Вэгээс дээль, или Бред...

     Это, конечно, не абсурд только, а полный бред - искать краткие формулы, полностью охватывающие собой большие общественные явления. Но люди неостановимо продолжают искать такие формулы.

     Нет другого общественного явления, о котором бы говорили и писали больше, чем о демократии. Нашлись теоретики, в России, например, которые решили, что демократия и народовластие не совпадают своим содержанием.

     Как же не совпадают? Если один из переводов слова "демократия" на русский язык и выглядит так: "народовластие".

     Но, если побредить, или, наоборот, охладить ум до состояния морозной чёткости, то можно высказаться и так: осуществление власти самим народом, то есть народовластие, и власть от народа, демократия, не совпадают полностью своим содержанием.

      Бредово, конечно, но демократию, то есть  власть от народа, власть, предоставляемую кому-то народом, чтобы те, кому власть народ предоставил, над этим народом властвовали, можно уложить в краткую формулу: вэгээс дээль.

      Выборы, гласность, сменяемость должностных лиц. Почему бы не согласиться с этой формулой демократии, рождённой то ли в бреду, то ли охлаждением человеческого ума до состояния невероятной заточенности?

      Тех государствоведов, которые своей профессии долго учились и учатся всю жизнь, в этой формуле, в вэгээс дээль, раздражает всё. В том числе и то, что в ней не представлены лица, которые получают власть своих должностей не выборами, а назначениями.

      Но, государствоведам-умникам можно возразить: слово "сменяемость" охватывает не только выборных дээль, но и назначаемых должностных лиц.

      Больше всего профессиональных государствоведов раздражает в такой формуле демократии, как вэгээс дээль, такое сочетание слов, как "гласность должностных лиц". Якобы не по-русски звучит!

      <<Новое кинопроизведение от создателей "Язычника">>, значит, уже звучит по-русски, уже смирились со звучанием этих, например, слов, а смириться с "гласностью должностных лиц" профессиональные государствоведы никак не могут!

     Так что же такое - "гласность должностных лиц"? Абсолютная, то тесть полная, без исключений известность того, как человек  распоряжается ему предоставленной, его должностью, властью или тем, кто его выбирал, или тем, кто его на эту должность назначал.

      Бред, или не бред, - такое определение гласности должностных лиц? Трудно сказать. Но это определение указывает, что в хозяйственной организации гласность, то есть  известность, без исключений, всех должностных действий начальника трудовому коллективу, который его выбирал, - это и есть демократия, власть от трудового коллектива. Власть, предоставленная выборами должностному лицу трудовым коллективом, который это лицо выбрал.

     Так и в обществе: если кому-то всенародными выборами предоставлена должностная власть, то все избиратели, приходившие на выборы в установленные дни, имеют право полностью, без всяких исключений, знать то, что осуществляют избранные должностные лица и в интересах своих избирателей, и в интересах только себя, любимых.

      Но те, кому власть предоставили избранием на должности, сами могут назначать людей на должности, значимостью пониже, чем их собственные выборные должности. Приходится отвечать избранным должностным лицам не только за себя, но и за действия тех, кого они сами на какие-то должности назначили.

     И чтобы народ не прекратил раньше установленного срока исполнение должностных полномочий избранными на должности лицами, эти лица часто скрывают какие-то деяния своих назначенцев. Один из изъянов демократии! Не как народовластия, а как власти от народа, власти над народом, предоставляемой кому-то самим народом!

     Вот что можно накопать, "побредив" по поводу такого бредового выражения, как "гласность должностных лиц". Этим же бредом можно докопаться и до меритократии, для которой более важными того, чтобы на все значимые должности люди избирались, а не назначались, являются реальные достоинства людей, то есть их знания, умения, навыки, качества.

     Следует помнить, что знания, умения, навыки, часто вырастают из личностных, деловых, профессиональных качеств человек, но никто не знает, какой из процессов первичен, а какой - вторичен: процесс воспитания человеческих качеств или процесс обучения, то есть предоставления людям возможностей овладеть  какими-то полезными людям знаниями, умениями, навыками.

      Чтобы долго не мучиться, можно за аксиому, не требующую доказательств, признать установку на синкретичность, - неразделённость, нерасчленённость воспитания и обучения, а среди того, что не отделяется друг от друга, нельзя определить то, что было вначале, а что возникло позже начала.

     При меритократии, то есть власти её достойных людей, человек, который перестал свои качества перерабатывать в полезные обществу, или управляемым, знания, умения и реально применяемые навыки, должен с занимаемой должности уйти сам, или его снимают с должности, не важно какой, - выборной или назначаемой.

       Такой чертой, как сменяемость людей на должностях: и выборных, и назначаемых, меритократия близка демократии, формула который вэгэсс дээль (выборы, гласность, сменяемость должностных лиц), а формула меритократии: дэгээс дээль, - достоинства, гласность, сменяемость должностных лиц.

      На том месте, где в формуле демократии стоят выборы, в формуле меритократии находятся достоинства тех, кого или выбирают, или назначают на должности.

