Степная песня Тавриды

Степная песня Тавриды

               Крым. При этом слове у многих всплывают воспоминания о тёплом море, пальмах, вине и персиках. И это справедливо.
               Но, есть и другой Крым. Если ехать от Евпатории на запад, то попадёте в окружение степей. До горизонта тянутся поля, пологие холмы редко разрезанные оврагами в которых цепляются за жизнь кусты дикого шиповника и кизила.
               В этом году добрался до этого уголка маленького, но изобилующего разнообразием природных ландшафтов, Крыма.
               Мы мчались по прекрасной автостраде Таврида, от Феодосии и её шикарных песчаных пляжей, на северо-запад. Мелькали сёла с фруктовыми названиями, отроги внешней Крымской горной гряды. Проехали Белую Скалу, Белогорск. Вот и Симферополь, город «Соединяющий», да это транспортный хаб, здесь сходятся дороги центрального Крыма.
               Трасса ушла на запад. Вскорости показались окраины Севастополя, с гигантскими дорожными разводками трассы. Затем курортный Саки со своими знаменитыми грязями и соляными озёрами.
              «Лебединое озеро», с белоснежными птицами, Евпатория.  От моря дорога ушла на северо-запад в степи, как говорят местные жители на «Дикий Запад». Один из немногих районов Крыма, где «цивилизация» ещё не прошлась как следует.
              Автобус сбавил ход и остановился, что-то отказало в системе кондиционирования. Пока водитель устранял неисправность, пассажиры вышли на обочину, размяться.
              Я тоже вышел полюбоваться бескрайней степью. Степь тоже прекрасна, если смотреть на неё не с позиции потребителя благ ЮБК. Вот, извилистая балка, за ней пологий холм с курганами скифов. Наши предки ставили курганы на высших точках местности. И видно из далека, и обильные дожди не размоют могилы предков.
Над балкой, в паре сотен метров от дороги, вился слабый дымок. Стало любопытно, кто там может быть, посреди дикой степи.
              В балке, на дне слабого ручейка, среди кустов дикого шиповника стояли два коня под сёдлами. Наездники сидели на сухой траве, подстелив попону. Это были молодые, рослые люди, в странной одежде.
              Одеты они были в шаровары и короткие расшитые узорами кожаные куртки, обуты в короткие сапожки из мягкой кожи. Длинные волосы прихвачены широкими лентами скреплёнными пряжками, похоже золотыми.
              Один из наездников, девушка, держала на коленях струнный инструмент, похожий на маленькую арфу. Она перебирала пальцами струны и пела. Я не понимал, о чём эта песня, были понятны отдельные слова. Чем дольше я слушал мелодию, похожую на песнь древнего Бояна, тем яснее воспринимал смысл песни.
Неожиданно по моей ноге пробежала ящерица, я оступился и молодые люди, обернувшись на шум, увидели меня.
              Парень вскочил на ноги и протянул в мою сторону руку, что-то говоря, похоже спрашивал, кто я такой. Он был ростом выше среднего, широкоплеч, на голове русые волосы стянутые лентой. Наличие длинного кинжала, или короткого меча на поясе в ножнах меня насторожило.
              Я развёл руки в стороны, затем прижал правую руку к сердцу и указывая на себя назвал своё имя. Молодой мужчина понял, что я сказал, он тоже указал на себя и назвался - Аспак.
              Странное имя, мелькнуло в голове, но мало ли что, как назовут родители, так ходи с именем всю жизнь.
              Указывая на девушку, парень произнёс -  Даирия. Даирия, молодая девушка, с тёмно-русыми волосами, с золотой гривной на шее и в короткой куртке, расшитой бисером, тоже встала.
              Невольно залюбовался этой девушкой, светлоликая, крепкого сложенная, с голубыми глазами смотревшими строго, и изучающе.
              Девушка, указывая на меня, спросила – Эллин? Эту фразу я понял, естественно, но не понял почему меня так называют, вроде бы я на грека не похож.
              Я замотал отрицательно головой и ответил - Русский. Молодые люди удивились, затем улыбнулись. Даирия, указывая на свои глаза и на мои, произнесла – Русь. У меня глаза тоже голубые.
              Разговор похоже стал налаживаться, но неожиданно прозвучал сигнал автобуса стоявшего на трассе. Меня искал водитель.
              Молодые люди посмотрели в сторону дороги, лица их стали серьёзными. Вскочив на коней, попрощались со мной и ускакали по руслу ручья в сторону пологих холмов, тянущихся на север.
              Я не стал рассказывать спутникам о том, что видел и только песня Даирии звучала в моей голове пока мы ехали по степи на «Дикий Запад» из цивилизованного ЮБК.

             Песнь Даирии

  Солнце ясное, от деревьев тень,
  Над Аксайном1 ты порождаешь день.

  Порождаешь день и хлеба в полях
  И цветущий мир на больших лугах.

  Выйду я на русь2, на простор, на свет
  И в горах родных, обрету завет.

  В вольну степь умчусь, за спиной горит3,
  По степи моей конь стрелой летит.

  Я с копьём в руке, дикий зверь рычит …
  От копыт коня только пыль курит4.               

  Небо синее, марь5 в степи дрожит.
  Там, в выси твоей, аделар6 кружит.

  Гордой птицею, улечу я вдаль
  И в бою с врагом, разведу печаль.

         Примечания:

1.  Над Аксайном – Аксайн (скиф. "Скифо-сарматские" наречия и "скифский" словарь В.И. Абаева) – тёмно-синий, почти чёрный (Чёрное море).
2. Выйду я на Русь - Русь ж. в знач. мир, белсвет. Совсем на руси, твер. на виду, на открытом месте, на юру. Все вывела на русь, распахнула душу, все высказала. (Толковый словарь В.И. Даль).
3. Горит - это футляр, разделенный для удобства на два отделения, т. е. для стрел и для лука». (Маврикий. Тактика и стратегия, Спб., 1903, с. 15).
4. Пыль курит – южнорусское, разговорное, в значении - пылить, дымить, вьётся, струится пыль, дым.             
 5. МАРЬ, -и; ж. Нар. -разг. = Ма;рево (1 зн.). Туманная м. Сквозь дымную м. Ма;ревый, -ая, -ое. М. туман. (Энциклопедический словарь).
6. Аделар – скиф.  древненем. – орёл.               


Рецензии