Сюрприз

   Отмечать дни рождения в возрасте 70+ уже как- то неловко, невесело, если честно сказать... Ну какой это праздник, когда календарь свидетельствует тебе, что ты стал старше ещё на целый год? Только вчера тебе было 71 , а сегодня волею неумолимого времени - 72. А часы тикают, тикают, тикают... Их можно разбить, стереть в порошок.  Можно выбросить из дома все, какие только есть, стенные, ручные, карманные, отказаться от смартфона, компьютера, телевизора, которые, словно сговорившись, показывают время и дату. Но это не отменит вращения Земли вокруг своей оси и вокруг солнца. И в земных условиях от колыбели до могилы не дееспособен человек ни на мгновение  ни остановить, ни замедлить ход времени, ни повернуть его вспять. Только, выйдя из тела, душа, перешагнувшая в другое измерение, в Вечность, законам его становится не подвластной.  И дни рождения перестают быть,..
   В последний раз я шумно отпраздновала свой шестидесятилетний юбилей. Три дня готовилась к приёму гостей: закупала продукты, наводила "шмонд"в квартире, чтобы блестело. Потом готовила, жарила-парила, особенно в последний день. Муж, ныне покойный, помогал сервировать стол, делал нарезку сыра и колбас. Торт купили готовый  "Киевский", с орешками, у которого особенный, эксклюзивный рецепт.
К приходу гостей я уже была, как  "выжатый лимон" и ничего не хотелось: ни наряжаться, ни краситься...
Денег на ресторан не было да и горела желанием удивить близких и друзей собственными произведениями кулинарного искусства.
   День рождения... В детстве и молодости я любила этот личный красивый праздник. Я его ждала! Мне нравилось получать поздравления, подарки. Чего только ни дарили те, кто хотел сделать мне приятное. В детстве это были новые платья, банты, игрушки, книжки, потом - духи, украшения, цветы. Муж дарил живые цветы на день рождения и 8 Марта.
   Но то, что нежданно-негаданно произошло сегодня, - это что- то необычное, такое, чего не было ни разу за 72 года моей жизни!
   После обеда зазвонил телефон. Номер высветился незнакомый, но моё правило - всегда отвечать на звонки. Мало ли кому я понадобилась? А вдруг это важный, судьбоносный звонок?
Я последние полтора года живу в Израиле, в Бэйт Авоте( дом престарелых и инвалидов) из- за войны на Украине.
Единственная дочь вызвала меня из Северодонецка на Луганщине, опасаясь за мою жизнь и здоровье. То, что она определит меня в такое заведение, я никак не могла предположить. Знала бы, то осталась бы на Украине. Я была в эвакуации во Львове. Но знал бы, где упасть, то соломки б подстелил...
Очевидно, Богу было угодно, чтобы вкусила я прелести Израильского интерната... Я обижалась на дочь. Отношения у нас складывались холодные.
Мой БА - в трёх часах езды на машине от места проживания дочери со своей семьёй. Так получилось. Проведывают меня довольно редко: раз в полгода и реже. Иногда общаемся по Ватсап.
И вот сегодня, накануне дня рождения, - сюрприз! Ответив на звонок, я услышала обращение ко мне на иврите. Я слабовата в языке и у меня нет никого из знакомых или родственников, кто бы говорил на нём со мной. Я объяснила, что не говорю на этом языке и предположила, что люди ошиблись номером. Со мной пытались наладить контакт двое: мужчина и женщина. Кое- что, конечно, я уже научилась понимать и это меня спасло. Я смогла и ответить и выслушать ответ с другой стороны. Говоривший мужчина уточнил мое имя и адрес. Все совпадало. Искали именно меня. Меня попросили выйти ко двору. Я вышла. Напротив здания Бэйт Авота остановилась белая легковая машина( в марках я не разбираюсь). Из неё вышел молодой парень приятной семитской наружности. Он держал в руках  шикарный букет живых, не крупных, но очень привлекательных темно- бордовых роз, упакованный в оригинальный круглый сосуд с чёрным низом и золотистым верхом и целлофан, и коробку конфет в виде сердца. К подарку, привезенному службой доставки на чей- то заказ, была приложена открытка. И только войдя в комнату, я увидела внутри открытки отпечатанный на русском языке текст поздравления. Это был сюрприз от дочери и её семьи... Я была очень расстрогана... По горячим следам связалась с детьми по видеозвонку с искренними словами благодарности.
Все мои обиды на дочь куда- то провалились. А всё- таки она меня любит! Без любви разве стала бы она затевать такое дело? И всё это, наверняка, не дешёвое удовольствие.
Сюрприз так сюрприз!
 


