Ах, эти старые слова! Ч. 2 Гл. 73

СТАРЫЙ ОСЁЛ

Прежде, в былые годы, не было нужды всякому начинающему свою жизнь в том, чтобы изобретать каждому свой велосипед, то есть начинать познание мира с нуля, с допещерного уровня. Была ещё тогда жива преемственность поколений, молодые слушали стариков и учились их житейской мудрости, а у стариков была мудрость всех предшествующих родов.

Было куда больше, чем терерь определённости в том, что есть свет, а что - тьма, что - добро, и что - зло. Теперь понятия, казавшиеся вчера незыблемыми - размыты.

Тогда, прежде, и простые старики, не будучи психологами или врачами, осознавали, что старость - не радость, что старость не приносит человеку ничего хорошего, не прибавляет и ума, напротив: забирает и последний ум.

Слыхивал я от старых людей в давние годы такие самокритичные сетования:

"Эх, старый я осёл! Что же я делаю! Ну совсем выжил из ума, творю неведомо что!"

Помимо "старого осла" в ходу были устойчивые словосочетания сходной семантики: "старый дурак", "старый идиот", "старый тупица" и многие другие.

Старые люди в большинстве своём осознавали свою старческую обречённость на увядание всех функций организма, в том числе и плодотворного мышления.



"Стар стал, а умным не стал", - говорили.
Ещё я слышал изречение: "Не откладывай дел на "потом", а любовь - на старость".

Ни дела в старости не вершатся, ни любовные отношения. Старость - время недолгого отдыха перед окончательной отправкой в Никуда. Чтобы подмаслить немного уходящим в никуда, люди предшествующих поколений придумали, что старики уходят... домой. Загробный мир называли домом. Было (и ныне встречается) такое кладбищенское "утешение":

Остановись, прохожий,
помяни мой прах.
Я - уже дОма,
А ты ещё - в гостЯх".

Такие стихи бытовали раньше на могилах. Одну из таких надписей на надгробной плите встретил я и на современном кладбище.

И верно: задержись, остановись, проходящий, не беги в суетном городском потоке, а поразмысли о своём существовании, о цели твоего пребывания в этом мире. Ибо жизнь - конЕчна.

2023 г.
На снимке от автора: Ангел с крестом на сельском кладбище (погост Теребени, Опочецкий район).


Рецензии