Новенький

Глава 1

Шёл сентябрь одного из «нулевых» годов. Погода в Москве была на редкость солнечная и тёплая. На работе у меня тоже всё было хорошо. Фирма, в которой я тогда трудился, снимала помещения под офис в современном бизнес-центре недалеко от метро. Нам (персоналу) своевременно и полностью перечисляли на банковские карты зарплату, оплачивали отпуск  и даже компенсировали часть стоимости обедов в столовой, которая находилась на втором этаже в нашем здании. А нескольким сотрудникам из числа «старожилов» (мне удалось попасть в их число) даже выделили места на подземной парковке. Это было давно. Мы тогда только переехали в новый офис и было нас человек тридцать, а не около ста, как сейчас. Ещё и автомобилями в то время владели далеко не все, поэтому машино-места достались почти всем желающим и почти без скандалов.

С тех пор пропуск на парковку стал неформальным символом, определяющим реальное, а не по штатному расписанию, место сотрудника в иерархии нашей фирмы. Своеобразная карта члена элитного клуба. У нас даже при увольнении этот пропуск забирали сразу и отрабатывая две недели людям приходилось добираться до работы на метро или на такси: с парковкой около нашего офиса было плохо и день ото дня становилось только хуже. В этих условиях сложно переоценить наличие своего, гарантированного места на подземной стоянке!

Но, как обычно и бывает, всё хорошее, рано или поздно заканчивается. И в один солнечный сентябрьский денёк вдруг выяснилось, что если срочно не принять меры в оставшиеся несколько дней месяца, то третий квартал наша фирма закончит с убытком. Впервые за несколько лет работы! Как на это отреагируют владельцы фирмы было неизвестно, так как такого ещё не было. Но явно не похвалят, а, может быть, кого-то даже выпрут взашей.

Наш генеральный директор, возглавлявший не только зарплатную ведомость фирмы, но теперь, как он считал, и список тех, кому скоро выдадут трудовую книжку на руки, слегка занервничал и от этого засуетился. Едва узнав про убыток и, в своей манере, проверив эту информацию, он зачем-то приказал собраться всему коллективу фирмы в конференцзале бизнес-центра, усадил своего заместителя и начальников отделов в президиум, а сам вышел на трибуну.

Когда все расселись, шеф начал свою речь. Он всегда был слегка косноязычным, любил вставлять в свои монологи (не всегда к месту) цитаты, поговорки и истории из его многолетней службы в МВД. Зато слушали его всегда внимательно, а в этот раз – тем более, потому что подготовиться к выступлению у него не было времени, значит нас ждал экспромт, а они ему особенно удавались.

В начале своей речи наш предводитель ёмко описал текущую ситуацию новым для большинства слушателей выражением «находящаяся в начальной стадии ожирения область расположения седалищного нерва». Первое слово я угадал сразу: «полная». Второе – чуть позже, поскольку перебирал варианты.

Тем временем оратор перешёл от общих тезисов про то, что нам всем из-за убытка фирмы будет плохо, к тому как конкретно нам будет плохо: отменят отпуска, лишат премий, уволят. А своеобразной кульминацией монолога шефа стала аналогия которую он увидел в нашей текущей ситуации с битвой трёхсот спартанцев против армии персов в 480 году до н.э. И призвал повторить подвиг маленького отряда.

Никто кроме самого руководителя, аналогию в этих событиях не видел и не знал, что теперь делать, чтобы повторить подвиг. А наш предводитель, тем временем, потрясывая кулаком и постепенно повышая голос убеждал нас прочувствовать ответственность момента, объединиться (с кем?) и взять на время в руки оружие (какое?) для решающей битвы (опять же – с кем?). А в самом конце своей речи шеф вбросил лозунги про «плечо к плечу», «победу любой ценой» и даже вэдэвэшное «никто, кроме нас!».

В зале стояла тишина. Весь президиум, повернув головы в сторону оратора, с удивлением смотрел на него. Мы в аудитории тоже с интересом ждали продолжения. Шеф, как потом оказалось, не просто замолчал - он выдерживал паузу. Проведя взглядом по лицам шокированных его речью членов президиума, наш руководитель резко повернулся к аудитории и усиленным микрофонами голосом возвал, подняв обе руки вверх:
- Вы готовы?!
- Ой! – вырвалось у одной из сотрудниц в полной тишине.

Члены президиума молча переглядывались. Никто из слушателей после речи предводителя не встал и не начал стучать древком копья по щиту, скандируя: «Спарта! Спарта!». Никто даже не крикнул в ответ: «Да! Веди нас, капитан!».

Кто-то, явно из новых сотрудников, шёпотом спросил:
- Может надо похлопать?
- Нет! Не вздумай! – тут же два голоса тоже шёпотом пресекли инициативу.

Шеф же, явно ожидал от нас более эмоциональной реакции, но, как уже бывало, он снова переоценил свои ораторские способности. Тогда он обвёл тяжёлым взглядом собравшихся и продолжил без всякой лирики.
- Значит так! План по кварталу должен быть выполнен. Никаких убытков! Ясно? За невыполнение начальники отделов будут уволены.

По рядам собравших прокатился гул. Вот это поворот! А шеф продолжил, поочерёдно посмотрев на начальника нашего отдела Серёгу и начальника смежного отдела Костю:
- Тебя завтра жду в девять часов, а тебя - в десять. Ваши планы на третий квартал поднимаю на десять процентов. Утром предоставите мне свои предложения. Понятно?
- Да, - громко ответил Костя.
- Непонятно, только за счёт чего? И в такие-то сроки, - пробубнил мой непосредственный начальник.

Шеф ещё более тяжёлым взглядом посмотрел на него:
- Тебе непонятно? Тогда от тебя жду не плюс десять, а плюс пятнадцать процентов. Ещё вопросы есть?
- Нет!
- Ну, вот и хорошо. Все свободны.

После совещания Серёга отпустил свой отдел по домам, сказав, что знает, что делать и справится с этим сам. По законам Голливуда, я должен был его спросить: «Ты в этом уверен?», но не успел, так как он хлопнул меня по плечу и сказал: «Он хочет Спарту? Он её получит. Езжай домой».

На следующий день я опоздал на работу минут на тридцать, поэтому когда пришёл в офис, мой непосредственный руководитель эти полчаса уже находился в кабинете у шефа. Атмосфера в офисе была наэлектризована, все слонялись туда-сюда, кидая взгляды на коридор, ведущий к «логову» генерального директора. Серёга должен был появиться в нём, но его всё не было.

Учитывая крутой нрав шефа и вспыльчивость своего непосредственного начальника, их встреча могла закончиться чем угодно. Поэтому я даже не стал включать компьютер, а плюхнулся в своё кресло, повернув его так, чтобы видеть коридор. Тут ко мне подошёл наш новый молодой сотрудник.

- Лёш, а правда, что могут весь отдел уволить? – озвучил он мысль, витавшую в то утро в головах у многих.

Звали его Сашей, он у нас работал недолго и, понятное дело, волновался. Я посмотрел на него, затем на часы и снова на него. «Новенький» даже познакомиться, наверное, со всеми не успел, то есть отлично подходил на роль жертвы розыгрыша, да и мне нужно было время чем-то занять.
- Могут, - вздохнув, «успокоил» его я. – Ты вчера про Спарту слышал?
- Да.
- Ну тогда ты сам должен всё понимать, - я снова отвернулся в сторону коридора ведущему к шефу.
- Что «всё»? Я не понимаю.
- Ты фильм про спартанцев смотрел?
- Ну, да.
- Чем там всё закончилось помнишь?
- Их всех убили.
- Правильно. А почему?
- Там предатель врагов в тыл завёл.
- Вот именно. Ты только что сам ответил на свой вопрос.

