В который раз о смысле жизни

«Ни удовольствие, ни власть не могут быть смыслом жизни человека. Если человек гонится за тем или другим, игнорируя смысл, это приводит его к неудовлетворенности жизнью и психологическим проблемам. Чтобы найти свой смысл жизни надо найти СВОЙ ответ на вопрос: Что я могу дать миру?»

Виктор Франкл

«Смысл жизни для брахмана (а там ещё внутри куча подкаст со своими различиями и нюансами) будет совсем иным, чем смысл жизни шудры. Каждому своё согласно его уровню воплощения, развития и восприятия. Для вайшьи удовольствие вполне может быть смыслом и способом эволюции и постижения этой реальности, для кшатрия — власть. И даже брахман может быть счастлив в процессе удовольствия в один момент, может быть счастлив в процессе властвования в другой момент, потому что есть только настоящее, а индульгирование по поводу эфемерности счастья лежит в области прошлого и будущего, то есть в чертогах разума».

Лучезар Ратибора

Я уже много раз в своих книгах писал об этом, но их никто особо не читает, поэтому повторюсь, что касты — это не социальное явление в Индии, под кастами я пониманию уровень светимости восприятия индивида и его потолок воплощения. То есть человек, занимающий политический пост (кшатрий по социальной касте) может по своей сути быть вайшьей, иначе говоря, все его интересы будут крутиться вокруг Свадхистаны — удовольствия, гедонизм, наслаждения, большой заработок всеми способами без каких-либо моральных принципов и ограничений, размножение, много детей, стремление к роскоши и внешнему лоску, отсутствие привычки и навыка глубоко проникать в суть вещей и явлений, нелюбовь к сложному анализу и синтезу, зацикленность на материальном и физическом. Такой политик может быть даже шудрой, которому по его природному зову положено выращивать свеклу и свиней, а не управлять людьми, но папа с мамой со своими связями «вывели в люди».

Вообще, говорить кому-то, какой у него смысл жизни, а что именно не может являться его смыслом жизни мне напоминает один старый анекдот:

«— Боже мой, кого я вижу! Соломон Моисеевич!

— Меня зовут Соломон Маркович.

— Вы мне будете рассказывать, как Вас зовут?! Я Вашего папу с детства знал! Он был таким красивым, кудрявым!

— Ничего подобного. Мой папа был маленький и лысый.

— Ай, идите к чёрту, Вы не знаете своего папу!»

Обилие расплодившихся правосторонних учений с их жёсткими на нижних уровнях восприятия и вещания догмами удивляет и забавляет одновременно. И ладно бы негибкость в описании пути развития была бы свойственна только западным течениям, но и восточные системы с их акцентом на свободе мышления, на иллюзорности бытия, на пустоте внутреннего и внешнего как истинной сути обозримого при этом довольно ультимативно очерчивают, что такое хорошо, а что такое плохо, где смысл жизни и поведение правильные, а где нет. Справедливости ради отмечу здесь, что в некоторых течениях буддизма всё-таки есть варианты служения и развития для мирян, а не только для отрешенных от всего монахов и отшельников.

Возвращаясь к цитате очень умного дядьки Виктора Франкла о невозможности наслаждения в качестве смысла жизни, отвечу, что на некоторых этапах развития полное погружение в качества и свойства чакр Свадхистаны и Лингандхи (сексуальность, страсть, наслаждение, чувственные удовольствия, половая полярность, движение, эмоции, здесь же грани творчества, похоть, оргазмическая энергия) является обязательным для продвижения выше. Чтобы подниматься дальше, опыт должен быть получен и исчерпан до определённого уровня, ступень должна быть надёжно выстроена. И на таком ярусе Восхождения наслаждение и прочие проявления двух сексуальных чакр действительно становятся смыслом жизни. Сам человек может и не осознавать, что это лишь временный этап в долгой дороге в Вечность, в тот момент он не помышляет о высоких материях. Когда я прокачивал Свадхистану в молодые годы, я не вспоминал о чакрах, о магическом развитии, я просто хотел бесконтрольно бухать, нюхать и трахаться (и побольше, побольше!). Это было Смыслом Жизни. Но если бы я в своё время глубоко и широко не проработал некоторые лепестки Свадхистаны до тошноты и ублеву, я сейчас не находился бы здесь, не умничал бы, не пописывал бы эзотерические книжки и художественные романы с глубоким философским подтекстом. Ступени должны быть пройдены, прочный фундамент опоры должен быть выстроен.

Это именно мой опыт, который я привожу не с целью призыва ему следовать, а для примера, что в этой бесконечной непознаваемой Вселенной мириады путей и вариантов для раскрытия и реализации.

У уважаемого мною Энмеркара есть хорошая цитата касаемо развития и просветления через разные чакры, это важный нюанс, оставлю его здесь:

«И каждый из центров [чакр] важно рассматривать с трех позиций: 1) как звено в общей цепи внутренних энергетических потоков существа, 2) как инструмент связи единого со всеобщим на своем уровне и 3) как инструмент реализационной активности того или иного плана.

Однако чем более «нижележащий» центр задействуется, тем сложнее применить к нему аналитическую активность сознания, тем более хтоническими оказываются его энергии. И количество полностью реализовавших себя с опорой на сердечный или теменной центры больше, чем тех, что вышли на свободу через сексуальность или жизненность не потому, что какие-то энергии для этого подходят больше или меньше, а потому, что «дневному» сознанию проще обращаться с энергией «верхних» центров.

Таким образом, нет ничего «низшего» или «нечистого» в энергии «нижних» центров, есть сложности в управлении этими энергиями».

2023 год


Рецензии