Глава 14. Типы учителей и как с ними сотрудничать?
ТИПЫ УЧИТЕЛЕЙ
При написании поставила перед собой задачу: задуматься над тем, кто мы есть и какие мы, учителя? Шалва Александрович Амонашвили учил нас, что воспитывают образы. Так какие образы мы закладываем в своих учениках, когда приходим в классы?
«УЧИТЕЛЬ-ЗАНУДА»
Учитель, наводящий скуку. Он не общается с учениками и родителями – он рассуждает. По сути, ему всё равно, что вы думаете о том, о чём он рассуждает, ибо учитель-зануда, каким бы странным это не показалось, обычно бывает прав. Он всегда оперирует фактами, излагая их до мельчайших подробностей. Он не преподаёт предмет, а скрупулёзно навязывает свои знания ученикам. Особенно трагичны бывают родительские собрания, если учитель-зануда берёт классное руководство. Эти собрания, как правило, скучны и неинтересны, а разговор обычно идёт об успеваемости, посещаемости, уроках, поведении или дисциплине. Договориться с учителем-занудой просто: стоишь, слушаешь, киваешь, соглашаешься. Только не вздумайте спорить с таким учителем: он подберёт все аргументы, добудет все факты и выложит вам со свойственной ему скрупулёзностью и мельчайшими подробностями. Учителя-зануды, как правило, профессионалы до мозга костей в том, что касается предмета. И, вы будете удивлены, но есть дети, как правило это отличники, которым такие учителя очень даже подходят. И работают такие учителя, опираясь на лучших учеников класса. Для них, в основном и работают. Потому что неслухи их будут страшно раздражать. Точно также, как и они неслухов.
«УЧИТЕЛЬ-ДЕМОКРАТ»
«Демократия — политическая система, в основе которой лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии».
Учитель-демократ работает по системе, в которой у всех равные права. И у ребёнка, и у учителя. Он любит дискуссии, разбирает поступки детей с той точки зрения, что всем должно было хорошо, но одно «хорошо» не должно мешать другому «хорошо». Учитель-демократ всегда говорит о правах ребёнка, но иногда за этим мало что стоит, а всё упирается только лишь в слова. Такой учитель будет с учениками на равных. Он не придумает свои правила – он позволит классу участвовать в планировании работы. Он будет обсуждать с учениками вопросы класса и будет прислушиваться к их мнению. Проблема учителя-демократа в том, что стараясь устоять на одной ступеньке с учениками, он рискует оказаться ведомым учениками.
То же самое происходит и с родителями, что иногда приводит к конфликтам. И когда нужно действовать в предлагаемых обстоятельствах, а у учителей часто так бывает, что решение нужно искать здесь и сейчас, учитель-демократ попадает в прострацию, боясь навредить одной из сторон и ища поддержку у администрации. Как правило, это мягкий и уступчивый учитель, который иногда делегирует свои полномочию родителям, а иногда детям. Есть опасность: потеря авторитета учителя. Но если учитель-демократ умный и тонко чувствующий человек, то его правление бывает очень даже удачным.
«УЧИТЕЛЬ – ДИКТАТОР»
«Человек, стоящий во главе диктаторского режима (см. диктатура), единоличный правитель государства, обладающий неограниченной властью и стоящий над законом. (переносн.) — жёсткий, авторитарный или тоталитарный руководитель, лицо, облечённое неограниченной властью в какой-либо области управления или хозяйства…»
Учитель-диктатор - ярый представитель авторитарной педагогики. Держит всё в своих руках. Знает всё про всех. Жёстко ведёт диалог, понимая, что власть находится в его руках. Основная задача учителя-диктатора – подчинение учеников. Он делает всё для того, чтобы мнение детей, а также мнение родителей полностью совпало с его мнением, единственно правильным. Нужно отдать должное учителю-диктатору: он всегда борется за справедливость. То есть, перед другими учителями и администрацией он будет защищать свой класс до последнего вздоха только потому, что он должен иметь лучший во всех отношениях класс. Учитель-диктатор идёт к поставленной цели и пути, которые он выбирает, не всегда нравятся тем, с кем он соприкасается. Он подавляет любой бунт и никогда не выносит сор из избы. Он заботлив, но забота продиктована желанием всё контролировать, поэтому ученики его скорее побаиваются, чем тянутся к нему душой. Родители, кстати, очень даже неплохо относятся к учителю-диктатору, потому что некоторым очень нравится, когда учитель держит детей в "ежовых рукавицах". Но при этом, родители не понимают, что ребёнку может быть очень больно и страшно, когда этими рукавичками учитель гладит их по голове...