Парень «завис» на несколько секунд. Я украдкой посматривал на него, стараясь не рассмеяться.
- А какая здесь связь с нашей фирмой? – наконец выдал он.
- Дело не в фирме, дело – в предателе. Олег Владимирович не будет тратить своё время, чтобы ерунду говорить! Это было зашифрованное послание. Да ты сам подумай: может он прямо заявить, что у нас завёлся предатель? Нет. Так мы его вспугнём! И что дальше? Предатель может залечь на дно и там затаиться. Как мы его доставать оттуда будем? А если мы его вообще не найдём? Что тогда делать? Вот то-то и оно! Поэтому вчера шеф послал нам сигнал: быть начеку и искать эту вражескую морду. Иначе нас уничтожат, как спартанцев. Понял?

Было видно, что он ничего не понял, но что-то усиленно обдумывал. Потом Сашка украдкой бросил на меня взгляд, вероятно прикидывая степень моей адекватности, но ничего явно указывающего на необходимость вызова санитаров не увидел и спросил:
- А как искать предателя?
- Я же говорю тебе: тут главное – не вспугнуть. Сначала нужно присмотреться к другим сотрудникам. Ты вчера слышал, что за нами закрепляют пятнадцать человек, а за отделом Костяна десять?
- Я думал, что это про рост прибыли говорили...
- Эх, молодой ты ещё! Конспирация это была. Конспирация, понимаешь? Мы с Серёгой вчера вечером уже предварительные списки составили. Каждому из сотрудников нашего отдела дадут в разработку по одному (кто по опытнее – тому двух) сотрудников фирмы. Сейчас шеф утвердит эти списки и вперёд!
- А что надо делать? Что значит «разработка»? Я никогда раньше этим не занимался.
- Да ладно! Серьёзно? Это - плохо. Тогда, наверное, тебя придётся отстранять. Я с Серёгой поговорю об этом. Ты испытательный срок-то хоть успел у нас отработать?

Сашка вытер вспотевшие ладони и с азартом сказал:
- Не надо меня отстранять! Я справлюсь! Что надо делать?

Я сделал вид, что задумался на пару секунд и ответил:
- Ну, давай попробуем. Не записывай, а запоминай.

Придумывать мне пришлось «на ходу»:
- Ты должен вести фиксацию всех действий и перемещений объекта. Во сколько он пришёл, во сколько ушёл, когда пошёл на обед, с кем пошёл, что на обеде ел. Чем подробнее, тем лучше.
- А если он в туалет пойдёт, это тоже фиксировать?
- Вплоть до номера кабинки! Он может там через тайник шифровку передавать или копии секретных документов и чертежей!
- Каких чертежей? – выпучил глаза Сашка.
- Ты ещё всего про нашу фирму не знаешь. Со временем и тебя допустят к этой информации, - с глубокомысленным видом ответил я и продолжил: - С туалетом у тебя могут быть сложности, но если не справишься, ругать тебя не будут.
- Какие сложности?
- За тобой закрепляют женщину - нашу новенькую бухгалтершу.
- Свету?
- Да, её, - подтвердил я, понятия не имея, о ком идёт речь, но краем уха слышав, что там кого-то недавно взяли на работу.
- Это всё?
- В основном – да. И главное – конспирация! Не забывай!
- Понял.
- Отчитываться будешь мне, через день. Или как только обнаружишь что-то важное. Если меня нет – тогда иди сразу к Серёге. Докладывать будешь устно, никаких бумаг! А сам заведи отдельный блокнот и веди в нём учёт в зашифрованном виде, чтобы никто (даже я!) не мог расшифровать твои записи. Понятно?
- Да!
- В принципе, можешь начинать хоть сейчас. Вряд ли нам уменьшат количество объектов наблюдения. Справишься?
- Да! Я не подведу! – с азартом ответил Сашка.
- Тогда можешь приступать.

Молодой сотрудник решительно направился в сторону бухгалтерии, а я с улыбкой на лице проводил его взглядом и продолжил наблюдение за коридором.

Вскоре пришёл Серёга. От шефа он вернулся в каком-то странном возбуждении и с тягой к активным действиям. Мы с ним вышли на улицу «на перекур», где могли поговорить без лишних слушателей.
- Лёха, нужно договориться о встрече с нашими казанскими друзьями! Как договоришься – лети к ним.
- Значит тебя, как ты не старался, ещё не уволили?
- Не дождётесь! Тут такая движуха намечается... Сейчас некогда, потом расскажу.
- И всё-таки, почему тебя не выперли?
- Всё просто: нужен только незаурядный талант и немного личного обаяния.
- Слушай, пока я не забыл: предупредить тебя хотел про новенького...
- Про Сашку? – перебил меня Серёга. – А что с ним? Мне показался нормальный парень.
- Да нормально с ним всё! Я ему сказал, что мы тут списки составили...
- Сказал и сказал. Не грузи меня этой темой. Лады? Вообще возьми его «под крыло», чтобы он быстрее обтесался. Договорились?
- Даже не сомневайся: обтешется так, что ты его не узнаешь!

Серёга пошёл раздавать указания остальным сотрудникам своего отдела, а я закурил, щурясь на Солнышке. Но идиллия длилась недолго.
- Купил! – раздался  радостный голос рядом.

Глава 2

После беседы со мной Сашка направился в сторону бухгалтерии, но вспомнив про блокнот изменил курс и пошёл к лифтам. Вчера, слушая выступления шефа, молодой сотрудник подумал, что попал на вечер встречи выпускников дурдома. Но сегодня после нашего с ним разговора он изменил своё мнение: «Нет. Это не выпускники. Этих надо ещё лечить и лечить».

Магазин канцтоваров известной фирмы был в холле на первом этаже. В отличие от количества покупателей, выбор блокнотов в нём оказался огромным. Едва Саня остановился у одного из стеллажей, как к нему подошла симпатичная девушка-продавец и поинтересовалась, чем она ему может помочь. «Помогите мне сегодня приготовить романтический ужин для нас двоих у меня в квартире. Во сколько за Вами вечером зайти?» - хотел сказать Санёк. Но вслух произнёс:
- Мне нужен блокнот для конспиративных записей.
- Что, простите? Я не поняла.
- Вот и я не понял. Думал, может быть Вы знаете. Ладно, покажите какой-нибудь небольшой блокнот в неяркой обложке. Подешевле который!

Просмотрев несколько вариантов, он остановился на экземпляре с пятнистой зелёной обложкой имитирующей армейский камуфляж. Оформив покупку, Санёк решил ненадолго выйти на улицу и там сразу наткнулся на меня в лучах солнца, с прищуренными глазами и сигаретой в руке. «Ну и фирма!» - снова про себя подумал он, а вслух, подойдя ко мне, сказал:
- Купил!
- Молодец! Теперь продавай, - ответил я, открывая глаза.
- Не понял.
- А, это – ты? Я думал, что это – мой брокер.
- Кто?
- Не заморачивайся. Что купил-то?
- Вот. Как ты и сказал - парень вынул из пакета пятнистый блокнот.
- Ты с ним по зарослям будешь лазить? – усмехнулся я. - Взял бы какой-нибудь неприметный. Серый, например. Хотя, какая разница? Главное - его наполнение. Начал уже записывать?
- Тут это, такое дело, - промямлил Санёк. – Давай отойдём.

Мы зашли за угол здания и молодой сотрудник поведал мне о своей проблеме. Он считал, что его взяли к нам на работу «по-блату». Что его резюме, чуть ли не лично в руки шефу вложил какой-то «знакомый знакомого знакомого» его отца и дополнительно, якобы, ещё поручился за Сашку. И так как только благодаря такой протекции его взяли на работу, то теперь мой коллега не имел морального права вылететь из фирмы. Хотя бы – до конца испытательного срока.

