О подводном флоте США
Они стали реальным кошмаром японского флота в годы Второй мировой войны. Собираясь в стаи и поодиночке, они отправляли на дно и танкеры врага, и его большие боевые корабли, и подводные лодки.
• В городе Маскоги, штат Оклахома, в городском мемориальном парке, посвящённом Второй мировой войне стоит один из таких героев — подводная лодка «Бэтфиш»…
• «Бэтфиш» установил свой рекорд — три потопленные лодки за 76 часов…
Концепция эскадренной подводной лодки развивалась в американском флоте ещё с 20-х годов XX века, по опыту Первой мировой войны.
1. Изначально такие лодки должны были взаимодействовать с главными силами надводного флота: вести дальнюю разведку и, конечно, наносить максимальные потери приближающемуся неприятелю перед началом генерального сражения больших артиллерийских кораблей.
2. Самыми важными характеристиками при этом являлись высокая надводная скорость, дальность плавания, автономность и мощное вооружение.
Идея эскадренной подводной лодки и желание производить их в большом количестве появились лет за 10 до того, как это на самом деле произошло.
• Они хотели построить, по сути, конвейер, чтобы как можно быстрее собирать подводные лодки и отправлять их в океан сражаться.
В 30-е годы американский флот последовательно принял на вооружение несколько серий подводных лодок.
• К началу войны по опыту их эксплуатации был найден оптимальный баланс тактико-технических элементов, и в 1941 году США начали массовое производство так называемых субмарин мобилизационного типа.
Первыми из них стали подводные крейсеры типа «Гато».
На заставке: Подводная лодка типа «Гато». USS Paddle (SS-263), 1944-45
• При этом проект перерабатывался параллельно строительству.
Так появился новый тип американского подводного крейсера — «Балао».
• Основная разница заключается в стали, использовавшейся для постройки корпуса.
• Произошёл переход от стали толщиной 14 мм к толщине 22 мм. Также использовалась высокопрочная сталь новой марки.
• Благодаря этому, «Балао» может погружаться глубже, чем «Гато». На испытаниях это 120 метров против 90 метров у «Гато».
Но мы точно знаем, что «Бэтфиш» и другие «Балао» могли погружаться значительно глубже.
• Со вступлением США в войну стало понятно, что прежняя концепция использования крейсерских подлодок не годится.
• К счастью, их тактико-технические элементы прекрасно подошли для новой роли — борьбы на протяжённых японских морских коммуникациях тихоокеанского театра военных действий.
Военная программа Управления кораблестроения США начиная с 1942-го года предусматривала ежегодно ввод в строй 30 подводных лодок, чтобы, с учётом неизбежных потерь, за четыре года довести число субмарин до 150 единиц — именно столько требовалось для эффективного решения поставленных задач.
Эти подлодки называли «кадиллаками» среди подводных лодок, потому что на них было всё самое современное и лучшее.
1. Например, на «Бэтфиш» что-то модернизировали практически в каждой базе, где она находилась.
2. Каждый раз между боевыми походами на ней появлялось что-то новое. Разумеется, для каждого нового устройства или системы нужно было обучить хотя бы двух человек работе с ними.
Одним из самых простых, но при этом весьма эффективных приборов, позволяющих найти в океане врага из-под воды, был гидрофон.
1. Гидрофон, по сути, это пассивный гидролокатор.
2. Это микрофон, который позволяет вам слушать океан вокруг вас.
3. Опытный гидроакустик сможет его различить и сказать: «Там есть вражеский корабль».
4. Затем вы определяете характеристики звука, на какое расстояние винт — один оборот винта — двигает противника.
5. Скажем, на 36 дюймов. Это будет… Один оборот винта двигает его на три фута. Вы считаете их за какую-либо единицу времени и таким образом можете определить скорость противника.
6. Так что подводники считали количество оборотов за единицу времени, и затем они занимались тем, о чём мы уже позабыли — математикой — и могли сказать: «Окей, цель делает столько-то узлов».
7. Когда вы знаете скорость вашего хода и скорость их хода, то можете построить встречно-пересекающийся курс, курс для стрельбы.
8. Вот в чём одно из преимуществ гидрофона.
Следующим прибором, который использовали для определения дистанции до цели и параметров её движения на подводных лодках, стали гидролокаторы, которые являлись альтернативой перископам.
• Летом 1943 года была принята на вооружение радиолокационная станция тип SJ-1.
