Ляличинские подарки - большие и малые

   Да, армейская жизнь никогда не бывает «скушной» – это факт. Вот и наше пребывание в славном гарнизоне Ляличи, несмотря на его краткосрочность (а наша семья задержалась там всего на один календарный год, за исключением самого главы семейства, о чём – несколько позже), никак не назовешь спокойным и размеренным.
Да, нам не пришлось мучиться с жильём – мы его получили сразу по приезде. Правда, его качество оставляло желать лучшего: пятый этаж старой панельной пятиэтажки с её ВСЕ-слышимостью, совмещенный с ванной санузел, отсутствие горячей воды (пришлось топить бойлер) и газа (вместо которого электричество), наличие «хвостатых назойливых соседей», от которых пришлось спасаться с помощью кошки (а, вспомнив знаменитую заполярную ягодку, мы назвали нашу домашнюю спасительницу «Шикшей»).  Да и сама квартира требовала срочного ремонта, которым в итоге (из-за моего вынужденного длительного отсутствия) пришлось поневоле заниматься моей жене, уже после привоза нами из отпуска ремонтного материала (а краска – ух, какой дефицит в те далёкие годы в наших краях!). А везли мы её, родимую, поездом через всю страну, аж из благословенного Ярославля!

   Моим любимым женщинам пришлось также срочно приспосабливаться к местным условиям и в отношении добывания еды. Мы были избалованы Чукотским изобилием продуктов, получаемых нами ежемесячно без проблем в виде продпайков с нашего войскового склада, да и в местных магазинах было неплохо с ними. Здесь же надо было много побегать, чтобы достать те же мясо, молоко, колбасу, овощи… Так что офицерские жёны регулярно выезжали на поиски съестного и в другие гарнизоны, и в райцентры, и налаживали деловые контакты с сельским населением (помню, как моя Наташа с гордостью как-то принесла купленного перед Новым годом из деревни гуся к рождественскому столу - аж за 18 рублей!). Счастливое исключение составляли рыба, морепродукты, спиртное и цитрусовые с соседнего Китая и Вьетнама…

   После двухгодичного перерыва в условиях Севера хотелось и полноценного отпуска, встречи с родными, ласкового моря… К тому же впереди моей доченьке предстояло начало учебы в первом классе гарнизонной школы и неплохо было бы как-то подготовить и её к этому важному событию в жизни.
 
   Но суровая действительность иногда распоряжается по-иному.
Отгуляв Новый, 1978-й год в кругу соседей, уже 4-го января я в качестве новогоднего «подарка» получил ревизора, прибывшего ко мне с ревизией из Хабаровска. Две недели я был загружен с утра до вечера. Честно говоря, его приезд мне был просто необходим, так как у меня накопилось много неясных вопросов, особенно в конце финансового года.
 
   Мне только не было до конца понятно, почему мои старшие коллеги из Финслужбы округа, зная, что мой предшественник убывает по замене на Север, не удосужились обревизовать его деятельность до отъезда, хотя предыдущая ревизия его хозяйства была ими проведена ещё год назад. Забегая несколько вперед, отмечу, что такая неразумная политика окружных финансистов позднее крайне отрицательно отразилась непосредственно на мне и моей дальнейшей служебной деятельности. Итогом этой проверки был акт, в котором ревизор во всей красе отразил те недочёты, которые он «накопал» и которые по сути подводили итоги и давали оценку деятельности именно моего предшественника, так как под саму проверку попал только один месяц моей непосредственной работы, остальные недочеты были исключительно на его совести.  Но в итоге всё оказалось не таким радужным и однозначным, чем я мог предполагать.

   Через пару месяцев по окончании ревизии, уже по весне, командир надумал предоставить мне отпуск. Чем он руководствовался, я не знаю, но смею предполагать, что к тому времени он все же уже обладал кое-какой информацией о моей будущности, но делиться которой со мной не спешил. Иначе чем объяснить, что, зная о нереализованной мной задолженности по отпускам за целых два года (и каких – Чукотских!), он не стал дожидаться наступления естественного летнего периода, а выгнал меня уже в апреле. Ну, как говорят – отдыхать – не работать! И мы всей семьёй рванули на запад, к родителям: в Кишинев и Ярославль. И опять – «Широка страна моя родная»(!): железные дороги, дороги…

   Накатавшись вдосталь, мы вернулись в наш гарнизон в двадцатых числах мая, отдохнувшие и загруженные под завязку молдавским вином и ярославскими лакокрасочными изделиями для предстоящего ремонта квартиры.