Я хмыкнул. Умеют же некоторые приписывать себе заслуги, которые к ним вообще не относятся! На самом деле всё было немного иначе. Где-то в середине июня Серёга попросил меня к нему зайти. Ему кто-то в головной структуре шепнул на ушко, что все незаполненные на конец полугодия вакансии будут аннулированы («сгорят»). У нас в отделе была одна такая позиция.
- Надо срочно хоть кого-то взять! – сказал Серёга. – Потом уволим, если ошибёмся.
- У этой вакансии зарплата маленькая. Она уже месяц в Интернете висит. Вряд ли кого-то за оставшееся время найдём, - ответил я.
- Давай без опыта!
- Учить придётся.
- Если толковый будет – научится, ну а если нет – не Судьба. Зато вакансию сохраним. Вот смотри я пару резюме из Интернета распечатал. Глянь. Потом скажешь своё мнение.

Серёга дал мне два листочка бумаги, а сам продолжил что-то печатать на компьютере. Я посмотрел. В этих резюме тоже никто не написал, что хочет много денег и мало работать. Зато оба кандидата считали себя неконфликтными, легко обучались новому и, обладая правами категории В, умели работать в команде. Мечта любого таксомоторного парка! Ещё они, якобы, были готовы к командировкам без ограничений. Но, как показывал опыт, здесь потом частенько выявлялось лукавство: многие имели ввиду поездки в Лондон, Париж, Женеву и Нью-Йорк, а не в такие города нашей Родины, куда добраться можно было только по «зимнику» или вертолётом.

- Вроде ничего, - сказал я, возвращая бумаги.
- Пригласи обоих, побеседуй. Возьмём лучшего. Или худшего. Главное – чтобы человек в штате был до 30 июня.

Я вызвал обоих на следующее утро с интервалом один час. Но меня куда-то срочно отправили и встречался с кандидатами Серёга. По всем номинациям победил Санёк: он не опоздал, был готов выйти на работу хоть на следующий день и честно сказал, что раньше такой работой ему заниматься не приходилось, тут же пообещав всему быстро научиться.

Шеф приёмом на работу рядовых сотрудников не занимался, поэтому резолюции Серёги хватило, чтобы кадровики начали оформление нового сотрудника в штат.  Так в конце июня Сашка вышел к нам на работу с испытательным сроком три месяца. Несложный подсчёт показывал, что он заканчивается совсем скоро.

- Так в чём проблема? Тебя, вроде бы, пока не увольняют, – спросил я коллегу, решив не рассказывать ему настоящую историю трудоустройства, чем мог испортить отношения его отца со знакомыми.
- Лёш, только без обид! Понимаешь, меня на эту работу брал Серёга. Я знаю, что ты фактически его зам, но формально мой начальник он. Можно мне у него получить подтверждение, что нужно выполнять твои распоряжения?
 
«А парень-то совсем не дурак! – промелькнуло у меня в голове. – Осторожный! Молодец! Ну ладно, сейчас я тебе покажу полномочия!».
- У тебя есть номер Сергея? – спросил я, нахмурив брови и вообше стараясь изобразить что меня сильно оскорбили его сомнения.
- Есть.
- Набирай и ставь на громкую связь.
- Лёш, не надо. Я без этого начну делать, а потом, как-нибудь при случае, спрошу.
- Нет, теперь надо. Звони!
- Слушаю, - ответил Серёга.
- Привет, ещё раз, это Алексей. Мы с Саней на громкой связи. Вопрос касается моих  полномочий.
- Это, как минимум, уже интересно. Слушаю.
- Ты сказал мне взять на себя вопрос со списками и взять «под крыло» Сашку. Правильно?
- Да.
- У него вопрос: должен он выполнять мои распоряжения?

Из трубки донёсся глубокий вдох-выдох Серёги, а потом она едва не лопнула, издавая звуки на пределе мощности динамиков:
- Вы там совсем сбрендили, что-ли? Вам заняться больше нечем? У нас тут Спарта во весь рост, причём уже второй день идёт, а вы что делаете? Лёша, что у нас по Казани? Ты связался с ними? Или ты теперь тоже не знаешь, выполнять тебе мои команды или нет? Хочешь я у шефа спрошу? А тебе, Александр, что непонятно? Тебе опытнейший сотрудник фирмы задачу ставит, а ты ещё думаешь, выполнять её или нет! Выполнять!!! И учиться у него всему, что он умеет. Такое не всем выпадает. А вы устроили тут! Лёш, если он ещё раз твою команду не выполнит, пиши докладную на имя шефа, мы его по статье уволим – я прослежу. И почему я слышу шум улицы? Вы где вообще шляетесь? У вас ещё вопросы ко мне остались? Нет, тогда за работу. Алексей, зайди ко мне.

Саша выключил телефон и вытер пот со лба. Его лицо было морковного цвета.
- Ну, вот всё и уточнили, - сказал я. – Пойду за добавкой.
- Лёш, извини. Это из-за меня так получилось.
- Проехали.

Глава 3

- Что ты там задумал? – спросил меня Серёга, когда я закрыл за собой дверь в его небольшом кабинете.
- Совсем немного, - ответил я и рассказал вкратце суть розыгрыша.
- Время ты конечно выбрал...
- Какое?
- Никакое! Не самое удачное... Короче, Лёш, давай так: не в ущерб работе! За день-два получится – хорошо. Если нет – то поржём потом.
- Договорились. Я пошёл?
- Давай. И не хлопай снова сильно моей дверью! Разобьёшь еще!
- Говорю тебе ещё раз: нормальные люди двери и стены из стекла не делают.
- Это – современно!
- Даже поросёнок Ниф-Ниф... – назидательно начал я, вставая с кресла.
- Иди уже! - Серёга кинул в меня скрепку.
- Я уже не говорю про Нуф-Нуфа! А тем более Наф-Нафа...

Он кинул в меня ластик, но не попал, так как я уже был в коридоре. В этот раз у меня не было цели его дразнить, но я снова не смог тихо закрыть его стеклянную дверь. Опять получилось  с грохотом, опять Серёга тряс кулаком в мою сторону.   

Офис нашей фирмы располагался на десятом этаже пятнадцатиэтажного здания и был организован при принципу Open Space с кабинетами для руководителей и большим помещением для сотрудников, где рабочие места разделены перегородками. Это считалось очень современным и должно было способствовать коммуникациям сотрудников между собой. На самом деле такая рассадка с непривычки раздражала громкими разговорами коллег за соседними столами и была идеальной, разве что, для распространения вирусных инфекций в коллективе.

Зато она значительно упрощала решение поставленной Сашке задачи. Определить, на месте или нет объект его наблюдения, он мог просто встав со своего офисного кресла. Но самым удобным наблюдательным пунктом, откуда можно было даже послушать некоторые разговоры сотрудниц бухгалтерии, оказалось место у куллера с водой.

После эмоционального решения Серёгой вопроса с моими полномочиями, Санёк рьяно и беспрекословно приступил к выполнению задачи. Для начала он придумал шифр: каждому действию объекта наблюдения у него соответствовал свой значок. Что-то типа: кружок – пришла на работу, квадрат – ушла с работы, треугольник – разговаривала по мобильному телефону, ёлочка – пошла в туалет и так далее. Для обозначения времени события он ввел систему увеличения первого регистра в часах и минутах на порядковой номер дня недели. Например, в понедельник 08 часов 50 минут – он записывал как «1860», а то же время во вторник уже шифровалось как «2870», в пятницу  это было «58100» и так далее. Короткие текстовые комментарии он делал смещая буквы по алфавиту вправо на порядковый номер недели в месяце. Например, «мама» в первую неделю месяца было «нбнб», во вторую неделю – «овов» и так далее. Где и когда он этого понабрался – было неизвестно (скорее всего, в Интернете), но получилось очень неплохо. Во всяком случае сходу, в этих «звёздочках-ёлочках» разобраться непрофессионалу было нереально. Сашка гордился собой.

Кто была эта Света? Тридцать с «хвостиком», замужем, дочь-школьница. На работу к нам вышла на месяц раньше, чем Сашка. В бухгалтерии отвечала за участок «зарплата и прочие выплаты сотрудникам фирмы». Жила она с семьёй в квартире в нескольких остановках метро от офиса, причём на прямой ветке. Это было удобно.

