С нежностью об Учителях

                ПРОЛОГ
       Сегодня Ирине с утра позвонил одноклассник, Александр Горобченко, который был в неё влюблён ещё в школе, когда их родители жили в пригороде Белгорода. Потом судьба их развела, Горобченко женился и переехал в Харьков, Ирина тоже вышла замуж, оказавшись в Ленинграде, но переписка и общение сохранились на все эти долгие годы... Тем более, что родители обоих похоронены рядом, на одном кладбище в посёлке Микояновка, (отдалённый район города Белгорода).  С началом СВО Саша перевёз жену с детьми на западную Украину, где меньше стреляют, а сам вернулся в Харьков, надо же кому-то пенсию получать и денежку для семьи зарабатывать…

    И вот прозвучал утренний звонок, Ирина готовит завтрак, я занят утренней гимнастикой на «дыбе» - (так мы обзываем две ручки между дверями на кухне и две ручки, прикрученные к подоконнику в комнате). Мобильники в нашей семье, как правило, стоят на «громкой связи» - «секретов» друг от друга нет, и чтобы потом «новости», которых каждый день – «вагон и маленькая тележка», жене мужу не пересказывать, я же без голоса – «немой», (хотя матом, когда надо послать по «матушке», у меня получается, иногда… (смеюсь). Короче, слышу, звонит Горобченко. Сначала они с Ирой обмениваются новостями, а потом он рассказывает случай, который произошёл с ним сегодня утром. Он спозаранку отправился в Харькове на привокзальный рынок, куда селяне привозят свои сельхоз продукты, и перекупщики их не успевают перекупить, т.е. всё самое свежее, от производителя.

     А Саша отправился набрать овощей, сала, мяса, яиц, фруктов, т.к. в холодильнике всё как-то «неожиданно быстро», вдруг, закончилось. Идёт по рядам, присматривается, и натыкается на бодрого старичка, преклонного возраста, у которого на прилавке лежит кусок аппетитного сала. «Я, - говорит Горобченко, - сглотнул слюну и спрашиваю: «Диду, а можно Ваше сало попробовать?» Тот: «А чёго ж нельзя, можно», - и тут же ножом отрезает огромный шмат сала. «Я даже растерялся от такой щедрости, и как-то чисто машинально у меня вырвалось: «Блин, такой закусь стыдно есть просто так, 100 грамм бы не помешали». А дедок: «Ты прав, сынок, счас будет», - и тут же из под прилавка достаёт литровую бутыль самогона. Решительно наливает мне в кружку, выше половины, слегка мутноватой жидкости, а сбоку бабулька бежит и что-то кричит.

      Я думал, это она старику за самогон «выговор объявляет», уже приготовился кружку в сторону отставить. А она: «Ты чёго ж, старый, гостю хлеба не предложил?» Дедок «ойкнул», и тут же у меня в руках краюха свежего домашнего хлеба оказалась.

     В общем, выпил, закусил, сказал: «Благодарствую», набрал у них: сала, мяса, овощей, картошки, насколько хватило денег, и,  прощаясь с этой пожилой, но такой милой семейной парой, подумал: «Пока у нас на Украине и в России, мы ж один народ, такие люди есть, никакой Запад нас не сломит. Мы выживем, и всё будет хорошо. Тем более, что вчера ещё один одноклассник, наш с Ириной,  отзвонился с Белгорода, и доложил, что он порядок на обеих могилках наших родителей навёл, чтобы мы не переживали…  А ведь он живёт в России, стране, которая, якобы, на нас напала, и мы уже 1.5 года друг с другом беспощадно воюем…

     И хотя ещё есть куча таких «щирых» украинцев, которые на меня рот разевают, когда я говорю не на «ридной мове», мне хочется верить, что когда эта «дурня» закончится, в которую нас, хохлов, втравили уроды с Запада, а наши недоумки в Верховной Раде пошли у них на поводу, мы опять будем одним народом, иметь общую историю наших отцов и дедов, победивших фашизм в Великой Отечественной войне, и праздники будем снова отмечать за одним столом!!! Что так будет, не знаю, как вас, но меня эта утренняя семейная пара из села, убедила!!!

                ЗА УЧИТЕЛЕЙ

     Рецензия на «Камбала» (Владимир Рубанов)

      Сильный рассказ, Володя, заставивший размышлять на эту тему и вспомнить многих своих учителей: и школьных, и последующих. Кстати, после занятий одного из них я понял, что должен когда-нибудь посетить лекции по ораторскому искусству. Рэм Меркулов читал нам в училище курс Радиоэлектроники. Обычно он это делал, сидя на стуле, поставленным на стол кафедры, и находил такие не стандартные слова, вплоть до авиационного жаргона и мата, что сам скучный предмет превращался в увлекательное занятие. Кроме того, желание поспать или побалываться на его уроке, отпадало сразу и навсегда - он же нас, сверху, видел, как облупленных...

     А ещё был "препод" по свж (самолётовождению), фио уже не помню, его от нас перевели в Луганское ЧВАКУШ, когда его открыли в 1966 - 67 году, (в дополнение к Челябинскому), кажется, Валентин Андреевич. Он славился своими НЕ ПРЕДСКАЗУЕМЫМИ манерами, например - заходит в класс: "Что-у вас душно", - открывает форточку, и так задумчиво, тихо, глядя в окно: "Шара влетела". Кто-то из курсантов ему с третьего ряда, самый "догадливый" бросает свою зачётную книжку на стол. Он её берёт: "Курсанту Сидорову оценка "четыре", остальных завтра прошу пожаловать на "Зачёт".