• А на следующий год на лодки стали устанавливать станции оповещения об излучающем сигнале — теперь корабль противника можно было определить по работе её РЛС.
За несколько месяцев до начала Второй мировой войны эскадренные подводные лодки получили прибор, известный как автомат стрельбы TDC Mark III.
• Субмарине не приходилось ложиться на боевой курс, торпеда сама выходила в расчётную точку встречи с целью по введённым в неё данным о дистанции, пеленге и скорости.
• Поэтому, когда появился прибор управления торпедной стрельбы модели Марк 4, который получал информацию и от радара, и от гидролокатора, лодка стала невероятно эффективным оружием для уничтожения противника.
С началом кампании на Тихом океане эффективность боевого использования торпедного оружия американских субмарин оказалась крайне низкой. Это было связано с техническим несовершенством американских торпед. Когда Марк 14 поступила на вооружение и начала использоваться во время Второй мировой войны, стало понятно, что взрыватель некачественный и вместо того, чтобы детонировать заряд, просто сгибался. Они также были снабжены так называемым магнитным взрывателем. По идее он позволял поражать цель даже без прямого попадания в неё. Торпеда должна была взрываться под кораблём противника и просто ломать его киль пополам. Но всё это работало плохо…
Даже в истории «Бэтфиша» были случаи, когда они выпускали торпеду и слышали только… «бум». Осечка.
В конце лета 1943 года на вооружение была принята торпеда Марк 18 — первая американская электрическая торпеда. сделанная по образцу немецкой, Марк 18 не оставляла после себя следа из пузырьков на поверхности воды, к тому же была технологичнее и дешевле парогазовой.
Вопрос по торпедам встал настолько остро, что летом 1943 года командующий Тихоокеанским флотом США адмирал Нимиц отдал приказ снять со всех торпед магнитные взрыватели. Однако вскоре оба вида торпед — и Mark 14, и Mark 18 — были доработаны.
Как только Марк 18 довели до совершенства и в 1943 году поставили на вооружение, она стала настоящим благословением для подводников.
Когда в феврале 1945 года «Бэтфиш» вышла в очередной боевой поход, экипаж подводной лодки вновь на деле оценил все достоинства своего вооружения и оборудования.
Радиолокатор обнаружил цель в 6 милях, и охота началась: тёмной безлунной ночью «Бэтфиш» в надводном положении пошла на сближение с предполагаемым противником и выпустила четыре торпеды. Все они прошли мимо.
Перезарядив торпедные аппараты и увеличив скорость, лодка вышла на удачную позицию. Вторая торпеда поразила цель, а третья прошла уже над тем местом, где затонула подводная лодка неприятеля. При этом первая торпеда не вышла из носового аппарата.
Рекомендованное давление сжатого воздуха для пуска торпеды из аппарата — от 21 до 28 килограммов на квадратный сантиметр. Старшина Лоуренс выгоняет всех из отсека, задраивает водонепроницаемую переборку, поднимает давление до 42-х, произносит короткую молитву…
«Бэтфиш» подходит к месту гибели японской подлодки. Включается прожектор, чтобы поискать обломки и выживших. А когда стало светать в небе появились японские самолёты. «Бэтфиш» снова уходит под воду.
Вечером 11 февраля американцы снова засекают работу радиолокатора противника. И что самое удивительное, что их, похоже, не заметили. Командир принял решение вновь атаковать в надводном положении и с максимально близкой дистанции. Однако противник неожиданно начал погружение…
Только через 20 минут акустик доложил, что слышит шум продуваемых цистерн, а спустя минуту цель обнаружили. «Бэтфиш» погрузилась под антенну РЛС, чтобы не потерять контакт. С 800 метров был дан четырёхторпедный залп из носовых аппаратов. И ночная тишина сменилась мощным взрывом
Такого никогда раньше не случалось. Три потопленные лодки за 76 часов. Если вы спросите членов экипажа — везения там и рядом не было. Это всё крутые навыки.
Роль американских подводных лодок на Тихом океане сложно переоценить. Именно они практически уничтожили японский танкерный флот, лишив врага жизненно необходимого топлива. А в период с июля по август 1945 года субмарины сосредоточились на спасении пилотов самолётов, сбитых над океаном. За годы Второй мировой войны на Тихом океане американцы потеряли 52 подводные лодки из 288 — домой не вернулось около 3500 моряков.
