Давид Самойлов Поэма Цыгановы Что есть красота, и

Давид Самойлов, поэма «Цыгановы».
Что есть красота и почему её обожествляют люди?

А ты, презренный,
Ничего не отдал духу,
Все ты отдал жизни тленной.
(Д. Самойлов «Старый Дон Жуан»)

Неужто только ради красоты
Живёт за поколеньем поколенье –
И лишь она не поддаётся тленью?
(Д. Самойлов «Цыгановы»)

Слушала поэму «Цыгановы» Давида Самойлова в исполнении Светланы Крючковой. Талантливая поэма и талантливое исполнение актрисы вызвали желание медленно перечитать поэму.

Поразила последняя фраза, сказанная хозяйкой дома после смерти мужа: «Жалко, Бога нет». Почему так поэт закончил поэму? Фраза показалась загадочной, иррациональной. Стала разбираться.

В поэме пять глав. В первой главе поэт изображает безоблачную, идиллическую картину сельской жизни семьи Цыгановых. Эта глава – гимн жизни – земной, безгрешной, наполненной радостным трудом, заботой о семье, о сыне. Всё, что происходит в семье, доставляет хозяевам радость, удовольствие. Хозяин, словно богатырь, силён, могуч, огромен. Хозяйка счастлива. Они всегда ведь с мужем жили ладно.

Во второй главе дано подробное, радостное описание застолья в доме Цыгановых. Оно изображено в духе широкого русского хлебосольства. Только один пример:
Вознёсся борщ.
И был разлит по мискам.
Поверхность благородного борща
Переливалась тяжко, как парча.
Описание звучит торжественно, возвышенно, словно речь идёт не о борще, символе русского застолья, а о знамени.
А следующая глава подобна торжественной оде, восхваляющей самое важное событие в семье Цыгановых – рождение сына. Цыганов изображён как отец, которого переполняет гордость, умиление, радость, счастливые слёзы. Сын – продолжение рода!
Он нёс младенца в голубых обновах,
Как продолженье старых Цыгановых
И как начало Цыгановых новых,
Он нёс начало будущих веков,
Родоначальника полубогов.

Четвёртая глава посвящена колке дров. Поэт изображает труд крестьянина как радостное деяние, а колку дров Цыгановым – как восторженный полёт. 
…Знал, что в колке дров нужна не сила,
А вздох и взмах, чтобы тебя взносило
К деревьям – густолистым облакам…
Он также знал: во время колки дров
Под вздох и взмах как будто думать легче.

И наконец пятая глава – «Смерть Цыганова». Жизнь Цыганова прожита. А где же конфликт – основа любого литературного произведения? Казалось бы, что может сказать о своей прожитой жизни Цыганов, размышляя о ней на смертном одре?
Он прожил достойную жизнь, ему не в чем упрекнуть себя. Он честно жил, много работал, заботился о семье, вырастил сына. Жил в радости, в ладу с собой, с семьёй и с миром. Кажется, Цыгановы охвачены счастьем бытия.
Но авторский замысел очень сложен. Именно в последней главе разворачивается драматический конфликт героя с самим собой. Он перед смертью впервые задаёт себе философский вопрос о смысле жизни.
Зачем я жил? А что такое жизнь – минута.
А смерть навеки – на века веков.
Зачем живём, …
Торопимся и всё не успеваем?...
Зачем я этой жизнью дорожил?
Зачем работал, не жалея сил?...
Зачем, когда так скоро песня спета?...
Когда жизнь так коротка.
Зачем?
И он не находил ответа.
Вот он – экзистенциальный вопрос.
В одном из писем Д. Самойлов с сожалением пишет о том, что он привержен удовольствиям жизни. «Я жизнь люблю ‘‘физически‘‘ гораздо больше, чем умом. В этом моя слабость». Работая над поэмой «Цыгановы», он параллельно пишет поэму «Старый Дон Жуан», в которой поднимается та же проблема смысла жизни. Дон Жуан на пороге смерти рассуждает:

Я жизни тленной
Отдал все. И сей блаженный
Сон мне будет легче пуху.
Ни о чем жалеть не стоит,
Ни о чем не стоит помнить…

Но другой персонаж Череп (Смерть) возражает:
Смерть принять – не шлюху
Обнимать. А ты, презренный,
Ничего не отдал духу,
Все ты отдал жизни тленной.
Но всё-таки перед самой смертью Дон Жуан задаёт экзистенциальный вопрос:
Что там –
За углом, за поворотом,
Там – за гранью?..

