Дворяне, как элита РФ

Слово «дворянство» имело разное значение в разные периоды в России, и его сегодняшний смысл в реальности возник при Петре I. Изначально, термин «дворянин» (буквально означавший «человек с княжеского двора», то есть слуга, «придворный») касался довольно низких чинов и никак не относился к элите, и если бы князю или боярину в XIV или XV веке сказали, что он дворянин, он бы сильно оскорбился — «дворянами» были его слуги. Элитой было вообще служилое сословие — в которое входили лично свободные люди, которые несли военную службу, но не платили налогов, в отличие от податных сословий. А дворяне брались на службу князем, крупным боярином, для выполнения различных административных, судебных и иных поручений.
 Какими же были эти дворяне до культурной реформы Петра?
 «Повелением Царского Величества лета господня 1717». Наставления и правила поведения для юных «кавалеров» и «добродетельных девиц».
Примеры скверные, картина неутешительная: «молодец» «над ествой» (едой) голову почесывает, вокруг него забор из обглоданных костей и хлебных корок.  За столом «жрет, как свинья», в ложку с горячим дует, брызги летят… Берет с блюда большой кусок, не предлагает разделить. Облизывает пальцы, вытирает рот рукой. Грязь под ногтями заметная — «онные яко бархатом обшиты». Ножом в зубах ковыряет!
Сморкается, «яко в трубу трубит, чихает — будто кричит, чем детей малых пужает». «Возгреи» (сопли) громко в нос втягивает, подобно как бы часы кто заводит». В церкви «устремляет очи на женский пол, забывая, что дом молитвы — не вертеп блудничей». Ходит рот «розиня». Словом, во всяком доме — «наподобие дурака в комедии».
 «Младые отроки должны всегда между собой говорить иностранными языками… Особливо, когда им что тайное говорить случается, чтобы слуги дознаться не могли». 1717 год. Петр I совершает поездку по странам Европы, посещает Францию, осматривает Версаль, ведет переговоры на высоком уровне. Перед отъездом архитектор Леблон представил план постройки Петербурга.
 «Празден и без дела отнюдь не бывай… Некоторые живут лениво — из того добра никакова, кроме дряхлого тела и червоточины».
Но собеседник говорит: «А что им делать? Привыкли, а человеку трудно порвать со своими привычками».
Эразм Роттердамский, нидерландский ученый, показал, как соединить гуманитарную образованность с приятными манерами. Среди новшеств забавное — мясо за столом изящный юноша не рукой берет, а тремя пальцами. Представляя преимущества носового платка, добавляет: высморкался без платка — разотри ногой упавшее. «Где много людей… прими в платок, а не мечи на пол, или отиди в сторону, дабы никто не видал, и подотри ногами так чисто, как можно.Разукрашенный носовой платок, подобно вилке, приходит из Италии и сперва служит украшением дамского платья и показателем богатства. Отмечено очевидцем, что во Франции простонародье сморкается, не прибегая к платку; среди буржуа принято в рукав… «Только кто богат, не сморкается в рукав, у него носовой платок». Со временем «сморкание в два пальца, в рукав или на землю» признали неприличным «простонародным обычаем». В XVII веке употребление носового платка стало обязательным, — но в придворном обществе. «Кто зажимает пальцем одну ноздрю, и на землю из носа летит то, что в нем было, не имеет представления о благородных манерах». «Верх деликатности» в способе сморкания, заметил Элиас, достигается, когда зависимость высшего слоя аристократии от монарха является максимальной.


Рецензии