     Или - вызвал меня к доске отвечать, а я, схлопотал накануне вне очереди наряд на кухню, пол ночи чистил картошку и "сампо" проспав, не успел выучить урок. Короче, ответил "ни рыба, ни мясо" - на 3 с минусом, или на 2 с плюсом. Он мне: "Оценка - "пять"!!! Кто-то из завистливых курсантиков, с галёрки: "Валентин Андреевич, за что Вы ему так? Он что, "любимчик"? Курсант же Петров, которого Вы вызвали к доске перед Чечельницким, лучше ответил, а Вы ему всего "три" балла поставили?"

       Препод, задумчиво и меланхолично: "А Вы видели у него на гимнастёрке висит значок "Первый разряд по боксу"? У кого из вас такой есть? Вот потому и поставил оценку "пять"!!! Тот же голос: "Так у нас ещё "Самара", в смысле, Слава Лукашевич, такой значок носит". Преподаватель: "Вот видите, всего два человека на курсе у вас - боксёры с первым разрядом, им некогда учить, тренироваться надо, честь Училища защищать. А Чечельницкий, я уверен, этот материал выучит. Он же Лётчик, а "не хухры-мухры", потому ему такая оценка...".

      В итоге, я закончил Оренбургское ВВАКУЛ им. И.С.Полбина "с отличием", и по выпуску, имел право выбора Флота. В результате, попав на Балтику, моя лётная судьба сложилась очень счастливо: "1-ый класс" мы получили через 3,5 года (для Морской авиации в то время - это очень быстро); попали в 51-ый мтап на фронтовой бомбардировщик ИЛ-28, где экипаж три человек: лётчик, штурман и вср (воздушный стрелок-радист) - "верный глаз в жопе командира. Кстати, вср летало много матросов срочной службы!!! В общем, я никогда не сидел в правом кресле как "правак" - "второй пилот", а только как Инструктор!!! И хотя до генерала не дослужился, зато был командиром полка, 12 омрап, который 20 октября с.г. будет отмечать свой 85-летний юбилей, в городе Острове Псковской губернии, (это как ехать в Индию, сразу направо)...

     После этой должности - начальника СБП,(Службы Безопасности Полётов), уже на Украине, в городе Николаеве в 33 ЦБП МА СССР, полетал на сверхзвуковом ракетоносце ТУ-22м3 и м2. А после развала Союза пришлось из-за престарелых родителей остаться в 33 ЦБП ВВС Украины. Зато, не прерывая полёты на "Бэкфайере", ещё 1.5 года отлетал на корабельных вертолётах КА-27, затем ЯК-18т, а после ухода из армии ещё 5 лет по выходным пилотировал АН-2 - "возил парашютистов на работу, иногда прыгая сам"... В общем, своей лётной судьбой я доволен, грех жаловаться, и во многом это заслуга преподавателей, педагогов и Учителей, которые меня учили, начиная от школьных, и затем в Авиации... Спасибо им всем, в том числе, и тренерам в спорте...
Жму кисть, Володя, с уважением, твой  друг Полковник Чечель   22.09.2023 12:12   

+ добавить замечания

      У меня тоже, Василий, список преподавателей очень длинный, профиль другой, но люди, есть люди, что только в них не увидишь, Бог мой! Многому можно научиться. У тебя редкий дар помнить и интересно рассказывать в отличие от меня немногословного. Во втором классе я попал под машину, и с той поры что-то надломилось в детской психике, да так и осталось. Уже тогда я замечал, что плохо вписываюсь в коллективную жизнь. В чужой стране я стопроцентно чужой и это успокаивает, что взять с чужбины? Домой то хочется и вроде как собирался уже, но обстановка между странами на ушах стоит. Никто из знакомых даже в отпуск не планирует. "Надежда - мой компас земной"?..(песня) Ощущение, что под этот компас негодяй, португалец Негоро, ("Пятнадцатилетний капитан", Жюль Верн) топор подложил...
       Спасибо, Василий за внимание, рад тебе всегда! Жму руку! Владимир Рубанов   23.09.2023 23:37

                РЕЗЮМЕ  -  Курсанты помнят первого Инструктора ещё сильней, чем первую любовь...

     Думаю, вы поняли, этим рассказом я предлагаю вспомнить всех Учителей, педагогов, тренеров, Инструкторов, которые вас учили "уму-разуму". И сейчас, когда вы много или чего-то добились в жизни, не столь уж важно, были ли они у вас любимыми или не очень. Они, в меру, своих способностей, стремились сделать и воспитать полноценного человека, патриота своей Родины, народа, семьи. Ну, а результат во многом зависел от каждого из нас... Так поднимем тост за Учителей, за их благородный труд, за их Удачу, и чтобы Бог послал им учеников, которые пойдут дальше них, и за наше поведение уважаемым аксакалам будет не стыдно, а наоборот, они бы нами только гордились. Итак, тост ЗА УЧИТЕЛЕЙ !!!

           http://proza.ru/2011/11/11/177
               


Рецензии
Полковник он везде полковник -
когда настоящий.
Как говорят молодые: респект и уважуха!
С ТЁПЛОЙ УЛЫБКОЙ ДОВЕРИЯ -

Тамара Злобина   18.02.2024 15:11     Заявить о нарушении
БлагоДарю за отзыв, Тамара...

Полковник Чечель   18.02.2024 19:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.