не было.

- Ну, вот! Смотри! - Жанна Андреевна по-хозяйски прошлась по прихожей, - справа – комната, вот тут – ещё одна. Кухня маленькая, потому, как дом старый. Холодильник работает, потом проверишь, на кухне есть стиральная машина. Телефон Зоин я тебе оставлю, позвонишь ей, все дела по квартире теперь с ней сама будешь решать.

Вера осмотрелась.

В большой комнате она обнаружила старый, весьма потрепанный диван, как она подозревала - ободранный котами, проживавшими с хозяйкой, но вполне ещё годный. Полированная «стенка» советских времён  неприветливо зияла пустыми полками за стеклом и дверцами.

В углу, на тумбе, высился громоздкий телевизор. Занавесок на окнах не было, всё вокруг покрывал приличный слой пыли.

Маленькая комната щеголяла обстановкой в виде такого же полированного шифоньера, стола-книжки и двумя стульями. Всё было заставлено картонными коробками с хозяйскими вещами.

Вера уже мысленно прикинула, что если убрать коробки в шифоньер или на него, то в угол прекрасно встанет Катин диванчик. Хорошо бы только переклеить здесь обои, они были настолько полинявшими, что рисунок из витиеватых узоров на светло-бежевом фоне едва просматривался.

Вдвоём с Катей они пока могут прекрасно устроиться в большой комнате.

Нужно будет только всё тщательно вымыть, убрать пыль, расстелить паласы, свернутые в рулоны под плёнкой, повесить занавески…

Вручив Вере ключи, Жанна Аркадьевна с облегчением вздохнула.

- Вот и ладненько, - улыбнулась она, - я устала сюда каждый месяц с проверками ездить. Обещала Зое присмотр, а потом уже жалела, всё-таки у меня возраст… Но, как было подруге не помочь…

Она всё говорила и говорила, пока Вера ещё раз обходила свои новые апартаменты.

***

К начальнице ТСЖ Вера попала на следующий день.

Дородная, черноволосая дама восседала в маленьком кабинетике, как настоящая владычица. Казалось, что она сидит не на обычном стуле, а на троне.

В кабинет без конца «нырял» кто-нибудь из персонала или просителей, отвлекая её от беседы, тогда женщина недовольно хмурилась, вежливо извиняясь перед посетительницей и прося немного подождать.

В результате переговоров у Веры внимательно просмотрели документы, сделали ксерокопию паспорта, записали её данные и телефон в какую-то большую книгу.

- Зоя Никифоровна звонила, - дама величественно кивнула Вере головой, - сказала, что вы её родственница и будете жить в квартире в её отсутствие. Вы, действительно, готовы оплачивать её долги? Мне, на самом деле, всё равно, кем вы ей там приходитесь, лишь бы счета оплачивались вовремя, да соседи не жаловались.

Вера утвердительно кивнула.

- На меня не будут жаловаться, - пообещала она и вопросительно посмотрела на начальницу, - я только хотела договориться о рассрочке по погашению долга, чтобы мне можно было подключить электричество. Часть долга и квитанции за последний месяц я готова оплатить уже сейчас. Только у меня нет их на руках. В квартире давно никто не жил, почтовый ящик без замка, квитанции постоянно вытаскивают.

- Это не проблема, - женщина повернулась к сейфу, положила в него документы, привычным движением повернула ключ, - я сейчас напишу записку, пойдёте в расчетный отдел, вам распечатают квитанции с учетом погашения части долга.

Вера, довольная, поднялась со стула.

- А как по поводу электрика? – спросила она ещё раз.

Дама заглянула в какую-то тетрадь на столе.

- Завтра у него вызовы только после полудня, с утра он может подойти к вам, если вы будете дома.

- Отлично, - Вера обрадовалась,  у меня как раз выходной, я никуда не собиралась.

- Хорошо, - начальница улыбнулась, свернув щербинкой между передними зубами, - тогда идите в расчетный отдел, платите, завтра вам подключат свет. Расчётки будут приходит с учётом долга, потом, как погасите всё – пойдут обычные, без перерасчетов.

- Спасибо ещё раз, - Вера вышла из кабинета и с облегчением вздохнула.

Одной проблемой стало меньше…

***

Она собирала вещи, когда зазвонил мобильник.

Посмотрев на экран, увидела надпись: Раиса Григорьевна.

