Малокартинье. Охота на слова

Говорят, что у этого слова – МАЛОКАРТИНЬЕ – есть автор. Это Валерий Иванович Фомин,   киновед и историк кино. Он доктор искусствоведения, действительный член киноакадемии «Ника», лауреат премий Союза кинематографистов и Гильдии киноведов и кинокритиков, автор книг по истории кино.  У слова ясный смысл, оба его корня хорошо воспринимаются без перевода, нужно только установить, по какому поводу оно появилось.

Итак, объединённый капиталистический Запад навязал нашему миру  через фашистскую Германию большую войну, которая началась задолго до нападения на СССР 22 июня 1941 года, потому к войне готовились и понимали, что не обойтись без пропаганды, цель которой - «пробуждение патриотизма, воспитание ненависти к врагу, внушение уверенности в победе». Кинематограф оказался частью этой пропаганды и уже в первые месяцы войны были  наскоро сняты и смонтированы короткометражные «Боевые киносборники» с лозунгом: «Победа за нами!»

В киноальманахи вошли  экранизация боевых эпизодов из сводок Совинформбюро, военные рассказы, документальные очерки, сатирические миниатюры и даже  концертные номера. «Боевой киносборник № 1» вышел на экраны 2 августа 1941 года, последний «Боевой киносборник № 12» — 12 августа 1942 года.

В декабре 1941 — январе 1942 года пятнадцать фронтовых операторов снимали на кинокамеры, как  Красная армия осуществила контрнаступление под Москвой. Из  отснятого материала режиссёры Леонид Варламов и Илья Копалин создали картину «Разгром немецких войск под Москвой», которая в 1943 году была удостоена премии «Оскар» за лучший документальный фильм.

«Разгром немецких войск под Москвой» стал первым фильмом, зафиксировавшим переломный момент в Великой Отечественной войне и показавшим всему миру мощь оружия советской армии. Впоследствии были сняты и другие документальные фильмы о подвиге советских воинов: «Сталинград» Л. Варламова, «В смоленском лесу» Г. Боброва, «Орловская битва» А. Софьина, «Битва за нашу Советскую Украину» и другие.

Ключевым фильмом о  крушении гитлеровского рейха  стал «Берлин» Юлия Райзмана. Операторы картины запечатлели штурм Рейхстага, разрушенный Берлин, подписание акта о капитуляции, а потом и Нюрнбергский процесс был в немалом объёме.

В начале ноября 1958 года в моём родном Кыштыме открыли новый кинотеатр «40 лет Октября», и одним из первых показали «На дорогах войны», киноповесть о военном операторе  Владимире Сущинском, но фильм был художественный, потому главный герой  - кинооператор Владимир Сушков (актёр Анатолий Кузнецов). На меня, одиннадцатилетнего,  работа оператора произвела большое впечатление, смерть ждала за каждым углом, за каждым поворотом, за каждой грудой битого кирпича от разбомблённых и расстрелянных домов, в свисте каждой пули, каждого снаряда. Горящие здания, голодные люди в подвалах. Сколько людей прошло по огненной земле — терпеливых, мужественных, молчаливых, и рядом с ними шагал человек с кинокамерой, он постоянно рисковал собою, чтобы запечатлеть массовый подвиг нашего народа.

«На дорогах войны» - художественный фильм.

В годы войны количество выпускаемых советскими киностудиями художественных фильмов снизилось. В 1943 году выпустили 26 художественных фильмов, а в 1945 году — 20 художественных фильмов. Но зато было много документальных.

Западные страны и прежде не очень охотно пропускали советскую кинопродукцию на свои экраны, а после войны идеологическое противостояние с западным миром возросло. Единичные советские фильмы имели успех за рубежом. Зато в СССР наше  кино было популярным, кинотеатры были заполнены до отказа, киноиндустрия приносила государству значительный доход.

В первые послевоенные годы наступил период, который исследователь кино В. И. Фомин назвал «малокартинье».  12 киностудий СССР выпускали не менее 20 художественных фильмов ежегодно, а потом их выпуск сократился до семи.

Начало «малокартинью» положила резолюция Оргбюро ЦК ВКП(б) от 7 апреля 1948 года следующего содержания:
«…тов. Суслову, с привлечением работников Министерства финансов, разработать вопрос о сокращении вдвое расходов по производству кинофильмов и мероприятиях по увеличению вдвое доходов от кино».

То есть применили чисто бухгалтерский поход. Кино должно приносить прибыль. На наших глазах при министре  здравоохранения (точнее – здравозахоронения) Татьяне Голиковой была уничтожена бесплатная медицина и некоторые небольшие города вообще лишились медицинских учреждений, были закрыты учебные заведения. А сейчас в связи со СВО на Украине остро не хватает врачей и медперсонала в полевых госпиталях.


В июне 1948 года этот курс на «малокартинье» был оформлен Постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) в июне 1948 года. В итоге с 1947 по 1953 годы число выпускаемых фильмов уменьшилось втрое: с 21 до 7. Министр культуры СССР Пантелеймон Пономаренко 6 июля 1953 года сообщал, что в связи с сокращением числа выпускаемых фильмов:
«…произошло недопустимое жанровое оскудение нашей кинематографии; в течение многих лет на экран не выпускалось ни одной комедии, ни одного музыкального фильма на современные темы, ни одного научно-фантастического фильма. За последние 5 лет выпущен только один спортивный фильм и два приключенческих».

«Малокартинье» не коснулось только киностудии Грузинской ССР, которая продолжала выпускать ежегодно по 2 — 4 фильма.