Рецензии
Здравствуйте, Вера!
Приятный сюрприз, конечно!
Насчет бейт-авота: это же не приговор! Если вы мобильны, вы можетей выйти оттуда и снять квартиру, записаться на очередь в хостель для русскоязычных, где у каждого своя малосемейка или получить отдельную квартиру (но это долго ждать). Вы будете получать пособие и квартирные, и если не снимать квартиру в центре страны, где высокие цены, а на севере в Крайот рядом с Хайфой, то вам будет приятно жить и радоваться жизни! Что такое 72 года? До ста двадцати еще далеко!
Вы напрасно не сопротивлялись постоянному проживанию в бейт-авоте! Хотя знаю, что некоторые одинокие люди специально идут туда, чтобы не готовить, не стирать, не беспокоиться о здоровье, но они мобильны, распоряжаются своим счетом, где оставляют небольшую сумму в 400 шекелей на мелкие расходы, т.к. все основные расходы - за счет государства. А вы можете ставить в известность своих медсестер, что поехали в другой город или ушли на прогулку к морю и время, когда вернетесь. Поговорите со своим соцработникомчем он может вам помочь в этом случае - передать соцслужбе другого города, где есть место в хостеле. Ну и, конечно, с врачом, насколько вы самостоятельны и здоровы.
Не раскисайте - 72 года - это еще серебряный возраст, моя мама в 86 лет на каблучках ходила и губки подкрашивала, когда гуляли с папой по утрам. А папа в 90 лет рвался поехать в Польшу, но только один - без меня или сестры, и мы его не пустили, а со мной он не захотел - его Родина, и он хотел там побродить один, но я за него боялась.
Немало одиноких людей, у кого дети за границей или в других городах страны живут, так что вы не будете одиноки вне бейт-авота. Удачи и желания поменять жизнь!

