Неприспособленные. Часть 2

Неприспособленные. Часть 2
.
Чалдонка Фрося. Возвращение к забытым истокам
*******************************************
Старший сын Федорыча и Марты Ваня
=================================
 был нормальный пацан с хорошим здоровьем. Он исправно таскал тройки, иногда и на четверки вылазил со скрипом. Зато был спортсменом-разрядником по нескольким видам сразу, и с военной подготовкой не было проблем. А еще Ваня был склонен ко всяким рукоделиям, потоянно что-то выжигал, выкладывал мозаики, строил скворечники и собачьи будки, даже картины пытался рисовать. После семилетки пошел в железнодорожное ФЗУ (фабрично-заводское училище), на полное гособеспечение.
.
Не то, что бы у родителей денег на него не хватало, денег как раз хватало, но и проносить кусок мимо рта никто не собирался. А чего отказываться, если Родина предлагает трехразовое питание и полное обмундирование, зимнее и летнее?
 Еще и стипендию платили. Заботилась страна о рабочей смене!
*.
После окончания ФЗУ Ваня год поработал на железной дороге и ушел в армию. Загнали его аж в Дальво (Дальневосточный военный округ) в железнодорожные войска, которые строили железные дороги и эксплуатировали железные дороги в удаленных районах Сибири и Дальнего Востока, там, куда не заманит и награда. В таком вот отдаленном районе Ваня и нашел себе жену.
. *
Как-то - ему уже полгода оставалось до дембеля - Ваня  прогуливался по поселку, в котором тогда базировался его батальон, и заметил стройную девушку лет 17-ти весьма приятной внешности.
На девушке был ладный дубленый полушубок, такая же шапка, на руках такие же рукавички, а на ногах – унты (меховые сапоги). Все предметы ее одежды были украшены неброской, но красивой вышивкой цветными нитками.
Ваня, который был поклонником всего прекрасного, подошел, чтобы лучше рассмотреть хозяйку и ее наряд, и погрузился в созерцание
*.
 Рослый молодой человек в армейском полушубке с сержантскими пагонами вызвал у красавицы естественный интерес. Она помахала рукой перед его глазами, чтобы переключить его внимание с полушубка на себя:
«Нравится?», - спросила она.
«Красивая вещь, где достала?»
(В Советском Союзе красивую, модную вещь купить было нельзя, можно было только «достать».)
 «Меня зовут Иван, я здесь срочную служу, полгода осталось», - отрекомендовался Ваня.
«А я – Фрося, Евфросиния, полностью. Я здесь мед-училище заканчиваю, третий год уже.»
«О, так мы с тобой оба - дембеля! Приятно познакомиться!»
.
«А полушубки и прочие детали я не достала, мы их сами делаем. Папа построил полушубок, а я вышила. У нас каждая девушка и женщина сама себе одежду вышивает, чтобы все сразу видели, с кем дело имеют».
.
Употребление слова «строить» применительно к одежде удивило Ваню. Он думал, что строить можно дорогу, дом, скворечник, наконец. Оказалось, что строят также и одежду, - почему бы и нет!
.
«Мы – это кто, конечно, если не секрет», - Ваня воспользовался возможностью ненавязчиво узнать род-племя своей новой знакомой. Её монгольские скулы и слегка раскосые глаза чрезвычайно заинтересовали его. Неславянская внешность девушки показалась ему очень привлекательной.
.
«Мы – чалдоны, я из чалдонской деревни, здесь вверх по реке, километров 30  на лошадях,  берегом  по тайге. Недалёко.»
  .
«Ты извини, Фрося, я здесь издалека, аж из Белгородской области, я понятия не имею, кто такие чалдоны.»
.
«Не страшно, что не знаешь. Есть ведь, у кого спросить, главное – не бояться. А чалдоны – древние русские люди, которые жили в Сибири, еще до прихода Ермака. Кто такой Ермак, знаешь?»
.
«Слышал, нас на экскурсию в Москву возили, когда в ФЗУ учился, там, в музее, картину видел «Завоевание Сибири Ермаком». Грандиозная вещь!»
.
