Окончание...
Когда кто-то заговорил об окончании конфликта, длившегося десятилетиями - это повод, то ли в политологии, то ли в полемологии подумать и поговорить о том, как или профилактировать возможные, или разрешать уже текущие конфликты.
"Текущий конфликт". На первый взгляд безобидные слова. А, в действительности, за ними скрываются реальные человеческие жертвы, кровь и слёзы. Десятков, сотен тысяч, порой, - миллионов людей.
И ещё: в отношении конфликта, длящегося, или уже длившегося десятилетиями, возникают в человеческом сознании такие слова, как "наследники" и "преемники".
Можно унаследовать конфликт и совсем не желать разрешать его. Всячески уклоняться от его разрешения. Многие слабые "наследники" так и делают. Дают волю своему желанию уклониться от своего участия в разрешении многолетнего конфликта.
Преемник от участия в разрешении многодесятилетнего конфликта, в отличие от слабого наследника, уклониться не может.
Преемником участия в длящемся десятилетиями конфликте, является тот, кто принимает на себя ответственность за сохранение определённой позиции в конфликте.
"Позиция в конфликте" - очень востребованное как в полемологиии, так и в политологии понятие, каким-то образом связанное с инертностью, или консерватизмом общественного сознания.
Само содержание длящегося десятилетиями конфликта может коренным образом измениться, а позиции в этом конфликте, как составляющие общественного сознания, могут остаться неизменными.
А вот силы у позиции какой-то стороны длительного конфликта нет, силы есть у самой стороны конфликта. Обстановка, обстоятельства проистекания конфликта, могут измениться так, что у одной из сторон могут появиться дополнительные силы, а у другой его стороны силы могут ослабеть, даже полностью иссякнуть.
Вот и получается, что окончание длительного конфликта может случиться-состояться тогда, когда одна из сторон почувствует возрастание своих сил и появление возможностей их эффективно применить, а у другой стороны конфликта будут отсутствовать возможности вернуться к тому состоянию своих сил, которое было у неё на предшествующих окончательному этапах конфликта.
А общественное сознание клеймит позором, называет предателями руководство своей стороны длительного конфликта, которое вдруг увидело отсутствие возможностей вернуться к тому состоянию сил своей стороны конфликта, которое было раньше.
Осознание, руководством какой-то одной стороны длительного конфликта, отсутствия возможностей вернуться к прежнему состоянию своих сил, ведёт или к изменению своей позиции в конфликте, или к полному выходу из него.
Именно выход из конфликта руководства одной его стороной общественное сознание этой стороны и называет предательством своих интересов.
Две тысячи двадцать третий год стал в Закавказье, или на Южном Кавказе, годом окончания конфликта, унаследованного от Советского Союза и длившегося не менее тридцати четырёх лет.
Источником, или причиной рассматриваемого конфликта в Закавказье стало то, что на территории одной, - мусульманской страны, есть район, где большинство населения составляют соотечественики граждан другого закавказского, - христианского государства.
Обстоятельства рассматриваемого конфликта сложились, к две тысячи двадцать третьему году так, что у мусульманской страны Южного Кавказа сил, чтобы закончить данный конфликт в свою пользу, оказалось больше, чем у христианской страны.
Общественное сознание одной из трёх христианских стран Закавказья возмущено поведением премьер-министра своего правительства, который решил выйти из конфликта вокруг Арцаха, - района проживания своих соотечественников, и подготовить в своей стране места проживания и трудовой занятости только для сорока тысяч своих соотечественников. А в рассматриваемом районе проживает сто пятьдесят тысяч соотечественников гражданам страны, одной из трёх христианских стран в Закавказье.
Кроме того, премьер-министр правительства христианской страны, имеющей сто пятьдесят тысяч соотечественников, проживающих в районе на территории соседней, мусульманской страны, в то время, когда конфликт опять обострился в две тысячи двадцать третьем году, не остановил совместные с американцами военные учения.
Жители христианской страны больше возмушены тем, что премьер-министр вышел из длительного конфликта и оставил на произвол судьбы сто пятьдесят тысяч своих соотечественников, чем тем, что он подумывает о членстве в Европейском Союзе и НАТО.
Противоположная сторона длившегося не менее тридцати четырёх лет конфликта допустила, что её военнослужащие стали причиной гибели российских миротворцев. Гибель российских миротворцев напомнила россиянам события две тысячи восьмого года на том же Южном Кавказе, в ходе которых также погибли российские миротворцы.
Мусульманская страна, как сторона длительного межнационального конфликта, принесла России свои извинения, наверное, помня о том, что окончив один конфликт, она не ликвидировала причины другого возможного конфликта: территория данной мусульманской страны разделена на две части территорией страны христианской, только что вышедшей из конфликта вокруг Арцаха.
Данное обстоятельство разделённости не позволяет закавказской стране чуствовать себя надёжным транспортным путём из России в Турцию и Европу. Так что не все возможные конфликты на Южном Кавказе разрешены с окончанием не менее, чем тридцати четырёхлетнего конфликта вокруг Арцаха.
Кроме двух противоположных сторон конфликта вокруг Арцаха, на Южном Кавказе довольно серьёзными акторами или "игроками" являются Иран, Россия и Турция.
Турция находится на стороне мусульманской республики, некогда входившей в Советский Союз, а вот шиитский Иран с этой бывшей советской республикой находится в очень напряжённых отношениях.
Данной мусульманской республике, решая вопрос о сухопутном коридоре в одну из своих частей (Нахичевань), придётся учитывать такой фактор, как сложное отношение к себе со стороны Ирана.
А вот конфликт вокруг Арцаха, после того, как будут решены вопросы с возвращением вынужденных переселенцев к родным местам проживания и с устройством людей христианской веры в стране своего происхождения и, возможно, в России, можно будет считать окончательно завершённым.
P.S. Автор не назвал многолетних участников конфликта вокруг Арцаха для того, чтобы не называть фамилии руководителей этих сторон и избежать обвинений в личных оскорблениях. Кроме того, отсутствие названий этих стран позволио применить такой принцип полемологического и политологического анализа, как беспристрастность. Но автор считает нужным назвать упомянутые им в тексте три христианских страны Закавказья: Армению, Грузию, Южную Осетию. Напоминать автору, что в Северной Осетии среди коренных жителей есть как христиане, так и мусульмане - не надо. Он об этом знает...
Свидетельство о публикации №223092400150