«УЧИТЕЛЬ-КРИКУН»
Учитель-крикун – злой учитель. Не имея возможности аргументированно доказать свою правоту, учитель-крикун плохо контролирует свои эмоции и в порыве злости может запросто оскорбить ученика. Ученики иногда боятся его, иногда ненавидят. Повод для крика может быть совсем незначителен, а может быть и очень весомым. Как правило, за криком следует действие: наорал и тут же выгнал ученика из класса. Так ему проще будет работать. Учитель-крикун любит отличников и детей с примерным поведением. Раньше, в советское время, крик учителя был почти нормой, но сейчас, когда в школы пришли совершенно другие дети, они не хотят видеть перед собой кричащего учителя и, снимая учителей-крикунов на телефоны, выкладывают видео в социальные сети.
Суть: учитель кричит от своей беспомощности из-за отсутствия понимания природы ребёнка, своей некомпетентности, своего бессилия и распущенности.
Учителя-крикуны вредны для детей, ибо там где есть крик – мало души. Есть хорошая легенда о том, почему люди кричат друг на друга. А делают они это потому, что сердца этих людей находятся далеко друг от друга, и чтобы быть услышанным, нужно кричать. Если сердца рядышком, то можно говорить шёпотом.
Учителя-крикуна нужно пожалеть, потому что когда кричит, он выглядит ужасно. Мы с моей подругой, коллегой, Ириной Алексеенко на учительских семинарах проводили эксперимент: просили учителей кричать и с их разрешения делали фотографии. Результат превзошёл все ожидания: красивых и милых дам трудно было узнать.
Что делать, если учитель кричит на детей? Идти и говорить с ним! Немедленно! Сейчас же! Очень вежливо, деликатно, не опускаясь до выяснения отношений. ЭТО ЗАКОН: учитель не имеет права кричать на вашего ребёнка. Но, пожалуйста, помните, что целью вашего разговора с учителем должно быть понимание сути возникшего конфликта, а ни в коем случае ни его усугубление. Поэтому, перед разговором настройтесь на максимально спокойный тон, начните с того, что попросите учителя рассказать об успеваемости ребёнка, о его поведении. Потом объясните, что вы очень обеспокоены реакцией педагога и хотите знать причину крика.
Если боитесь идти и говорить с учителем-крикуном, можно написать ему письмо. Вот примерное содержание такого письма:
«Уважаемая Марья Ивановна!
Мы, родители 3 (3, 5, 10) класса обращаемся к вам за помощью и поддержкой. Речь идёт о том, что вы иногда позволяете себе кричать на детей, о чём мы узнали от самих ребят. Психологи утверждают, что если на детей кричать, то у них постепенно снижается самооценка, пропадает интерес к учёбе. Они чувствует себя некомфортно, поскольку крик никогда не способствовал сближению учителя и детей. Когда учитель кричит, детям не хочется открываться такому учителю, а при этом страдает не только самооценка ребёнка, но и усвоение материала. Крик – недозволенная реакция учителя, и у нас огромная просьба к вам, учителю, который так много делает для наших детей, контролировать свои эмоции и не срываться на крик.
Большое спасибо за понимание!
С уважением, ….."
Но, совет вам, дорогие родители: мы не ангелы, и да, когда детей тридцать, и это седьмой урок, то сдержаться, порой, трудно. А иногда дети провоцируют учителя на крик. В любом случае, чтобы не совершить ошибку, предпримите следующие шаги:
1. Выслушайте ребёнка и дайте понять, что вы будете на его стороне, если это правда.
2. Поговорите с учителем сразу же, как поступил сигнал от ребёнка, что учитель ЧАСТО кричит. Не обязательно на него - в классе.
3. Пообщайтесь с другими родителями класса, но не в общем чате, а лично, и выясните, так ли это?
4. Если разговор с учителем не помог, обратитесь к руководству школы.