Ситуация по киностудиям союзных республик в 1946—1952 годах была следующей:
• Бакинская киностудия с 1945 года сняла два фильма «Аршин Мал-Алан» и Огни Баку;
• Ереванская киностудия за 8 лет сняла три картины;
• Алма-Атинская киностудия художественных и хроникальных фильмов за 1945—1952 годы сняла всего три фильма (включая ранее начатый «Джамбул»);
• Ташкентская киностудия за 1946—1953 годы сняла лишь 6 фильмов (в 1949—1951 годах не сняла ни одного);
• Ашхабадская киностудия после выпуска фильма «Далекая невеста» (1948 год) прекратила выпускать фильмы;
• Сталинабадская студия художественных фильмов после возвращения эвакуированных не сняла ни одного фильма;
• В Латвии сняли всего три фильма;
• «Беларусьфильм» сняла всего 4 фильма;
• В Литве, Молдавии и Киргизии запланированные киностудии созданы не были.

В период «малокартинья» советские фильмы поставлялись за рубеж. Так, в 1949 году советские фильмы показывали в 48 странах. Так, «Сказание о земле Сибирской» в 1949 году посмотрели 18 млн зрителей. Основным потребителем советских фильмов были социалистические страны. Так, в 1949 году советские фильмы занимали следующую долю национального кинопроката:
• Албания — 100 %;
• Северная Корея — 100 %;
• Монголия — 100 %;
• Болгария — 83 %;
• Румыния — 73 %;
• Венгрия — 65 %;
• Чехословакия — 45 %;
• Польша — 45 %;
• ГДР — 40 %.
Показывали советские фильмы в капиталистических странах, а также в их колониях. Так, в Бельгийское Конго было поставлено 32 фильма.

Малокартинье —это  термин, определяющий в советском кинематографе период примерно с 1943 по 1953 год .

Трудно жила страна  в первые послевоенные годы: войной были подорваны трудовые ресурсы, шло восстановление разрушенного войной хозяйства, а тут засуха 1946 года, она  дополнительно обострила проблемы с продовольствием, усилилось  противостояние  с западными странами, остро встал вопрос о  необходимости быстрого  создания ядерного оружия и  средств его доставки.

Предстояла работа по восстановлению нормальной работы в кинематографе. Нужно заметить, что выпуск кинокартин сильно сократился, на создателей кинопродукции  обрушился шквал критики, что кино  недостаточно отражает  советскую действительность.

Историко-биографические фильмы период «малокартинья» практически не затронул. В послевоенные годы видными режиссёрами были сняты следующие фильмы:
А. Довженко «Мичурин» (1949),
В. Пудовкин «Нахимов» (1950), «Жуковский» (1951),
Г. Козинцев «Пирогов» (1947), «Белинский» (1951),
Г. Рошаль «Академик Иван Павлов» (1949), «Мусоргский» (1950), «Римский-Корсаков» (1953),
И. Савченко «Тарас Шевченко» (1951), В. Корш-Саблин «Константин Заслонов» (1949),
Н. Санишвили «Давид Гурамишвили» (1946),
Р. Хамраев «Алишер Навои» (1948),
 Ю. Райзман «Райнис» (1949).

Многие из этих фильмов я помню ещё с детства, да и сегодня готов их смотреть. Это было качественное кино.

В те же годы был принят ряд постановлений о литературе, кинематографе и театре.

Период малокартинья связан одновременно с борьбой с космополитизмом в литературе  и искусстве.

Главной задачей правительства в этот период было добиться от авторов создания в художественных произведениях положительного героя нового общества. Считалось, что в советском обществе не может быть конфликта между героями положительными и отрицательными, а только между хорошими и отличными. Авторам предлагалось замечать «ростки будущего», развивать и укреплять их в своих произведениях, воспитывая тем самым советского зрителя.

Википедия указывает количество вышедших во всесоюзный прокат игровых художественных кинофильмов с 1937 по 1957 год.
• 1937 — 44 (54 полнометражных и 3 короткометражных)
• 1938 — 40 (41 полнометражный и 6 короткометражный)
• 1939 — 57 (54 полнометражных и 3 короткометражных)
• 1940 — 47 (41 полнометражный и 6 короткометражный)
• 1941 — 64 (37 полнометражных и 27 короткометражных)
• 1942 — 34 (28 полнометражных и 6 короткометражных)
• 1943 — 23 (19 полнометражных и 4 короткометражных)
• 1944 — 25 (24 полнометражных и 1 короткометражный)
• 1945 — 19 (все полнометражные)
• 1946 — 23 (все полнометражные)
• 1947 — 23 (все полнометражные)
• 1948 — 17 (15 полнометражных и 2 короткометражных)
• 1949 — 18 (все полнометражные)
• 1950 — 13 (12 полнометражных и 1 короткометражный)
• 1951 — 9 (5 спектаклей и 4 полнометражные) — пик малокартинья
• 1952 — 24 (23 полнометражных и 1 короткометражный)
• 1953 — 45 (41 полнометражный и 4 короткометражных) — кинопромышленность СССР вышла на довоенный уровень (1940) производства полнометражных художественных фильмов
• 1954 — 51 (44 полнометражных и 7 короткометражных)
• 1955 — 75 (66 полнометражных и 9 короткометражных)
• 1956 — 104 (98 полнометражных и 6 короткометражных)
• 1957 — 108 (98 полнометражных и 10 короткометражных)


Рецензии