Неприспособленные. Часть 3

Неприспособленные. Часть 3
*******************************
Отличник Шура Гордин .
=======================
Школа-семилетка была открыта  в поселке Лебединка еще в конце 20-х годов, когда в стране, под руководством тов. Сталина, началась борьба с неграмотностью. Школа работала в 2 смены, и учились в ней не только дети, но и взрослые. Взрослые учились по вечерам, осваивали письмо и счет.
.
От самого основания и до наших дней все ученики Лебединской семилетки были троечники и двоечники. Причем, троечниками и двоечниками были, в свое время, и их родители.
.
 Нет, и ученики, и их родители, когда были учениками, получали, иной раз и пятерки и четверки, но только по труду, по физкультуре, по пению и по поведению. А вот по языку, по литературе, по математике, физике, химии, по географии – только тройки и двойки.
.
При этом, тройки, которые все они получали, были настолько твердыми, что вытащить хоть кого-то на четверку не было никакой возможности.
Нужно заметить, что и учителя Лебединской  школы, в их школьные годы, тоже были троечниками и двоечниками, а потом, закончили на тройки педучилища и институты. Таким образом, гармония была полной.
.
Поэтому, когда в школу пришел младший сын Федорыча и Марты Шура,  и стал  стабильно получать по предметам пятерки и, лишь иногда, четверки, общему удивлению не было предела.
.
Вообще-то, на пятерки Шура отвечал всегда, но  иногда ему снижали на бал «за вольнодумство». В Советской школе «вольнодумство» не приветствовалось. Отвечая урок, ученик должен бы повторять  так, как ему излагал учитель, и никак иначе.
.
Например, при разборе басни Крылова «Волк на псарне», Шура высказал сомнение, что волк, который хотел залезть в овчарню, мог ошибиться и попасть на псарню.
« У волков такое обоняние, что они собак чуют за 3 километра»,- заметил он, по ходу обсуждения.
.
Учительница не нашла, что ему возразить, и снизила оценку на четверку.
Однако, не смотря на такие коллизии, за четверть и за год Шура всегда получал одни пятерки.
.
Кода, на очередном четвертном родительском собрании, Марта получала  табель сына, то все родители смотрели в него с изумлением. В нем стояли одни пятерки.
.
Классная руководительница просила Марту поделиться секретом воспитания сына с другими родителями, чтобы и они могли добиться таких же результатов от своих детей - троечников и двоечников.
.
Как и вся Советская, Сталинская педагогика, классная руководительница верила, что можно любого двоечника сделать отличником, но нужно найти к нему подход, заинтересовать его, побудить трудиться, и он станет отличником, а, если будет трудиться много, то может стать и выдающимся ученым как Ломоносов.
Ведь товарищ Сталин заявил, а Партия подтвердила, что гении не рождаются, а воспитываются.
.
Однако Марта ничего объяснить не могла и говорила, что она вообще не знает, когда Шура делает уроки и что сейчас проходят в школе.
.*
Тем не менее, Марте очень нравилось, что все смотрят на нее с интересом и завистью, однако, Федорычу это совсем не нравилось.
 Умный и осторожный Федорыч понимал, что в жизни лучше всего держаться где-то в центре, а все выдающееся доставляет одни  неприятности.
.
 Он даже пытался вразумить сына: «Не лезь ты вперед, сиди тихо под лавкой! Будь троечником , этого  достаточно для счастливой жизни, поверь мне».
«Да я никуда и не лезу, папа. Вообще никуда. Мам, скажи ему!»,- огрызнулся Шура.
« Отец, отойди от ребенка! Нэхай дытына вчыться!»,- вступилась Марта.
- Да, ну вас… Выпороть бы вас, как следует.
- Тебе бы только выпороть!
« Так тебе –на пользу, если слов не понимаешь. Живите ,как хотите, потом жалеть будете»,- закончил Федорыч дискуссию.
.
Шура и действительно никуда не лез, не зубрил, не корпел над учебниками и к своим оценкам относился равнодушно.
Но однажды летом, Шура таки «выпендрился», сам того не желая.
*.
Питьё-мутьё
----------------------==
 
Среди двоечников и «пограничников» (тех, что находились между двойкой и тройкой) попадались и экземпляры выдающиеся, даже легендарные.
Одним из таких был Витя Серенко по кличке Питьё-Мутьё. Он жил недалеко от Шуры, в соседнем доме.
Витек  заработал свою оригинальную «кликуху» в третьем классе. Тогда как раз проходили басню Крылова «Волк и ягненок» , и все ученики должны были выучить ее наизусть и декламировать в классе. Никто не мог уклониться. 
.
