Пушкин из села Горюхина и конец жития

18-страничная история Белкина (*) в горестной повести  История села Горюхина(ИСГ - которую незавершенной(**) автор обозначил равноценной многотомной истории Эдварда Гиббона) содержит одну важнейшую для понимания причин ухода из жизни Пушкина из-за ранней насильственной смерти путем скрытого суицида (***)
Эта идея автором выражена в одной фразе в рассказе Белкина   об истории как он взялся писать эту историю (****) своего села и его горя  (*****). Вот эта глубокомысленная фраза:

        «Кажется и мне, что, написав Историю Горюхина, я уже не нужен миру,
                что долг мой исполнен и
                что пора мне опочить!»

Смысл ее таков: жизнь и творчество гения тождественны: завершая совершенное (идеальное) творение с лаконичным описанием одного села Горюхина (не Счастливого же!) как адекватной модели Руси, автор завершает свое Дело и всю свою Жизнь. Теперь он может опочить!

Создав идеальную модель России  в виде села Горюхина  с его убийственной беспросветной нищетой бедноты, лишающей даже памяти о личном достоинстве у тех, кого традиция русской общины сделал рабами, и неисчислимым горем бесправия и безвыходности  безмолвствующего веками народа, автор полагает, что его долг исполнен = он всё сказал – и потому жить далее нет смысла, что жизнь  осмысленная со служением пера долгу Правды завершена = кончена  и пора опочить …

Гениально

И, умирая от раны в живот (т.е. умирая смертью живота)  и скоротечного сепсиса, Пушкин извещает о своей кончине последней земной фразой:
                ЖИЗНЬ КОНЧЕНА
                ДАВИТ

Кажется в 1830 –ом  осенью в Болдино,  отмежевывая село Кистенево  (от кистеня!)  для сбора  денег с 470 душ  бедных крепостных-горюхинцев  необходимых для женитьбы с «приданным наоборот»  (т.е. для выкупа невесты Натали Г-вой), Пушкин осознал = ему как поэту пришел конец, а как человеку ему ничего кроме погибели более не светит …

Поэтому после прощальной Элегии сразу следом он пишет своего Гробовщика
А еще следом в октябре пишет Историю села у Бесовского болота и надежного Горя … с идеей близкого неизбежного осознанного конца автора

Это готовый суицид

====
Примечания

(*) Белкин … В этой нежной пушистой фамилии мне слышится  или чудится белка – та, что в клетке золотой сидит и грызет  золотые орешки (в золотой скорлупе да, возможно, и  с золотой начинкой):
«Знайте, вот что не безделка: Ель в лесу, под елью белка, Белка песенки поет И орешки всё грызет, А орешки не простые, Всё скорлупки золотые, Ядра — чистый изумруд; Вот что чудом-то зовут»
(см. Пушкин Александр. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди)
Пушкин … В этой вроде бы артиллерийской фамилии подаренной роду легендарным громогласноподобным Григорием Пушкой мне чудится… нежная богатая пышная пушнина = меха лесов русского севера
Потому, чую,  Пушкин и назвал со-автора болдинских повестей Белкиным, уже якобы усопшим и потому взятки с него гладки

(**) у ряда въедливых пушкиноведов от лит-веденя Пушкин признается мастером незавершенности =  чего стоит один Евгений с  Письмом, сном и историей обета верности той , что лишь звалась Татьяной, а была … Натальей (!) да еще и не Лариной, а Ленской (она ж Вову Ленского зовет братом и не только потому, что он жених сестры Оли кругло-глупой небосводной)

(***)  смерть от пули на дуэли с д-Антесом была лишь средством этого ухода со Смертью в Вечность = Пушкин к этому моменту был уже живым трупом = о близкой смерти он поведал в философский стихах каменноостровского цикла и особо в Родриге:

(****) повесть ИСГ состоит из двух смысловых частей – история замыла написания Белкиным история своего села и собственно сама ИСГ, из которых и вытекает идея конца писца и необходимости ему опочить

(*****) 
Горюхино – от горя
Как в стихах «Похороны» русского поэта Николая Некрасова, написанные в 1860 году:
Меж высоких хлебов затерялося
Небогатое наше село.
Горе горькое по свету шлялося 
И на нас невзначай набрело.

Горе это караулит Бес. Влюбленный в людское русское горе:

«К востоку примыкает она к диким, необитаемым местам, к непроходимому болоту, где произрастает одна клюква, где раздается лишь однообразное квакание лягушек и где суеверное предание предполагает быть обиталищу некоего беса.
   
NВ. Сие болото и называется Бесовским. Рассказывают, будто одна полуумная пастушка стерегла стадо свиней недалече от сего уединенного места. Она сделалась беременною и никак не могла удовлетворительно объяснить сего случая. Глас народный обвинил болотного беса; но сия сказка недостойна внимания историка, и после Нибура непростительно было бы тому верить.»

Возможно рассказом о вселенском русском горе, завершение которого дает автору  право опочить  (или делает его смерть неизбежной и необходимой), с уточнением , что село это было рядом с БЕСОВСКИМ болотом, в котором обитает БЕС, Пушкин отсылает нас с первому произведению той горестной лично для него жениха осени – к знаменитым вещим говорящим Бесам:
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре...
Сколько их! куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне...

*** === ***

                ИТОГ

Идея незавершенной повести «ИСГ»  усопшего сразу после написания И.П. Белкина в редакции г-на «А.П.»  состоит не в идеях разработки  идеально адекватной модели горя на Руси с ее нищетой, ленью, самоуправством  и варварством

Идея ИСГ проста как ПЖ и заключена в  одном  исповедальном слове:
ОПОЧИТЬ!

После создания идеального произведения автору можно, надо, предстоит, пора опочить

Это слово из ключ-пароля  «горе – опочить» спрятано в признании Белкина
Это болдинский осенний 1830-го  апокалипсис Пушкина, ясно осознавшего последствия губительной женитьбы  на Гончаровой:
- чорт его догадал – бес попутал
- не явится муза Евтерпа, обомрет поэт, замолкнет
- погибель ждет и человека Пушкина – заест молва, выведет из себя клевета, доведет до Черной речки



*** ===***
Истопник идеи:
Дэвид Гленн Кропф. Как создается автор, или Кто написал «Историю села Горюхина» в кн. Современное американское пушкиноведение – сборник статей , составленный У.М. Тоддом III (СПб, Академпроект, 1999, бумажная версия)


Рецензии