Предисловие

Предисловие.
Вначале считаю необходимым пояснить почему был выбран жанр патерика, хотя для продолжения книги «Люди за спиной» авторы: Новосельцев Г.Г. Новосельцев Г.П. запланированы другие темы и материалы по истории. И какое отношение этот жанр имеет отношение к казачеству.
Работая над материалами по духовно нравственной истории казачества, пришлось встреться с проблемами.
Отрывочное и фрагментарное знание истории и тем более духовного развития казачества.
Казачество либо идеализируют, причем в качестве ее героев выбирают самые противоположные примеры, либо втаптывают в грязь.
Для того что бы разобраться в этом сложном вопросе считаю необходимым обратиться к тому методу, который нам указывает священное писание и предание православной церкви.
Этот источник учит целостному восприятию информации и выбирать из нее только то, что полезно для спасения, иными словами, для единения с Богом.
Возникает вопрос, а как все же к нему относиться? Идеализировать или демонизировать?
Казачество не надо идеализировать.
Надо знать его историю, историю своих предков, какой бы она не была. Есть, конечно, соблазн не заметить негатив в прошлом, а позитив приукрасить. (Причем выбор позитивного и негативного очень индивидуален и потом не объективен.) Не надо делать ни того ни другого, а объективно смотреть на прошлое и делать выводы что бы не наступать на одни и те же грабли.
А вот ИДЕОЛОГИЮ КАЗАЧЕСТВА надо идеализировать.
Ибо если для нас перестанут быть идеальными понятия о православии, рыцарстве и благородстве, то мы и русскими, а тем более православными казаками называться не имеем право. Казаки являют носителями исконно русской духовно-государственной и национально-народной идеи в чистом ее виде.
 «Что такое казачество?»
Попробуйте задать этот вопрос. Многие будут в затруднении и не смогут ответить ясно и определенно, остальные дадут самые разнородные, по сути, ответы. Каждый будет смотреть со своей точки зрения и, в зависимости от своих чувств, станет награждать его то положительными, то отрицательными эпитетами и качествами.
 «Казачество самобытный народ, особая нация», - не задумываясь, скажет казак с самостийным уклоном.
Противоположностью будет узкий взгляд специалиста: «Казачество – самая лучшая легкая кавалерия».
А дальше на вас посыпаться такие неожиданные определения и противоречивые ответы, что только останется руками развести.
 Причем равнодушных не будет.
«Анархисты и революционеры …»
 «Оплот самодержавия, верные слуги государевы …»
 «Бунтари и разбойники …»
«Охранители порядка, стоящие на страже государственности …»
 «Нагаечники, холопы черной реакции …»
«Самые настоящие демократы, носящие идеи демократии в крови …»
 «Воры, грабители и бездельники …»
«Крепкий хозяйственный элемент, своим исключительным трудолюбием добившийся высокой степени зажиточности …»
«Стражи на границе души: своей, семьи и России»,
«Стражи на границах церкви, как мистического Тела Христова».
Причем так будут утверждать не только на бытовом уровне и в среде ученых историков причем профессионально занимающиеся историей казачества, имеющие богословское образование.
Разобраться в этой разноречивости не так-то и просто, и не удивительно, потому что о казачестве было довольно смутное представление не только за границей, но и в России.
На самом деле все не совсем так как считают многие.
Во-первых. Казачество многогранно. А каждая грань его, благодаря присущей казачеству действительности, и силе порыва, приобретает такой блеск, что заслоняет собой другие стороны.
Во-вторых. Казачество не застывшая в свое неподвижности масса, а активно развивавшийся живой организм и потому говоря и казачестве следует учитывать фактор времени о каком идет речь.
Казачество до 17 века – сложившаяся к нашему времени историография к нему приписывает
- жителей пограничных населенных пунктов, самостоятельно охранявших границу, а за это имевших привилегию быть свободными от налогов податей и повинностей государству, имея при этом выборное местное самоуправление. Такое было в Византии и на Руси до монголо татарского ига, как и после.
- наемники на охране великих торговых путей и караванов купцов
- разбойники, которые грабили эти караваны
- обитатели великой степи и районов, прилегавших к торговым путям, около крупных рек, история их именует вольными казаками, так как они не находились ни в чьем подданстве,
- сходцы, люди, по разным причинам ушедшие из своей страны, они либо примыкали к первым категориям, либо старались сохранить свой быт прежним. Наиболее массовым это явление было в 17 веке
- первопроходцы, вреди них могли быть представители всех ранее указанных групп казаков,
- изгои общества, по тем или иным причинам вынужденные покинуть свой социум и этническую группу и ушедшие на свободные земли великой степи или Сибири.