Басня никак не запоминалась в Витькиной голове. Уже все ученики класса  продекламировали басню. Учительница вызывала Витю уже дважды и поставила ему две двойки. Витю стыдили  перед всем классом, что он тянет назад показатели успеваемости, однако, дело не шло. Тогда учительница отправилась к Витиным родителям и беседовала с ними об упорном нежелании их сына преодолеть себя и взять-таки эту интеллектуальную вершину.
.
Витя был выпорот и усажен за зубрежку: «Не выучишь, убью!»
Перепуганный и возбужденный Витек раз двадцать повторил клятый стих:
«Как смеешь ты, подлец, здесь чистое питье мое, мутье, мутить мое. Чтоб они сдохли, этот козленок, вместе с волком от этого мутья… »
Но завтра все равно пришлось идти в школу и рассказывать чертову басню.
*.
«Ну, что Серенко, готов?»,- спросила учительница сурово
- Я учил.
.
- Учить мало, нужно выучить, отвечай!.
.
На Витькиной физиономии и во всей его фигуре отобразилось величайшее напряжение и  старание.
« У сильного всегда бессильный виноват», - начал он,  потом успешно преодолел экватор и  пошел к финишу
- Как смеешь ты, подлец…
.
- Не подлец а наглец.
.
- Как смеешь ты, наглец, своим нечистым рылом
Здесь чистое питьё-мутьё мутить мое с песком и илом?
.
Хотя весь класс сочувствовал Витьку и переживал за него, сцена оказалась настолько комичной, что все зашлись от смеха, включая и учительницу.
Витек получил-таки свою тройку, но кличка «Питьё-Мутьё» прилипла к нему намертво.
Тем не менее, четырехклассную премудрость Витек освоил вполне сносно.
.*
Если честно, то образование подавляющего большинства людей останавливается на уровне начальной школы: чтение, письмо, счет, действия с дробями. Все, что пытаются впихнуть сверх этого, в большинстве случаев выветривается из большинства голов напрочь. Любой может убедиться в этом, попробовав решить задачи по физике  или химии за 7-й класс, хотя бы.
.
Что касается Витька Питьё-мутьё, то, когда пошли текстовые задачи, процесс стал глухо.
Смыл этих заданий не доходил до Витька совершенно, не помогала даже порка. Поэтому, пятый класс Питьё-мутьё не закончил, а получил задание по арифметике на лето.
 Витек не знал, что его все-таки перевели, но табель не выдали, а выдали задание и нагнали страху, что оставят на второй год, чтобы разбудить в Витьке  тягу к знаниям.
.
Учительница отметила ему в задачнике 20 заданий: «Пусть балбес и летом посидит над задачами, хуже не будет». 
Учительница  была совершенно уверена, что Витя, вообще, ничего не решит, и никто в Лебединке их тоже не решит, поэтому, и помочь ему будет некому.
*.
Тем временем, ничего не подозревавший об этих драматических событиях Шура вознамерился уговорить Питьё-мутье сходить вместе на рыбалку.
.
Витя Питьё-мутьё был замечательный рыболов. Никто лучше, чем он, не мастерил удочки, не вязал сетки, не готовил наживку и прикормку.
Об этом знали не только люди, но и окрестные коты. 
Стоило только Питью-мутью выйти со двора с удочками, как за ним увязывалось с десяток котов и кошек. Они провожали Витька до места, рассаживались на берегу и ждали,  и никогда не бывали в «пролете».
Улов у Витька был всегда, а всю мелочь он отдавал котам.
.*
- Пошли по рыбу, Витя, я кондовых червей нарыл, - предложил Шура соседу.
.
- Какая рыбалка! Мне нужно задачи порешать. Сказали, на второй год оставят, отец меня точно убьет тогда к херам.
.
Была уже середина августа, и, действительно, нужно было спешить.
Шура был крайне разочарован, он был большой любитель рыбалки и очень рассчитывал на Витька.
.
- Покажи, что там за задачи, - сказал он без всякой задней мысли, а лишь из желания выказать сочувствие своему другу. При этом он даже и не думал, что задачи-то  за пятый класс, а он закончил лишь четвертый.
.*
Задачи оказались вполне по Шуриным зубам, многие были и вовсе в одно действие, например:
Скорость поезда составляет 12 метров в секунду. Сколько километров он проедет за час?
.
- Смотри, Витек. Поезд проходит 12 метров за секунду, что равно  12 делить на 1000 километров, потому что в километре 1000 метров. А за час поезд пройдет в 3600 раз километров больше, чем за секунду, потому что в часе 3600 секунд. Поэтому, двенадцать делим на тысячу и умножаем на 3600. Смотри ответ. Во, совпадло!
.
 Таким образом, за 2 часа  у них «совпадли» ответы к 15-ти  задачам. А остальные «добили » уже на рыбалке, пока рыба думала клевать ей или не клевать.