Женщин в фирме было немного: главбух, три бухгалтера (со Светой стало четыре), секретарь, начальник отдела кадров и по одной в юридическом и финансовом отделах. С одной стороны - немного, с другой - достаточно, чтобы погонять сплетни, а также с кем-то или против кого-то подружиться. В общем, и по этой части её всё устраивало.
 
Сашка успел несколько раз сходить попить воды из куллера и его блокнот начал заполняться информацией, как наступило время обеда. Света с одной из коллег пошли в столовую перекусить. Молодой сотрудник устремился за ними, помня, что должен зафиксировать рацион питания объекта наблюдения.

Работа столовой была организована по классическому образцу: поднос, лоток с вилками-ложками, салаты, первое блюдо, второе блюдо, булочки, хлеб, компот, касса. Санёк хотел встать в очереди сразу за Светой, но арендаторов в бизнес-центре было много, обед у большинства из них начинался в одно и тоже время и в столовой в это время всегда было полно народа. Не очень вежливо работая локтями, он всё-таки влез в очередь человек через пять после Светы, достал свой блокнот и приготовился вести записи. Но тут его ждало разочарование. То, на что раньше он не обращал особенного внимания, грозило ему не выполнением части задания. Это были коллеги тех, кто был между ним и Светой. Сначала там было человек пять. Но ещё до того, как Сашка взял поднос их число удвоилось! Как будто продолжая ранее начатый разговор, к ним подходили коллеги из их фирм и вставали впереди того, кто честно стоял в очереди. Но самой большой наглостью было то, что к тем, кто влез без очереди также подходили уже их знакомые и тоже втискивали свой поднос между нашим сотрудником и объектом его наблюдения.

Санёк не выдержал:
- Блин! Вы всей фирмой так будете влезать? Сколько вас там ещё будет?

Повариха на раздаче попыталась его успокоить:
- Не шумите, молодой человек.
- Да они обнаглели совсем! – не унимался наш сотрудник.
- Они со мной стояли, просто отошли. Понял? – сказал крепкий парень из очереди впереди Сашки.
- Сейчас ты у меня поймёшь! – Санёк швырнул блокнот на свой поднос и двинулся к оппоненту, отодвинув рукой какую-то невысокую девушку оказавшуюся на его пути в сторону.

Раздался женский визг.
- Прекратите немедленно! – закричала повариха.
- Мы сейчас закроем столовую! – вторила ей кассир.
- Позовите охрану! – крикнул кто-то в конце очереди.

Охрана комплекса появилась очень быстро и разрулила ситуацию очень просто: и Сашку, и того крепкого парня по одному выпроводили из столовой, записав их данные в какой-то журнал.

Глава 4

- Главное правило наблюдателя – самому оставаться незамеченным, - внушал я молодому сотруднику. – А что сделал ты? Ты привлёк к себе внимание не только своего объекта, а ещё целой толпы людей.
- Так получилось, - понурив голову и глядя в пол бубнил Санёк.

«Молодец парень! – думал я. – Меня самого достали эти «я тут стояла». Может теперь хоть на пару человек их станет меньше».

О своём «провале» молодой сотрудник доложил мне сразу. Я лицемерил, отчитывая его, но не мог иначе.
- Ладно, пусть это будет тебе уроком, - решил закончить я этот неприятный нам обоим процесс. – Пошли пообедаем. Ты ведь остался голодным.
- Не получится: они сказали мне у них не появляться.
- Прямо так и сказали?
- Да.
- Ну это мы ещё посмотрим. Пойду, загляну к ним на огонёк. Если что, то тебе хотя бы сэндвичей купить?
- Да. Если можно, два с курицей.

Я спустился на лифте на второй этаж, вошёл в столовую и направился к двери с табличкой «Администрация».
- Разрешите? – постучавшись, я заглянул внутрь.
- Заходите. Что Вы хотели? - медленно произнося каждое слово, сказала одна из двух, находящихся внутри женщин в белых халатах.
 
Они сидели за двумя столами лицом к лицу, одна (помоложе) что-то диктовала из записей в тетрадке, а вторая (постарше) вносила эти данные в компьютер.
- Я по поводу сегодняшнего инцидента.
- Проходите, присаживайтесь, - всё также медленно и не поворачивая в мою сторону голову, сказала та, которая использовала в работе самые современные достижения технического прогресса, продолжая одним пальцем тыкать в клавиатуру. – Так что вы хотели?
- Спасибо, постою. Хочу немного. Чтобы моего сотрудника кормили, также как всех остальных.
- Это как-то связано с той дракой? – продолжая меня игнорировать, спросила старшая (явно не только по возрасту, но и по должности) младшую.
- Других инцидентов сегодня не было, - ответила та.
- Что я хочу вам сказать, милейший? Виновный должен быть наказан. Мы все хотим справедливости, но часто забываем про уважение друг к другу.

Мне едва хватило терпения, чтобы дождаться конца этой длиннющей (в её исполнении) фразы.
- Узнал! - я щелкнул пальцами на руке. – Это - Дон Карлеоне из фильма «Крёстный отец»!
- Что-о-о? -  она впервые посмотрела на меня.

Хриплым голосом я процитировал, пытаясь выдерживать паузы и соблюдать интонации как в оригинале у Марлона Брандо:
- «Ты пришел и говоришь: Дон Карлеоне, мне нужна справедливость. Но ты просишь без уважения, ты не предлагаешь дружбу».

«Младшая» прыснула, прикрыла руками рот и, выдавив из себя «Я на минуточку», почти бегом покинула кабинет. Из-за двери послышался смех.  Я подошёл к столу «старшей» и сказал ей:
- Драки, как таковой не было. Пострадавших и заявлений нет и быть не может. Снимать побои не с кого. У вас тоже ни одной тарелки не разбили, значит ущерба нет. У ЧОПа там висит камера – всё заснято. Вопросы могут быть к вам: почему обслуживаете без очереди, провоцируя конфликтные ситуации и что делали вы во время перепалки двух молодых людей. Кстати, мой боец - не тот, который пропустил без очереди, а тот, кто сделал замечание. Кормите парня на общих основаниях и давайте забудем об этом недоразумении.

Она ответила абсолютно нормальным голосом:
- Понятно. Авторитет свой хочешь поднять. А мне это зачем? Ты с моим вон что сделал. Лера до сих пор не вернулась. Ржёт сейчас где-нибудь. А если я откажусь? Что будешь делать? Пакостить начнёшь? Приносить тараканов и в суп их подкидывать? Проходила я уже всё это и не раз.
- Ладно, отказываетесь – значит отказываетесь. Что время терять? – я пошёл к выходу.
- А я ничего и не запрещала. Если трезвый и в чистой одежде – кто  его выгонит? Пускай кушает, на здоровье! – вроде бы, она даже слегка улыбнулась.

Дверь открылась и на своё место прошла Лера.
- Вот, кстати, мой заместитель. Можем у неё уточнить. Ты в зале давала команду кого-нибудь не обслуживать?
- Нет, Маргарита Павловна.
- Вот видите... Забыла, как Вас?
- Алексей, - подсказал я.
- Вот видите, Алексей! Это у Вас какая-то ошибка.
- И ещё, Лера!
- Да, Маргарита Павловна!
- Я тут подумала и решила, что нам надо таблички сделать «посетители обслуживаются строго в порядке очереди» и поваров на раздаче нужно ещё раз проинструктировать, чтобы следили за этим и не обслуживали наглецов. А то ещё конфликты какие-нибудь на этой почве у посетителей начнутся. Оно нам надо? 
- Поняла, Маргарита Павловна! Сегодня же сделаем.
- Возьмите мою визитку, Алексей. Будут вопросы – звоните.