«Вот, а мы здесь, в Сибири, жили еще до того завоевания. Многие из наших, кстати, живут в городах, как все, а мы - полностью автономно. Наша деревня в 50 дворов считается большой. Есть и вовсе в несколько дворов, а есть и хутора – все далеко в тайге, но мы их не бросаем, посещаем регулярно».
.
Ваня был чрезвычайно озадачен своим знакомством с чалдонкой Фросей. Он никогда не видел ранее таких людей,  хотя и слышал, что они существуют.
Судя по внешнему виду, его новая знакомая была совершенно здорова и вполне себе счастлива. Более того, она собиралась вернуться в свою деревню к своей жизни, экзотической по нашим понятиям.
.
Хотя Иван был из рабоче-крестьянской семьи и «академиев» не кончал, он почувствовал, что не нужно донимать Фросю множеством вопросов и вытаращивать на нее глаза. Девушка ему очень понравилась, и он не хотел ее отпугнуть своим невежеством и бесцеремонностью.
.
А еще, в отличие от многих людей, он не был уверен, что сам живет правильно, и, что его образ жизни единственно верный.
Поэтому, он проводил Фросю до общежития, узнал, где она учится, сказал, что обязательно разыщет ее в ближайшее время и вернулся в свою казарму.
.*
 У Вани был сослуживец и друг, которого мы условно назовем «историк Петр».
--------------------------------------------------==
Петр был призван на 2 года после окончания исторического факультета Красноярского университета. Он был старше своих «годков»(«годки» - призывники одного года) на целых пять лет и был докой во многих вопросах.
.
Как Иван был потомственный железнодорожник, так  Петр был потомственный историк.
И дед Петра, и его отец занимались историей Сибири, и этих историй Петр знал множество. В свободное от службы время, в красном уголке, с разрешения начальства, разумеется, Петр устраивал лекции по истории Сибири и ответы на вопросы. Слушать приходили все, включая начальство.
Вот к нему и обратился Ваня за разъяснениями.
.*
 -  Это – Сибирь, Ваня, огромный, континент. Тут неведомых краев, неучтенных и удаленных деревень было полно всегда, а также всякого бродячего , неучтенного люда. Эка невидаль – удаленная деревня, где живут без  паспортов, без электричества и без радио !
Паспорта, в их современном виде, вообще появились в 1933 году, тов. Сталин ввел.
А электричество и «на Большой земле» далеко не в каждой деревне есть
Ты ведь деревенский?
- Да.
.
-  А электричество у вас ,в деревне, когда появилось?
.
- В 1962 году,- вспомнил Ваня
.
- Вот, а до этого вы жили при свечах, и уроки ты делал при керосиновой лампе. А скотину вы держали домашнюю, кур, там, гусей?
.
- Держали, родители и сейчас держат.
.
- Ваня, а ты прялку на чердаке или в кладовке не находил?
.
- Находил. Не понял, правда, что это за приспособа с колесом. Отец объяснил. Веретена там же валялись.
.
- Раньше в каждом нормальном крестьянском доме, Ваня, была прялка, ручной ткацкий станок, пяльцы для вышивания.
Помнишь, у Пушкина:
« Кабы я была царица,
Говорит её сестрица,
Я б на целый свет одна,
Наткала бы полотна».
.
И ткали, и отбеливали, и окрашивали, и шкуры выделывали, и сапоги себе шили.
Я был в Ленинграде и видел  в музее сапоги, которые Петр 1 сам себе сварганил.
.
А в отношении паспортов, так тут их отсутствием никого особо не удивишь, потому, «закон – тайга, медведь за прокурора».
Впрочем, если кому-то нужен паспорт, то ему в районе выпишут и переправят к месту дислокации или сам приедет и получит.
 У них связь есть по рации. В больших деревнях, как у твоей Фроси, как правило, есть рация, радист и связь по рации.
Они даже в армии служат, но добровольно, потому что гонятся за ними по тайге, конечно, никто не будет.
.
Так, что, Ваня, они живут так, как жили все мы, еще каких-то 50 лет назад, при этом, я не могу поручиться, что они живут неправильно. Может быть, это мы сбились с пути и забрели куда-то не туда.
.
- А как у них учат детей, а лечат как, если чего случается?