Свекровь звонила Вере сама только в исключительных случаях, поэтому Вера нажала на кнопку приёма вызова.

- Алло…  Здравствуйте, Раиса Григорьевна, вы что-то хотели?

- Это правда?! – громогласным голосом осведомилась трубка.

Вера не сразу узнала голос свекрови, которая вот-вот должна была превратиться в бывшую. Обычно таким рокочущих тенором она никогда не разговаривала, придавая голосу, когда нужно, сахарные, приторные нотки.

- Что именно? – осторожно спросила она, подозревая, что ничем хорошим разговор не закончится.

- Не строй из себя дурочку, - рявкнула трубка, - это правда, что ты разводишься с моим сыном?!

- Правда, - Вера даже улыбнулась, представив себе недовольную физиономию Раисы Григорьевны.

- Ты совсем с ума сошла? Вера, ты что творишь?! Как ты смеешь?!

Однако, следом за этим потоком вопросов голос свекрови несколько смягчился и стал звучать спокойнее.

- Толик был тебе плохим мужем? Не пьёт, не курит, не гуляет, - начала перечислять она, но Вера её остановила.

- Раиса Григорьевна, давайте я сама решу, что для меня лучше, хорошо? - Вера переложила телефон в другую руку, - я так понимаю, вам никто не давал советов, когда вы со своими мужьями разводились. Я больше не хочу жить с Анатолием. Я его не люблю, он меня – тоже. Зачем мучиться дальше и мучить при этом ребёнка…

- Это ты про Катьку свою? – Вера даже представила, как Раиса Григорьевна равнодушно машет рукой, - а она тут при чем? Она маленькая совсем, всё равно ещё ничего не понимает во взрослых делах.

- Всё она понимает, - Вера поморщилась от досады, - не нужно делать вид, что вы не знали, что у нас с Анатолием далеко не идеальная семья. Он же вам не раз  на меня жаловался.

- Конечно, жаловался! – голос свекрови снова набрал силу и возмущенно зазвенел, - кому ему ещё пожаловаться, как не родной матери? И ты  знаешь, Вера, прав Толик! Ты как с катушек съехала, когда в церковь работать пошла. Точно тебя там чему-то подучили!

- Снова здорово, - Вера даже вздохнула, - Раиса Григорьевна, вы сами подумайте, церковь выступает против разводов. Как меня там можно было подобному научить?

- Откуда я знаю, - не сдавалась свекровь, точь в точь, как ранее Анатолий, - только без церкви этой точно не обошлось! Мне, между прочим, очень не понравилось, когда сын про твою новую работу рассказал. Я ему так и сказала!

- Раиса Григорьевна, я не собираюсь обсуждать ваши фантазии, мне некогда, у вас всё? – Вера одной рукой держала телефон, а другой складывала в коробку Катины игрушки.

- Нет, Вера, подожди… – голос женщины неожиданно опять стал мягким и просительным, - ну, неужели всё так плохо? Может быть, дело в том, что Толик тебя не устраивает? Ну… Ты понимаешь… Как мужчина… Так это не повод разводиться!

Вера застыла, как соляной столб, с очередной игрушкой в руках.

- Вы сейчас о чем? - с опаской спросила она, не зная, чего ещё ожидать от свекрови.

- Всё о том же! – женщина на том конце трубки оживилась и заговорила тихо и доверительно, - никто ведь не запрещает тебе завести друга на стороне. Для удовольствия, так сказать! Встречалась бы с таким мужчиной потихоньку и всё, дел-то… Зачем сразу разводиться?

- Раиса Григорьевна, вы серьёзно? Вы хоть понимаете, кому сейчас это говорите? – Вера почувствовала, как покрывается красными пятнами.

- А что такого? – Раиса Григорьевна недоумённо хмыкнула в трубку, - у вас же семья, и дочь есть, между прочим, если ты забыла.

- Я-то как раз хорошо это помню, - Вера начала осознавать, что еле сдерживается, чтобы не послать эту странную женщину далеко и надолго, - кстати, поинтересуйтесь у своего сына, что именно послужило последней каплей, переполнившей чашу моего терпения. Хотя, подозреваю, правды он вам не скажет.

- Ой, какая там правда! – Раиса Григорьевна снова пошла в атаку, - какая у тебя может быть правда? Блажь одна! Только имей в виду, что тебе не поздоровиться, если всё-таки подашь на развод!

