Малокартинье. Охота на слова
Итак, объединённый капиталистический Запад навязал нашему миру через фашистскую Германию большую войну, которая началась задолго до нападения на СССР 22 июня 1941 года, потому к войне готовились и понимали, что не обойтись без пропаганды, цель которой - «пробуждение патриотизма, воспитание ненависти к врагу, внушение уверенности в победе». Кинематограф оказался частью этой пропаганды и уже в первые месяцы войны были наскоро сняты и смонтированы короткометражные «Боевые киносборники» с лозунгом: «Победа за нами!»
В киноальманахи вошли экранизация боевых эпизодов из сводок Совинформбюро, военные рассказы, документальные очерки, сатирические миниатюры и даже концертные номера. «Боевой киносборник № 1» вышел на экраны 2 августа 1941 года, последний «Боевой киносборник № 12» — 12 августа 1942 года.
В декабре 1941 — январе 1942 года пятнадцать фронтовых операторов снимали на кинокамеры, как Красная армия осуществила контрнаступление под Москвой. Из отснятого материала режиссёры Леонид Варламов и Илья Копалин создали картину «Разгром немецких войск под Москвой», которая в 1943 году была удостоена премии «Оскар» за лучший документальный фильм.
«Разгром немецких войск под Москвой» стал первым фильмом, зафиксировавшим переломный момент в Великой Отечественной войне и показавшим всему миру мощь оружия советской армии. Впоследствии были сняты и другие документальные фильмы о подвиге советских воинов: «Сталинград» Л. Варламова, «В смоленском лесу» Г. Боброва, «Орловская битва» А. Софьина, «Битва за нашу Советскую Украину» и другие.
Ключевым фильмом о крушении гитлеровского рейха стал «Берлин» Юлия Райзмана. Операторы картины запечатлели штурм Рейхстага, разрушенный Берлин, подписание акта о капитуляции, а потом и Нюрнбергский процесс был в немалом объёме.
В начале ноября 1958 года в моём родном Кыштыме открыли новый кинотеатр «40 лет Октября», и одним из первых показали «На дорогах войны», киноповесть о военном операторе Владимире Сущинском, но фильм был художественный, потому главный герой - кинооператор Владимир Сушков (актёр Анатолий Кузнецов). На меня, одиннадцатилетнего, работа оператора произвела большое впечатление, смерть ждала за каждым углом, за каждым поворотом, за каждой грудой битого кирпича от разбомблённых и расстрелянных домов, в свисте каждой пули, каждого снаряда. Горящие здания, голодные люди в подвалах. Сколько людей прошло по огненной земле — терпеливых, мужественных, молчаливых, и рядом с ними шагал человек с кинокамерой, он постоянно рисковал собою, чтобы запечатлеть массовый подвиг нашего народа.
«На дорогах войны» - художественный фильм.
В годы войны количество выпускаемых советскими киностудиями художественных фильмов снизилось. В 1943 году выпустили 26 художественных фильмов, а в 1945 году — 20 художественных фильмов. Но зато было много документальных.
Западные страны и прежде не очень охотно пропускали советскую кинопродукцию на свои экраны, а после войны идеологическое противостояние с западным миром возросло. Единичные советские фильмы имели успех за рубежом. Зато в СССР наше кино было популярным, кинотеатры были заполнены до отказа, киноиндустрия приносила государству значительный доход.
В первые послевоенные годы наступил период, который исследователь кино В. И. Фомин назвал «малокартинье». 12 киностудий СССР выпускали не менее 20 художественных фильмов ежегодно, а потом их выпуск сократился до семи.
Начало «малокартинью» положила резолюция Оргбюро ЦК ВКП(б) от 7 апреля 1948 года следующего содержания:
«…тов. Суслову, с привлечением работников Министерства финансов, разработать вопрос о сокращении вдвое расходов по производству кинофильмов и мероприятиях по увеличению вдвое доходов от кино».
То есть применили чисто бухгалтерский поход. Кино должно приносить прибыль. На наших глазах при министре здравоохранения (точнее – здравозахоронения) Татьяне Голиковой была уничтожена бесплатная медицина и некоторые небольшие города вообще лишились медицинских учреждений, были закрыты учебные заведения. А сейчас в связи со СВО на Украине остро не хватает врачей и медперсонала в полевых госпиталях.
В июне 1948 года этот курс на «малокартинье» был оформлен Постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) в июне 1948 года. В итоге с 1947 по 1953 годы число выпускаемых фильмов уменьшилось втрое: с 21 до 7. Министр культуры СССР Пантелеймон Пономаренко 6 июля 1953 года сообщал, что в связи с сокращением числа выпускаемых фильмов:
«…произошло недопустимое жанровое оскудение нашей кинематографии; в течение многих лет на экран не выпускалось ни одной комедии, ни одного музыкального фильма на современные темы, ни одного научно-фантастического фильма. За последние 5 лет выпущен только один спортивный фильм и два приключенческих».
«Малокартинье» не коснулось только киностудии Грузинской ССР, которая продолжала выпускать ежегодно по 2 — 4 фильма.
