К востоку от Енисея. Часть 1

Я родился и пошел в 1 класс в Приморском крае, в маленьком городе под названием Спасск-Дальний, расположенный вблизи огромного озера Ханка. Как семья военного, мы часто переезжали, а я часто ездил на поездах и реже летал на самолетах. Когда вся семья после скитания по военным городкам переехала в Москву, я сменил школу и в середине 2 класса был уже в новой обстановке. Хотя почти каждое лето родители отправляли меня на все лето к бабушке и дедушке на Дальний Восток, так как жизнь была нелегкой после сокращения военных и мать с отцом вынуждены были браться за любую работу (это был конец 90-х-начало 2000-х). Обычно я приходил со школы, навещал маму, работавшей тогда продавщицей в магазине, делал уроки и шел гулять один во двор со своими динозавриками. Мне был так скучно в Москве, так как все дворовые друзья остались там на моей далекой Родине. К тому же, постоянные стрессы от переездов, смены школ и задиристых сверстников в отношении новичка (к тому же я был самым маленьким и худеньким в классе) – все это накладывало свой отпечаток. Я плохо спал, долго не мог заснуть, так как родители в это время были на ночной работе (или до позднего вечера). В коммунальной съемной квартире было не очень комфортно, в старом доме скреблись мыши и бегали тараканы. Кстати, из-за мышей нам пришлось завести кота, которого я полюбил и который, как я узнал по телефону на каникулах у бабушки, сбежал после очередного переезда родителей со съемной квартиры (мои слезы текли ручьем). Постоянная стрессовая обстановка, конфликты бабушки и дедушки (со стороны отца) с моей мамой, ее рыдания и ситуации на грани распада семьи, периодические пьяные состояния отца – все это вызывало мое дерганное состояние на нервной почве, мои ночные кошмары, посещения врачей (я даже лежал в Морозовской больнице). Москва в целом все больше отталкивала меня, я часто мечтал о том, как мы возвращаемся в Спасск к моей любимой бабушке Нине и дедушке Володе, которые мне стали как вторые родители. Именно 1 класс, половина 2-го класс и 5 класс я пошел у себя на Родине, также я ездил туда на каникулы летом вплоть до 9 класса. Все прекрасные воспоминания остались именно там, как и милые мне друзья детства, с которыми пути разошлись навсегда. В силу обстоятельств, я навестил свой родной город уже в 2018 и 2023 году, а до этого с 2005 года я туда не ездил. Моя душа всегда устремляла свой взор на Восток, в поисках «потерянного рая», милых сердцу воспоминаний, желанию сбежать от негативной обстановки на Западе, куда нас занесло в силу обстоятельств, так как если бы не Ельцин с его развалом армии, служил бы мой отец и дальше в тех краях, да и семья бы не распалась, а я бы строил свое будущее в Приморье. К сожалению, жизнь не знает сослагательного наклонения, нельзя ничего с этим поделать, можно лишь рефлексировать и ностальгировать по безвозвратно ушедшим временам, когда был жив еще мой второй дедушка, была бодра и активна бабушка, а я гулял с утра до вечера с дворовыми ребятишками. Как поется в одной песне «забыть нельзя, вернутся невозможно».

Особенно яркие впечатления остались от поездок по Транссибирской железной дороге через всю страну, когда родители отправляли меня с друзьями или знакомыми, или же при возможности мама ехала вместе со мной (но это было лишь раз или два), так как в основном родители были заняты работой в Москве и стояли в очереди на квартиру как семья военного, прождав целых 7 лет. Когда поезд трогался от Ярославского вокзала, я не особо грустил, ведь я знал куда еду и какое интересное лето меня ждет. Я знал, что приеду в Спасск и там меня бабушка будет кормить вкусными домашними пельменями, а в огороде я буду объедаться здоровенной клубникой. И уж как рад был тому, что мои друзья детства уже все знают о моем приезде и ждут меня с нетерпением. С этими мыслями я сладко засыпал в поезде, думая о предстоящем незабываемом лете. Впереди было почти  7 суток, которые я тратил на рисование, чтение книг про динозавров или по географии. Также я любил подолгу смотреть в окно, глядя на пролетающие мимо пейзажи. Хотя в начале пути все довольно однообразно, все та же холмистая Восточно-Европейская равнина с ее елово-березовыми или сосновыми лесами, с изредка попадающими на глаза дубами. Смешанные леса Московской и Ярославской области постепенно переходят в зону южной тайги Костромской и Кировской области, которые еще более бедны разнообразием деревьев, где из хвойных только ель и сосна, а из лиственных береза и осина. Немного интереснее становится ближе к Уралу, где появляются пермские дремучие леса, в которых ель и пихта не впускают свет и лиственным деревьям трудно расти, а также более суровый климат плоскогорий. Между Пермью и Екатеринбургом Урал не настолько высок, как на крайнем юге в Башкирии или на севере в районе Воркуты. Как правило, это больше похоже на мелкосопочник, покрытый густыми темнохвойными лесами. Погода часто в этих местах была не очень приятной, часто были туманы и шли холодные дожди, поэтому в поезде было довольно прохладно. Если ехать обратно в середине или конце августа, то на Урале уже как будто глубокая осень. Дальше за Уралом поезда едет по самой плоской и обширной равнине нашей страны – Западно-Сибирской. Типичные пейзажи Тюменской, Омской