Вновь о Покорности Мишеля Уэльбека

Книгу «Покорность» Мишеля Уэльбека  я ранее читала, и даже написала на нее рецензию. Но мне захотелось перечитать ее после того, как прочла роман «Уничтожить», взглянуть с позиции понимания происходящего как бы глядя в прошлое, хотя это прошлое совсем рядом.
На самом деле это роман обращен к теме покорения ума. Покорения той самой интеллектуальной прослойки европейской элиты, которая смакует знания о весьма специальных и уникальных образцах культурного наследия, знакома с лучшими образцами развития европейской цивилизации и мысли не по иллюстрированным журналам, а глубоко, проникновенно, на уровне длительно изучения. Именно эти люди, так удачно цитирующие главы из древних европейских поэтов и мыслителей, ощущают себя бесконечно одинокими, оказавшись один на один с пустотой в своих старинных квартирах, после возвращения домой. Они лишенны достойной оценки их внутреннего мира. Но, скорее, банального тепла родной души, преданного человека рядом, и не просто человека, а женщины, способной открыть для них новые миры домашнего уюта, удовлетворения физического, и насыщения жизни, желания жить, двигаться вперед ради продолжения рода, семейного тепла.
Семья – вот что нужно человеку прежде всего. Семья, которую уничтожает насаждение новых эталонов жизни в развитых демократических обществах, ориентированных на равенство и вседозволенность, атеизм и революции, протесты и борьбу за права. Это не просто оголяет суть жизни, это делает ее невыносимой для людей, какой бы высшей интеллектуальной касте они ни принадлежали. И эту волну очень удачно подхватывает и починяет своим целям новое поколение европейцев, заполняемое мигрантами, исповедующими ислам.
Покорность в данном случае ключевое понимание ислама – покорность человека Божественному замыслу. Эта же мысль встречалась мне и в трудах некоторых европейских философов в контексте буддизма.
Вызывает безусловное уважение доскональное знание представителями исламского мира этих особенностей и истории развития европейской науки, поведения и психологии интеллектуалов европейцев. Это знание дает возможность приучить, покорить, сделать их своими друзьями и единомышленниками, дав вместе с возможностью интеллектуального развития самую важную, но пока отсутствующую часть и составляющую их быта – семью. Так просто и легко, как они не могут получить сами. Не умеют, но очень хотят иметь. Современный мир не просто лишает их навыков создания семьи, но даже обычного этикета знакомства, выбора партнера для жизни, умения подойти к человеку и заинтересовать его, найти нечто общее. Разовое, доступное за деньги удовлетворение похоти блокирует важные рычаги управления межличностными, меж-половыми связями. Демократия, как ни прискорбно, разбивает общество, словно шары на бильярдном столе. И ислам тут в противовес, в самую точку желаемого каждым человеком.
А для чего же приходим мы в тот мир? Любому самому изысканному эстету и интеллектуалу одиночество отравляет существование, делает его бессмысленным, и постепенно приводит многих к самоубийству.
Удивительна в некоторая повторяемость мелких деталей, которые Уэльбек проговаривает в этой книге, развивая мысль об их назначении уже в романе «Уничтожить». Их, на самом деле, много. Но две основные назову, именно они и задели меня, заставив по-новому взглянуть и на новый его роман. Это, во-первых, упоминание о снах, как о части символизма в жизни человека, несущего свой особый посыл. Как раз множество рассказов о том, что видел во сне герой романа «Уничтожить» и привели меня в недоумение. Но в книге «Покорность» Уэльбек уже говорит о значении снов, в контексте искусства. А искусство в его романах играет важную роль.
Кроме того, устами героя романа «Покорность» произносит он фразу о том, что Господь протянет карающую руку, и накажет за его все, что совершил. Например, страшным раком челюсти, таким же, каким страдал древний писатель, жизнь которого исследует герой романа. Он проецирует жизнь предмета своего исследования на себя, их жизни перекликаются. И эта самая болезнь настигает другого героя Уэльбека в романе «Уничтожить». Либо автор не переставал об этом думать, либо хотел тем самым провести некий мостик от настоящего в прошлом к настоящему теперь.
В остальном же я поддерживаю свои мысли об этой книге, в написанной ранее рецензии на нее, она есть и на Prose.ru.


Рецензии