     Но есть в современном обществе  и те, которые недовольны не только демократией, но и даже создаваемой меритократией. Те, кто не уважают трепетно  ни власть  избранных на должности, ни власть тех, кто везде говорят и пишут о том, что или выбраны, или назначены на занимаемые должности за действительные свои достоинства.

     Таким образом, уже существует или идеология, или мировоззрение, которое терпеть не может необходимость осуществления должностными лицами саморекламы: "Я достоин предоставленной мне власти. Находясь в должности, предоставившей мне власть, я осуществляю только то, что полезно избравшим, или назначившим меня на занимаемую должность!"

     Мантра какая-то, которую надо тысячекратно повторять за короткое время, а повторив тысячекратно, произносить опять, пока самому не хочется сбежать с занимаемой должности.

      Даже к произнесению приведённой здесь мантры людей, занимающих значительные должности, что-то принуждает. Принуждает какая-то Сила, которой враждебны те, кого обыватели называют анархистами, а некоторые умники-учёные предлагают называть  "безгосударственниками".

      Анархисты, или безгосударственники, не погромщики, а теоретики,  вместо вэгээс дээль (демократия) и дэгээс дээль (меритократия) предлагают свою формулу общественного устройства: вээсо, - взаимопомощь, самовыдвижение, ответственность.

      Демократы и меритократы резко, ястребино, набрасываются на формулу вээсо, называя её крайне утопичной, то есть совсем не реализуемой. Но в порядке бреда её всё-таки можно рассмотреть.

       Если при демократии людей выдвигают в качестве кандидатов на должности, и кого-то одного на конкретную должность выбирают, а при меритократии должностным становится лицо, достойное должности, то при  безгосударственном устройстве общества люди должны быть так ответственны пред собой и своим окружением, чтобы самовыдвигались для выполнения, в порядке взаимопомощи, общественно значимых задач.

     Но учёному, для выполнения такой общезначимой задачи, как научные исследования, нужно сложное лабораторное оборудование.

     Тому, кто выдвигает себя на выполнение задачи или по охране изолированных от общества лиц, или по отражению вооружённых нападений, необходимо такое средство, как оружие.

     Человеку, решившему, что он совместим с космическим кораблём и может  выполнить такую общезначимую задачу, как возвращаемый пилотируемый полёт на планету Марс, нужен этот космический корабль.

     Лабораторное оборудование, космический корабль, оружие - это средства, которые нужны самовыдвигающимся для выполнения общезначимых  задач ответственным, то есть обладающим необходимыми знаниями, умениями, навыками, качествами, людям.  Но этих средств у самовыдвиженцев может не быть.

      При демократии средства, необходимые для выполнения общественно значимых задач, должностным лицам могут предоставить или акционеры, или государство, или олигархи.

     Меритократия - это общественный строй, при котором, опять же, или акционерами, или государством, или олигархами,  не столько должностным лицам, сколько достойным людям, могут быть предоставлены средства выполнения общественно значимых задач.

      Трудно себе представить, разве что только в порядке бреда, можно представить общество, в котором ни акционеры, ни государство, ни олигархи не предоставляют ответственным, то есть с необходимыми знаниями, умениями, навыками, качествами, людям, средства решения ими общезначимых задач.

      Пока не найден ответ на вопрос: как будут создаваться и кем конкретно будут предоставляться ответственным людям средства, необходимые им для выполнения общезначимых задач в безгосударственном обществе?

    И, если ответ на этот вопрос не найден, то такая формула общественного устройства, как вээсо (взаимопомощь, самовыдвижение для выполнения общезначимых задач, ответственность) остаётся крайне утопической, то есть совсем безжизненной.

      Безжизненная формула, пока в неё не вдохнётся жизнь, вынуждена уступать  в общественном устройстве своё место или формуле "достоинство, гласность, сменяемость должностных лиц"(меритократия), или формуле вэгээс дээль, "выборы, гласность, сменяемость должностных лиц" (демократия).

     Конечно, не только абсурдом, но и полным бредом, остаётся сейчас такое устройство общество, в котором не будет ни власти, ни государства, ни должностных лиц, а будут одни только взаимопомощь, самовыдвижение для решения общезначимых задач и ответственность людей перед обществом за то, как они эти общезначимые задачи решали, решают и будут решать в будущем.

     Даже братья Стругацкие не ответили на вопрос, как воспитывать ответственных людей? Людей, которым можно доверить дорогостоящие и очень сложные средства решения общезначимых задач.

     А уж куда нам, исключительно бредящим, тягаться  с мыслителями уровня братьев Стругацких, тем более с мыслителями, уровнем выше, чем Аркадий и Борис Стругацкие? Нельзя нам тягаться!

     И пусть простят нам читательницы и читатели то, что мы на  этой грустной ноте заканчиваем наш сегодняшний бред о такой формуле общественного устройства, как вэгээс дээль, - выборы, гласность, сменяемость должностных лиц...


Рецензии