- Вы мне угрожаете? – Вера снова едва не потеряла дар речи.

- Угрожаю! – выкрикнула свекровь в трубку, теряя терпение, - ты ведь всегда себе на уме, не то, что мои девочки! Те сразу же к матери бегут, с любой бедой своей, а ты – тихушница. Думаешь, я не знаю, что твои родители против развода? Я им звонила, между прочим, с отцом твоим разговаривала!

- И что?- Вера пыталась сохранить остатки спокойствия, - или вы думаете, что мои родители прикуют меня наручниками к вашему сыну?

- Может быть и не прикуют, - ехидно заметила Раиса Григорьевна, - только вот отношения ваши сильно испортятся. Тебе это надо?

- Мне надо, чтобы мой ребёнок был здоров, - отрезала Вера, - всё остальное меня интересует во вторую очередь. И уж со своими родителями я как-нибудь найду общий язык. Не стоит вам так беспокоиться.

- Ну, уж нет! – вдруг заорала свекровь так громко, что Вера вздрогнула и слегка отвела мобильник от уха, - я уж побеспокоюсь, чтобы тебе жизнь мёдом не казалась! Я не поленюсь и в церковь прийти, расскажу всем, какая ты праведница! Такое о тебе порасскажу, что из этой церкви тебя поганой метлой гнать будут! Попомнишь ты у меня!!!

- Голову сначала вылечите, - сказала Вера в трубку ледяным тоном, - а потом делайте, что хотите. Заявление на развод и алименты уже в суде. Ничего забирать я не стану. Всего наилучшего.

Она нажала «отбой» и в изнеможении опустилась на Катин диванчик.

***

Рассказывая всё это Зине, Вера снова почувствовала то противное состояние.

- Мама Зина, зачем она такие вещи мне говорила? Это же её собственный сын! Предлагать невестке гулять налево от своего же сына… – тихо спросила она, съежившись на стуле, припоминая пережитое унижение.

- Свекровь-то твоя? – переспросила Зина задумчиво, - говорила, потому что у самой рыльце в пуху. Она всех людей собой меряет, такой вот примитивизм… Раиса эта всю жизнь так жила -  от мужика к мужику перепархивала, да с любовниками кувыркалась. Для неё такие вещи – норма жизни, поэтому она вины за собой не чувствует, ещё и других таким же гадостям учит.

Она вздохнула и тоже посмотрела на причудливый танец снежинок за окном.

- Вера, ты не боишься, что она и впрямь в церковь придёт, не приведи Господи? – Зина повернулась и встревожено взглянула на молодую женщину. У таких людей, как свекровь твоя, хватит ума попробовать чужую жизнь сломать.

- Не боюсь, мама Зина, - Вера улыбнулась, - пусть приходит. Только кто ей поверит? Сама себе хуже сделает. Отец Алексей, если узнает, что она оговором занимается, быстро её на место поставит, в этом плане он человек жёсткий. Так отчитает, что Раисе Григорьевне небо с овчинку покажется. Просто неприятно будет… Выяснится, что у меня свекровь – недоброй души человек.

- Тогда я за тебя спокойна, - Зина подняла полотенце и проверила, как там пирог.

Слегка придавив его пальцем, убедилась, что тот «дошёл» и даже успел остыть, пока она слушала Верин рассказ.

Зина сняла сложила полотенце, вооружившись большим, острым ножом, аккуратно принялась резать пирог на куски.

Положив один из них на тарелку, протянула её гостье.

- Давай, Веруня, налетай! – скомандовала она и подмигнула, - сейчас попробуешь моего пирога и сразу настроение другим станет!

Вера поставила перед собой тарелку, но попробовать не успела: в прихожей хлопнула дверь, через минуту на кухню заглянул Яков Григорьевич, довольный и раскрасневшийся с мороза.

- Ооооо… Верочка… Какие люди! И без охраны? – шутливо протянул он и звонко чмокнул Зину в щеку.

Та от неожиданности подпрыгнула.

- Ой, Яша, холодно же! У тебя нос ледяной!

Мужчина хохотнул, привычным жестом пригладив густые, абсолютно седые, волосы.

- Так мороз же на улице, Зинуша, - Яков Григорьевич вдруг принюхался и прищурил глаза, а потом заговорил голосом бабы Яги в исполнении Георгия Милляра. - Чую! Чую! Чую, что сдобным духом пахнет!

