Золотые россыпи

  - Озорной солнечный лучик прошмыгнул в щель между шторами, скользнул по настенным часам, высветил шамаиль с изречением "Всё, что Аллах пожелает - сбудется, что не пожелает - не сбудется", полюбовался в зеркало, поздоровался с красной сочной геранью и замер на бескровном лице моей бабушки. Луч весело подмигнул ей, мол, пора вставать, утро наступило, но бабушка не улыбнулась ему, как обычно, лишь застонала и крепче сомкнула веки. Зашла мама, омыла бабушке лицо и руки, предложила чаю. Бабушка слегка повела головой, отказалась. Луч-непоседа прыгнул на сундук и отскочил в окошко, словно мячик. Почти неделю я наблюдаю такую картину, жду, когда бабушка поднимется и выйдет на улицу, улыбнётся, погладит меня по голове и снова у нас в доме поселится счастье.

  Смерть пришла ночью и забрала у меня бабушку, у моей мамы - её маму. Мы плакали, а дедушка указал на шамаиль. Но это же несправедливо: каждое утро всходит солнце, цветёт герань, купаются в пыли воробьи, а бабушка ничего уже не увидит. Радуют глаз вышитые ею скатерти, ямпа (покрывало), тканые половики. Всё умела делать бабушка и меня учила, приговаривая: "Пока есть силы - работай, пока есть зубы - кусай". И не услышу я от неё сказку о рогатом хозяине леса Шурале.
  Вот тогда я дала себе слово научиться лечить людей, чтобы они подольше жили.
Я ответила на ваш вопрос, Исмаил- бей?

  - Ты очень смелая, Разия Кутлуярова, и трудолюбивая. Поставила перед собой цель и шагаешь к ней, преодолевая препятствия. Учишься, а у знаний нет границ.
  - Спасибо моим родителям, что определили меня в женскую гимназию, которую я закончила с отличием. Спасибо одному мудрому учителю, который часто повторял нам: "Лень, безграмотность, нищета являются родственниками". Уважаемый Исмаил-бей и ты, дорогая Зухра-апа, как здорово, что вы пригласили меня погостить в Бахчисарай, поистине - дворец-сад. Для меня большая честь находиться в семье Гаспринских, - Разия улыбнулась. Степенность речи, крупные черты лица, волевой подбородок, внимательный взгляд карих глаз делали её старше своих лет.

  Стройная ловкая Зухра собрала на поднос маленькие синие фарфоровые чашечки, из которых пили кофе, на столе остались сладости: халва, кусочки сахара, сваренного в молоке, ореховое печенье бахлава, что нравилось гостье.
  - Знаю, знаю, уважаемая Разия, ты любишь чай, но крымские татары всегда первым на стол подают чёрный кофе. Без него беседа не завяжется. Вот тебе чай, пей на здоровье, - Зухра поставила большую чашку перед гостьей, а мужу подала опять кофе. - Покину вас ненадолго, что-то дети расшалились.
У худенькой проворной Зухры уже был шестилетний сын и четырёхлетняя дочь.

  - Моя жена все уши мне прожужжала, нахваливая тебя, так что, Разия, рассказывай, - Исмаил-бей пересел на диван, поджав под себя одну ногу.

  - Родилась я в семье Тазетдина Кутлуярова в 1866 году в городке Касимове, что стоит на семи оврагах у своенравной Оки. Когда-то здесь были земли Касимовского ханства. Ещё сохранилась усыпальница - краснокирпичная гробница. Наш городок тихий, спокойный. Слышен смех детей, пение петухов, лай собак,  да гудок парохода доносится с реки. Касимов  делится на русскую и татарскую половину. Родители у меня грамотные, немало касимовцев умеют читать и писать. Не только в городе, но и в больших сёлах есть мектебы (школы). Знаете, живёт у нас в Касимове очень уважаемый купец Хайрулла Кастров, который много хорошего делает для города, построил медресе, где готовят имамов и учителей. Преподавателей из Казани пригласили. Наши купцы торгуют мехами, кожевенными изделиями в Москве и Санкт- Петербурге. А какой у нас базар на Ханской площади! Богатый, шумный, многоязыкий, яркий!
  Сейчас я живу в городе на Неве, так как учусь в училище лекарских помощниц и фельдшериц, а опекает его сама императрица Мария Фёдоровна. Она такая красивая, умная, требовательная! - на скулах у Разии проступил румянец. - Мне очень нравятся занятия, особенно практические в больнице.