Соединённые Штаты очень хорошо умели производить вещи, поэтому они быстро перестроили экономику на военные рельсы. И причина, по которой так много лодок типа «Балао» было построено так быстро, как раз и кроется в том, что мы смогли направить все трудовые ресурсы на производство военной техники. Тогда даже женщин привлекли к промышленному производству, так что людей хватало. Больше того, некоторые моряки, которые были назначены на «Бэтфиш», помогали строить лодку, когда она была ещё не закончена.
Первая подводная лодка ВМС США, вступившая в строй в 1900 году, была названа по имени своего изобретателя «Холланд». Затем американские подлодки носили литерно-цифровые обозначения, а с начала 30-х годов субмарины стали именовать названиями рыб и других существ морской фауны. Вы, наверное, знаете, что у США есть подлодка «Кэтфиш», то есть зубатка — хищная, но вкусная рыба. Ещё есть барбус и много других хороших рыб. Если вы никогда не видели морского нетопыря — «бэтфиш» — он похож на Джокера из «Бэтмена», первого хорошего «Бэтмена». Эта рыба прячется в толще воды и ждёт, пока её добыча проплывёт сверху, чтобы её съесть. Очень похоже на тактику подводных лодок во Второй мировой войне.
Тактико-технические характеристики подводной лодки Batfish на 1943 год.
• Длина — 94 метра.
• Ширина — 8 с небольшим метров.
• Осадка средняя — более 5 м.
• Водоизмещение подводное — 2415 тонн.
• Лодка двухкорпусная.
• Максимальный диаметр прочного корпуса — почти 5 метров.
• Толщина прочного корпуса — более 22 мм.
Вооружение
• Артиллерийское: пушка Mark 17 калибра 127 мм, зенитный автомат Bofors калибра 40 мм, зенитный автомат Oerlikon калибра 20 мм.
При погружении у экипажа американских подлодок было от 30 до 40 секунд, чтобы спуститься с палубы в подлодку и приготовиться к бою.
1. За это время моряки должны были успеть снять зенитные автоматы и отнести их в оружейную.
2. Команду тренировали так, чтобы они могли спуститься в лодку за 10 секунд.
3. Они буквально спрыгивали в люки и спешили занять место на своём боевом посту.
Торпедное вооружение:
• 10 торпедных аппаратов: 6 носовых, 4 кормовых; 24 электрические торпеды Mark 18 калибра 533 мм.
Энергетическая установка:
• четыре дизельных двигателя Fairbanks- Morse суммарной мощностью 5400 л.с.,
• четыре гребных электродвигателя Elliot Motors мощностью 2750 л.с.,
• две группы аккумуляторных батарей по 126 элементов в каждой.
• Максимальная надводная скорость — около 20 узлов.
• Подводная — около 9 узлов.
Дальность плавания:
• в надводном положении — 11 000 миль 10-узловым ходом,
• подводном — 96 миль при скорости 2 узла.
• Автономность плавания — 60 суток.
Подводная лодка «Бэтфиш» вошла в состав военно-морского флота США 21 августа 1943 года.
В начале 1970-х годов Союз ветеранов-подводников штата Оклахома добился передачи ему одной из выведенных из состава ВМС подводных лодок, чтобы увековечить память о своих товарищах-подводниках. «Бэтфиш» буксировали на шести баржах по реке Миссисипи до реки Арканзас. Каждый раз, когда на пути попадалась дамба, приходилось шлюзовать транспорт. Каждый раз, когда на пути попадался мост, лодка едва не царапала его нижнюю часть.
Одним из ключевых элементов, благодаря которому «Бэтфиш» сейчас находится именно там, где находится, была мать-природа. Паводки подняли «Бэтфиш» — уровень реки сильно повысился. Строители прокопали канал к котловану, пустили туда воду, начали раскапывать котлован экскаватором, и все эти работы заняли полтора месяца. Два крана работали на пределе, чтобы поставить «Бэтфиш» ровно, а буксир поддерживал корму. Они установили лодку прямо на земле.
Это было потрясающее зрелище: люди собирались, чтобы посмотреть, как это происходит. Потому что такое не увидишь каждый день.
Военный мемориальный парк в городе Маскоги, штат Оклахома, стал для подводной лодки последним местом стоянки — в мае 1973 года «Бэтфиш» официально получила статус корабля-музея и открыта для посетителей круглый год.
Свидетельство о публикации №223092300355