«УЧИТЕЛЬ-СТРАТЕГ»
Учитель стратег всегда имеет свою систему. Он просчитывает все ходы, прежде чем что-либо предпримет. Он надёжен, воспринимает класс, как единый живой организм, где всё взаимосвязано. Он видит некую связь между всеми событиями в классе, считывает намерения и руководит всей деятельностью класса. Для него важен не только процесс, но и результат. Учитель-стратег всегда планирует свою деятельность, и если что-то идёт не по плану, он, просчитывая все возможные исходы, быстро перестраивает свою работу.
Он гибок.
Он видит проблему как бы со стороны.
Он прибегает к помощи родителей, делая их своими союзниками.
Он не идёт на конфликты и всегда ищет пути для того, чтобы их избежать.
Учитель-стратег всегда учится. Он – комбинатор. Но его стратегия иногда выстраивается исключительно на физическом уровне, ибо он не учитывает духовной природы ребёнка. За достижением цели он может не заметить боль ребёнка, его обиду, его отстранённость. С таким учителем довольно легко найти общий язык: он сделает всё, чтобы вам помочь, а если окажется неправ, быстро подкорректирует план. Учитель-стратег никогда не будет мстить: он умеет анализировать ситуацию и делать выводы. И если родители видят, что с ребёнком что-то происходит, и ребёнок оказывается в стороне, просто обратитесь за помощью к учителю. Результат не заставит себя долго ждать.
«ДОБРЫЙ УЧИТЕЛЬ»
Такого учителя любят дети, но не всегда принимают родители. Добрый учитель любит профессию и полностью ей отдаётся. Он любит детей. Он воспитывает учеников своей добротой. Не путайте понятия «добрый» и «добренький». Добрый учитель всегда поможет ребёнку и его родителям. Он будет болеть душой за каждого ученика. Он принимает все типы детей. Он умеет сострадать и сочувствовать. Для него не существует мелочей в учебно-воспитательном процессе, но на первое место он всегда ставит воспитание. Добрый учитель творит добро и, как правило, не ждёт за это никакой награды. Для него добрые поступки – это не что-то из ряда вон выходящее, а нечто обычное, повседневное дело. Дети тянутся к доброму учителю, желая поделиться самым сокровенным, хорошим и плохим, а порой и болью. Дети доверяют доброму учителю. К сожалению, добрый учитель иногда бывает слабым или безвольным. Внутренняя доброта не значит понимания конечной цели воспитания ребёнка. Такой учитель, без опоры на духовность, к сожалению, не взрастит человека, который будет преобразовывать мир.
«УЧИТЕЛЬ-ДЕМАГОГ»
«Демагог … не просвещает тех, кому говорит, а запутывает, отводит глаза и наводит на ложный след. Лишенный чувства ответственности, он не выясняет истинное положение дел и не объясняет его, а искажает так, как это ему нужно. Он не доказывает, а прельщает или пугает; он старается разбудить в душах чувство подозрения, обострить недоверие, вызвать непримиримую жадность и ненависть.
И. А. Ильин, «Демагогия и провокация», 1917
Учитель-демагог обычно льстит, обращаясь к эмоциям своих учеников. Учитель-демагог не ищет истину, или, скажем, справедливость. Он считает, что только его мнение является верным и только его аргументы весомы. Тактика учителя-демагога – в назидательных дискуссиях, где ученик практически не имеет права выразить своё мнение. А если ученик осмеливается высказать то, что ему не нравится, то учитель-демагог ему целенаправленно доказывает, что он не прав. Иногда такой учитель может солгать с одной единственной целью: доказать свою правоту.
Достигнуть какого-то компромисса с демагогом-учителем можно только тогда, когда вы согласитесь с его доводами. Такой учитель, разбирая какой-либо совершённый поступок, как правило, касается не самого поступка, а личности ребёнка, что в корне неверно, ибо нет плохих детей - есть его плохие поступки. Мой большой друг и учитель, Алексей Бабаянц, говорит, что для самого сложного ребёнка, самого трудновоспитуемого, работает одно правило: взрослый, будь то учитель, или родитель, должен сказать ему: "Я люблю тебя. Но мне не нравится твой поступок". Учитель демагог так не скажет никогда. За желанием быть всегда правым он не заметит личности ребёнка.