Татьяна Хожан   13.12.2023 22:43     Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна, за прочтение и мудрые советы. То, о чём Вы пишете, я всё знаю и давно предпринимаю меры по выходу из стен БА, куда меня поместили, ничего не объяснив. Я даже не знала, куда меня везут, когда после выписки из больницы меня везли в БА.
Дочь говорила, что я буду в БА 6 месяцев. А, как оказалось, - до смерти. Выйти юридически можно. Но на деле в моём случае в иноязычной для меня стране всё гораздо сложнее, чем кажется, если близкие родственники в этом не заинтересованы.
Я мобильна, но не совсем здорова. Главная моя проблема- это учет у психиатра. Дома до войны я так не болела, как заболела в Израиле. Мой диагноз Генерализованное тревожно- депрнссивное расстройство. Гипертоническая болезнь 2й стадии. Давление бывает до 200 и выше без таблеток. Война, переезд, БА- всё это, вместе взятое, меня совсем добило...
Назначили горсти лекарств, в том числе психотропные, которые усыпляют и притормаживают. Я метеозависима. Перемена климата тоже на меня отрицательно повлияла. Сама поехать в другой город я не могу. Хожу только к морю и в центр Нагарии в магазины. Гуляю недадеко от БА. Подруг нет. В БА никто почти из жильцов не говорит по- русски.
Терапевт и психиатр два месяца назад дали заключения, что я могу жить вне стен БА. Дееспособности меня никто не лишал. Дело моё ещё до войны в Израиле передали в Ирию. Из Нагарии его передавали в Нес Циону, где живёт дочь, т.к. из аэропорта меня забирала дочь. Потом - назад в Нагарию. Началась война и дело никто рассматривать не будет до её завершения. Психиатр устно сказала соцработнику БА, что жить на съеме я не смогу. Нужен хостель. А хостель люди до войны ждали до пяти лет.
Теперь, когда столько эвакуированных, ни о каком социальном жилье нечего мечтать. Снять квартиру без помощника я тоже не могу. Я могу при подписании договора оказаться в руках непорядочного арендодателя. Значит, я должна нанять частного адвоката. Всё это - волокита и нервотрёпки, если нет помощника, знающего иврит.
Метапелет пару раз в неделю мне бы не помешал. Но кто мне его даст? Куда ни сунься, везде бюрократия... Хозяева БА не заинтересованы терять клиентов, тем более таких, которые сами себя обслуживают.
Я поняла, что Израиль - не для меня. Не нужная родственникам, ничего я тут не добьюсь...
Обратилась к соцработнику БА с просьбой помочь мне сделать Даркон. Первое посещение назначено на 14 января 2024. Паспорт будет готов не раньше конца февраля. Домой я хочу уехать, в свой Северодонецк на Лушанщине... Там меня ждут большие испытания, но дома и солома едома... Дом мой побит и квартира нежилая. Но я сильно ностальгирую по родным краям. В ЛНР снйчас власть РФ. Линия фронта км в 20ти. Я могу просто не смочь доехать. Но, наверное, лучше смерть, чем пожизненный БА. А пока мои вопросы будут годами решаться в Израиле, я совсем утрачу мобильность.
У меня на Украине была инвалидность, которую в Израиле сняли.
Для кого-то и 80 лет - не возраст, а кто- то и в 70 уже "никакой". И с каждым годом старость и нездоровье наступают все больше. А я болею с 32х лет и с 34х - не работаю...
Каждый случай индивидуален. Моя мама не дожила до 80ти два месяца. Отец прожил 84, но на ногах он был до 80 ти лет. Потом- два инсульта.
Всего Вам самого доброго!

Вера Шляховер   14.12.2023 10:36   Заявить о нарушении
Вера,добрый день!
Я 12 лет работала метапелет и моя неходячая мама после 90 лет была вынуждена жить в бейт-авоте, т.к. после падения очень сильно повредила позвоночник и ходить не могла, и поднимать ее можно было двум человекам, чтобы не повредить. Потому я хорошо знаю, как живут в бейт-авоте, т.к. еще периодически. как волонтер, приезжала в разные с помощью - покормить, погулять, пообщаться.
У вас серьезная ситуация, т.к. с давлением не шутят, ну а психическое состояние - это вполне объяснимо тем, что на вас навалилось в последние годы. Да, в отдельной квартире вам не прожить самостоятельно - это будет тяжело, т.к. кое-что надо будет делать самой, ходить по инстанциям, платить платежи и т.д А вот с хостелем попросите вам помочь и найти место в Крайот. Я жила в Кирьят-ата 15 лет, и в городские хостели приезжали люди из Центра, где хостелей не дождаться, в городах на побережье тоже очередь больше, но для вас же это не самое главное? И всегда можно за час на метроните доехать до Хайфы и погулять по побережью.
Попросите найти вам место в Кирья-Ата - там есть два больших хостеля, где живет 90% русскоязычных, метапелет вам дадут на 2 часа минимум с вашими диагнозами.
Но нужна настойчивость, чтобы вас услышали и помогли в вашем бейт-авоте. Там никогда не против, если люди хотят уйти, некоторые уходят (правда, временно, и через 8-12 лет пребывания там), а при ухудшении состояния возвращаются. Я маму переводила в другой б-авот, когда у папы обострилась болезнь Альцгеймера в 93 года и он ушел из дома, и мы с сестрой и ее соседями долго его искали по Хайфе, чтобы родители находились в одном месте.
О чем не надо думать вообще - о возвращении! Вообще выбросьте это из головы! У вас сейчас депрессия, безразличие к своей судьбе, и вы это понимаете, но все же вы еще действительно нестарый человек, чтобы махнуть на себя рукой. Отсутствие русскоязычных и невозможности общения тоже угнетает, конечно, но через это проходят все новички - у вас это затянулось, потому что вы сразу не попали в круг таких же репатриантов на курсах иврита, например. Но, понимая обстоятельства, вы можете их начать менять. Попросите найти вам русскоязычного соцработника - если нет такого в вашем бейт-авоте\. то он есть в городской службе социальных работников. Настаивайте вам помочь оттуда выбраться. И еще - именно в Израиле вам могут помочь со здоровьем. Война у нас закончится - тут постоянно что-то происходит, и могут начаться подвижки в вашей судьбе, но для этого надо уже как-то действовать самой. Если городская службы соцотдела Нагарии договорится с такой же службой в Кирьят-Ата, то переход будет быстрее и легче. Ну если ваши опекуны ( а у вас это родственники) не будут против. И попробуйте с ними поговорить. Или у вас нет апотропуса (опеки), потому что вы дееспособны?
Первое - вас надо захотеть поменять ситуацию, но ТОЛЬКО внутри Израиля и отбросить мысль о возвращении. Удачи!