Он изобразил рукой «хищную лапу» и потянулся ею к куску пирога. Зина засмеялась и шутливо замахнулась на мужа полотенцем.

- Яша, тебе скоро семьдесят три стукнет, а ты всё, как ребёнок, честное слово, - она улыбалась широко, так, как улыбаются только абсолютно счастливые женщины, - иди в ванную, так и быть, выделю тебе пирога.

- Только запомни, это должен быть очень большой кусок, - тут же сменил тактику мужчина, - очень большой! Просто огромный!

- Иди уже, - махнула полотенцем Зина и спросила вдогонку, -  ты сахар-то купил?

- Только кусковой! – отозвался Яков из ванной, - другого не было, был один рафинад.

- Ну, сахар, он и в куске – сахар, - покладисто согласилась Зина, потроша пакет, с которым муж вернулся из магазина.

Она вытащила коробку  рафинадом, упаковку с чаем, потом извлекла пачку овсяного печенья и газетный свёрток в масляных пятнах.

По кухне поплыл аромат копчёной рыбы.

Зина только покачала головой.

- Яша, а рыба-то откуда? – она осторожно развернула свёрток.

Там оказалась крупная, одна к одной, скумбрия.

- Это я Василия Николаевича встретил, помнишь такого? – снова прокричал из ванной Яков, пару секунд спустя сам появляясь на кухне, - я ему помог антикварные часы пристроить, старинные, немецкие, с громким таким боем, помнишь? Вот он и угостил.

- У него везде знакомства, - покачала головой Зина, обращаясь к Вере.

- Хорошие знакомства, заметьте, девочки, - поправил жену Яков Григорьевич, - только хорошие! А рыбка эта с картошечкой больно уж хороша. Не было сил отказаться!

Он подмигнул Вере.

Потом уселся на стул напротив и посерьёзнел.

- Думаю, Верочка, ты не так просто у нас появилась… Зина, плесни мне чайку за компанию, - обратился он к жене, - чем можем помочь?

Вера слегка покраснела.

- Помочь, Яков Григорьевич, действительно, можете.

Она встала, вышла в прихожую, где оставила свою сумку и вернулась с маленькой, бархатной коробочкой. Протянула её мужчине.

- Помните их? – спросила она, вздохнув.

- Ааааа… Сапфиры! – Яков даже прищелкнул языком от удовольствия, - конечно, помню! Серьги хороши, и камни тоже.

- Хочу их продать…

Зина охнула, покачала головой.

- Девочка моя, ведь это же такой подарок…

- Мама Зина, Капитолина Леонидовна разрешила мне их продать, если будет необходимость.

- Я так понимаю, что Зина уже в курсе твоих дел? – спросил мужчина, рассматривая украшения.

Вера кивнула.

- Я с Анатолием развожусь, уже заявление подала. От него съезжаю, нашла квартиру, недорого совсем. Она запущена, правда, но это дело поправимое. Мне деньги на первое время нужны - долг по квартплате погасить, переехать…

- Верочка, солнце моё, но ведь не такой там долг, чтобы продавать такую дорогую вещь, -  Яков Григорьевич ещё раз повертел в руках коробочку, - давай я просто дам тебе денег, с возвратом. Зина, уверен, против не будет.

Вера отрицательно замотала  головой.

- Нет, Яков Григорьевич, я так не могу, у вас у самого семья, внуки, а тут ещё я со своими проблемами…

- Хорошо, - согласился мужчина, понимая, что Веру не удастся переубедить, - тогда сделаем так: будем считать, что ты отнесла серьги в ломбард и тебе выдали под залог определенную сумму в счет стоимости украшения. Сможешь отдать – прекрасно! Не сможешь – получишь на руки оставшиеся деньги по стоимости серёг, но тогда они мои. Договорились?

Вера подумала немного и кивнула.

Домой, в новое своё жилище она возвращалась уставшая, но довольная.

Осталось перевезти вещи и мебель в новое жильё, забрать дочь от родителей и выдержать заседание в зале суда…

***

- Мама? – Даша замерла на пороге дома, успев только расстегнуть сапоги, - как ты тут оказалась?

Женщина замялась, суетливо оглаживая свитер красивыми, ухоженными руками.

