16. Мой муж - Борис Хрящёв. Регата продолжается

(из записей судового журнала)
На «Ариеле», тоже цетусе, как и «Мир», капитаном Анатолий Коновалов. Это лучший парусный мастер не только Питера, но и всего бывшего союза. К нему вечно очереди на пошив и переделку парусов. Мы не раз являлись его заказчиками. У него стоят новенькие кевларовые парусочки. На траверзе маяка Стирсуден, «Ариэль» нагоняет нас. Толя выходит на связь и жестом, позаимствовавшим из к/ф «Кавказская пленница», приглашает Бориса быть «третьим» в связке для приятного время провождения в финских шхерах. Борис не против, правда кто будет «вторым» - ещё не определились. По ходу прикидываем первую остановку сделать в Котке.
22.07.96г. 9.40 – ошвартовались у финского острова Хаапассари для прохождения таможни. Коновалов уже ожидает нас, чтобы подтвердить наш совместный план. Пока мы оформляем приход в Финляндию, «Ариэль» уже скрылся из виду за островом. 
Мы лавируем в безветрии. Но за островом, нас ждёт «Ариэль». Он берёт нас на буксир. Толя предлагает Борису перейти к нему на лодку, что тот и делает.
Мила на руле. Это её любимое место.  На яхте тишина. Все отдыхают от команд капитана.
Швартуемся в Котке в 16.40. Капитан, уже весёленький доставлен на борт. Лучше бы Коновалов не брал его «третьим», т.к. за отсутствием «второго», Бориса накачали за двоих.
В я/клубе Котки прямо на причале прекрасная сауна. И ступени от неё ведут прямо в море. Наши тела вымыты и просушены.
Стас, Мила и Галина залегли спать. Остальные вместе с командой «Ариэля» пошли в город на дискотеку.
23.07.96. Утро. К завтраку подрулили, неизвестно откуда, оба капитана, и уже на «веселе». Наш очень разговорчивый. Он уже по пятому кругу объясняет команде их обязанности на судне.
Галина внесла предложение передать Хрящёва на «Ариэль» и даже пообещала за него вознаграждение. Но  в команде  «Ариэля» уже все хорошо уяснили свои обязанности на судне, потому вежливо отказались от такого выгодного предложения.
Мы снова в море. Идём шхерами.  Борис продолжает нас учить уму-разуму. Швартуемся на ночь на острове «Флакасааре».
Стая остервенелых голодных комаров гоняет дремоту всю ночь, в результате чего подъём был ранним.
В расставленные нашими браконьерами сети попала только одна рыбка. Хорошо – на борту есть удочки. Мила быстро выловила ещё три штуки. Поиски даров леса дали результат: 1,5 гриба и 3 ягодки. Зато красота острова – дух захватывает! Поражает отношение финнов к природе и людям. На острове маленький домик. В нем две кровати, столик и всё необходимое для ночлега. На столе журнал, в котором посетители могут оставить свои впечатления и поблагодарить за гостеприимство. Оба наших капитана там переночевали и сделали запись в журнале.
Идём дальше. «Форвард» на буксире у «Ариэля». Наш кэп снова в гостях, а у нас тишина и спокойствие.
Но вдруг, налетел шквал. Пошёл дождь. Идём узкими проходами между островами, утыканными створами. Стас с ламинированной картой сидит на носовом релинге и сверяет каждый створ на каждом повороте фарватера.
Швартуемся у очередного острова двумя лодками. В отличие от предыдущего, этот остров богат ягодами и грибами.
