Обращение Президенту РФ В. Путину

О расхождении содержание учебника истории

за 10-11 классы «История России» В.Р. Мединский, А.В. Торкунов).

       Балкарская общественность обратилась на имя  Президента Российской Федерации Владимира Путина  и  Полномочному представителю Президента    Российской Федерации    Чайка Юрию Яковлевичу
      Тексты писем немного различаются, но суть в основном одинаково.
 Предлагаем вашему вниманию обращение на имя  Президента Российской Федерации Путину В. В.


                Многоуважаемый   Владимир Владимирович!

      В наше неспокойное время, когда слово мгновенно приобретает широкий резонанс в масштабах не только нашего  государства, необдуманное и неосторожное толкование прошлого может привести к негативным, необратимым последствиям. Но для тех, кто взял на себя ответственность освещать историю и знакомить с нею целые поколения, предвзятая трактовка событий и искажение исторических фактов недозволительна вдвойне. Более того, ставит под сомнение компетентность и профессионализм авторов. В данном случае, речь идёт о заявленном учебнике "История России.10 класс" под авторством В.Р.Мединского и А.В.Торкунова.
      Анонсированные ранее учебники истории за 10-11 классы вместе с учётом новой политической парадигмы объективного осмысления исторических фактов в России и СССР периода 1914-1945 гг, неожиданно ввели новую  реконструкцию в оправдание одного из преступлений  сталинизма, объявив ряд народов "пособниками оккупантов".
      Приводим цитату по тексту на стр.351:"На основании фактов сотрудничества с оккупантами карачаевцев, калмыков, чеченцев, ингушей, балкарцев, крымских татар ГКО в 1943-1944 гг. принял решение ликвидировать государственные образования этих народов внутри СССР и подвергнуть их коллективному наказанию - насильственному переселению (депортации) в восточные регионы страны".
     Авторы, не раскрывая настоящей сути событий, опускают истинную причину депортации, а именно – политическую (геополитическую), когда целью было освобождение и освоение определенных территорий под особую политическую перспективу и изъятие из истории высланных народов обозначенных  клеймом  "пособники оккупантов".
     К примеру: в книге не упоминается  тот факт, что не наберётся и сотни балкарцев которые попали бы под категорию "пособников оккупантов", и не объясняется причина депортации грудных младенцев и тяжелобольных стариков. Умалчивается так же тот факт, что все взрослые мужчины находились на войне и защищали СССР от фашистов, не говоря уже о ликвидации государственности Балкарии и Карачаевской автономной области.
     Авторы учебника так же обошли стороной расстрел мирных жителей Черекского ущелья Балкарии, несопоставимой по числу жертв даже с известной на весь мир трагедией белорусской деревни Хатынь.
    19 ноября 1992 года Президиум Верховного Совета КБР принял Постановление: "О результатах работы комиссии Президиума Верховного Совета Кабардино-Балкарской Республики, по изучению материалов о событиях, имевших место в Черекском ущелье в 1942 году". Государственная Правительственная комиссия КБР, в ходе документального исследования событий в своём отчете установила, что "с 27 ноября по 4 декабря 1942 года сводным отрядом НКВД под видом борьбы с бандитизмом в Черекском ущелье расстреляно около 700 мирных жителей (в том числе 155 детей в возрасте до 16 лет).Сожжено 519 домов с имуществом и хозяйственными постройками, уничтожено или угнано более 500 коров и др.скота неустановленной численности."
      В связи с этим возникает справедливый, по нашему мнению, вопрос по изложенному в новом учебнике истории России 10 класс, а именно на  стр.352 : "Вопросы и задания": Подготовьте сообщение о геноциде мирного населения в одной из областей России". Что мешает затронуть и осветить  изложенные выше факты как ответ на задание для учеников?
      Любая история, претендующая на объективность, обязана опираться на подлинные  источники, но не те, которые были сочинены в период репрессий и застоя, когда было запрещено упоминать и писать о насильственной депортации народов и ликвидации их государственности. Авторы нового учебника могли обоснованно обратиться к  материалам, основанным на источниках архивов  НКВД/КГБ и других государственных архивов, где детально  задокументированы упомянутые события, а не искажать историческую картину исключая из общей канвы значимые, определяющие  факты и события.
     Сюда же можно отнести и задание к параграфу на стр.342 "Партизанское и подпольное движение" и далее задание к нему на стр.347:"1.Перечислите причины массового партизанского движения. Сформулируйте не менее трех положений. 2. Какие формы борьбы с врагом применяли советские люди на оккупированной территории?". Далее, на стр.352:"Соберите материал о примерах героизма и подвигах, совершенных во время Великой Отечественной войны представителями репрессированных народов". Т.е. налицо двойные стандарты в подаче исторического материала и оценке отдельных народов. Подобный подход лишь посеет национальную неприязнь между представителями разных народов и повлечет за собой ослабление принципов единства наций,  населяющих наше государство. Не говоря уже об обесценивании  значительного вклада этих народов в победу не только в Великой Отечественной войне и строительстве мирной жизни нашей страны. А за скобки выведена трагедия многих сотней тысяч людей, унижения, лишения и невосполнимые потери.
       На сентябрьском (1989) Пленуме ЦК КПСС отмечалась необходимость  решительного осуждения фактов произвола и выселения народов с мест их проживания в годы Великой Отечественной войны и полного восстановления прав репрессированных народов. Анализ совершенных против них преступлений, предание их гласности побудили Верховный Совет СССР принять 14 ноября 1989 г. декларацию "О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечению их прав". Тем самым, Верховный Совет СССР признал допущенное в 30-40 -х годах беззаконие и несправедливость обвинений в адрес данных народов. В декларации факт депортации признан преступлением против человечности, а все, кто причастен к нему своими действиями были осуждены.
26 апреля 1991 года Верховный Совет РСФСР принял закон N 1107-I "О реабилитации репрессированных народов" (с изменениями и дополнениями). Вместе с ним было принято постановление "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов",в котором осудил произвол властей по отношению к целым народам (точнее пятнадцати), подтвердил их полную невиновность, предусмотрев для них полную реабилитацию - политическую, территориальную, социальную, культурную.
     В связи с тем, что данный учебник идёт вразрез с законами Российской Федерации (реабилитация репрессированных народов, защита коренных малочисленных народов, о сохранении культурного наследия) просим  Вас дать соответствующее поручение Правительству Российской Федерации и взять ситуацию под личный контроль.

25.09. 2023 г.

С уважением,

Тетуев Хадис Инзрелович, общественный деятель, председатель фонда помощи сохранению памятников истории и культуры «Сто шагов к Кайсыну»;

Боттаев Мухтар Абдул-Халимович, заслуженный журналист КБР;

Бачиев Хамзат Таибович, народный мастер России;

Кучмезова Жаннета Мухтаровна;

Шаваев Арсланали Конакович, пенсионер;

Эльджорукаев  Шагабан Алимович,  юрист - правовед;

Этезов Ануар Аппасович


Рецензии