Учитель-демагог никогда не оскорбит ни ребёнка, ни родителей, но и тепла не подарит. Он докажет самому себе, что любовь в его профессии - не главное. Главное - научить. Душа для него - это то, что нельзя потрогать. Это то, что не в ходит в сферу его интересов и деятельности.
УЧИТЕЛЬ «САМОХВАЛОВ».
Помните героя из фильма Рязанова «Служебный роман»? Вот и среди учителей есть те, кто расхваливает себя, тем самым поднимая свою и без того высокую самооценку. Им совершенно безразличны другие люди: дети, ученики, родители. Такие учителя бывают диктаторами по натуре и, казалось бы, успешны в своей профессиональной деятельности. У них есть любимчики. Как правило, это те дети, которые превозносят «Самохвалова», создавая ему авторитет. Со слабыми учениками ему работать неинтересно. «Самохваловы» отыгрываются на детях, если родители не выказывают уважение к ним должным образом. Они саркастичны, способны унизить или оскорбить ребёнка. Почти всегда говорит плохо о коллегах.
Беда в том, что такие учителя само утверждаются за счёт других учителей, родителей и даже за счёт учеников.
Есть хорошая пословица, которая очень точно описывает данный тип учителей: "Всегда говорите о себе хорошо. Источник забывается - информация остается".
УЧИТЕЛЬ "РАВНОДУШНЫЙ".
Антон Павлович Чехов сказал, что «равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть». Я бы назвала такого учителя иначе: «урокодатель». Это учитель, которому абсолютно всё равно, что происходит с ребёнком здесь и сейчас. Ему неважно, что будет происходить с ребёнком после его урока, и с чем он пришёл на урок. Ученик должен иметь всё необходимое для урока, быть подготовленным, знать чуть больше программы и тогда «равнодушный» будет к нему благосклонен.
«Равнодушный» провёл урок, возможно технически грамотный, выстроенный по всем правилам построения урока, и ушёл. Его больше ничего не волнует. Он ставит двойки, пишет родителям письмена, совершенно не задумываясь о том, что будет с ребёнком. Это, на мой взгляд, самый страшный тип учителей, работающих в школе. От таких учителей нужно как-то освобождать детей, хотя сделать это очень сложно: именно равнодушие толкнёт их в суд, в другие инстанции, где он будет отстаивать до конца свою правоту. Равнодушие калечит детские души больше, чем занудство и диктаторство. Такой учитель никогда не разглядит в ребёнке «искру Божью» и не будет для него проводником. Одна радость, что дети быстро считывают равнодушие и защищаются, как могут.
УЧИТЕЛЬ "ГУМАННЫЙ"
Для того, чтобы раскрыть этот тип учителя, нужно раскрыть смысл слова «гуманный». Часто люди ошибочно полагают, что Гуманный – это человечный. Так оно и есть, если перевести это слово с латинского языка. В контексте гуманной педагогики ГУМАННЫЙ – человек, ищущий связь с Богом. И если учитель видит в ребёнке Божественное начало, если он является для ученика проводником, если он включает Свет в душе ребёнка, формирует не его навыки, а его личность и мировоззрение – он гуманный учитель. Ни для кого не секрет, что существует некая система жизненных ценностей, без которых ребёнку, да и взрослому, просто не выжить в этом мире. Попросту говоря: нет стержня – человек сломлен. Гуманный учитель направляет ребёнка на созидание и творчество, видит в нём личность, уважает его право выбирать и помогает родителям формировать этот самый духовный стержень. Ребёнок хочет идти на урок к такому учителю, потому что он знает: его не обидят и не оскорбят, в нём увидят личность и в него верят. Именно вера в Высшее начало, вера в ребёнка, в силу гуманной педагогики, в себя и составляют понятие «гуманный учитель».
УЧИТЕЛЬ "ИДЕАЛЬНЫЙ"
Не ищите таких учителей: скорее всего, их просто не существует. Идеальный учитель – понятие относительное, и есть масса примеров, когда для одних детей одного класса учитель был почти что идеалом, а другие требовали его заменить.
Дорогие друзья! Если у вас есть что-то предложить - пишите! Принимаю всё, и поправки тоже. Если вы узнали себя - это всего лишь повод задуматься и что-то в себе изменить.
Свидетельство о публикации №223092501499