У совести печальные глаза Глава 7

Ремарка Эмми на то, что я стёр свои негативные воспоминания, заставила меня задуматься. «Ни стыда, ни совести» – кажется, так говорят о людях, которые презирают нормы морали и бросают вызов добропорядочности человеческих отношений. А что такое совесть? Наиболее ёмкое и точное определение, на мой вкус, – «модулятор нравственности».

 Нравственность формируется в детском возрасте в процессе воспитания родителями, окружением и, в большой степени, поступками вышеперечисленных людей. Путь от стыда к угрызениям совести приводит к оценке совершённых поступков (проступков, с точки зрения морали) и становлению нравственного самосознания. Если мать в отчаянье говорит ребёнку: «Как ты мог сделать это?» – то вместе со стыдом к ребёнку приходит осознание неправомерности поступка. А начнёт ли работать совесть и корректировать поведение в дальнейшем, зависит от примера окружающих.

 Помню, как взял с комода тридцать копеек и прогулял эти деньги, сходив в кино и съев там мороженое. Мне было семь лет. Вернувшись домой довольным и сытым, я застал семейный совет в лице бабушки, мамы и старшего брата. Вопрос: «Как ты мог? Разве это ты положил сюда деньги? Это деньги бабушкины» – глубоко врезались в мой мозг. К тому же я не мог смотреть в их осуждающие глаза, было больно. И последней каплей стало то, что никто не сказал: «Где деньги? Верни назад». Всем было ясно, что я их потратил, а вернуть, естественно, не смогу. В тот день за тридцать бабушкиных копеек я купил деталь модулятора нравственности. Если Эмми видела эту сцену, понять её суть она бы не смогла, впрочем, как и многие другие, когда я собирал по частям собственный «модулятор».

 Другая моя бабушка была с детства богомольной, то есть верующей. И это неудивительно, потому что она родилась в конце девятнадцатого века и помнила царя. В «красном углу» её комнаты висела икона с ликом Николая Чудотворца, а под иконой чадила лампадка с конопляным маслом. Лик иконы под ризой был почти не виден, только глаза выделялись на прокопченном лице, смотрящие с проникновенным укором. Как-то я обнаружил в буфете пакет шоколадных конфет. Дома никого не было, а я заполнял свой досуг чем придется: листал книжки, играл с котёнком, смотрел в окно и поглощал конфеты. Бабушки всё не было и не было, а конфеты таяли и таяли. Наконец бабушка вернулась и позвала меня к столу обедать. После съеденных конфет обедать было выше моих сил. Зная, что на аппетит я никогда не жаловался, бабушка заподозрила неладное и обнаружила пропажу сладостей. На вопрос: «Где конфеты?» – я ответил, что пока она ходила в магазин, пришёл дядя Володя (сын бабушки) и забрал конфеты с собой. Она внимательно посмотрела на меня и промолчала. У меня отлегло от сердца в надежде, что всё сошло с рук. Немного погодя я спросил: «Ба, а почему у Николы Чудотворца такие печальные глаза?» Она, помолчав немного, ответила: «Потому что он святой и переживает за каждую душу, которая грешит». «Что такое грех?» – спросил я. «Врать – это грех!» – ответила бабушка. Вот так, всего за кулёк съеденных конфет я узнал, что у совести печальные глаза.
– Эмми…
– Слушаю.
– Я поразмышлял чуток и понял, что ты не могла видеть плохих поступков, потому что невозможно записать в память укоры совести. Их нужно пережить самому.

http://proza.ru/2023/09/25/1230


Рецензии
Картинки из детства хороши. Живые.
На мой взгляд, совесть не модулятор, а генератор=источник и детектор=определитель нравственности.
Грех, это ошибка, сбой нравственности.

Николай Нефёдов   01.03.2024 01:18     Заявить о нарушении
Добрый день, Николай!
Совесть, как и нравственность - гуттаперчивы. Оценка и определение поступков зависит от угла зрения конкретного индивида. Всё в этом мире относительно, но мне больше нравится модулятор, который корректирует потоки нравственных материй.
Зачастую грех это не ошибка и не сбой, а направленный акт.
Спасибо за комментарий!
С почтением и наилучшими пожеланиями,
Александр

Александр Николаевич Горин   01.03.2024 14:40   Заявить о нарушении
"Зачастую грех это не ошибка и не сбой, а направленный акт." - Приведите пример нравственности греха.

Николай Нефёдов   01.03.2024 23:28   Заявить о нарушении
Я не говорил что грех может быть нравственным. Я написал, что грех это акт (поступок, если угодно) направленный на слом нравственных постулатов, но, согласитесь, что в мире нет единой концепции нравственных догматов. Мы опять возвращаемся к религиозным канонам, которые имеют массу различий в зависимости от религии. Поэтому понятие греха может трактоваться весьма широко.

Александр Николаевич Горин   01.03.2024 23:48   Заявить о нарушении
Вы правы. Грех - сознательный противонравственный, бессовестный, бесстыжий поступок.

Николай Нефёдов   02.03.2024 11:28   Заявить о нарушении