Татьяна Хожан   14.12.2023 11:05   Заявить о нарушении
Я дееспособна и в здравом уме. У меня нет и не было никакого опотропуса ни в лице чужих людей, ни в лице родственников. Дочь и два двоюродных брата, живущие в Израиле более 20 лет,- просто мои родственники. Они не могут запретить мне принимать судьбоносные решения, не могут насильно удерживать в Израиле. Они практически не участвуют в моей жизни. Дочь у меня единственная.
За год и 7 мес пребывания в БА она с семьёй посетила меня три раза. Последний раз была в начале мая. Перед последним приездом не была 8 месяцев. Один из братьев из Ашкелона, 65 лет, был с женой два раза. Второй 80 лет, который, как и я живет в Нагарии, бывает чаще. Но взять меня к себе на два- три дня в отпуск, чтобы я переменила обстановку, не хочет. У него больная жена ( онкология уже 8 лет и болезнь Альцгеймера). Никому не до меня... Пока не закончится война в Израиле обращаться к соцработнику бесполезно. Она - соцработник БА, один для всех, и бывает только дважды в неделю с утра до обеда. По- русски не говорит совсем( из Румынии). Личного соцработника у меня нет и в помине!
И зачем он мне в БА?
К врачам, в банк, в мисрады меня водят, возят по очереди две сотрудницы, владеющие русским языком. Они работают также инструкторами в БА, проводят занятия с жильцами. Мы ведь тут каждый день кроме субботы поем песенки, делаем поделки, раскрашиваем картинки, легкую физкультуру в сидячем положении нам предлагают. Здесь бывает певица два раза в месяц, иногда - раввины и т.п. Всё - только на иврите.
Мне в тягость это безделье. Дома я очень любила готовить... В БА я теряю многие навыки и здоровье убывает.
Для меня 72 года - много...

Вера Шляховер   14.12.2023 13:56   Заявить о нарушении
Ни о каком Крайоте до окончания войны в Израиле никто и слушать не станет. Я уже через переводчика спрашивала соцработника о своём деле. "Пока война, соцслужба городов занимается размещением тех, кто остался без жилья вообще, в эвакуации. А время идёт...
Я прожила в России 22 года своей жизни, правда, при СССР. Мне главное - это мир и порядок в городе. И приватизированная с 1984 г квартира - это многого стоит даже в таком месте, как ЛНР! Антисеметизм, о котором трубят из всех утюгов, меня не волнует.
В Северодонецке осталось 8 евреев. Против кого устраивать погромы?
До свидания. Будьте благословенны!

Вера Шляховер   14.12.2023 14:13   Заявить о нарушении
АнтисемИтизм. Опечатка.