Теперь надо было идти в ЧОП. Санёк не понял, что его данные записали не «куда-то», а в рабочий журнал. На основе таких записей ЧОП каждый день делает отчёт по объекту, который утром следующего дня попадает на стол собственникам бизнес-центра и директорам всех фирм-арендаторов. Такое яркое событие как драка (а как назовёт ситуацию ЧОП – неизвестно) без внимания точно не останется и точно будет в отчёте завтра утром у нашего шефа.  Но прежде, чем идти в ЧОП, я сначала посетил алкогольный отдел минимаркета через дорогу от бизнес-центра, купил там магарыч и только потом, вернувшись в наше здание, подошел к охраннику на «вертушках». Его лицо показалось мне знакомым и я без всяких предисловий спросил:
- Привет! Начальник у себя?
- Привет, - похоже он знал меня в лицо. – У себя или в «дежурке», но точно здесь.

Я уверенно направился к двери с табличкой «1 – 01» в самом дальнем углу холла. Но проходя мимо двери с табличкой «Комната охраны», мне показалось, что я слышу оттуда знакомый мне голос на фоне периодических взрывов мужского смеха и постучался. Внутри всё затихло, меня рассматривали через «глазок». «Это Лёха-пулемётчик» - раздалось наконец и дверь открылась. Я вошёл под приветственные возгласы и поздоровался поочерёдно со всеми присутствующими за руку. В маленьком помещении было пять крепких ребят в униформе с надписью «ОХРАНА» на спине и на бейджиках и один тщедушный мужчина в костюме и при галстуке. Трое из пацанов точно были в тот июньский день на дежурстве, я их вспомнил. А двоих оставшихся, похоже, не было. «Новенькие. Везёт мне на них!» - подумал я и сказал тому, что был без формы:
- Дим Димыч, я к Вам. По делу. 
- Что на этот раз? Танк? – спросил тот и раздался врыв смеха.
- В этот раз ничего такого не будет. Переговорить бы?
- Ну, если по делу, то пошли ко мне, поговорим.

Мы вышли из душной комнаты и пошли к двери с номером «1-01».
- Почему «пулемётчик»? – услышал я, уже в спину, как спросил один из двух «новеньких» трёх «старожилов», потом закрылась дверь и ничего не стало слышно.
- Да, вошли вы в Историю, - сказал Дим Димыч пока мы шли к его кабинету. – На всех семинарах для руководителей ЧОПов про вас рассказывали. Даже сейчас кое-где задачки ещё попадаются, как должен вести себя в такой ситуации сотрудник охраны, как начальник смены, как директор ЧОПа.

Дело было в июне прошлого года. Близился День рождения шефа и в тот год была  очередь нашего отдела выбирать и покупать ему подарок. Остальные просто сдавали деньги и не заморачивались. Времени было ещё много, когда Серёга его нашёл. Это был ручной пулемёт Дегтярёва (ДП-27) со сточенным бойком и распиленным стволом. Продавался он в обычном (не через Интернет) магазине и к нему выдавалась бумага, что изделие оружием не является. «Поставит на даче около камина. Зато подарок запомнится. И вообще, людям скульптуры дарят, а чем они лучше?» - подумали мы и купили пулемёт. Серёга обмотал его старым одеялом и положил в багажник своей машины. Да так и катался с ним по Москве дней десять. Благо его не тормознули за это время в рамках какого-нибудь «Перехвата». Время пролетело незаметно и вот настал торжественный день.

Охрана бизнес-центра пропускала всех через рамку металлоискателя, а вещи - через сканер по ленте. Как в аэропорту. Разве что порог по металлу бы выше и обходились без снятия ремней и наручных часов. А если что-то всё равно неуловимо «пищало», то использовали ручной металлодетектор для поиска источника. Внос и вынос техники оформлялся бумажными пропусками. На входе в здание с парковки было тоже самое. Короче, всё было строго и среди арендаторов даже гуляла байка, что одну женщину не пустили в здание с набором кухонных ножей.

У нас ножей не было. Был пулемёт. Любой, кто служил в армии (а в ЧОПах, понятное дело, такие часто попадаются) опознал бы его как настоящий (а он таким и был!) и с десяти метров, и с пяти, и с одного...

И тогда мы решили действовать прямолинейно. Чтобы что-то внести нужен бумажный пропуск? Сделаем. Распечатали, заполнили. В графе «наименование» указали «сувенир-пулемёт, оружием не является», подписали пропуск у зама и, не вынимая подарок из одеяла, подошли к охраннику на входе. Серёга – с пропуском и бумагой про то, что это не оружие, а я с «сувениром» на плече.
- Что у вас там? Лыжи? – спросил охранник и протянул руку за пропуском. – Ну так кладите на ленту, вы же порядки знаете.
- Нам бы старшего смены или кого-то ещё из руководства увидеть. Позовите. Без них нам не обойтись, - сказал Серёга, отдавая бумажки.
- Это почему ещё?

Посмотрев пропуск, стражник открыл рот, перевёл взгляд на меня, на одеяло, почему-то слегка согнул ноги в коленях и начал медленно свободной рукой тянуться к электрошокеру.
- Пулемёт? – осипшим голосом негромко спросил он меня и сам кивнул.
- Не настоящий, - также негромко сказал я.
- Зови старшего смены,  - сказал Серёга второму охраннику, который должен был заниматься просвечиванием вещей на ленте, но смотрел на своего напарника. – Быстрее!
- Угу. Покажи краешек, - первый охранник слегка отодвинул кусок одеяла внизу куля, и увидел лакированную поверхность приклада.

Видимо ранее он встречался в жизни с такой деревообработкой, поэтому быстро идентифицировал то, что увидел. Он тут же отпрыгнул назад, выставил электрошокер (как пистолет) вперёд и закричал в рацию на плече:
- Красный! Красный код! Третий пост! Приём!

 Долго держать на руках пулемёт оказалось тяжело и я аккуратно положил его на пол. Разворачивать снова не стал. Но он итак эффектно лязгнул под одеялом. Видимо забыв или просто не зная, что им надо делать дальше охранники «держали нас на прицеле» шокеров и ждали подмогу. Постепенно холл стал заполняться «зеваками», всё больше было тех, кто снимал происходящее на телефон. «А если снять одеяло...» - подумал я.

Перед самым прибытием подмоги охранники обнаружили, что вовсю идёт бесконтрольный вход и выход людей на их посту и решили перекрыть его, но не успели.

Сбежалась толпа охранников и последним степенно пришёл Дим Димыч. Быстро вникнув в ситуацию, он чёткими командами за минуту (максимум - за две) восстановил рабочий режим на посту. Дежуривших охранников, нас с Серёгой и пулемёт (его мне нести не дали) он отправил в «дежурку». Выставил на пост новых ребят и громко объявил «зевакам», что это было учебное мероприятие охраны, всё прошло по плану, а сейчас всех просят разойтись.

В комнате охраны пулемёт положили на стол, сняли наконец с него одеяло и все присутствовавшие сотрудники ЧОПа с восхищением принялись его рассматривать. Дим Димыч изучил бумагу, что это – не оружие и сказал, что сам может таких справок сделать хоть сто штук. Но, убедившись, что боёк спилен и ствол распилен, слегка расслабился.
- И что, теперь такое в магазинах продают? – спросил директор ЧОПа.
- Вот чек, - показал Серёга.
- И вы, значит, это Олегу Владимировичу хотите подарить?
- Да, у него сегодня День рождения. Проверьте.
- Я уже проверил. А когда он его унесёт с объекта?
- Так откуда мы можем это знать? Он же начальник, нам докладывать не будет.
- Ничего. Я сам с ним потом поговорю. Во сколько поздравляете?
- В 13:00.
- Принято. Значит так, «сувенир» остаётся здесь. В 12:50 мой сотрудник поднимет его к вам в офис (одеяло оставьте) и передаст тебе (он показал на Серёгу) для вручения уважаемому Олегу Владимировичу. А я ему попозже позвоню, поздравлю заодно. Понятно?
- Вполне.
- Бумаги тоже оставьте я на всякий случай для себя копии с них сниму. Разойтись!

