Жизнь - судьба?

 Судьба стекло – блестя разбивается
                Ницше

Когда мне говорят о судьбе, то мне чудится подвох. Нет, не то, чтобы я не верила в судьбу, но я понимаю это как смирение, как бездействие. Я верующий человек, и вера моя очень простая и понятная была дана моей мамой очень правильно: Бог любит нас, поэтому всё, что от Бога - надо принять. Вторая формула была мной взята из кинофильма «Монолог», где главный герой академик Никодим Сретенский , его играет Михаил Глузский, говорит своей внучке: «Жизнь изумительна. Надо только самим не портить её». Когда оглядываюсь назад, вижу: сколько ошибок совершено, сколько глупостей сделано, что теперь с высоты теперешних лет понимаю, что всё это сделано и совершено мной только потому, что никто не предупредил, вовремя не объяснил, ну, хотя бы что такое быть женой.Конечно, схема семьи берётся из той, в которой выросла. Пример жены - это твоя мама, как относиться к отцу. Какие отношения складываются между родителями.
Матерью быть, не надо объяснять, это дано природой. Это на уровне инстинкта.
А вот женой? Говорят: первый муж от Бога, второй от чёрта, третий от судьбы. Это всего лишь поговорка, устное народное творчество, ключевое слово - творчество. Принимать это за убеждение - дело каждого, но, если обратиться к творчеству писателей.
Известно, что Лев Николаевич Толстой восхищался Чеховской «Душечкой», полагал, что именно Оленька, Ольга Семёновна и есть идеал жены. Это убеждение Льва Николаевича, почему-то мне видится, Чехов не разделял. Он показывал: и такое тоже есть. Как писатель он любил свою героиню, недаром она дана им с такой любовью, но, учитывая, что Антон Павлович долго ходил неженатым, то есть убеждение, что всё-таки Оленька не была его мечтой или просто не встретилась, потому как Ольга Книппер совершенно не Ольга Семёновна. А из рассказа Василия Макаровича Шукшина «Дебил» герой очень внятно объяснил своё видение на жену, когда ответил на замечание продавщицы, которой показалось, что покупатель долго, слишком долго выбирает шляпу, ну, как невесту: «Невесту, уважаемая, можно не выбирать: все равно ошибешься. А шляпа – это продолжение человека». Ну. да ладно, женой не получилось, не каждому, видно, дано.
А вот не испортить жизнь? Вспоминаю, да, думаю, и всю жизнь буду вспоминать, мою соседку - Раису Иосифовну, которой было тогда 75 лет, и она только об одном мечтала, чтобы смерть её была жалёбной (это диалект Архангельской области), т.е. чтобы, когда будешь умирать, люди жалели, что уходишь, а не ждали «когда же чёрт возьмет тебя». И как она была постоянно в деле, целый день, начиная с 7 утра, что-то делала: то в огороде, то в бане, то в лесу. И ещё как она умела радоваться новому дню: солнышку, которое улыбается; дождю, " всё намыват"; снегу, который укутывает земельку, не даёт выморозить; морозцу, что весело пощипывает щёки, заставляет создавать тепло и уют печкой, задорно потрескивающую дровами.
Хорошо. Всегда хорошо. Вот это-то хорошо очень нужно уметь видеть, уметь ценить, потому что жизнь быстротечна.
 А что до судьбы? Так ведь это и есть твоя жизнь, не как складывается, а как ты её принимаешь и делаешь. Моя бабушка Августа Степановна, её не стало на 94 году жизни, (к сожалению, я её видела всего раза 4), говорила, что человек сам делает свою жизнь, именно делает. А насчёт блестя, то и это понятно. Ведь  человек тогда теряет опору, когда перестает видеть: куда ступает, кто окружает. Когда задыхается от собственного успеха, благополучия.


Рецензии