Вера Шляховер   14.12.2023 14:18   Заявить о нарушении
Вера, здравствуйте!
Да у вас неплохие шансы все поменять в Израиле, раз вы себе хозяйка! В Украину возвращаться не вариант - можно попытаться все изменить здесь. Если нет желания у соцработника бейт-авота(личных тут нет), то можно попытаться самим. Раз у вас нет проблем выхода, можно было бы съездить к соцработникам в Крайот - почему туда - я знаю этот город, обратимся в соцотдел, зайдем в заммэра - она юрист - может, что подскажет или посодействует. для этого не надо ждать окончания войны - хостели - это не отели, и там никто их посторонних не живет - только нуждающиеся в жилье пожилые люди. Это Израиль - тут бывает, что кажется безнадежным какое-то дело, а оно - раз - и получилось! Давайте попробуем! Мы ничего не теряем, кроме двадцатки шекелей на проезд. Я могу подъехать в Нагарию, которую тоже немного знаю, чтобы не вы не заблудились. В крайнем случае, у вас будет дневная прогулка - я вас приведу обратно. В Кармиэле, где я сейчас живу, хостель один, и город у нас русскоязычный наполовину, потому туда почти невозможно попасть.
Как говорится, "кто стучит, тому и открывают".
Если согласитесь, я предварительно проверю часы работы соцотдела, в мэрии надо отлавливать чиновников, ну и город посмотрите - там русских тоже примерно 30%, да как и в Нагарии, наверное. Только у вас в Нагарии плюс - наличие моря, чего нет в Кирьят-Ата, но там всегда было больше шансов получить хостель.
Разговаривала о вашей ситуации с невесткой, которая лет 10 назад работала старшей медсестрой в бейт-авоте. Она сказала, что у вас может быть тревожное состояние, которое не позволит жить без присмотра, и вас не отпустят, а вам и посторонним могут об этом не сказать - только близким.
Попросите работников, говорящих по-русски, помочь в в качестве переводчика и спросить у врача, нет ли каких-то ограничений сейчас для отдельного проживания в хостеле или на квартире. Все это не так уж сложно устроить, если кто-то поможет в первые несколько дней или недель. Потому обычно приезжают к кому-то из близких, чтобы перекантоваться несколько дней, пока оформят документы, в поликлинике запишутся и найдут жилье.
В крайнем-перекрайнем случае вы всегда можете вернуться в свою Украину, когда будут летать самолеты. Хотя, вам туда надо добираться через РФ, наверное - но не будем о плохом!
У вас есть время подумать и решиться! Что вы теряете, если мы попытаемся узнать конкретнее? Ничего!
Доброго здоровья!
Таня.

Татьяна Хожан   14.12.2023 21:51   Заявить о нарушении
Отказаться от Вашего предложения- это показать, что я - полная дура. Мне вообще многое не нравится в Израиле. Чужбина и климат тяжёлый для меня. Я верующая и хочу знать Божью волю по своему делу. Поступить надо так, как хочет Бог, а не как я хочу.
Если Вас так тронула моя судьба, то давайте для начала созвонимся по Ватсап. Мой телефон +972-53-52-58-147. У Вас, наверняка, есть Ватсап.
Звонить мне можно с 15 до 20 часов. В другое время я или на занятиях с инструкторами, или в столовой, могу "отключиться" под действием препаратов. По обычному телефону я не отвечаю на незнакомые номера, т.к. замучили мошенники, пытающиеся выведать данные банковских карт.
В субботу я говорю по телефону. Я не датишная. Но со дня на день всем в БА должны измерять давление. Для меня это - тревожное ожидание. Давайте начнем в йом ришон. Надеюсь, что сегодня- завтра процедура будет закончена. Нам всем измеряется АД два раза в месяц.
Я созвонилась по Ватсап даже с Фаиной Нестеровой, которая дала Вам мои координаты. Она вышла на меня и написала мне, а я сама её вызвала.
Замечательная русская женщина, каких мало. У неё большое и очень доброе сердце. Она на полном серьезе приглашает меня приехаьь к ней пожить. Её даже не волнует, что я больная, на учете у психиатра, не волнует моё финансовое положение. А ей 86 лет и она даже не седая и не красит волосы!
А в Луганской обл бывшей Украины - больше года власть РФ. Украины там уже не будет.
Шабат шалом! Будьте благословенны!

Вера Шляховер   15.12.2023 09:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.