Этот сакраментальный вопрос: зачем живёт человек? – известен со времён библейских событий. В «Ветхом Завете» о земной жизни человека есть такие слова: «И оглянулся я на все дела свои – всё суета и томление духа… Все труды человека – для рта его, а душа его не насыщается» (Книга Екклесиаста, 2:11)

В последние годы жизни Д. Самойлов размышлял над вопросом: что привлекательней в жизни: неодухотворённая материя или бесплотный дух? В этих двух поэмах он подводит читателя к мысли, что материальная, земная жизнь, будь она безупречна, как у Цыганова, или распутна, как у Дон Жуана, она – тщетна, суетна. Сугубо материальное существование, жизнь тела, а не духа, обречены на крах. В бездуховной, плотской, вещной жизни, по мысли Д. Самойлова, нет высокого смысла. Творец всего земного – Бог. Это и есть высший смысл, непостижимый слабым человеческим умом. И тогда я поняла последнюю фразу поэмы: «Жалко, Бога нет». В мире Цыганова нет Бога.

Как же разрешается конфликт героя с самим собой?
Перед самой смертью в душе Цыганова приоткрылся высокий, не материальный смысл жизни, который проявился в бесчисленных вопросах: зачем я жил?... И обретя слова (это дар, который вдруг открылся в герое, божья благодать!), он сформулировал, хотя не очень уверенно, идеал человеческого существования, высший смысл жизни.
Неужто только ради красоты
Живёт за поколеньем поколенье –
И лишь она не поддаётся тленью?
И лишь она бессмысленно играет
В беспечных проявленьях естества?..»
И вот, такие обретя слова,
Вдруг понял Цыганов, что умирает…

«А что такое красота? И почему её обожествляют люди?» (Н. Заболоцкий)
Красота, по мнению многих, это совершенство, гармония. Она вызывает у людей эстетическое наслаждение.
Красота бездонного голубого неба с сияющими облаками, звёздное небо, весь окружающий нас мир природы, созданный Богом, прекрасен и гармоничен. Одухотворённая красота мира радует человека «в минуты просветленья».
Красота – это явление культуры. Искусство: музыка, живопись, литература, скульптура, архитектура – всё это творение рук человека, его творчество. Настоящее искусство очищает душу, возвышает человека, рождает стремление к самосовершенствованию, ведёт к Свету. Художники, творцы прекрасного, верят в божественное происхождение своего таланта. Об этом писал в своих стихах лучший русский поэт конца XX века Юрий Кузнецов:
– Богу дорог каждый злак.
Ведь каждый злак – улыбка Бога…
– Орлиное перо, упавшее с небес…
Красота – это то, что радует глаз, как, например, красота женщины, и что находит отзыв в сердце.

Духовная красота человека связана с его внутренним миром, с нравственными устремлениями и интеллектуальной деятельностью, она «не поддаётся тленью».
Для человека, живущего духовной жизнью, характерны взлёты и падения, страдания и радости. Тщетна сугубо материальная жизнь, она обречена на крах, потому что «душа не насыщается» – вот вывод, который делает Давид Самойлов:

…А красота превыше дарований –
Она себя являет без стараний
И одарять собой не устает.
… очень сложен смысл ее гармоний.
Но внятен всем. И каждого томит.
И для нее никто не посторонний.
(Д. Самойлов «Красота»)


Рецензии