Куда пропал фильм - Красные рассветы?
Итак в 1985 году, когда фильм отправили на полку, грянула так называемая перестройка. Тема революции оказалась не в почёте, точнее двоякое к ней отношение тогда очень снизило планку постановок таких вещей. "Красные рассветы" на фоне тех новых картин была очень яркой работой, поставленная по повести Бориса Васильева очень известными режиссёрами с великолепным актёрским составом. Но, полагаю, что следуя конъюнктуре того времени, когда вдруг всё перевернулось с ног на голову, а белобандиты стали вдруг хорошими, когда "красные" кавалеристы превратились в "плохих", критики и руководствовались тем, чтобы фильм поскорее убрали с глаз долой. Так оно и случилось. В одном из летних выпусков "Кинопанорамы" от 1985 года, многие на эту тематику рассуждали и затрагивали как раз эту картину с точки зрения её большой спорности. Когда же фильм с экранов был снят, в той же "Кинопанораме" зачитывались письма от зрителей по этому поводу, многие задавались вопросом о той несправедливости, в том числе и сидящие в студии спрашивали у ведущего тогда Даля Орлова о судьбе этого фильма, но так должного ответа и не прозвучало, услышали лишь общий набор фраз. И всё-таки для меня до сих пор остаётся загадкой - что в нём было такого в этом фильме, что его так испугалось тогдашнее руководство страны? Ведь это с их подачи решались такие вещи, только на самом веру, на макушке, принимались такие решения, ставшие для многих картин настоящей трагедией. Нет, "Красные рассветы" фильм не единственный который ушёл навсегда со зрительского Олимпа, были и до него, и после - другие картины впавшие в крамолу и немилость властей предержащих. Но за что?! Хотя - это всего лишь крик души женщины, которая потом училась при том же Пятом творческом объединении в киношколе у мастеров и прекрасных педагогов, которые принимали участие в создании этого произведения. Мне очень обидно слышать сегодня, что таким фильмам не место в нашем искусстве, что они исторически безграмотные и надуманные. Может быть, но только не "Красные рассветы". Фильм поставлен по архивным документам и воспоминаниям очевидцев, многое открылось уже после его постановки, те моменты, которые не вошли в киносценарий были потом дописаны и доработаны, мы сами, студенты-кинематографисты, принимали участие в написании продолжения этой вещи, но на повесть Бориса Васильева никак не посягали, просто мы описывали уже все эти события со своей стороны. Помню, как Серёжа Панков, один из исполнителей центральной роли в этой картине, интересовавшийся революционной тематикой, приехал из Курска с целым архивом предоставленных ему там документов. Он рассказывал в каких музеях ему помогли поработать с этими материалами, и что его особенно в них заинтересовало, уже в процессе съёмок он уточнял по ходу дела, многие моменты и говорил режиссёрам: "Ага, а здесь было совсем не так! Я узнал, там вообще по другому события развивались!.." И он, со свойственным ему темпераментом, начинал спорить с режиссёрами, а потом по ходу постановки были внесены соответствующие коррективы и изменения, поэтому фильм нельзя обвинить в исторической недостоверности, потому что все предоставленные для съёмок материалы, тогда не с потолка брались, как сегодня, когда везде одно сплошное враньё, что на ТВ, что на интернет-каналах!
Немного экскурса для тех, кто не в курсе - в фильме показаны события 20-х годов, сразу после революции. Идёт становление Советской власти, с трудом налаживается народное хозяйство, и в то же время идут междоусобицы - брат на брата, что называется. Там очень чётко показана грань, где человек превращается в животное, а после в убийцу, что ставит его на край собственного бытия. Там нет плохих и хороших, есть люди и о них весь фильм. Не про красных и белых он, а про русских людей, которые вдруг потеряли свои корни, а потому и превратились многие из них в нелюдей. Те в ком они были крепко заложены, и при новых властях внутренне устояли, остались людьми, но это было - ох, как трудно! Парень, который не отрёкся от своего деда-священника, а он его воспитывал и дал закалку на всю жизнь, чуть не был расстрелян за это собственным братом-большевиком, хотя и сам был к тому моменту убеждённый красноармеец. Там противоречий много, как и в жизни, потому интересен этот фильм самой широкой аудитории. Есть о чём подумать и поразмышлять, и когда свет в зрительном зале уже погашен, всё-равно остаются вопросы и море впечатлений на много недель и даже месяцев. Конечно, сегодня думать - это не в почёте... Зачем нам нужны теперь, сейчас, такие фильмы, а главное - думающие люди? Вредоносно весьма! А вдруг, что-то там надумают зрители - не то, и не о том?! Вот ужас-то! Пусть лучше мыслят фрагментарно по тик-токовски. У нас ведь даже длинные тексты теперь читать не принято, а смотреть нормальное кино, где нужно мозги включать и вовсе... Не модно такие вещи и писать, их никто читать не станет - не формат, говорят! Даже многие каналы интернета отказывают авторам больших и серьёзных текстов в их издании.
Я попробовала, однажды, восстановить этот фильм и эту вещь в своих публикациях, но моя работа выглядела на фоне другой работы очень бледно и я отказалась от такой перспективы. Тут нужен яркий талант и самоотдача, к тому же труд понадобится немалый, а я на такое не способна. Моя сокурсница по киношколе и коллега по работе на студии Горького Ольга Азарова, по просьбе режиссёра Владимира Алексеенко восстанавливала текст сценария и привносила новое, по ходу дела открывавшееся в свою работу, но там ещё, как она говорит, лишь начало пути. Я очень хочу, чтобы она завершила начатое! Это очень трудно и в том числе психологически для женщины-писателя, и дай Бог ей терпения и отваги на такой нелёгкий, но очень нужный труд. Там на её странице только первые пробные главы и вся работа над текстом ещё впереди, но я очень надеюсь, что она постепенно восстановит эту потерянную навсегда вещь. Ведь даже в Госфильмофонде нам ответили, что фильм не сохранился. Опять же, почему? Глупые вопросы я задаю, да? Что же, у каждого нормального человека на него найдётся свой правильный ответ.
Ну, а теперь о самом фильме:
Год постановки: 1982.
Киностудия "Мосфильм" - пятое творческое объединение.
Режиссёры-постановщики - Самсон Самсонов(Эдельштейн)и Виктор Петрович Донской.
Оператор-постановщик - Леонид Кустарёв.
По одноимённой повести Бориса Васильева.
В ролях: Владимир Заманский, Александр Фатюшин, Эммануил Виторган, Любовь Виролайнен, Вера Кузнецова, Александр Пороховщиков, Михаил Голубович, Марина Клёнская, Сергей Панков, Яна Друзь, Юрий Назаров, Ирина Ликсо, Светлана Аманова, Виктор Тарасов, Саттар Дикамбаев, Айтурган Темирова, Леонид Марков, Николай Олялин и другие исполнители.
(Как видите - весь цвет нации!)
Свидетельство о публикации №223092400571
Но тебе ещё раз спасибо за память о прекрасном фильме и его создателях!
С уважением и теплотой! Ольга.
Ольга Азарова 3 24.09.2023 14:40 Заявить о нарушении
Татьяна Павловская 2 24.09.2023 14:44 Заявить о нарушении
Татьяна Павловская 2 23.03.2024 18:49 Заявить о нарушении