Опять бегут навстречу острова...

...Опять бегут навстречу острова, кое-где виднеюся селения с деревянными старинными церквями, которые представляют собой драгоценные образцы русского зодчества, веками самобытно развивающегося на Севере России.
Величестсенные деревянные храмы встречают путешественника и поныне: их силуэты среди пустынного северного простора видны издалека, и трудно решить, чего в них больше - безжалостного молчания, напоминающего о всевластии стихии, или красноречивого свидетельства о присутствии человека и его извечном поединке с грозной природой русского Севера.
   
...У меня оставалось примерно неделя отпуска и я не колеблясь решил поехать на север страны, а именно в Карелию. Четырьмя годами раньше, вместе с семьей, мы  посетили древний Валаам, а теперь я надеялся увидеть своими глазами памятник средневековому деревянному зодчеству - Кижи, где собрана значительная коллекция деревянных церквей и прочих хозяйственных строений.  Ехать пришлось поездом до Петрозаводска – столицы Карелии. Уже в дороге я познакомился с молодым попутчиком, который оказался заядлым охотником. Он и поведал мне историю об этом богатом на историю, заповедном крае. На всякий случай этот участливый молодой человек, дал мне свой адрес: «Мало ли что, - пояснил он. - Вдруг возникнет проблема с жильем. А по приезде, лучше всего перекусить в кафе «Кивач: здесь недорого и вкусно»...
 
Поезд прибывал по расписанию рано утром. Распрощавшись с попутчиком, я отправился пешком по нужному адресу. Стояли июньские погожие деньки и прогулка по этому русскому городу, доставила мне истинное удовольствие. Как и все северные российские города, Петрозаводск отличала чистота и уют, а ее жителей, культура и обходительность. Плотно закусив в «Киваче», я отправился в сторону порта.
   
«Город стоит на самом берегу Онежского озера и был основан, как и Петербург, в 1703 году. Население его составляет триста тысяч жителей. В Петрозаводске имеется четыре театра, два ВУЗа, консерватория, несколько машиностроительных, судостроительных заводов и деревообратывающих  фабрик».
Все эти знания мне удалось почерпать из справочника-путеводителя. Благополучно добравшись до порта, где установлен памятник его основателю – Петру Первому, я взял билет на катер сообщением: Петрозаводск – Кижи и уже в одиннадцатом часу, отбыл на маршрут.
   
Переход по Онежскому озеру, до места назначения, составил час с небольшим. И вот уже впереди замаячил живописный берег знаменитого острова с многочисленными куполами церквей, хозяйственными постройками и пришвартовавшимися пароходиками. Высадка на берег, затем короткая справка на счет обратного рейса, и вот я уже бодро шагаю по деревянному настилу в верх, туда, где возвышаются чудеса деревянного зодчества.  Приобретаю билет в кассе и получаю соответствующую инструкцию: «Передвигаться необходимо только по дорожкам и деревянным настилам - в траве много гадюк».
 
Как я уже говорил, этот исторический архитектурный заповедник, представлен комплексом деревянных сооружений Кижского погоста восемнадцатого, девятнадцатого и более ранних веков. С опаской поглядываю на небо. Непонятно откуда набежали тучки и может сорваться дождь... Впереди замаячила знаменитая Преображенская церковь, увенчанная двадцатью двумя куполами! Творение создано в 1714 году и не смотря на свою помпезность, кажется воздушным, почти нерукотворным ансамблем! Долго осматриваю сие творение, (собранное без единого гвоздя!) не переставая при этом поражаться его размерами и формой. Фотографирую церковь с разных точек, моментально забывая об опасности: я стою на коленях в высокой траве и имею шанс быть укушенным ядовитой змеей. Следую дальше, по периметру острова. Прямо на глазах возникают живописные силуэты девятиглавой Покровской церкви и Шатровой колокольни, датированные соответственно серединой восемнадцатого и второй половиной девятнадцатого вв. Неподалеку расположилась Лазаревская церковь Муромского монастыря. Невероятно, но факт: церковь построена в двенадцатом веке!..

Захожу в просторную, двухэтажную избу восемнадцатого столетия. Здесь все также, как во времена императрицы Екатерины: под окном у прядильного станка сидит молодая женщина, одетая в традиционные сарафан, кокошник и деревянные башмаки. Я здороваюсь и осведомляюсь: можно ли здесь фотографировать? Получив разрешение, приступаю к съемкам.
   - Поразительно, но ваше личико так подходит к этой обстановке! – восклицаю я.
   - Это не личико, а образ, - поправляет меня девушка.
 
Знакомимся. Выясняется, что Раиса Барбашина  увлечена поэзией и пробует писать вирши самостоятельно. Я задаю ей несколько вопросов касательно острова-музея. Получив исчерпывающий ответ, и пожелав девушке успехов, в том числе и на литературном поприще, покидаю эту избу. Продолжаю ознакомление с чудо-островом! Миную несколько хозяйственных строений и сидящих подле очаровательных «девушек-крестьянок». Остров невелик, всего каких-то шесть-семь километров в длину и чуть более двух в ширину. Запечатлевшись на фоне ветряной мельницы, стоящей чуть поодаль от остальных строений, возвращаюсь назад. И снова на моем пути, возвышаясь над цветущим полем, обильно поросшим белыми цветами, встает Преображенская церковь. Под грозовым  июньским небом, (вот-вот сорвется дождь) церковь напоминает мне огромный корабль, плывущий навстречу шторму. Тем временем тучи над островом сгустились и пошел сильный дождь. Слава Богу, я все успел снять на пленку!
   
В Петрозаводске я пробыл недолго в виду того, что гостиницы были переполнены, а ожидаемая экскурсия на знаменитый водопад «Кивач»,* в ближайшие два дня не предвиделась. Кроме того, погода не благоприятствовала наблюдениям живописной природы Карелии и тем более съемке. В оставшиеся четыре-пять дней отпуска я успел посетить знаменитый Дарвинский заповедник и совершить экскурсию по Москве. Но это уже другой рассказ.

 *Здесь снимался известный советский фильм "А зори здесь тихие". Кроме того, неподалеку, в Медвежьегорске, снимали "Любовь и голуби".


Рецензии
Здравствуйте, Александр! Спасибо!
Пять лет промелькнули, а в пямяти те места красивейшие...
Сумеем ли повторить... Душевно рассказали Вы нам о своём восприятии.
С моим теплом и уважением

Надежда Опескина   29.09.2023 21:32     Заявить о нарушении
Всех благ Вам! С уважением

Александр Грунский   30.09.2023 10:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.