и Новосибирской области  - плоский ландшафт, местами заболоченный, с сосновыми ленточными борами и осиново-березовыми лесами, не слишком густыми, больше похожими на лесопарки Москвы, но без широколиственных деревья вроде дуба и клена. Суровые и ветреные западно-сибирские зимы не позволяют расти здесь теплолюбивым деревьям. Тут мне тоже не было слишком интересно стоять у окна, заставляя меня больше погружаться в свои хобби. Но стоило приблизится к великой реке Енисей, как пейзажи становились поразительно интересными. При приближении к Красноярску вырастают уже гористые пейзажи, покрытые густой непроходимой тайгой из кедра, ели, пихты. Сама река Енисей прорубает себе путь среди этих гор, создавая отвесные крутые берега и скалы. Каскад водохранилищ, построенных в этих местах, привел к изменению климату, несмотря на оставшуюся суровой окружающую природу. Дедушка жил в Красноярске и рассказывал, что морозы -30-40 там каждую зиму, а иногда доходило и до -50. Сейчас же такие морозы там все реже, а сама река стала холодной и непригодной для купания, так как усиленная скорость течения и постоянное смешивания вод турбин ГЭС. Далее поезд пересекает Енисей и едет по равнинной части в районе Канска-Енисейска, а затем по предгорным плато Иркутской области в районе Тайшета и Нижнеудинска, где вдали иногда в хорошую погоду можно увидеть отроги Восточных Саян. Пейзажи здесь в основном светлохвойная тайга и березовики, не очень густые и освещенные солнцем. Но в силу  еще более суровых зим из лиственных пород выживает тут только береза, реже осина. По поймам рек часто растут ольховники, а по болотом-марям редкие лиственницы. Зато при подъезде к Байкалу все резко меняется, ведь вырастают уже самые настоящие горы, а именно Хамар-Дабан. Это крупный хребет, который перетекает в Восточные Саяны и покрытый густой темнохвойной тайгой, а в начале июня на вершинах можно увидеть остатки снега. Отдельно хочется сказать про самое крупное и красивое озеро страны, сердце нашей Сибири – Байкал. Удивительная манящая красота этого озера навсегда останется в моей памяти, я мечтаю побывать там как-нибудь в будущем. В озере чистейшая прозрачная вода, мощные волны, а сама гладь окружена горными хребтами. Здесь также много осиново-березовых лесов и ольхи, иногда хвойные деревья словно исчезают на время, особенно в районе Слюдянки. Поэтому иногда кажется, что попал куда-нибудь в Среднюю Полосу, но наличие крутых сопок мигом сбивает эти мысли. Байкал смягчает окружающий климат, поэтому в Слюдянке и Байкальске зима мягче, а лето прохладнее чем в Улан-Удэ и Чите с их типичным резко-континентальным климатом. Забайкалье как регион является наиболее суровым по климатическим условиям, здесь когда-то фиксировались температуры -50-58, особенно в Могоче, Сретенске, Чернышевске, Нерчинске (вспомните про каторгу при царизме). Пейзажи здесь как будто с другой планеты, тут нет привычных нам на Западе дубов, кленов, а береза более тонкая и не такая высокая. Зато много сосны и особенно лиственницы, которая на зиму сбрасывает свои иголки. Еще интересно, что здесь высота над уровнем моря от 500 до 1000 метров, этот участок самый высокий по всему Транссибу. Также тут много заброшенных и вымирающих деревень, поселков. Таежная зона здесь не имеет переходного пояса суб-бореальных лесов как в Средней Полосе или на Дальнем Востоке. Забайкальская сосново-лиственничная светлохвойная тайга иногда куда-то отступает и за окном уже видны лесостепные пейзажи, порой переходящие в голые степи, особенно в районе Сретенска, Нерчинска, Чернышевска. Далее дорога уходит на северо-восток, так как вверх идет Маньчжурия (китайские земли) и Амур как граница отступает выше. Река Шилка с ее водоворотами, быстрым течением и темной водой вызывала у меня какой-то мистический трепет и страх, когда поезд вплотную двигался вдоль нее и я боялся, что вдруг поезд сойдет с рельс и я утону в этой опасной темной реке. «Бог создал Сочи, а черт Могочи» - так мне говорил папа, ведь он и сам бывал в этих местах по службе летчиком. Я же лишь созерцал из окна пустынный малолюдный поселок и окружающей его глухой тайгой. Климат в этих местах самый суровый на всем Транссибе, зимы даже суровее чем в Чите. Да и летом тут часто стояла пасмурная погода, всегда прохладнее и как будто какое-то заколдованное место, где давно не живут люди (многие часы езды ни одной деревни). Многолетняя мерзлота грунта также ограничивает возможности для широкого освоения этих земель. Граница тогда еще Читинской области (теперь переименовали в Забайкальский край) с Амурской областью как раз перед станцией Ерофей Павлович, с таким же суровым климатом и лиственничной тайгой. Поселок Сковородино также достаточно суровый, но здесь есть дорога на север в сторону Якутии, тот самый АЯМ (Амуро-якутская магистраль). Амур тут не виден, он где-то в 100 км на юг от железной дороги строго по границе с Китаем. Настоящий Дальний Восток с его особенностями климата и природы находится к юго-востоку от этих суровых мест, не отличающимися от тех же мест в районе Читы и Могочи. В предгорном, стоящем на высоком плато поселке Магдагачи пейзажи менее суровые, тут больше березы, но и лиственницы также много, а земля также в мерзлоте. Даже железная дорога называется здесь еще «забайкальской».