25.07.96. Снова в пути, и снова Хрящёв сослан на «Алиэль». На ходу приготовлен обед из даров леса: грибной суп и грибная солянка.
В 20.45 ошвартовались на островке в порту г.Ханко. Здесь между островом и «большой землёй» курирует паром за 10 финских крон в один конец.  Часть экипажа уехала в город.
Посещаем сауну. Правда, вода здесь гораздо холоднее, чем в Котке. Оба экипажа проводят вечер у нас за столом. В меру попили и без эксцессов разошлись по койкам.
26.07.96. После завтрака перетряхиваем подгнившие продукты, составляем опись, что купить на следующий переход.
Блудный капитан, возвратившись в лоно своей лодки, кается и торжественно обещает молчать. Правда выдерживает пять минут. А дальше мы снова получаем от него новые наставления в форме «рондо», т.е. повторяющиеся бесконечно.
Мы снова в море. Снова лавировка. Яхт невидимое множество, и мы жалеем, что здесь не выставлены светофоры, как на оживлённых трассах городов.
Капитан на борту. Учит молодёжь прокладке курса, пеленгам, устранению девиации.
16.00 Швартуемся на очередном острове. Здесь стоят «Мир», «Альбатрос» и «Ариэль».
Сбегали в лес: поели черники, пособирали грибы, поставили сети, предварительно спросив разрешения у местного населения.
Сходили в гости на «Альбатрос» (польский «Арктурус») – попели под гитару песни. Собрались было уже спать, но обнаружили пропажу нашего матроса Максима.
Максим и двое ребят с «Ариэля» ушли в одном направлении и долго не возвращаются. Вот уже час, как грохочет гроза и льёт дождь. Где же они бродят? На лодках, стоящих в этой бухте их нет. Подача звуковых сигналов не возымела успеха. Пущены сигнальные ракеты с борта «Ариэля». На ракеты отозвалась финская полиция. Мы объяснили в чём дело. Полицейские сказали: «ищите» и обещали на утро вернуться чтобы справиться: «Как дела?».
У нас аврал. На Альбатросе пополз якорь, волоча всю флотилию на камни. Пол ночи занимались перезаведением якорей.
27.08.96. Утро. Явились наши потеряшки.  Они заблудились в лесу и набрели на чей-то домик. В связи с отсутствием хозяев, высадили окно и воспользовались уютом дома. Тут подъехала вчерашняя полиция, и наши герои отрапортовали как на духу свои ночные действия. Они готовы возместить хозяевам разбитое стекло и принести свои извинения. Связавшись с хозяевами дома, оговорили сумму возмещения (150 $), которую передали через полицию, и расстались друзьями.
 В 12.05 отошли от злополучного острова. И сразу на небе разошлись тучи и появилось солнце. Команда занимается уборкой яхты.
В 17.30 Ошвартовались в г.Турку. Половина флота уже тут. На бонах нас встречает Виктор Никушкин, в прошлом матрос Галины. Он уже два месяца, как местный житель. Почти всё здесь знает и обещает быть нашим гидом.
28.07.96. На яхту заходит Янка Белок. Она полька,  одна из представителей STA, занимается русскими яхтами. Отводит Бориса в сторонку, и сообщает, что вчерашний инцидент на острове дал резонанс. Что могут быть неприятности. Капитан имел беседу с Максимом, но т.с. «при закрытых дверях». Будем надеяться, что Янка уладит конфликт, который нам казалось, и так был улажен.»