    В 17 веке сохраняет все свое разнообразие, но показывает себя силой способной влиять на историю стран, в частности на Руси. В это же время на уровне власти Руси приказано считать казаками только тех, кто служит государю. В этот же период начинается длительный период воссоединения России и запорожского казачества, начатая Богданом Хмельницким, в историографии именуется воссоединением Украины и России. Так же этот век отметился церковным расколом и бунтами,
    В 18 веке казачество подчиняют государственной власти Российской империи (далее Р.И.). Боевые качества казаков ставят на службу отчеству, но это не всегда гладко. Более десяти тысяч казаков уходят служить врагам России и в основной массе там и растворяются. Кроме Некрасовцев, которые сохранили свою идентичность, оставшись христианами. Но если учесть, что численность казачества в РИ выросло до нескольких миллионов, а Некрасовцев вернулось около тысячи человек их ушедших по разным оценкам от 6 до 12 тысяч, то трудно считать это явление благом для казачества.
   В 19 веке казачество полностью превращается в особую военную структуру со своим особенностями. В основной массе несших пограничные функции. Казаки селятся в новых землях среди местного населения, многие из местных причисляют к казакам, так же пришедшие казаки берут в жёны местных, перенимают местные обычаи и традиции, но чаще всего все же оставались православными и только обогащали свою культуру. Хотя не всегда все шло гладко.
   В 20 веке казачество нам более известно по фильмам, книгам, живописи. Оно проходит через тяжелый путь от пика своей популярности к практически полному уничтожению традиционного веками установившемуся укладу жизни, гражданской войне, эмиграции и жизни при богоборческой власти до попыток его возродить перед великой отечественной войной и в конце 80 – х годов прошлого века.
Но так как это возрождение инициировала богоборческая власть, то реконструировались разные внешние признаки казачества, а православие считалось только частью культуры, при чем не самой важной. Возрождали вся и всё, кто во что горазд. Причем обилие разных форм казачества, особенно до 17 века давала огромный простор для фантазии. Каждый выбирал из прошлого те формы, которые считал для себя наиболее подходящими.
  В 21 веке автору известны 5 всероссийских атаманов, один из них реестровый, находящихся на службе у государства, два претендуют на командование казаками не только в России, но и за рубежами ее.
Но самое печальное – это их количество становится все меньше, примерно уровне десятых долей процента (практически на уровне статистической погрешности, которой можно пренебречь) от примерного количества потомков казаков, которые остались не уничтоженными в России в начале 20 века. К православию отношение то же.
И самое печальное в следующем: катастрофу, случившуюся с казаками после переворота 1917 года, считают следствием заговора масонов и прочих врагов, а не результатом грехов, которые надо осознать, понять и исправить в себе. Иными словами покаяться.  Данная же книга о ее лучших представителях. Дабы показать тот идеал, который был у казаков, к которому надо вернуться в современных исторических условиях. Историческая реконструкция здесь слабый помощник.
   Об этом обстоятельстве обычно забывают и выхватывают из его истории удобные каждому факты и подобно сектантам утрируют его и делают самые нелепые выводы чем порождают никому не нужные споры.
Но в то же время в казачестве есть то, что не меняется не при каких обстоятельствах – это его душа. Понять, а тем более принять казачество может только тот, кто будет стремиться понять этот фактор, а не ограничиваться внешними атрибутами.
В своей подавляющей массе казачество – это фольклор: песни и танцы, одежда, умение искусно владеть оружием и конем.
Но самое главное – это духовная сущность казачества остается в стороне. Казак оставался казаком без национальной одежды и оружия. Были и не конные казаки, пластунами назывались. Они просто выполняли другие функции.
Казаками оставались и в плену и концлагерях последователей В.И. Ульянова (Ленина).
Значит, есть фактор, который не зависит от внешнего воздействия. Значит, основа этой идеи должна находиться очень высоко. Они должны быть возвышены до степени религии и если мы обратимся к этому вопросу, то мы будем на верном пути.
Православие более смиренно и снисходительно, и заботливо к личности, в нем ярко присутствует любовь к человеку, как к образу Божию.
Православие исключительно терпимо к другим религиям. Это оно посеяло в казаках стремление искания правды и служения ей. Это оно породило в них уважение к человеческой личности, что и называется свободой. Казаки не зря себя называли «православными лыцарями» и «борцами за веру». Казачество есть идея служения правде и справедливости в духе православия и согласия известным чаяниям, и исконным традициям русского народа, идея, породившая на просторах степей мощное действенное движение военного характера, из которого в историческом процессе многовековой борьбы создалась самобытная группа населения России, имеющая свои особые: характер служения Родине, образ самоуправления и быт.



Подобает нам славить восхвалять с благодарностью многомилостивого Господа, зато, что Он удостоил нас и в настоящее время искушений и испытаний среди окружающего нас неверия, атеизма и богоборчества познакомиться с новыми, малоизвестными нам или вообще неизвестными святыми из казачьей среды. Это заставляет молчать нечестивых, которые в оправдание своего отступления от веры твердят, будто в наше время нет больше святых, будто изменились наша вера и Глава ее — Христос, о Котором пишет святой Апостол Павел: “Христос вчера, и сегодня, и во веки Тот же” (Евр. 13, 8).
