Учение о Троице, шлоки 22-26
В Божественном Сыне явлена Богом-Отцом
тайна творения вообще.
Ибо в сущности Сын и Отец
неотличимы друг от друга.
Христос так и говорит:
"Я и Отец -- Одно" Ин 10:30
и "Видевший Меня -- видел Отца" Ин 14:9.
И Отец также есть Слово!
Точнее, Пред-слово, мыслимое и живое.
Он есть Разум и Мудрость.
В Троице Сын и Отец -- разные Личности,
а в Едином Духе -- Одна!
И Сын станет Отцом,
это вопрос времени.
Но источником Отца быть не может,
иначе бы Отец не был бы Отцом.
Источник Сына -- Отец,
а источник Отца -- Единый Дух.
Сотворив видимый мир,
Бог уже потому Творец и Бог-Отец.
И мир в себе несёт образ Бога-Сына,
абрис Слова, контуры Его явления.
И внимательно рассматривая творение,
можно увидеть черты Богочеловека,
о чём и написано:
"...веки устроены Словом Божьим" Евр 11:3
(ведь и до воплощения Христа
Слово было в мире,
творя Своё Провидение).
Но в рождении Бога-Сына как Мессии
отражается ещё и то,
что Господь имеет намерение
последовательно обоживать Собой творение.
И наличие в Боге Троицы
есть убедительное свидетельство
творческих наклонностей Духа.
"Дао рождает Одно,
Одно рождает Два,
Два рождают Три,
а Три рождают все существа" Дао дэ Цзин 42.
23.
Бог является Личностью
не потому, что Он есть Дух, Человек,
а потому что свободный Дух в Нём, в Боге,
выражается как Думающий, Чувствующий и Действующий.
И рождённые от Духа, получив начаток Божеского естества,
являются личностями и детьми Божьими
не потому, что они теперь духи животворящие
от Христа всё животворящего,
а потому что, став детьми, думают и рассуждают по Истине,
чувствуют по Любви и поступают по тому и другому --
"двое стали одной плотью" Быт 2:24, --
а не из факта рождения свыше от Духа.
К тому же Единственный, Кто Рождён от Духа Святого,
оставаясь при этом Самодостаточным,
является Первенец из мёртвых, Иисус Христос.
Ведь Бог, выражаясь в творении,
Личностно остаётся Богом и творением не является.
И мы рождены от Духа в Иисусе Христе,
а не сами по себе,
мы не самодостаточны сами в себе
и жизнь наша и разум сокрыты со Христом в Боге.
Но самодостаточны по вере в Спасителя,
Который и восполняет наши
"потребности для жизни и благочестия" 2Пет 1:3.
Наш Источник, Жизнь и Свет есть Иисус Христос.
Он самодостаточен в Отце, а Отец -- в Духе.
То есть полностью самодостаточен только Единый Дух,
сущий Триипостасно.
24.
В Божественном Слове всегда уже есть Жизнь,
"помышления духовные -- жизнь и мир" Рим 8:6,
и Образ, План мечты Духа о творении.
Божественная Жизнь всегда
имеет смысл и форму движения.
И Тело всенепременно пульсирует жизнью и знанием!
Троичность Бога можно увидеть и в этом.
Свет есть мудрость, образ и движение.
Тепло есть любовь, образ и движение.
Любовь есть аспект желания, стремления, самоотдачи,
жизнь -- полнота чувств.
Мудрость -- понимания и рассудительности,
знание -- памяти.
"Помышления в нас тяготеют к познанию,
а воля к действованию"
("Имя Розы" У. Эко.)
25.
Иисус есть Хлеб жизни,
питающее жизнь есть Слово.
Физическую плоть питает хлеб физический,
а духовную -- хлеб духовный.
Есть тело физическое,
есть тело душевное,
а есть тело духовное, разумное.
Так тот, кто ест Плоть Иисуса Христа,
Которая есть Тело Духовное, Разумное,
то есть Его Слово,
и тот, кто пьёт Кровь Его
--в крови душа --
Которая есть Любовь Его и Жизнь,
пребывает в Нём и живёт Отцом.
Кровь Его есть Тело Душевное
(душа в крови человека
то есть в любви и жизни),
Плоть Его есть Тело Духовное, Разумное
(дух в плоти разума человека,
то есть в понимании и памятовании Истины).
Слово стало Душевной и Духовной Плотью
и обитало с нами в физическом Теле.
Слово стало Воплощено!
26.
Человек является образом и подобием Единого Бога.
Ум и чувства (дух и душа) --
два начала, два солнца нашего существа,
постоянно взаимодействуют друг с другое, взаимопроникают,
порождая третье, единое и двойственное по сути,
тройственное в целокупности.
Из двух начал первое -- мужское, второе -- женское.
"нормальный пол человека душевного есть женский,
человека разумного, который есть супруг души, -- мужской",
"сама по себе Душа женственна, и её блаженство и сила
в подчинении мужской активной силе Божественного Ума"
(В. Соловьёв "София"),
"душа ведь женщина, ей нравятся безделки" (О. Мандельштам).
Причём это не означает, что мужчина не имеет души,
а женщина -- ума, это просто начала в человеке любого пола:
ум -- мужское, душа -- женское.
Адам -- ум по преимуществу и нуждается в излучениях женского,
Ева -- душа по преимуществу и нуждается в излучениях мужского.
Мужчина имеет вместилище чувств,
восполняемое женщиной и женским,
а Ева имеет вместилище ума,
восполняемое мужчиной и мужским.
Таким образом и первое и второе начало
покрывает недостаток цельности противоположного,
мало того -- порождая предельную насыщенность третьего,
которое есть плод творчества.
"Двое становятся одной плотью" плода (Быт 2:24),
"жена не властна над своим телом" чувств,
"но муж, равно и муж не властен над своим телом"
разума, "но жена"(1Кор 7:4).
Думаю, что образ, рождённый в греческой культуре, показателен:
Психея-душа, девушка, личность -- антропоморфна,
а не схематична, и жива, как и сам мифологема об Амуре и Психее,
и оказалась устойчива во времени через века и века.
***
Свидетельство о публикации №223092401017