НА «СЕДОВЕ».

31.07.96. Сегодня старт. Но мы с Милой, уставшие от нашего капитана, категорически отказываемся идти с ним в гонку. Собираемся уехать из финки домой на автобусе.
Отлучившись не на долго, Борис возвращается с предложением пройти гонку на «Седове». Он уже договорился с капитаном.
Что ж, на «Седове», так на «Седове»! Борис провожает нас на один из самых больших парусников мира. Капитан Виктор Мишенёв сразу отводит нам кубрик на 12 человек: выбирайте себе койки – они все ваши! Живите здесь, вас никто не потревожит».
«Седов» шествует среди раскрашенной флагами флотилии. На проходящих рядом катерах девицы топлес размахивают лифчиками, приветствуя нас. С капитанского мостика хорошо видна вся армада яхт, идущая по фарватеру в море. Как и на параде в портах, звучат со всех парусников и яхт противотуманные горны, крики приветствия. Туча катеров и других яхт сопровождают до самой стартовой линии.
Дан старт первой группе – «толл шипов». Мы идём рядом с «Миром» и «Крузенштерном». Команда курсантов лезет на мачты. Мила устремляется за ними, но я в последний момент её хватаю за куртку, удерживая её. Виктор успокаивает: начнут тренироваться тринизы (купившие место на судне в регате (в основном, иностранцы), и ты полезешь с ними под надзором боцмана.
И она полезла на мачту! Глядя на неё мне стало плохо. Ещё на первом марселе она была видна точкой, а когда полезла выше – уже скрылась от меня с глаз. Я дрожала за неё, пока она не спустилась на палубу.
А на палубе её уже ждал швед, который по рации передаёт координаты судна (уже не помню, как его звали). Увидев маленькую девочку, удивился: «Я думал на рации «Форварда» сидит солидная дама, профессионал. Вот пришёл познакомиться с коллегой».
После обеда в шумной столовой курсантов, идём отдохнуть в каюту, а за одно и выбрать себе койки, навести кое-какой уют и подмести пол. Открываем дверь и нам на ноги хлынула вода. Ой, откуда? Уходя из раковины вынули грязное полотенце, убрав его в дальний угол, чтобы не портило вид каюты. Судно скрутило поворот, и забортная вода на крене левого борта под давлением хлынула через трубу раковины в салон. Оказывается, полотенце закрывало отверстие. Заткнув снова дырку полотенцем, пошли искать, чем бы нам откачать воду. Пока искали – снова поворот. Вода из трубы на этом галсе не выливается. Полотенце идёт в ход: мы быстро собираем катающуюся по полу воду в ту же раковину. Мила смеётся: заодно и пол помыли.