Кроме древних святых казаков, преподобных, святителей и мучеников, есть у нас и сонм новых святых, большинство из которых — мученики. Своим свидетельством и мученичеством они укрепили веру и украсили новыми венцами нашу Православную Церковь, которая одна осталась неизменной и непоколебимой со времен Апостолов, напоминая нам о словах пророка Аггея: “Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего” (Агг. 2,9).

Для того что бы убрать у себя шлейф грехов, доставшийся нам от наших предков, живших в период правления в России безбожной власти необходимо вспомнить каков, был смысл жизни у тех поколений, которые жили до прихода к власти большевиков. И лучше всего вспомнить времена после принятия Русью христианства. В то время главным литературным жанром русской книжности были духовные поучения, жития святых и патерики. Это отражало мышление русских книжников и отображало потребность общества в таком понимании жизненных целей. Такой целью было стремление к жизни вечной и людям показывали примеры из жизни тех, кто ее достиг.
Цель жи;зни (смысл жизни) – 1) (смысл земной жизни человека) состоит в реализации высшего призвания и предназначения, в уподоблении Богу и единению с Ним, достижению (наследованию) Царства Славы;
2) (смысл жизни человека вообще) состоит в богопознании, богообщении и богоуподоблении, в причастности Богу как Неисчерпаемому Источнику благ, блаженстве в единстве с Богом и Его святыми.
Человек не производит смысла жизни, человек его воспринимает. Мы можем воспринять смысл жизни животного (не выходящий за пределы нескольких десятилетий); но всё же жить стоит только ради того, что не прекращается со смертью, что обращено в вечность. Воспринимая цель жизни, важно не только прислушиваться к тем, кто предлагает нам тот или иной путь, но и обращать внимание на результаты, плоды, образцы этого пути. В христианстве это святые, являющие связь с Богом в этой жизни и поддерживающие нас из вечности.
Цель жизни – восхождение человека к богоподобию.
прп. Антоний Великий
Цель христианской жизни – это единение человека с Духом Божиим.
прп. Макарий Египетский
Все старание и весь подвиг его <христианина> должен быть обращен на то, чтобы стяжать Дух Христов, и таким образом приносить плоды Духа Святаго, ибо в этом и состоит духовный закон и благобытие.
прп. Симеон Новый Богослов
Цель всех по Богу живущих есть благоугодить Христу Богу нашему и примириться с Богом Отцом чрез приятие Святаго Духа, и таким образом устроить свое спасение; ибо в этом состоит спасение всякой души.
прп. Симеон Новый Богослов
По образу и по подобию Божию создал нас Бог; и всякий христианин обязан соблюдать себя, и хранить, и чтить в себе образ Божий, и святить делами добрыми так, чтобы мог он сказать: да святится во мне имя Твое, Господи!
прп. Ефрем Сирин
Церковь – это таинственное и мистическое тело Христово. Это тайна открывается через веру.
Каждый человек или социальная группа выполняет какие-либо задачи ему предназначенные для достижения всем общей цели – царствия небесного.
Структура русского общества была вся построена на принципе служения Богу.
Особое служение было у казаков: не только защита границ от проникновения врага на территорию Руси, но и негативного влияния чуждых православию религий и учений. При этом все это делать с христианской любовью и веротерпимостью.
Казакам приходилось жить с рождения в условиях постоянно боевой готовности и всегда готовым предстать пред Богом. Казаки отдавали постоянно себе отчет в том, что умереть придется все равно, но можно умереть как Христос, а можно как Иуда. Можно умереть как правый или левый разбойник висевшие рядом со Христом. Но за Христи, а надо было не только умирать, но и жить что бы дать жизнь своим потомкам.
Так же быть дипломатом и миссионером, нести местным жителям новую культуру, при этом не нарушая их привычного уклада жизни, и самим сохраняя свою корневую культуру, принимая их обычаи и традиции.
Это можно делать только будучи частью церкви и находясь в постоянной связи с Богом.
Нам современным людям, и потомкам казаков, в частности, в нашем замутненном последствиями богоборческой власти трудно понять те истины, которые были для наших давних предков азбучной истиной.
А истина была проста и выражалась в поговорке: без Бога не до порога. Вся жизнь строилась на взаимоотношениях человека и Бога.
Потому и возвращаемся к древнему литературному жанру патерик дабы показать примеры святости среди казаков.
Только осознав на примере святых казаков можно понять в каком направлении необходимо возрождение казачества и найти ту нишу в обществе, в современной жизни с учетом современных реалий.
Святые казаки нам дают пример и отрывает через них Бог как нам жить дальше.
Таким образом не только можно, но и нужно говорить о святых казаках.


Рецензии