  - Сколько раз я говорил своим соотечественникам: чем учёней, воспитанней будет женщина, тем полезней она будет как дочь, сестра, жена и мать. Вот Зухра мне не только жена и мать моих детей, но и помощница, советчица. У неё прогрессивные взгляды на многие вопросы, она решительная, представляешь, отдала своё приданое на издание газеты!
  - Первый раз слышу, чтобы муж меня так нахваливал, - Зухра присела на диван и прислонилась головой к плечу любимого. - Разве я могу тебя не поддержать, если ты своей газетой снимаешь тёмное покрывало невежества с тюрко-татарского мира. Мой муж в 1883 году начал выпускать единственную в Российской империи газету "Терджиман" ("Переводчик") на тюркском языке, мечтая объединить весь тюркский мир. Мы подаём материал просто, кратко, ясно, чтобы понятно было и малообразованным читателям.

  Резко открылась дверь и вбежала светловолосая девочка лет семи с испуганными глазами и грязными потёками на щеках, видно, слёзы вытирала.
- Мамка велела мчаться в дом Гаспринских, - она перевела дух. - Бабушке плохо, она упала и не встаёт. Айда быстрее! Помогите.
  Разия взяла свой чемоданчик и они с Зухрой поспешили за девочкой на соседнюю улицу. Ветхая хатка встретила неприятным кисловатым духом и полумраком. На скомканном половике на земляном полу лежала щуплая старушка, рядом сидела и причитала женщина, наверное, её дочь.
 - Нужно бабушку вынести на воздух. Есть в семье мужчины? -  твёрдо и громко произнесла Разия.
Девочка метнулась во двор и вернулась с крепким мужиком, который и перенёс старушку на топчан под шелковицу. Пока Разия осматривала больную, приводила её в чувства, давала распоряжения Зухре и женщине, мурзатая голубоглазая девочка присела на корточки неподалёку и шептала: "Боженька, не забирай у меня бабулечку, прошу тебя. Только она меня жалеет, мамке некогда. Папка давно помер, а у мамки другой хахаль завёлся. Боженька, я свечку тебе поставлю, ей Богу," - девочка перекрестилась и подняла лицо  к небу.

  - Я сделала всё, что смогла. Бабушке стало лучше. Сейчас дайте ей сладкого чаю. Уберите в доме, постирайте грязную одежду, чтобы она в куче не валялась и вшей не плодила, проветривайте почаще помещение, еду разнообразьте, - советовала Разия, а женщина только кивала головой в знак согласия.
- Благодарствую, благодарствую, - кланялась девочка, словно старушка. - Мы с мамкой подметём в хате, мух перебьём, у соседки попросим кружку козьего молока для бабушки.
А мамка её только кивала головой.

  У Гаспринского сидел гость - седобородый коренастый татарин. Женщины поздоровались и ушли на свою половину. Зухра отнесла кофе с угощением, пожелала благосклонной судьбы посетителю и принялась готовить обед.
  - Не удивляйся, дорогая Разия, двери нашего дома всегда открыты. К мужу приезжают за советом родственники, и простые люди, и коллеги не только из Крыма, Казани, Москвы, но из заграницы тоже. Кофе для гостей покупаем мешком. Сама видишь, кипяток у нас всегда наготове и набор джезв вместимостью от одной чашки до десяти. Не успеет гость за стол сесть, тут и кофе перед ним. Спрашиваю только, как сварить: по-турецки или по-крымскотатарски. Вот тебе прошлые номера нашей газеты, полистай, посмотри, если интересно.