На второй день – полный штиль. На горизонте точка. Старпом говорит: судя по докладам о местоположении судов, это «Форвард». Я: "ну если это «Форвард», то через пол часа он будет рядом с нами". Все, кто в рубке смеются: «ну как же, конечно будет! Все стоят, а он идёт, да?» Я: «А вот увидите. «Форвард» в полное безветрие свои 1,5 узла имеет!» Я ошиблась на 5 минут. «Форвард» подошёл к нам не через пол часа, а через 25 минут.
А к вечеру снова раздуло. К ночи вообще разыгрался шторм.
В Копенгагене не хотелось уходить с «Седова», так нам понравилось обхождение с нами капитана и остальной команды. Капитан подарил нам тёплые джемпера с эмблемой «Седова» и сувениры: блокноты, ручки с их символикой.
За нами пришёл Борис. Они намерены идти в Колуннборг, навестить наших старых друзей. А мы хотим домой.  К нам подходит Борис Кришталь, капитан двухмачтовой, широкобортной «Елены-Марии-Барбары», на которую я ещё в Питере пристроила механика со «Свердловска», Игоря Ляшковского. (Оба картавят в силу своей национальности, и становится смешно, когда Борис начинает передразнивать Игоря).
Борис сетует, что от него уезжает старпом и не хотела бы я пройти с ним до Питера. Я соглашаюсь, потому что Милу уже пригласили сразу на несколько яхт, в том числе и на цетус «Мир», которым командует уже Саша Куликов, бывший наш старпом.
Мы обе разными яхтами добираемся до дома. А «Форвард», выйдя из Копенгагена, сразу ломает мачту.
Игон, наш старый датский приятель, берёт «Форвард» на буксир и тянет его до самого Колуннборга.
Только ошвартовавшись у стен пирса, Борис видит лежащую на земле мачту точно такого же профиля и такой же длины, будто для «Форварда» специально и предназначенную.
В прошлом году, после «Катти Сарка», «Форвард» зарулил в Колуннборг, к друзьям, которые уже трижды принимали его, как родного. Попали они в то время, когда яхт-клуб перестраивался, и все члены клуба принимали участие в субботнике. Ребята с Бориной команды, засучив рукава, впряглись в общую работу, проявив себя с очень неплохой стороны.
Надо ли сказать, что эта мачта, яко бы случайно здесь лежащая, не стала подарком от клуба?
Предчувствуя скорый развал пароходства, Борис попросил выдать бумагу на новую мачту, якобы её не дарят ему, а дают на время, т.с. чтобы дойти до дома.
И он был прав! Вернувшись домой, Борис не обнаружил в клубе «Новик». На вопрос: куда он делся? Новый директор клуба сообщил: «Руслан Иванов угнал его в Германию. Надо туда ехать и возвращать лодку назад». Тут же была создана команда из 4 яхтсменов – капитанов яхт. Если память мне не изменяет, в эту четвёрку входили кроме Бориса, Леонтьев Ратмир Константинович, Калинин Владимир Алексеевич, и Лукин Валерий Ильич. Были куплены билеты на теплоход N., идущий в Любек, по мнению директора клуба, где находился в данный момент «Новик».
У каждого в паспорте моряка стояли штампы этого т/х, с отметкой в должности: «капитан». Подходя к судну, Борис предложил пошутить: проходить на судно, предъявляя паспорт вахте, через промежутки времени по 5-7 минут. Так и сделали. Первый проходит с отметкой капитан судна N. Его приветствуют, в полусогнутом положении. И с удивлением спрашивают: «Вы наш новый капитан?» Ответ: «А вы разве не видите?». Через 5 минут второй проходит. Удивление ещё больше (в пол голоса второму вахтенному): «У нас идут сразу два капитана. Наверное, один туда поведёт, другой обратно». Но тут подходит третий. Вахтенный хлопает глазами, чешет затылок, и пожав плечами, молча пропускает. На четвёртом он уже не выдерживает: «Интересно, у нас в рейс идут одни капитаны, а матросы пойдут?» Что уж он спросил настоящего капитана, когда тот поднимался на собственное судно – история умалчивает.
Судно в Любеке. Наша четвёрка капитанов на «Новике. Но Руслан Новик не отдаёт, ссылаясь на какие-то документы. Неделю тянется игра «перетягивание каната». На «Новике» обнаруживается сын директора клуба. Значит директор сам заварил эту кашу и устроил показуху? В общем, прошло уже много времени, и я что-то могла забыть, а чего-то мне может знать и не надо было.  Капитаны вернулись в Питер. Борис накатал телегу на директора. Того посадили на время разбирательства, но через месяц выпустили. Это было началом развала БМП. «Новик» был первой ласточкой. За ним начали распродавать остальные лодки и весь клуб.
Нам предложили выкупить «Форвард». Тех денег, которые нам озвучили ни у кого из команды не было. В складчину народ брать отказался. Посовещавшись, решили, что я снова пойду в рейс, а Борис останется добиваться в судах пересмотра стоимости яхты, доказывая, что две третьих яхты – наша собственность: купленный на наши деньги такелаж, дельные вещи, финские лаки, краски, подаренные на регатах лемаровские лебёдки по 1200 $ каждая, паруса, пошитые Володей Васильевым, парусным мастером Клайпеды, да и Толей Коноваловым за наш счёт. Теперь и мачта уже не принадлежит БМП… Все чеки были собраны и представлены в судах.
А я ушла в новый рейс, на т/х «Киржач» Мурманского пароходства, который продлился почти 8 месяцев, откуда полетели домой мои письма, в последствии опубликованные сначала на «Проза.ру» под названием «Письма стюардессы», а потом и вошли в мой сборник морских рассказов.

Я не буду  здесь опубликовывать эти письма. Тот кто ими заинтересуется, может прочитать их отдельно.

Но... продолжение следует.

Уважаемые посетители моей  странички! Огромная просьба оставлять рецензию, ну или просто пару слов о прочитанном. Когда нет реакции, то нет и стимула писать. Будто пишешь в стол.


Рецензии