Однако, поезд устремляется уже в юго-восточном направлении, минуя широту Саратова и Воронежа, где солнце уже нещадно палит летом, вызывая мощные испарения с Тихого Океана и принося иногда мощные ливни. Благовещенск находится в стороне на Амуре у границы с Китаем, но поезд мчится по бескрайним лесостепным пейзажам Амурско-Зейской и Зейско-буреинской равнины, проезжая великую реку Зею (главный приток Амура) в районе города Свободный. Тут уже есть густые дубовые леса, а хвойных деревьев почти не видно. В районе поселка Архара начинается собственно «дальневосточное ж/д» и начинаются сопки, покрытые густыми широколиственными лесами южного вида, типичные для этих мест (ведь мы уже на широте Волгограда). Отроги Хинганского хребта, тоннель перед поселком Облучье и вот мы уже в Еврейской автономной области, а пейзажи вокруг типично дальневосточные сопки и густые широколиственные леса, чем-то похожие на джунгли. Ближе к Биробиджану и тем более Хабаровску сопки все реже, а болот все больше. Это как раз и есть Средне-Амурская низменность, которая иногда затапливается во время паводков на Амуре. Богатые плодородные луга поймы Амура очень хорошо подходят для земледелия и не зря здесь активно селились переселенцы из Черноземья, Украины, Кубани. Длинное жаркое и влажное лето с очень длинной теплой осенью позволяет здесь выращивать даже абрикосы и виноград, хотя суровая зима напоминает, что Сибирь то рядом и не надо расслабляться. Дальневосточный характер выковывался именно в процессе освоения этих удивительных мест, где казаки основывали первые поселения на Амуре и Уссури. Проехав широкий Амур и Хабаровск, поезд мчится уже строго на юг, приближаясь к широте Сочи и Ялты. Равнинная область нижнего течения Уссури иногда прерывается хребтами вроде Хехцирского или Бикинского, покрытых густыми лесами из дуба и ясеня. Река Бикин это уже граница Хабаровского и Приморского краев. Проехав Лучегорск, Дальнереченск и Лесозаводск, мы прибываем на мою родную станцию Спасск-Дальний, хотя поезд идет дальше через Уссурийск и до самого побережья Тихого Океана во Владивосток. Сам Спасск-Дальний расположен на Приханкайской низменности, поэтому здесь в основном распаханная лесостепь, да участками дубняков на сопках. Хотя вдали виднеются хребты Сихоте-Алиня, покрытые той самой «уссурийской тайгой», хотя тайгой так называют местные жители из-за непроходимости, но сами леса смешанные и лиственных деревьев здесь все равно больше. В густых лесах Приморья водятся уссурийский тигр, леопард, енот, камышовый кот, пятнистый олень, кабан, изюбр, кабарга, колонок, бурундук. Растут и лианы, вроде лимонника, актинидии, виноградника. На озерах Спасского района растут лотосы, а озеро Ханка мелководное и несмотря на огромную площадь, в среднем 3-6 метра. На полях низменности есть канавы с водой, где выращивают рис. У бабушки в деревне вызревают здоровенные абрикосы, виноград, «киш-миш», арбузы, дыни, черешня, вишня, малина, клубника, томаты, огурцы, баклажаны. Здесь самое жаркое и продолжительное лето во всем Приморье, так как жара начинается уже в мае, в то время как Владивосток (240 км южнее) в мае-июне часто окутан туманом и моросящими дождями. Сентябрь самое лучшее время года, когда жара уже спадает, но еще тепло и ходишь в шортах, а жители Хабаровска, Спасска и Уссурийска устремляются на машинах к теплым водам Амурского Залива, в Находку или на Хасанщину в районе Славянки, где «бархатный сезон» с комфортными температурами даже поздними вечерами. Я надеюсь, что мое родные края, несмотря на экономические трудности и отток молодежи на Запад, все же будут развиваться и привлекать все больше россиян, а также туристов из разных стран. Обладая богатыми ископаемыми, морскими и рекреационными ресурсами, Приморский край в ожидании скачка своего развития, как «азиатские тигры» Восточной Азии.


Рецензии