  "Русские одарены весьма редким счастливым характером мирно и дружно жить со всякими другими племенами. Зависть, враждебность, недоброжелательство к инородцам не в характере обыкновенного русского человека. Это хорошая черта, несомненный залог величия и спокойствия России". ("Переводчик" N1, 08.01.1884 г.) - прочитала вслух Разия. - Какой умный твой муж, дорогая Зухра, как правильно он написал!
  - Наверное, за это я его и полюбила. Ты же знаешь историю моей семьи? Отец мой известного татарского княжеского рода из Симбирской губернии, богатый человек. Когда умерла мама, он вскоре женился. Я переживала, часто плакала. Отец отправил меня вместе с дядей в Крым на лечение. Вот летом 1881 года в Бахчисарае мы нанесли визит городскому голове Исмаилу Гаспринскому. Он поразил нас своим красноречием, обходительностью. Исмаил-бек бывал в Москве, Париже, Стамбуле, изучал педагогику, журналистику, совершенствовал свой турецкий язык. Издал книжку "Русское мусульманство". Через год мы поженились, хотя отец был против. Мой муж говорил, что влюбился в меня с первого взгляда, его даже жаром обдало. Сейчас я помогаю ему в издательских делах, веду татароязычную часть газеты. Скажу тебе по секрету: у мужа есть сундук, оббитый жестяными полосками, в котором хранятся рукописи мудрого крымского хана, поэта Селима Гирая, старинные книги в кожаных переплётах. Исмаил-бек очень дорожит своим сокровищем. Говорит, что, если хочешь уничтожить народ - отними у него историю, сотри память о великих предках.
Нелегко моему мужу продвигать свои идеи, враги мешают. Недобрые пожелания ему высказывают: "Пусть погубит тебя оспа, пусть нападёт на тебя мор". Не понимают, что он о народе заботится, о его завтрашнем дне.


  За время пребывания в гостях Разия дала советы читателям газеты "Терджиман" ( "Переводчик") в небольшой статье "Начальные правила гигиены", всего одиннадцать пунктов. А ещё в одном из номеров появилась такая заметка: "В настоящее время в Бахчисарае временно пребывает девица Разия ханум Кутлуярова, первая в России мусульманка, посвятившая себя изучению медицины. Дай Бог, чтобы этот пример вызвал подражание. Местные мусульманки, желающие видеть свою учёную сестру, могут навестить её в доме Исмаил мурзы". И поток гостей в доме Гаспринских увеличился.

  Прошли годы. При содействии императрицы Марии Фёдоровны биби-Разия Кутлуярова в марте 1892 года получила права женщины-врача и была направлена в Касимовскую земскую больницу акушеркой. По соображениям исламской морали мусульманские жещины не могли показаться мужчине-врачу. Одно время заведовала женским отделением больницы. От общества Красного Креста принимала бедных больных, раздавала бесплатно медикаменты. Боролась с эпидемией тифа и холеры. Потом переехала в Оренбург, открыла частную практику. Оказывала помощь раненым во время русско-японской войны, награждена медалью. Всю жизнь занималась медицинским просвещением мусульманок. В мае 1917 года принимала участие в Первом Всероссийском мусульманском съезде в Москве.

  Зухру Акчурину-Гаспринскую назовут первой татарской журналисткой. В 1893 году, к десятилетию выхода газеты, в знак благодарности крымские татары преподнесут  уважаемой Зухре золотую брошь. На свои средства откроет она в Бахчисарае первую начальную женскую школу и будет руководить ею десять лет, успевая воспитывать своих пятерых детей.

  Исмаил Гаспринский с конца 1905 года начнёт издавать первый крымскотатарский журнал для женщин, потом юмористический (к сожалению, уже без верной Зухры).  Он написал и издал серию учебных пособий для национальных школ, разработал новые методы обучения. Стоял у истоков Всероссийского профессионального союза полиграфических работников. Исмаил-бей -  автор нескольких художественных произведений. Награждён орденами и медалью.

  Исмаил-бей, биби-Разия, биби-Зухра - истинные патриоты своего народа, подвижники. Таких людей не много, но они есть. Это цвет и гордость нации - золотые россыпи.

  Озорной солнечный лучик скользнул по стеллажам и витринам Бахчисарайского музея, остановился на фотографии Исмаила Гаспринского с женой и детьми, полюбовался, метнулся на куст ярко-красной герани и замер, будто что-то вспоминая.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.