.
- Начальное образование(4 класса) у них «свое», учителя тоже «свои» и  медсестры (медбратья) тоже у них «свои». «Свои» - значит из местных.  Твоя Фрося как раз и будет такой медсестрой на несколько удаленных деревень и хуторов. Вообще, обучение детей и лечение у них – дело семейное, наследственное, как правило.  Этим занимаются из поколения в поколение.
.
При Советской власти стали готовить учителей и медиков для них в специальных группах при пед и медучилищах. С «Большой земли» туда никто не поедет, только местные.
.
Живут они способом коммуны. Есть староста, совет старейшин, священник.
Полная взаимопомощь во всем, иначе в тайге не выжить, только один за всех, а все за одного. Денег, разумеется, нет. А зачем им деньги? Все свое.
.
 - А откуда ты все это знаешь?
.
- Да мой отец их изучал. Не чалдонов этих, а вообще, жизнь в отдаленных и обособленных деревнях Сибири.
.*
.
Ваня и Фрося продолжали часто встречаться. Фросе нравилось, что к ней в общагу или в училище приходит статный, симпатичный солдатик. Подружки завидовали.
Общаясь с Фросей, Ваня неожиданно обнаружил, что, в сравнении с этой семнадцатилетней девушкой,  он совершенно неприспособленный к жизни.
.
Хотя в своей среде Иван был весьма мастеровитым  парнем. Он мог отремонтировать любой электроприбор и даже часы, умело обращался с паяльником, водил паровоз и автомобиль, мог работать на бульдозере и иных дорожных машинах. К тому же, он мог сложить печку и вести кладку фундаментов и стен.
.
Но он совершенно не мог обращаться с лошадьми, не разбирался в растениях и грибах, охоту понимал как стрельбу по животным из ружья.
Фрося же сказала, что у них с ружьями не охотятся, только лук и стрелы, потому что осторожный зверь, услышав выстрел, уже никогда в этих местах не появиться. Луки и стрелы  они мастерят сами, с детства
.*
К Фросе Ивана тянуло непреодолимой силой.
------------------------------------==
 Что солдата третьего года службы тянет к девушке – это естественно, но тут было другое.
У Ивана была в поселке «вдовушка» для удовлетворения его мужских потребностей, однако к Фросе его влекло намного сильнее.
 Ему даже казалось, что от нее исходит особый запах:  изо рта, от подмышек, даже от трусов, до которых он уже частенько добирался.
Этот запах, или его фантом, вызывал у Ивана огромное желание вспороть Фросю, трахнуть ее два раза  подряд и оплодотворить .
.*
Фросю тоже влекло к Ивану, молодые люди часто обнимались и целовались. В объятиях Ивана Фрося «млела» и даже кончала, но  последней черты не переходила.
- Давай оставим для брачной постели,- говорила она
.
- Ты что, не веришь мне, думаешь: «поматросил и бросил»?
.
- Нет, но я чувствую, что сразу забеременею от тебя, а мне не хочется стоять с тобой в нашей церкви под венцом  с пузом, хотя у нас это и не осуждается.
.*
Пришла весна, служба Ивана завершилась,  и Фрося закончила свое обучение.
-----------------------------------------==
 Они уехали в чалдонский поселок и поженились. Иван очень быстро освоился на новом месте. Познать все премудрости новой жизни помогал тесть и другие мужики.
 Появление нового «поселенца» всегда приветствовалось, а Фросей гордились: «Фрося то наша, и на доктора выучилась, и мужика себе нашла!»
Община построила новой семье дом, выделила земельный участок, домашний скот и птицу. Так делали всегда, когда образовывалась новая «ячейка общества».
 «Новая ячейка» всегда получала «стартовый капитал» бесплатно. Так велось с незапамятных времен, и это – не гуманизм, а необходимое условие жизни.
*.
В коммуне все считались «наши», и Иван стал «нашим».
Его профессиональные знания в области электрических приборов и паровых машин оказались весьма кстати. В деревне был паровой котел, к которому присоединялась динамо-машина. Паровая машина крутила динамо (в хорошем смысле), и, таким образом, вырабатывалось электричество, достаточное для освещения клуба и питания клубного радио   
 Очень пригодились навыки Ивана по составлению планов строительных работ.( Последний год службы Иван работал помощником прораба) .
