Революция 1917 года, влияние на жизнь казаков

Революционные события 1917 года, влияние на «жизненный мир» казачества — часть 2(2)
(Автор: Ж.О. Абрегова) Уравнительное распределение земли закончилось бесконечными переделами. Самые благие намерения декрета - ликвидировать эксплуатацию труда - обернулись злом. Получившие землю крестьяне, не имеющие возможности её обработать, забрасывали свои участки, т.к. декрет запрещал сдавать их в аренду и, тем более, продавать, нанимать работников или идти в наём. Свобода выбора форм землепользования оказалась декларацией, т.к. власти препятствовали организации хуторов и отрубов.
Уравнительное распределение земли породило особые отношения между иногородними и казаками: с одной стороны, выселение всех иногородних, с другой, - принятие всех иногородних в казачье сословие.
В апреле, мае, июне 1918 г. по Кубани прокатились крестьянские восстания, для подавления которых применялись вооружённые силы. Эти выступления стали своеобразным ответом на попытку большевиков провести на Кубани аграрные преобразования. Пришедшее к власти Кубанское краевое правительство неизбежно столкнулось с необходимостью решения земельного вопроса. Основные положения земельной реформы активно обсуждались на заседаниях Чрезвычайной краевой рады, начавшей свою работу 28 ноября (11 ноября) 1918 г. В ходе дискуссии определились две позиции: стороники одной выступали за сохранение частной собственности и развитие арендных отношений, в то время как другие были против её сохранения.
 7 (20) декабря 1918 г. было утверждено «Основное положение земельной реформы», по которому восстанавливалось старое землепользование, признавалось незаконным развитие арендных отношений. Проведение в жизнь этого документа ставило в безвыходное положение иногороднее население, а также горцев и казаков.
В результате, социально-экономические изменения, особенно далеко идущие, имея ввиду революционные, представляли собой результат комбинированного воздействия многочисленных социальных сил и вели к трансформации повседневной жизни. Происходя в одной части системы, они затрагивали и другие, такие как духовная сфера и психология.
Третья группа изменений - культурно-хозяйственная, это наименее осознаваемая группа. Если две предшествующие в подавляющем большинстве целенаправленны и целеосознанны, то в культурных изменениях осознается меньшая часть деятельности. Возникает новый стереотип массового сознания, который фиксируется не только в мыслях, чувствах, эмоциях, но и в действиях, поведении. Процесс стереотипизации приобретает характер устойчивого недовольства, которое направлено против любого правительства, неспособного вывести страну из кризиса.
Меняются не только образ жизни, но и способы действия. Социально-психологический климат определяют не столько действия отдельных людей, сколько протекание групповых психических процессов. Именно изменение хозяйственно-культурных элементов быта казачества и горского населения являлись одним из самых значительных факторов проявления революционного времени. Особенности социально-экономического положения, социальной структуры, исторического опыта способствовали формированию специфических черт менталитета кубанского сельского населения. В то же время кубанский регион - это часть России, и поэтому эволюции социальной психологии крестьян и казаков были в целом присущи тенденции всей страны. В структуре социальной психологии находятся относительно стабильные, малоподвижные элементы и более динамичные. К первым относятся «социальные установки» - субъективная ориентация индивидов на те или иные ценности и «социальные стереотипы» - схематически стандартизированный образ или представление о социальном объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие высокой устойчивостью. Ко вторым, наиболее подвижным элементам, отражающим динамику психики, ее изменчивость. Под влиянием революции, гражданской войны, новых общественно- политических реалий, целенаправленного идеологического воздействия менялся социально-экономический и духовный облик сельского населения Кубани. Интересными являлись взгляды сельского населения на богатство и бедность, собственность и имущественное неравенство, свободу торговли и налоговое обложение, отношение к коллективному хозяйству, мотивации трудовой деятельности, т.е. все то, что составляло трудовую этику. На формирование, воспитание «экономического человека» также повлияли христианские нормы, община, экологический опыт, земледельческие знания. Главным содержанием жизни крестьянина и казака по-прежнему были любовь к земле, труд и забота о ней. Они считали, что право на землю имеет тот, кто ее обрабатывает, а наделять землей следует соразмерно вложенному труду. Казачество и крестьянство относились отрицательно к частной земельной собственности. Они выступали за сохранение общинной земельной собственности и за развитие кооперативных форм. Последняя была им близка по духу коллективистских воззрений, в ней не было жесткого администрирования, она не являлась противником рынка. Существование рынка, свободы торговли считалось в казачье-крестьянской среде законной вещью. На попытки властей заставить кормить страну бесплатно крестьяне и казаки отвечали сокращением посевов или вооруженным сопротивлением. Таким образом, «жизненный мир» сельского населения Кубани характеризовался взаимодействием традиционных и революционных процессов. Глубинные ментальные установки относятся к традиционному пласту сознания. Именно в нем находятся общинные традиции, внутриобщинные отношения на основе обычаев и норм трудового права, вера в справедливые действия верховной власти, эгалитарные устремления, христианские нормы справедливости, сохранение самостоятельности крестьянского двора, идеи народоправства. В сознании выделяется и пласт перемен, изменений. В этом блоке протекали процессы архаизации, революционизации, индивидуализации. Архаизация способствовала возрождению общинных порядков, отходу к дохристианским, религиозным обрядам, усиливая традиционные средства коммуникации, возвращая к нормам обычного права. Благодаря революционизации исчезает миф о социальном равенстве, идет приобщение к различным формам кооперации, распространяются агротехнические идеи, среди беднейших, маргинальных слоев усиливается иждивенческая психология, грубо - уравнительные настроения, получает поддержку идея существования колхозов, православные догматы подменяются атеистическим культом, распространяются антиклерикальные настроения, деформируется трудовая этика. Индивидуализация сформировала психические установки, ориентированные на внедрение новых форм землепользования, на рост агротехнических знаний, на повышение рентабельности хозяйства, на поддержку свободной торговли, рыночной конкуренции.