С тех пор прошло больше года, а прозвище за нами, оказывается, ещё висит. Дим Димыч открыл дверь своего кабинета, первый вошёл внутрь и рукой предложил мне присесть. Закрыв за собой дверь, я сел на показанный мне стул.
- А чего Сергей сам не пришёл? – спросил меня хозяин кабинета. - Его же боец вляпался. Зазнался?
- Ну почему сразу вляпался и зазнался, Дим Димыч? Всё немного по другому. Бойца курировать поручили мне. О ситуации Серёга ещё не знает, я решил сначала с Вами поговорить.
- Продолжай.
- Мой сотрудник в столовой сделал замечание другому. Справедливое, надо отметить. Была перебранка, драки не было, пострадавших нет.
- Это я всё знаю. А до драки не дошло, потому, что мы вовремя вмешались.
- Кто бы с этим спорил, Дим Димыч. Ваши – молодцы!
- Продолжай.
- У Маргариты Павловны никаких претензий нет...
- Точно?
- Я только что от этого Дона Карлеоне в юбке.

Дим Димыч хмыкнул. А я продолжил:
- Она после нашего разговора даже решила таблички развесить, чтобы без очереди не лезли. Что-то типа «Обслуживание только в порядке очереди!».
- Во как! Ну, Павловне я сейчас позвоню, проверю про отсутствие претензий. Но чем мне теперь отчёт заполнить? Пустоту, так сказать.
- Вот я как раз собирался Вам исключительно для заполнения... – я поставил на стол магарыч в подарочной упаковке со звёздочками и изображением заснеженных гор.

Дим Димыч взял трубку телефона и набрал номер.
- Здравствуйте Маргарита Павловна! Как Ваше здоровье? ... И моё ничего. Спасибо!Тут до меня слухи дошли, что сегодня у вас кто-то без очереди лез, конфликт какой-то был ... Вот и я говорю, на моём объекте, тем более на Вашей территории такого быть не могло ... Да, Алексей кстати сейчас у меня... Хороший парень. Да... Ну, если ничего такого не было... Я тоже говорю, какие драки у меня на объекте? Распускают же сплетни... Мы драки уже лет пять не то что не прекращали, мы их не допускали!... Да. Главное не провоцировать... Молодёжь, кровь горячая... Да. Конечно... Кстати, может быть Вам таблички сделать? Ну, например: «Обслуживание строго в порядке очереди». Вам виднее, как там правильно написать... Уже делаете? Как мы с Вами, Маргарита Павловна в унисон думаем, чтобы на объекте всё было хорошо... Да. Конечно... И Вам всего доброго! До свидания!

Хозяин кабинета убрал магарыч в ящик стола и сказал мне:
- Лёша, что ты мне голову морочишь? Какая драка? Не было сегодня ничего подобного в нашей столовой. Я только что с их директором говорил. Ты слышал. Что мне теперь в отчёте за сегодняшний день писать? Ладно, разберусь. У тебя всё?
- Да, спасибо. До свидания.
- Бывай.

Я вышел на улицу и закурил. Под впечатлением работы старшего поколения я набрал Сашку.
- Что ты мне голову морочишь? Бутерброды ему принеси. Никто тебе посещение столовой не запрещал. Я только что с заведующей говорил. Выходи прямо сейчас, вместе пообедаем.
- Иду, - ответил молодой сотрудник.

Глава 5

Время работы нашей точки общественного питания в режиме «обед» было установлено с 12:00 до 15:30. В начале этого временного интервала еды было много и разной, а где-то с 15:00 могло не быть либо чего-то, либо всего. Зато у самой кассы всегда стояли полными два морозильных ларя: один – с мороженным, другой – с сэндвичами. Наверное, чтобы не было массовых голодных обмороков среди арендаторов.
Мы с Сашкой встретились в столовой примерно в 15:00. Народу почти не было. Еды тоже. Проскользив мимо ещё недавно наполненных салатами холодильников с прозрачными дверцами, я первым «подкатил» пустой поднос к «выдаче» первых и вторых блюд. Там стояла (значит что-то из еды есть!) повариха.
- Здравствуйте, что-нибудь осталось? – спросил я.
- Гороховый, макароны и одна порция бефстрогановов.

Санёк, изгибаясь как питон Каа из мультфильма про Маугли, методично осматривал каждый отсек холодильника, надеясь всё-таки найти хоть какой-нибудь салат. В это время кассирша куда-то позвонила по мобильному телефону.
- Ты всё будешь? – оглянувшись, спросил я молодого сотрудника.
- Угу, - ответил он мне и спросил повариху:
- А салатов никаких нет?

Это была та самая повариха, которая несколько часов назад пыталась криком остановить конфликт с участием Сашки. Она тут же его узнала и растерянно повернула голову в сторону кассирши. Та ей заговорщицки кивнула. Я внимательно смотрел то на одну, то на другую. Что-то должно было произойти. И произошло: пришли Маргарита Павловна и Лера.
- Это он? – спросила любительница образа итальянского мафиози.
- Да, - ответила повариха.
- Ну, здравствуйте, молодой человек!
- Здравствуйте!
- Что-то случилось, Маргарита Павловна? – спросил я.
- Нет, Алексей, просто хотела посмотреть на того, кто наводит здесь порядок, пока некоторые ничего не делают.

Она гневно посмотрела на кассиршу и повариху, те опустили головы.
- Вы пообедать? – вопрос был мне.
- Да.

Маргарита Павловна зашла за стойку выдачи, открыла поочерёдно крышки на баках, вздохнула и сказала:
- Присаживайтесь, вам сейчас всё принесут. Обед в честь знакомства за счёт заведения.
- Мы заплатим, - попытался возразить я.
- Идите, говорю, садитесь, - она махнула в мою сторону рукой, будто прогоняла муху.

Обед был шикарный! Несмотря на то (или «благодаря тому»?), что ничего из ранее перечисленного поварихой нам не принесли. А заплатить нам не дали простым способом: ровно в 15:30 кассирша всё у себя закрыла и ушла.

После того, как мы с Сашкой вернулись с обеда на рабочие места, я наконец-то занялся порученной мне «казанской темой». Минут через двадцать ко мне подошёл Серёга.
- Пошли. Шеф нас обоих вызывает, - устало сказал он. – Рассказывай, где ты успел накосячить?
- На самом деле – нигде. Но я как раз хотел к тебе зайти.
Серёга посмотрел в мой монитор и спросил, увидев там знакомую ему картинку:
- Что с «казанцами»?
- Дозвонился. Они думают. Созвон в шесть вечера, - я накинул пиджак.
- Хорошо. Пошли. Блин, чего шеф хочет?

Я понимал, что всё рассказать Серёге не успеваю, но делать вид, что я ничего не знаю, было с моей стороны неправильно. Когда мы вошли в приёмную шефа, его секретарь Наталья подняла на нас глаза и кивнув в сторону двери кабинета сказала:
- Заходите.
- «Закрой глаза, Роуз, и раздвинь руки. Ты мне доверяешь?» - процитировал я Серёге Джека в сцене на носу корабля из кинофильма «Титаник» и постучав, первый вошёл в логово руководителя:
- Разрешите?
- Блин! Значит, что-то было. Сейчас нам точно раздвинут! - вздохнул мой непосредственный начальник и вошёл следом.

Шеф восседал в своём кресле. Нам присесть он не предложил.
- А скажите мне, дорогие мои, что у вас сегодня было в столовой? И почему мне не доложили?

Было видно, что начальник раздражён, но далеко не в гневе. Вспомнив байку, что якобы сам Петр Первый говорил: «Подчинённый перед начальником своим должен иметь вид лихой и придурковатый», я ответил:
- Потому, что ничего, достойного Вашего внимания, там не было.
- Я сам буду решать, что достойно, а что нет моего внимания! – грозно прорычал шеф. – Понятно?
- Да.
- Мне только что позвонил директор турфирмы с восьмого этажа и сказал, что по факту драки его сотрудника с моим, он принял меры и уже наказал своего. И что он надеется, на симметричные меры с моей стороны, чтобы сотрудники занимались делом, а не превращали рабочее место в боксёрский ринг! Почему я был не в курсе? Что за драка, которую ЧОП разнимал? Ну! Я жду!