   А здесь нас ожидала масса «сюрпризов». И каких!..  Но об этом лучше всего расскажут выдержки из наших писем родителям.

   (Моё письмо от 20 июня 1978 г.):
«..По прибытии в часть, меня поставили в известность (а всегда найдутся доброхоты, которым, как говорил Райкин, становится хорошо оттого, что другим плохо), что в моё отсутствие приходила бумага с предложением о моём выдвижении на вышестоящую должность, которой предписывалось рассмотреть вопрос о моём перемещении на усмотрение командира. Командир же «усмотрел» в этом ущерб для своего благополучия в области хозяйственной деятельности части, дав мне отвод «на время, руководствуясь интересами службы»… И всё было бы ничего, если бы этим кончалось. Однако всё оказалось серьёзнее. Не прошло и недели, как командир сообщил мне, что я еду на целину (!). Сообщение не из приятных. Полгода без семьи и вся работа первого полугодия «коту под хвост». А ещё более обидно от того, что «объективные обстоятельства», которые не позволили перевести меня, не дают никаких льгот в отношении целины…».

   Получил я и ещё один дополнительный «подарок» от Финансовой службы округа. Во время моего отпуска оттуда пришло циркулярное и обзорное «Информационное письмо» об итогах проверок войск округа за прошлый год, выявленных ревизиями фактах нарушений и ошибок в их финансово-хозяйственной деятельности, с указаниями конкретных виновников этих нарушений. И вот, среди этих «виновников торжества» несколько раз была названа и моя фамилия (!). Кто готовил сей документ, осталось для меня загадкой. Но от того, что меня понапрасну, безосновательно «ославили» на весь округ – вкупе с несправедливыми решениями командования, несостоявшемся переводом, предстоящей отправкой на целину и другими несправедливостями, влияющими на мою карьеру офицера и финансиста - всё это подвигло меня напрямую обратиться с письмом на имя начальника Финансовой службы округа, где я изложил о всех несправедливостях в отношении себя.

   (Заканчиваю отрывок из моего письма):
«…Ну, да чёрт с ними, со всеми. Мы – люди военные, живём под приказом, и жёны наши, скрепя сердце, подчиняются ему же.

   …Сборы были недолги и 7-го (июня) я отбыл в Уссурийск, 8-го погрузился в эшелон и 11-го вечером прибыл в составе целинной роты в пос. Екатеринославку (Амурская область, 80-90 км от г. Белогорска)…».

   (Выдержка из письма моей жены от 11 июня 1978г.):
«…Когда мы были в отпуске, Виталия хотели перевести в Белогорск на вышестоящую должность. Но командир просил округ задержать перевод, так как в части ему нужен начфин, а ему обещали прислать человека вместо Виталия, когда будет выпуск из училища. Ну, с переводом отложили, а Виталия отправили на целину. Виталий перед отъездом написал в Финансовую службу округа письмо на счет того, чтобы помогли в финансовой работе части за время его отсутствия и о том, что с переводом отложили, а на целину отправляют.

   Вчера я получила письмо на его имя от начальника Финансовой службы ДВО. Там по поводу перевода пишут следующее:

   «…Вопрос о переводе Вас на высшую должность в город Белогорск находится на рассмотрении. Окончательное решение будет принято в зависимости от выводов аттестации, которая запрошена Управлением кадров округа установленным порядком…».

   …Я теперь и не знаю – делать мне ремонт или нет. Не хочется делать для «чужого дяди», тем более, что придется всё делать самой (а так всё и получилось на самом деле - Наташа в моё отсутствие сделала этот ремонт сама! В.Г.). И потом переживаю, вдруг переводу помешает то, что Виталий до ноября будет на уборке урожая. А ведь ему уже 30 лет будет и срок выходит в июле звание получать…».

   Так что впереди меня ожидало великое дело – БОРЬБА ЗА УРОЖАЙ. А, как говорят в народе, ХЛЕБ – ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ!


Рецензии
Интересный и правдивый рассказ, раскрывающий немалые преткновения в жизни и службе военных офицеров.
Все не так просто.
Преклоняюсь и уважаю за выдержку.
Рассказ понравился, спасибо.


Татьяна Борисовна Смирнова   26.09.2023 20:31     Заявить о нарушении
Присоединяюсь. Знакомые перипетии службы...

Альберт Иванович Храптович   30.09.2023 06:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.