День выдался удачный : и задачи порешали и рыбы наловили.
Коты, во всяком случае, такое поведение друзей одобряли.
.*
Учительница не поверила, что Питьё-мутье  сам решил задачи: «Кто тебе решал?»
«Шура Гордин»,- раскололся Питё-мутьё.
Учительница крайне удивилась,  а с ней и весь педагогический коллектив.
В их практике еще не было случая, чтобы ученик 4-го класса решил все задачи за курс 5-го класса.
На Шуру стали смотреть с мистическим ужасом, ожидая от него каких угодно чудес.
.*
Были и другие поводы для изумления.
 Шура, например, обладал абсолютной грамотностью. Он никогда не делал ошибок при письме.
Когда в школе проводили проверочные диктанты, то единственная работа без ошибок была всегда его.
.
Когда Шура учился в 5-м классе, отец купил ему географический атлас .
В нем были не только карты физической географии, но и карты почв, климата и населения. Шура очень любил рассматривать атлас, а когда началось изучение географии, оказалось, что и в этом предмете ему нет равных.
Он знал наизусть все областные центры, их почвы и население и климат.
.*
Читатель может подумать, что автор занялся описанием какого-то мифического экстрасенса. Экстрасенсы сейчас в моде.
 Ничего подобного, такой человек действительно был, и он был человек очень способный. Такое, иногда, случается, но – очень редко. А «воспитать» талант нельзя, талантливым нужно родиться. Ошибся товарищ Сталин.
.
Правда, способности не дают гарантии процветания, но так называемого «среднего уровня» такие люди, как правило, добиваются, если не спиваются,  и , если «Титаник», на котором мы  плыли, не натыкается на айсберг.
Если же «Титаник» натыкается на айсберг, то погибают все.
*.
«Титаник» на айсберг таки налетел, но это случилось гораздо позже. А тогда до катастрофы было еще далеко. Шура с отличием закончил семилетку и поступил в железнодорожный техникум на факультет радиотехники.
Техникум он закончил с красным дипломом и поступил в радиотехнический институт, который тоже закончил с красным дипломом.
Шура был первым и единственным учеником Лебединской семилетки, который поступил в институт.
.*
Мы тут не будем описывать студенческие годы нашего героя.
Нас это не интересует. Нас интересует показать, что талант ничего не гарантирует, не делает человека «приспособленным»
Скажем только, что наш герой учился в институте в самые стабильные годы (конец 70-х прошлого века). Ничего особенного в его ученьи не было, кроме того, что он все время получал повышенную стипендию. На последнем курсе он женился.
Вместе с женой они распределились в областной центр Херсон, на Херсонский  завод полупроводников «Кристалл» и сразу, как молодые специалисты, получили «малосемейку» в семейном общежитии.
*.
Шура всегда был настроен на все новое, а в электронике нового было полно. Он работал на стыке аппаратного и программного обеспечения технологических процессов. Уже через год Шура был ведущим инженером и руководителем группы.
В личной жизни дела тоже шли неплохо. Ко времени начала «перестройки» у него уже было двое детей, и он получил 3-х комнатную квартиру в новом районе.
.*.
Завод «Кристалл», где работали Шура с женой, был крупным предприятием электронной промышленности союзного подчинения. Говорили, что он – крупнейшее в Европе предприятие по производству микросхем, полупроводников, транзисторов и другой элементной базы.
 На нем трудилось 20 тысяч человек. При заводе была футбольная команда «Кристалл» первой украинской лиги и стадион с одноименным названием.
.*
Перестройка на «Кристалле» шла по стандартной схеме:
 завод раздробили на подразделения с независимым от центра руководством;
подразделения перешли на полный хозрасчет и стали конкурировать между собой. 
.
Результат очевиден. Представьте, что ваше тело разбили на независимые хозрасчетные части, так что руки стали конкурировать с ногами, а те с головой.
Чем это кончится?
Тем и кончилось, полным развалом и ликвидацией предприятия.
*.
Пришлось Шуре срочно искать другое место. Так он попал в «Гипроград» в группу Жени Шарова.
Группа Жени занималась автоматизацией проектирования и была недавно образована.
.
«Гипроград» - был местом весьма «блатным». Устроиться туда просто так было невозможно, только по крайней служебной необходимости или при помощи «волосатой лапы».
Женя попал туда именно по служебной необходимости, возникшей в «Гипрограде».
.
Далее мы расскажем о жизни и личности Жени Шарова, поскольку из всех персонажей нашего рассказа он один оказался «приспособленным» к жизни да и то «не по своей вине».  Все остальные оказались «неприспособленными».
*.
Фото. Херсон. Проектный институт "Гипроград"
========================================
Продолжение. Неприспособленные Часть 4

.


Рецензии