- Вот… Приехала… Игорь сказал, мол, приезжай… Нечего тебе там сейчас одной… - слова давались ей с трудом, - что это я…

Она побледнела, привалилась к дверному проёму.

- Ты, Даша, с мужем меня познакомь… И с внуком… Пожалуйста… - тихо прошелестела она ровным, каким-то бесцветным голосом. Плечи её затряслись, она беззвучно заплакала.

- Мама, подожди немного, я сейчас переобуюсь, и поднимемся в нашу комнату, хорошо? – Даша была смущена.

Она давно привыкла к тому, что родители вычеркнули её из своей жизни, поэтому внезапное появление матери, да ещё плачущей, вносило в её, Дашин, тихий и уютный семейный мир, откровенный дисбаланс.

Сунув ноги в привычные тапочки, она прошла к лестнице и махнула матери рукой. Та поспешила за дочерью.

Два пролёта лестницы Даша торопливо раздумывала, как представить мать мужу, а главное – Генке. Потом успокоилась и толкнула дверь в комнату, пребывая в полной уверенности, что специально делать ничего не станет.

Она не будет притворяться ни перед Ильёй, ни перед сыном любящей дочерью. Илья знал историю её побега от бывшего мужа и историю о том, как она оказалась замужем.

С сыном сложнее. Придется ему как-то объяснять, откуда вдруг взялась доселе неизвестная бабушка.

По прежней версии Даши, её родители жили очень далеко и всегда были заняты, поэтому не имели возможности увидеть собственного внука. Пока такая небольшая хитрость сходила Даше с рук. Теперь же придётся что-то объяснять…

Она толкнула дверь в комнату.

Илья с Генкой одновременно повернули головы на звук. Они всегда всё делали одинаково, Даша уже не удивлялась такой синхронности.

В этот раз их лица снова одинаково вопросительно вытянулись, когда муж с сыном обнаружили, что за спиной Даши маячит ещё какая-то фигура.

- Илья, Гена, познакомьтесь, пожалуйста. Это Изольда Владимировна, моя мама. Илья, это – твоя тёща, а твоя, Гена – бабушка.

- Очень приятно познакомиться, - вежливо откликнулся Илья, совсем не удивившись, затем внимательно взглянул на жену.

- Ого, у меня есть бабушка? – Генка с любопытством уставился на женщину, отчего та смутилась.

- Может быть, вы спуститесь вниз? – Даша кивнула Илье,- а я приведу себя в порядок и мы тоже придём к гостям.

- Конечно! – Илья поспешно поставил одну из сумок, которую они принесли с собой из машины, на пол, возле кровати, - идём Геныч, не будем мешать маме.

Дашины мужчины быстро ретировались, а сама Даша повернулась к матери.

- Нам пора поговорить, - сказала она просто, указывая рукой на одну из кроватей.

Изольда Владимировна кивнула. Села молча, не зная, с чего начать непростой разговор.

- Ты одна, без отца? – Даша просто не знала, о чем ещё спросить. С матерью они давным-давно стали чужими людьми.

- Одна… - Изольда Владимировна нахмурилась. Даша уселась рядом с ней на диван.

– Проворовался Виталий, - призналась женщина, опустив взгляд, - крупно проворовался… Попался на взятке. Взяли его не просто так, конечно, а потому что пожадничал, делиться не захотел. Теперь под следствием…

- Понятно, - протянула Даша, ощущая, что ничего не чувствует по отношению к человеку, который являлся её биологическим отцом. В её душе не было ни капли эмоций.

- Получается, ты его бросила? – брови у Даши непроизвольно поползли вверх.

- Почему, бросила? – прошелестела тихо Изольда Владимировна, - я всё равно сейчас ничем не могу ему помочь. Или прикажешь мне кабинет следователя приступом брать? К тому же, его взяли с поличным, прямо при получении денег, так что факт доказан и в подтверждении не нуждается. 

- И что теперь? – Даша посмотрела на мать.

Она сидела сгорбившись, ухоженные руки с остатками изящного маникюра неловко лежали на коленях.

- Думаю, будет суд, - женщина равнодушно пожала плечами и несмело посмотрела на дочь, - Даша… Ты прости меня… Пожалуйста, прости меня за всё… Нас прости…

Она снова заплакала, комкая в руке неизвестно откуда взявшийся платок, а Даше вдруг стало жаль эту женщину, сидевшую перед ней…

Продолжение следует...


Рецензии