Мне хотелось посмотреть, закрыл ли Серёга глаза и расставил ли он руки. Но я не стал этого делать, а просто ответил:
- Директору турфирмы пора самому в отпуск: он, похоже, перетрудился. Никакой драки не было. Позвоните Дим Димычу, спросите у него. Если бы ЧОП разнимал драку – он бы точно был в курсе.
- Наталья! Соедини меня с директором ЧОПа! – нажав кнопку на селекторе, рявкнул шеф.
- Хорошо, Олег Владимирович! – ответила та. И буквально через пару секунд объявила: - Олег Владимирович! Директор ЧОПа.
- Здравствуй, Дим Димыч! Говорят, что мои там что-то отчудили? ... Не слышал? ... Да. Это точно. Сплетни у нас разные распространяют... Ну, ладно. Спасибо... Всего доброго!
- Можно ещё Маргарите Павловне позвонить и у неё уточнить. Уж она - точно в курсе: была драка в её столовой или нет.
- Не учи меня, что мне надо делать!

Шеф молчал и пронзительно смотрел поочерёдно на меня и на Серёгу. Потом хмыкнул, встал и подошёл к нам.
- Как вам это удаётся? Ведь драка была? Скажи!
- Драки не было. Если бы охрана кого-то разнимала, об этом бы знал директор ЧОПа и завтра утром Вы это увидели бы в ежедневном отчёте. А Вы там ничего не увидите.
- Да я если это завтра увижу, то я вас обоих...
- Не увидите!
- Не перебивай!!! Ладно, идите работать.

Шеф направился в своё кресло. Серёга потянул меня за рукав к выходу. Так и есть: он уже открыл глаза.
- И прикинь, Серёг, какой-то директор турфирмы говорит, кого нам тут у себя наказывать... – громким «шёпотом» сказал я, якобы, Серёге и аккуратно прикрыл за собой дверь.
- Наталья!!! – взорвался селектор в приёмной. – Соедини меня с этим начальником  туристов!
- Хорошо, Олег Владимирович! – ответила секретарь, отключила громкую связь и, посмотрев на нас, сказала: - А я всё думала, кого вы мне напоминаете? Точно: Джек и Роуз!

Глава 6

После визита к шефу я в кабинете у Серёги второй раз за один день выслушал его обоснованные, в общем-то, претензии, пообещал впредь сразу докладывать обо всех драках в которых участвовал и вернулся на своё рабочее место. После меня к нашему общему непосредственному начальнику зашёл наш коллега Женька, аккуратно закрыв за собой дверь. Но едва я развалился в своём кресле, как тот уже подходил ко мне.
- Здорово, Лёха! Есть пять минут?
- Привет! Для тебя – хоть шесть.

Жека сел на свободный стул и, убавив громкость своего голоса, сказал:
- Я только что хотел Серёге это доложить, но он меня к тебе отправил. Сказал, что это полностью твоя тема. Речь насчёт нового бойца, насчёт Сашки.
- А что такое?
- Ты его курируешь?
- Ну, да. Можно и так сказать. А что?
- Короче, он какой-то странный.
- Да мы все тут...
- Лёш, дослушай! Он сидит напротив меня через перегородку. Мне всё прекрасно видно. Так вот, что с ним я не знаю, но он сегодня весь день скачет.
- В каком смысле «скачет»?
- Сядет – встанет; сядет – встанет. Он точно кого-то конкретно высматривает, как будто проверяет, на месте этот человек или нет. Пока Санёк ходил на обед, я встал на его место и проследил направление взгляда. Знаешь, что я выяснил?
- Что?
- Что он интересуется кем-то в бухгалтерии!
 
Я вздохнул и сказал:
- Жека, от тебя я не ожидал! Ты считаешь интерес молодого человека к  молодой женщине ненормальным и идёшь с докладом об этом к начальнику?
- Ну, они там не все молодые. Да и странно это. А ещё он почему-то постоянно ходит к кулеру. Сегодня уже раз двадцать ходил.
- Может быть «сушняк» у человека?

Женька замолчал и посмотрел на меня.
- Раз ты его защищаешь, значит ты чего-то знаешь. Мог бы сразу меня остановить. Короче, я тебе всё рассказал. Делай с информацией, что хочешь. Я пошёл.
- Жека, без обид! – крикнул я ему вслед.

Но он отмахнулся и, ничего не ответив, ушёл. А где-то через полчаса точно такой же по своей сути разговор у меня состоялся ещё с одним коллегой.

Я позвонил Сашке и попросил его выйти со мной на улицу «перекурить». Вид у молодого сотрудника был слегка помятый. Наверное, сказывались уже потраченные эмоции на события сегодняшнего дня. Но он хорохорился и пытался не показывать усталость. Это было хорошо.
- Поступила информация, что Света и есть та, которую мы ищем, - сходу начал я. - Ещё стало известно, что документы связному она будет передавать завтра.
- Лёша, скажи, пожалуйста, а ты не думал, что она могла всё что нужно, уже сто раз отправить по электронной почте?

Я с укором во взгляде посмотрел на него. «Так ты мне весь розыгрыш сорвёшь. Всё итак на волосках держится», - думал я, а вслух произнёс:
- Нет, это ты скажи мне, как можно оригинал документа с подписью передать по электронной почте? Телепортацию пока не изобрели!
- А что это за документ?
- Я уже говорил тебе, что к этой информации нужен особый допуск. Но, ладно, тебе, похоже, можно доверять, - говорил я, лихорадочно думая, что бы такое сказать.
«Чем чудовищнее солжёшь, тем быстрее тебе поверят» всплыло у меня в памяти.
– Это чертёж секретного военного изделия с личной подписью генерального конструктора!
 
Сашка выпучив глаза смотрел на меня. А я вспомнив, что мелкие детали добавляют лжи достоверности добавил:
- В сложенном виде умещается в стандартном конверте для бумаг формата А4, а если постараться, то даже в конверт для А5 влезет. А оригинал потому, что так заказчики из Японии требуют.
 
Решив, что подробностей достаточно, я замолчал и выжидательно смотрел на молодого сотрудника. Что творилось у него в голове, было сложно даже представить.
- Значит, завтра? – спросил Санёк.
- Да. Но есть одна проблема.
- Какая?
- Твои методы работы легко вычисляются.

И я рассказал ему, про мои разговоры с двумя нашими коллегами.
- Блин! А как ещё? – эмоционально отреагировал молодой сотрудник.
- Не знаю! Думай, Саша! Думай! Завтра мы должны накрыть её с поличным. А ещё внимательно проанализируй свои записи. По ним мы может быть сможем понять время и место передачи. Сегодня после работы пересмотри их. Там должна быть какая-то зацепка. Позвони мне сегодня часиков в девять вечера на мобильный, расскажешь, как у тебя успехи. Договорились?
- Хорошо, - неуверенно ответил Санёк.

Ни я, ни Сашка не учли один момент. Мы недооценили женскую проницательность и способность прекрасной половины человечества чувствовать, когда к ним проявляет интерес наша, менее прекрасная половина.

Молодой симпатичный неженатый парень с зелёным блокнотом, зачастивший к кулеру недалеко от них, был запеленгован сотрудницами бухгалтерии сразу. Обсудив эту новость и оценив его попытки оставаться незаметным, как очень милые (особенно взгляды украдкой в их сторону!), дамы поочерёдно посетили туалет и однозначно определили объект его внимания. Отпустив несколько довольно колких шуток в адрес Светы, персонал бухгалтерии вернулся к работе. Насчёт того, что конкретно писал в своём блокноте молодой человек они, не сомневаясь ни на мгновение, решили, что там не записи, а рисунок. Точнее, портрет. А парень – художник и периодически он подходит, потому что ему надо посмотреть на оригинал и добавить штрихи к своему творению. Всё было настолько понятно, что стало скучным и неинтересным ещё до обеда. Всем, кроме Светы. Она, неожиданно для себя оказавшись в центре мужского внимания, испытывала приятные эмоции и с интересом ждала развития событий, если такие будут.