Ситуация по киностудиям союзных республик в 1946—1952 годах была следующей:
• Бакинская киностудия с 1945 года сняла два фильма «Аршин Мал-Алан» и Огни Баку;
• Ереванская киностудия за 8 лет сняла три картины;
• Алма-Атинская киностудия художественных и хроникальных фильмов за 1945—1952 годы сняла всего три фильма (включая ранее начатый «Джамбул»);
• Ташкентская киностудия за 1946—1953 годы сняла лишь 6 фильмов (в 1949—1951 годах не сняла ни одного);
• Ашхабадская киностудия после выпуска фильма «Далекая невеста» (1948 год) прекратила выпускать фильмы;
• Сталинабадская студия художественных фильмов после возвращения эвакуированных не сняла ни одного фильма;
• В Латвии сняли всего три фильма;
• «Беларусьфильм» сняла всего 4 фильма;
• В Литве, Молдавии и Киргизии запланированные киностудии созданы не были.
В период «малокартинья» советские фильмы поставлялись за рубеж. Так, в 1949 году советские фильмы показывали в 48 странах. Так, «Сказание о земле Сибирской» в 1949 году посмотрели 18 млн зрителей. Основным потребителем советских фильмов были социалистические страны. Так, в 1949 году советские фильмы занимали следующую долю национального кинопроката:
• Албания — 100 %;
• Северная Корея — 100 %;
• Монголия — 100 %;
• Болгария — 83 %;
• Румыния — 73 %;
• Венгрия — 65 %;
• Чехословакия — 45 %;
• Польша — 45 %;
• ГДР — 40 %.
Показывали советские фильмы в капиталистических странах, а также в их колониях. Так, в Бельгийское Конго было поставлено 32 фильма.
Малокартинье —это термин, определяющий в советском кинематографе период примерно с 1943 по 1953 год .
Трудно жила страна в первые послевоенные годы: войной были подорваны трудовые ресурсы, шло восстановление разрушенного войной хозяйства, а тут засуха 1946 года, она дополнительно обострила проблемы с продовольствием, усилилось противостояние с западными странами, остро встал вопрос о необходимости быстрого создания ядерного оружия и средств его доставки.
Предстояла работа по восстановлению нормальной работы в кинематографе. Нужно заметить, что выпуск кинокартин сильно сократился, на создателей кинопродукции обрушился шквал критики, что кино недостаточно отражает советскую действительность.
Историко-биографические фильмы период «малокартинья» практически не затронул. В послевоенные годы видными режиссёрами были сняты следующие фильмы:
А. Довженко «Мичурин» (1949),
В. Пудовкин «Нахимов» (1950), «Жуковский» (1951),
Г. Козинцев «Пирогов» (1947), «Белинский» (1951),
Г. Рошаль «Академик Иван Павлов» (1949), «Мусоргский» (1950), «Римский-Корсаков» (1953),
И. Савченко «Тарас Шевченко» (1951), В. Корш-Саблин «Константин Заслонов» (1949),
Н. Санишвили «Давид Гурамишвили» (1946),
Р. Хамраев «Алишер Навои» (1948),
Ю. Райзман «Райнис» (1949).
Многие из этих фильмов я помню ещё с детства, да и сегодня готов их смотреть. Это было качественное кино.
В те же годы был принят ряд постановлений о литературе, кинематографе и театре.
Период малокартинья связан одновременно с борьбой с космополитизмом в литературе и искусстве.
Главной задачей правительства в этот период было добиться от авторов создания в художественных произведениях положительного героя нового общества. Считалось, что в советском обществе не может быть конфликта между героями положительными и отрицательными, а только между хорошими и отличными. Авторам предлагалось замечать «ростки будущего», развивать и укреплять их в своих произведениях, воспитывая тем самым советского зрителя.
Википедия указывает количество вышедших во всесоюзный прокат игровых художественных кинофильмов с 1937 по 1957 год.
• 1937 — 44 (54 полнометражных и 3 короткометражных)
• 1938 — 40 (41 полнометражный и 6 короткометражный)
• 1939 — 57 (54 полнометражных и 3 короткометражных)
• 1940 — 47 (41 полнометражный и 6 короткометражный)
• 1941 — 64 (37 полнометражных и 27 короткометражных)
• 1942 — 34 (28 полнометражных и 6 короткометражных)
• 1943 — 23 (19 полнометражных и 4 короткометражных)
• 1944 — 25 (24 полнометражных и 1 короткометражный)
• 1945 — 19 (все полнометражные)
• 1946 — 23 (все полнометражные)
• 1947 — 23 (все полнометражные)
• 1948 — 17 (15 полнометражных и 2 короткометражных)
• 1949 — 18 (все полнометражные)
• 1950 — 13 (12 полнометражных и 1 короткометражный)
• 1951 — 9 (5 спектаклей и 4 полнометражные) — пик малокартинья
• 1952 — 24 (23 полнометражных и 1 короткометражный)
• 1953 — 45 (41 полнометражный и 4 короткометражных) — кинопромышленность СССР вышла на довоенный уровень (1940) производства полнометражных художественных фильмов
• 1954 — 51 (44 полнометражных и 7 короткометражных)
• 1955 — 75 (66 полнометражных и 9 короткометражных)
• 1956 — 104 (98 полнометражных и 6 короткометражных)
• 1957 — 108 (98 полнометражных и 10 короткометражных)
Свидетельство о публикации №223092501476