.
 Помимо основных занятий по обеспечению жизни семьи, Иван также (на общественных началах) занялся составлением годовых планов жизнеобеспечения всей общины.
 Это было важно, чтобы ничего не забыть.
Поскольку бумаги не было, планы записывались на деревянных дощечках или на самодельном пергаменте, самодельными же чернилами.
На дощечках вели и все текущие записи и занятия детей (первые четыре класса дети осваивали в общине, если кто-то хотел продолжать обучение, отправляли в интернат).
 Потом дощечки шли на растопку. Но планы, составленные Иваном, не сжигали, они вполне годились и на следующий год. Тут он понял, что такое «нетленка».
.*
Совет общины, который существовал на общественных началах, следил, чтобы каждая семья обеспечивала себя. Если, по каким-то причинам, происходили сбои, то их устраняли всей общиной.
.
 Иначе было не выжить, только сообща. Это находится в полном противоречии с утверждением современных либералов о «животворящей силе конкуренции».
Если бы в общине возникла конкуренция, она бы очень быстро погибла вместе со всеми ее участниками (конкурентами). Общину спасала взаимопомощь и взаимовыручка.
-
Газеты и художественные книги читали в клубе, сообща и обсуждали.
А детям,  их местные учителя читали книги каждый день.
Но в целом, среди взрослых, чтение не было популярно.
Это происходило от того, что «своя» жизнь у них была такой насыщенной, что на чужую уже не хватало времени.
.
Какое им было дело, что сказал Чемберлен или президент Кеннеди.
 Даже и освоение целины, развернутое Никитой Хрущевым, их не интересовало, поскольку целину они «поднимали » каждый день.
.
Однако, такая «дремучесть» не угнетала общину, и количество жителей в селе постоянно увеличивалось за счет новых семей.
.*
Через год Марта приехала проведать сына и внука, которого Фрося уже подарила этому миру.
---------------------------------------------===
Марта нашла жизнь в общине вполне приемлемой. Прялка и ткацкий станок был и в ее отчем доме, да и в каждом доме в их западенском селе, а электричества не было да и сейчас нет. А в Лебединке электричество появилось только в шестидесятых годах.
.
Сыну сказала: «Тебе нравится, живи. Если разнравится, бери всю семью и перебирайся к нам, мы всегда примем».
Но Иван все еще там, видимо, не разнравилось.
. *
Если посмотреть на этот «чалдонский социализм» несколько со стороны,
---------------------------------------------==
то он похож на то, что собирались «построить» во всей России эсеры. В отлитие от большевиков и меньшевиков, базой их социализма должна была стать сельская крестьянская община.
.
В устройстве общины есть много общих черт с тем, как устроено общество на «Большой земле », но в каждом пункте есть и кардинальные отличия.
1. В общине – Советская власть в том смысле, что ей управляет избираемый на
   общем сходе Совет общины. Но, в отличие  «континента»,  местный Совет
   действительно избирается, а не назначается партийными органами, а потом
   легализуется путем разыгрывания «выборов» одного из одного.
   Совет общины работает на общественных началах. Обособленного аппарата
   управления не существует, как и не существует органов принуждения к
   исполнению управляющих директив. То есть, государства нет, а есть
   общественное самоуправление.
.
2. Существует «Госплан». Он воплотился в Ивана.
.
3. В отличие от обычаев «континента», в общине никого насильно не держат.
        Вход и выход – свободный.
.
4. В общине не уверяют, что они живут правильнее всех и знают истину.
.
5. Члены община очень дорожит своей самостоятельностью и свободой.
    Рюрика  «на царство» не приглашают, а тех Рюриков, которые являются без
    приглашения, решительно  «отшивают». В общине все вооружены и хорошо владеют
    оружием , женщины и дети тоже.
 
.
Так и живут. Автор текста сам там не был, мед-пиво не пил, но слышал рассказы, что и воспроизвел в тексте.
========================================
Фото. Сибирь.
Продолжение Неприспособленные. Часть3


Рецензии