В обед среди арендаторов разлетелась новость о потасовке в столовой. Офисная жизнь, скучная по определению, вдруг была окрашена таким ярким событием. Масштаб конфликта в описаниях «очевидцев» сильно разнился: от перепалки «один на один» до мордобоя «стенка на стенку, восьмой этаж против десятого» с разниманием ОМОНом.

Сашка, естественно, присутствовал во всех версиях изложения событий в образе этакого мачо (ну, или Робин Гуда) и вновь всколыхнул интерес к нему наших тружениц дебета-кредита. «А твой-то, ничего!» – вынесла вердикт «тройка» бухгалтеров Свете. Той было приятно и она, покраснев, опустила глаза.

Вечером, уходя домой, она заметила, что парень внёс в свой зелёный блокнот ещё одну пометку и решила на следующий день сделать не обычный, а более яркий макияж, чтобы получиться на портрете получше.

Глава 7

Утро «жертва» и «охотник» встретили в диаметрально противоположном настроении. Света встала раньше, чем обычно, потратив лишнее время на «наведение красоты». Побрызгалась любимыми духами и, напевая какую-то песню себе под нос, выпорхнула из дома, предвкушая приятные события в течение дня.

Санёк под звуки будильника с трудом вылез из кровати, поспав ночью всего часа три. Он вдоль и поперёк изучил свои «записки сумасшедшего», но никакой закономерности или хотя бы намёка на решение квеста не нашёл. Накануне вечером он, как мы и договаривались, позвонил мне, сообщил эту неприятную новость и был готов забить на всё и лечь спать. Но, к своему удивлению, услышал от меня тот же самый совет. Тогда у него взыграла гордость и Санёк продолжил разгадку ребуса, попивая кофе на кухне. В какой-то момент ему показалось, что он вычислил алгоритм в действиях своего объекта, но потратив ещё часа два понял, что ошибся и, швырнув свой блокнот в стену, лёг спать.

На работу он выехал пораньше, чтобы, пока не пришли остальные сотрудники, выполнить другую часть плана. Он взял из дома маленькую искусственную новогоднюю ёлку (высотой около полуметра), скотчем закрепил её наверху перегородки, огораживающей его рабочее место от других и при помощи всё того же скотча прицепил почти на самой верхушке дерева зеркало от старого велосипеда. Всё это он установил под таким углом, чтобы не вставая с кресла, видеть в отражении голову Светы за её столом. Затем Санёк повесил на дерево взятые из дома шарики и прошёл на место бухгалтерши, чтобы оценить, видно оттуда зеркало или нет. Видно почти не было (если говорить про зеркало). А ёлку было видно отлично. Причём из любой точки офиса. Сашка прошёл по рядам с рабочими местами, проверяя маскировку. Шарики повышали заметность, но без них дерево с зеркалом смотрелось ещё более подозрительно. Хотя слово «более» для новогодней ёлки в сентябре появившейся в офисе, наверное, неприменимо.

«Ладно. Надо всего день продержаться», - решил Санёк.
 
Близилось начало рабочего времени. На работу стали подтягиваться сотрудники. Новый предмет интерьера, естественно, замечали все. На невыспавшегося Сашку посыпались остроты. Тот выбрал, как оптимальный из возможных, лаконичный вариант ответа: «подарили». Потом кто-то додумал, что это Сане подарили в  столовой за наведение там порядка. Тут же эту версию как бы подтвердили, сказав, что там повесили таблички про обслуживание только в порядке очереди и под общий одобрительный гул о том, что Сашка у нас вообще Робин Гуд, народ стал усаживаться по своим местам, переключая внимание на работу.

В это время Света ехала в метро, держась за поручень. Напротив неё сидела мама с мальчиком, которого она везла в детский сад (это знали все пассажиры в радиусе около трёх метров из её непрерывного, но абсолютно бесполезного инструктажа).
Пацан крутил в руках игрушечную машинку. Вдруг наша сотрудница бухгалтерии почувствовала боль в районе колена и услышала звук упавшей игрушки. Мальчишка бесцеремонно нагнулся вперёд, упёрся лицом ей в юбку и просунув руку между её ног начал шарить по полу вагона. Света опустив глаза, увидела то, чего опасалась: «стрелку» на колготках. Обидно было то, что она почти приехала: на следующей остановке ей надо было выходить. Но это неприятное событие не могло полностью испортить ей настроение, тем более, что в нижнем ящике её стола лежала абсолютно новая упаковка колготок.

Я тоже был недалеко от работы и даже не должен был опоздать. Мне было неизвестно про Светину ситуацию с колготками, но даже знай я про неё в тот момент, мне всё равно не пришло бы в голову сравнивать размер их обычной упаковки с размером бумаги формата А5. А оказывается, они похожи! Заметить отличие с расстояния уже в пару метров будет сложно.

Света быстро вошла в офис, подошла к своему столу и достала из ящика конверт с колготками. Сашка в зеркале увидел движение и привстал. Бухгалтерша прикрыла листом бумаги упаковку и быстро направилась к туалету. Ему стало видно, что в руке у неё есть что-то прикрытое бумажкой. Санёк оценил ситуацию однозначно: началось! Он набрал меня по телефону, а сам сайгаком рванул за Светой. Я ответил:
- Слушаю.
- Началось!
- Что?
- Она пошла в туалет, будет делать закладку! Буду брать!
- Жди меня! Ничего не делай! Жди! Понял? Я уже близко.
 
Света зашла в туалет. Санёк прискакал и встал у входа, выжидательно сложив руки на груди, чем бодрил проходящих мимо женщин (у нас туалеты были по дороге от лифтов к  основному помещению и народу там проходило предостаточно). Я припарковал машину и почти бегом рванул к лифтам.

Наконец, Света появилась в дверях санузла. В руках у неё ничего не было. Она смутилась,  опустила глаза и попыталась пройти мимо.
- Где чертёж?! – рявкнул Саша и, уперев руки в бока, перекрыл ей путь.
- Какой чертеж? – спросила она.
- С подписью генерального конструктора!
- Я не понимаю. Дай мне пройти.
- Ага! Сейчас! Посиди тут!

Санёк взял Свету за локоть, развернул обратно, открыл дверь туалета и мягко, но убедительно подтолкнул её внутрь.
- Туалет закрыт! – громко объявил он всем начинавшим собираться зевакам.

Я уже поднимался в лифте. Но тут Сашке пришла в голову мысль, что она там сейчас порвёт улику и смоет её в унитаз. Зарычав, как Кинг Конг, он резко распахнул дверь. Света ничего плохого не планируя, набирала на телефоне номер одной из коллег-бухгалтеров.
- Звонки прекратить! – он пальцем почти упёрся ей в лоб.

Я выскочил из лифта и побежал в толпу около женского туалета.

Эпилог

На следующий день мы с Сашкой стояли понурив головы около Светы, которая сидела за своим компьютером в кресле. Я держал коробку с тортом. Серёга стоял чуть сбоку, сложив руки на груди. Весь персонал офиса скучковался вокруг.
- Начинайте, - сказал наш непосредственный руководитель.
- Извини нас, Света, - поочереди сказали мы.
- Не так! Мы как репетировали? – сказал Серёга.
- Извини нас дураков, Света.
- Во-от. Дальше.
- Мы вели себя, как дети. Возьми этот торт в качестве нашего тебе подарка.
- Ладно, - ответила она.

Все зааплодировали.

А мы с Сашкой ещё вечером того же дня зашли в кафе. Заказали по салату и по «сто пятьдесят» напитка. Того, у которого на этикетке звездочки и горы в снегу.
- Без обид, Сань, - сказал я.
- Проехали, Лёх – ответил он.

«Казанская тема» развивалась хорошо, я договорился о встрече в Столице Татарстана и упросил Серёгу отправить туда в командировку меня не одного, а с Сашкой.

*****
2023 год


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.