Толкование на Н. З. Три меры муки
Царство Небесное – это закваска, т.е. некая мала часть чего-то, из которой потом происходит намного большее. Мы уже говорили в наших работах, что и Царство Небесное и Царство Божие – это эманации Бога, Который есть Святая Троица. Они в Нем, и Он в них. Бог – это и безгранично много и простая Единица, как мы узнаем из канона Андрея Критского. Как ничем не ограниченный, всегда сущий вне времени пространства – Его много, а как Человек, он, по сравнению с Богом, – безгранично мал. Как Творец Вселенной видимого и невидимого мира, Он – непознаваем, а как Бог – простая Единица, не имеющий в Себе никакой сложности, изъяна или составных частей. «Всякая сложность говорит о некотором несовершенстве», – как учит философия – служанка богословия, по Фоме Аквинскому. А Бог совершенен абсолютно. Нет ничего более непознаваемого и более несложного по сущности, чем Бог. Но именно этими свойствами Бога созиждется весь тварный мир. Это достаточно сложные богословские догматы, и мы не можем на них останавливаться подробно. Исходя из вышесказанного, можно заключить, что метафорическое уподобление Царства Небесного закваске означает, что Ц.Б. сокрыто в Боге до времени, как закваска, которая остается закваской, пока женщина не положит ее в три меры муки. Это то самое горчичное семя, которое остается семенем, т.е. потенциальной возможностью, силой, до тех пор, пока человек не посеет семя на поле своем. Но оба эти события еще не наступили. Они ждут своего часа в день Второго пришествия Христа, и тогда семя становится большим деревом, а закваска взошедшим хлебом, что в обоих случаях означает раскрытие врат Царствия Небесного для спасенных душ.
Женщина, которая взяла закваску – это Церковь, которую Апостол Павел уподобляет невесте Христовой (2Кор.11:2). Вне ее лона невозможно попасть в Царство Небесное, ибо ее Таинства не преходящи, а учение – свет Вифлеемской звезды на пути в Царство Христа. Именно Церковь берет Христа или закваску и отдает Его людям в Таинстве Евхаристии.
Три меры муки – это сам человек, с его трихотомией: тело, душа, дух. Добавление закваски или Христа через Таинство причастия в душу человека, делает тело храмом: «тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа» (1Кор.6:19), т.е. местом спасения, но только как возможность, а не как гарантия. Для спасения нужна многострадальная, изнурительная работа над собой, со своими страстями и тварной падшей природой. Поэтому Христос и добавляет: «…доколе не вскисло все». Если Бог может из камней мановением мысли сотворить хлеб, то использовать закваску Ему для этого не нужно. Закваска или Святой Дух должна иметь время для работы в человеке, а на это, порой, уходит вся жизнь. Как известно, не всякая закваска приводит к всходу теста. Все зависит от муки, от закваски, и от женщины. Т.е. все зависит: от самого человека и его желания достичь Царствия Небесного, готовности положить для этого немалый труд, а если нужно и саму жизнь; также пригодность тесто зависит от усвоения евангельского учения Церкви, и от благодати Духа. Но Господь не в силах «поднять хлеб» или привести человека к Себе, если он сам того не захочет и не уверует. Даже Христос не сотворил многих чудес: «…по неверию их» (Мф.13:58). Если человек, причастившись или прочитав Евангелие, или услышав проповедь, остался к Богу, а значит и к своему спасению равнодушным и безучастным, то закваска или Христос ничего сделать не сможет и хлеб не взойдет, и Царство Небесное не наступит. Поэтому и нужно время, чтобы «вскисло все», т.е. поднялся с Божьей помощью в человеке хлеб жизни, сошедший с небес - Христос (Ин.6:51).
Если перейти к экзегетике притчи с позиции учения о Царствии Божьем, то можно сделать следующие выводы.
Женщина – это душа, которая испытывает: «глад слышания слова Господня» (Ам.8:11), и жаждет насытиться словом Божиим. Поэтому она и берет закваску – евангельское учение Христа, чтобы поднялся хлеб жизни, который сходит с Небес в сердце человека в виде Духа, открывая в нем врата Царства Божия, которое: «…внутри вас есть». Три меры муки – это три основные силы души, без которых она уподобляется душе животных: ум, воля и чувства. Без этих сил познание истины невозможно, а значит недоступным останется Царство Божие. Ум принимает учение Христа, воля побуждает к его исполнению, а чувства порождают надежду на спасение, которая: «…не постыжает» (Рим.5:5). Без чувств богопознание невозможно, ибо через них выражается отношение к подвигоположнику Христу, а значит и к Истине.
Мы дали наше толкование притчи о закваске настолько развернуто, насколько это было удобно и возможно в рамках настоящей работы, рассчитанной на широкую аудиторию. Именно учение о Царстве Небесном, как нам представляется, лежит в основе этой притчи. По крайне мере, Христос словами Матфея говорит именно о нем. Но и понятие Царства Божьего невозможно оставить, чтобы не погрешить в истине. Главная мысль, которую мы старались донести до правдолюбивой души заключается в том, что нельзя как смешивать разные понятия Священного Писания, так и разделять их, ибо тем самым смешивается или разделяется нераздельная, неслитная и неразлучная природа Богочеловека Христа.
Свидетельство о публикации №223092400877