Необходимо отметить, что существовали специфические черты региона. Военный уклад жизни казаков повлиял на оформление таких черт, как авторитарность мышления, внутригрупповой фаворитизм, межгрупповая дискриминация, дисциплинированность, обязательность, уважение к власти.
Источники и литература:
1. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. - М., 1999. С. 47. 2. Там же. С. 45.
3. Декрет Второго Всероссийского съезда Советов о земле. 26 октября (8 ноября) 1917 г. // Декреты Советской власти. - М., 1957. Т. 1. С. 12; Обращение Второго Всероссийского съезда Советов к казакам// Там же. С. 21; Деклация прав народов России. 2 (15 ноября) 1917 г. // Там же. С. 39; Декрет ВЦИК и СНК об уничтожении сословий и гражданских чинов 11 (24 ноября) 1917 г. // Там же. С. 71; Обращение к трудовым казакам о завоеваниях Октябрьской революции и о борьбе с контрреволюцией 25 ноября (8 декабря) 1917 г. // Там же. С. 156; Обращение «Ко всему трудовому казачеству» с постановлением об отмене обязательной воинской повинности и о других льготах казакам 9 (22) декабря 1917 г. // Там же. С. 198; Декрет ВЦИК об отмене права наследования. 27 апреля 1918 г. // Декреты Советской власти. - М., 1959. Т. 2. С. 185.
4. Поляков Ю.А. Новая экономическая политика: Разработка и осуществление. -М., 1982. С. 11.
5. Ракачев Д.Н. Виды и характер социального взаимодействия казаков с народами Северного Кавказа // Казачество России: История и современность. - Краснодар, 2002. С. 122-124.
6. Ермолин АП. Революция и казачество (1917-1920 гг.). - М., 1982. С. 25.
7. Борьба за Советскую власть на Кубани в 1917-1920 гг.: Сб. документов. - Краснодар, 1957. С. 38.
8. Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 г. - Краснодар, 1996.С. 394.
9. Обращение Второго Всероссийского съезда Советов к казакам// Декреты Советской власти. - М., 1957.Т. I. С. 21.
10. Александров Ю.Г. Будущее колхозно-совхозного строя в России // Крестьянство и индустриальная цивилизация. -М., 1993. С. 47.
11. Сивков С.М. Аграрные преобразования на Кубани в 1918 году// Возрождение казачества: История, современность, перспективы. - Ростов-на-Дону, 1995. С. 68. 12. Кабанов В.В. Революция для мужика: приобретение или потеря. Октябрьская революция: ожидания и результаты // Отечественная история. 1993. №4. С. 214. 13. Сивков С.М. Указ. соч. С. 68.
14. Скобцов Д.Е. Три года революции и гражданской войны на Кубани//Кубань. 1991. №9. С. 74.
15. Шанин Т. Социально-экономическая мобильность и история сельской России 1905-1930 гг. //СОЦИС. 2002. №1. С. 31.
16. Шеуджен Э.А. Психологический аспект в истории // Психолого-педагогические, медико-антропологические и гаплологические аспекты профессиональной подготовки специалистов. - Майкоп, 1993. С. 270.
17. Там же. С. 271.
18. Ракачев Д.Н. Указ. соч. С. 123-124.
19. Мальцев В.Н. Техническая оснащённость казачьих и иногородних хозяйств в конце XIX - начале XX века // Новейшие исследования по социально-экономической и культурной истории дореволюционной Кубани: Сб. научных трудов. - Краснодар, 1989. С. 60. Источник: Казачья государственность: исторические, правовые и культурные аспекты: Сборник статей 2-й международной научной конференции/ Под ред. С.М. Сивкова. Краснодар.


Рецензии